KAZAN TEACHER YAKIM ALEXANDROV – CRITIC OF CHEKHOV A.P.

Research article
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.48.098
Issue: № 6 (48), 2016
Published:
2016/06/17
PDF

Ершова А.А.

Аспирант, Казанский федеральный университет

КАЗАНСКИЙ ПЕДАГОГ ЯКИМ АЛЕКСАНДРОВ – КРИТИК ТВОРЧЕСТВА А.П. ЧЕХОВА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы рецепции личности и творчества А.П. Чехова казанским педагогом первой половины XX века Якимом Александровым. Анализируются отдельные аспекты преподавания  литературы в казанской гимназии. Актуализируются конкретные моменты восприятия художественных произведений писателя критиком, что является  примером того, что в Казани к А.П. Чехову был неподдельный интерес различных слоев населения: от рядового читателя до профессиональных литературных критиков.

Ключевые слова: рецепция, Чехов, Александров, Казань, критика.

Ershova A.A.

Postgraduate student, Kazan Federal University

KAZAN TEACHER YAKIM ALEXANDROV – CRITIC OF CHEKHOV A.P.

Abstract

The reception of the Chekhov’s person and works by Kazan teacher of the first half of XX century Yakim Alexandrov is considered in article. Analyze individual aspects of teaching literature in Kazan gymnasium. Actualizes specific points of perception of writer’s literary works. This is an example of the fact that in Kazan was a genuine interest to Chekhov in the various sectors of the population: from the ordinary reader to professional literary critics.

Keywords: reception, Chekhov, Alexandrov, Kazan, criticism.

Казань начала XX века занимала одно из центральных мест в культурном пространстве России. В городе было несколько профессиональных театров, включая старейший казанский Городской театр, в стенах которого начал свой творческий путь актер Василий Иванович Качалов. Развивались и театр любительский, и кинематограф. Выходило в свет несколько периодических изданий, крупнейших в Поволжье, таких как «Казанский телеграф», «Камско-Волжская речь», «Казанский вечер», «Казань», «Казанское слово» и др. В настоящее время  именно газеты являются бесценным источником информации по вопросам, касающимся театра и литературы.

На страницах казанских газет регулярно публиковались материалы, освещающие те или иные аспекты культурной жизни города. Помимо критических статей профессиональных критиков, таких как А. Уманьский, Н.Ф. Юшков, В. Самсонов, печатались и отклики Якима Александрова, учителя с активной гражданской позицией, уважаемого в Казани педагога, поднимающего в публикациях проблемные вопросы образования и литературы, культуры и искусства.

Я.А. Александров родился 8.09.1877 года. Это был человек, прошедший долгий путь к получению образования и имевший большой и разнообразный опыт преподавания, отмечает в своей статье Т.А. Магсумов [7, С. 117].

Я.А. Александров был инспектором Казанской торговой школы со дня ее основания (1910 год), там же он преподавал русский язык и коммерческую географию. Параллельно с основной работой он преподавал в частной женской гимназии Л.П. Шумковой. К сожалению, в 1913 году он тяжело заболел, по этой причине в 1914 году был вынужден уйти из гимназии, где проработал десять лет.

В 1915 году газета «Камско-Волжская речь» сообщала, что 22 февраля гимназия Л.П. Шумковой чествовала своего бывшего преподавателя словесности и педагогики Я.А. Александрова. На квартиру к педагогу пришел педагогический персонал гимназии, ученицы и представители Общества вспомоществования бедным ученицам гимназии, которое Я.А. Александров организовал и был там долгое время секретарем правления. Представители педагогического персонала А.Р. Овчинников, А.П. Бунина и М.П. Маркачев прочитали заранее подготовленные слова. Примечательны  следующие: «На своем учительском знамени Вы ярко начертали прекрасный девиз: «Настоящее счастье детей – основа будущего счастья, счастья взрослых людей». И Вы всеми силами творили это настоящее детское счастье на Ваших уроках, научно-литературных чтениях, литературно-музыкальных вечерах, в образовательных прогулках и путешествиях.

В Вашу творческую работу постоянно проникало сознание, что Вы воспитываете «женщину, главную воспитательницу человека», это особенно сильно сказалось на Ваших литературных беседах, рефератах и педагогических конференциях» [5].

Действительно, Я.А. Александров был учителем творческим, уделяющим огромное внимание заботе о душе подрастающего поколения, о нравственности. Он видел в своей работе глубокое предназначение и стремился к тому, чтобы воспитать достойное поколение. Оценки за знания при этом не играли первостепенной роли, гораздо важнее было духовное развитие учеников.

Я.А. Александрову по его мировосприятию и мировоззрению из русских писателей был, очевидно, близок А.П. Чехов. Это можно понять, исходя из многочисленных публикаций Я.А. Александрова на страницах казанских газет. Писал почтенный казанский учитель не только собственно о литературе, но и о различных аспектах так или иначе связанных с жизнью писателя или с его художественным наследием, Я.А. Александров был также активным зрителем казанского Городского театра, что также можно проