РОЛЬ ПЕЙЗАЖНЫХ КАРТИН В БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ

Research article
Issue: № 6 (6), 2012
Published:
2012/11/30
PDF

РОЛЬ ПЕЙЗАЖНЫХ КАРТИН В БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ

Научная статья

Гареева Г.Н.

Профессор, доктор филологических наук, Башкирский государственный университет

Аннотация

Описание пейзажных картин, окружающей среды в произведениях башкирских писателей выполняют активную экспрессивно-психологическую функцию, изображение различных состояний природы дается в тесной связи с душевным состоянием персонажа в данный момент, помогает раскрыть оттенки его настроения. Чаще всего пейзаж гармонирует с внутренним состоянием персонажа, выступает своеобразной параллелью переживаниям, становится отзывчивым к чувствам героя. В определенных психологических ситуациях писатели подчеркивают также контраст между объективным состоянием пейзажа, например, красивой ночной природой и искаженным восприятием ее героями. Пейзажным картинам может соответствовать и более глубокое, философски значимое содержание.

Ключевые слова: пейзаж, картины природы, душевное состояние персонажа, гармония, контраст, эстетическое воздействие, смысловая нагрузка, окружающий фон, своеобразная параллель, оттенки настроения.

Keywords: landscape, pictures of nature, the state of mind of the character, harmony, contrast, aesthetic impact, meaning, the surrounding background, a kind of parallel shades of mood.

Описание пейзажных картин, окружающей среды в произведениях башкирских писателей выполняют активную экспрессивно-психологическую функцию, изображение различных состояний природы дается в тесной связи с душевным состоянием персонажа в данный момент, помогает раскрыть оттенки его настроения. Чаще всего пейзаж гармонирует с внутренним состоянием персонажа, выступает своеобразной параллелью переживаниям, становится отзывчивым к чувствам героя.

В башкирском фольклоре часто встречаются пространные описания пейзажных картин, где воспевается красота родной земли, косвенно выражается чувство гордости, любви повествователя к изображаемому объекту. В последующем, в прозаических жанрах башкирской литературы описания картин природы давались, в основном, изолированно, не служили передаче душевного состояния персонажа.

В башкирской прозе впервые в рассказе «Философия Тимеркая» (1924) Д.Юлтыя пейзаж дается в восприятии персонажа, гармонирует с его душевным состоянием. На фоне природы рельефнее отражается безрадостная жизнь Тимеркая. Более пространные описания природы в восприятии персонажа: роль цвета, окраски предметов окружающей среды, пейзажных зарисовок, соответствующих настроению персонажа, встречаются в повестях И.Насыри. В благодушном, радостном состоянии Шарафи («Побежденный омут»,1937) любуется красотой реки, описание природы гармонирует с его настроением. А когда оно испорчено, Шарафи не в состоянии замечать эту красоту. Пейзаж принимает противоположную своему объективному состоянию окраску. В повести «Сибай»(1931) Сибай остро переживает случившееся несчастье с Хасаном, стыдится за свое бездействие. В таком состоянии окружающая среда воспринимается героем искаженно, ему кажется, что все вокруг осуждает его, отворачивается от него.

В последующий период развития литературы мастерство писателей в описании картин природы совершенствуется, появляются новые средства выражения, точнее, глубже отражающие душевные переживания субъекта восприятия. Так, в романе Ш.Биккула «Мы ещё поживём» внешний предметный мир в особом психологическом состоянии персонажа воспринимается с определенным оттенком. Неодушевленный предмет приобретает свойство одушевленного, «одухотворяется» с тем, чтобы точнее, ярче передавать душевное состояние персонажа. Иршат спешит домой, к родному Карамалы. «Деревня Карамалы своим дыханием тянет меня к себе, говорит: «Возвращайся скорее!». Деревня субъективно воспринимается и эмоционально переживается героем. Описание внешнего вида деревни является опосредованным проявлением душевного состояния Иршата. Достигается эмоционально-экспрессивная связь между внутренним порывом героя и внешней средой, гармония между внутренней жизнью и внешним миром.

Контраст между объективным состоянием пейзажа, красивой ночной природой и искаженным восприятием ее Ильгизом в «Горе» Р.Султангареева выявляет испорченное из-за аварии настроение героя: «Кругом все тихо, только звезды издевательски мерцают». В повести «Белый подснежник» того же автора картины природы, окружающая среда, данные в восприятии Раи, носят психологическую нагрузку, раскрывают разнообразные оттенки настроения девушки. Скрытое душевное движение путем сопоставления с картинами природы получает более яркое выражение, конкретизируется. В повести преобладает общий светлый фон, гармонирующий с переживаниями героини: весна, пробуждение всего живого и зарождение большого чувства в душе Раи, ожидание праздника и праздник в душе девушки, белые подснежники, ставшие толчком к внутреннему движению и чистый душевный порыв героини. «Лучи весеннего солнца, подобны стрелам, готовым устремиться в разные стороны, прикреплены к краям небесного купола» – в этой пейзажной картине вместе с ее эстетической ценностью содержится и психологический подтекст, намек на душевное состояние Раи. Чувства и переживания девушки, готовые просочиться наружу, до поры до времени сдерживаются.

В таких пейзажных картинах, кроме эстетической нагрузки, таится и более глубокая смысловая нагрузка. Читатель должен активизировать свое внимание, чтобы определить, что же таится между этими строками: «Нещадно жарит полуденное солнце…Жаркий воздух затрудняет дыхание. Он до того сух, что, кажется, чиркни спичкой – и вспыхнет все мироздание». На этом фоне идут боевые действия в романе Д.Исламова «Дорога Москвы». Окружающая среда созвучна с картиной нещадного наступления фашистских войск, с их стремлением задушить дивизию Богданова, с напряженным до предела душевным состоянием советских солдат.

«Только что зелёный мир превратился в белый. Деревья покрыты толстым слоем мокрого снега. Ветки молодой берёзы сгибались, словно говоря, что пока терпим, но если еще немного добавите, то не выдержим, сломаемся» («Гора»). Образный смысл этой пейзажной картины намекает на тяжесть обиды в душе Ильгиза.

Картины природы в повести А.Хакимова «Байга» выступают своеобразной параллелью душевному состоянию героя: знойный летний день, наполненная ожиданием дождя земля, вся окружающая природа и крайне напряженное состояния героя. Читатель сам должен выявить эстетическую и смысловую нагрузку, возложенную на описание состояния природы. То же самое и в романе «Дорога Москвы». Картиной окружающей природы, чистоты, свежести, красоты летней зари писатель стремится ярче оттенить всю трагичность, жестокость внезапно ворвавшейся войны.

Пейзажная картина может служить намёком на предстоящие события. «А к рассвету поднялся ветер, затянуло небо черными тучами, тень легла на горы и долины» («Синий шатер», Ш.Янбаев) . Спустя некоторое время после описания этой картины, происходит драка между Солнцевым и Сабировым и тяжёлый неприятный разговор Сынтимира с Мансуром. В повести «Долгое-долгое детство» М.Карима окружающий фон «и позади обоих – тёмный грозовой край неба» намекает на страшный исход события – на самосуд над Самигуллой, предшествует по времени наступлению трагического финала.

Пейзажным картинам может соответствовать и более глубокое, философски значимое содержание. В повести «Гора» Р.Султангареева звеном, связывающим все компоненты, части произведения, выступает гора, которая способствует более глубокому раскрытию духовного мира героя. В ней выражается ключевая идея произведения. Гора в повести является олицетворением жизненного испытания. Такую же весомую в идейно-эстетическом отношении нагрузку несут в себе образы шатра, белого оленя в романах Ш.Янбаева и Н.Мусина и др.

Список литературы / References

1. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд-е 4-е. –М.: Худож. лит., 1977. – 446 с.; Лев Толстой как художник (4-е изд-е). –М.: Худож. лит., 1978. -581 с. Горизонты художественного образа. 2-е изд,, доп. –М.: Худож. лит., 1986. -439 с.; Познание литературы и искусства: Теория. Пути современного развития / АН СССР. –М.: Наука, 1987.-575 с.

2. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. –СПб.: Алатейя, 2001. -566 с.

3. Синенко В.С. Внутренняя организация художественного произведения: Уч. пособие. –Уфа: Изд-во БГУ, 1984. -79 с.

4. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста: (На материале русской поэзии). Уч. пособие для пед. ин-тов. –М.: Высшая школа, 1989. -134 с.

References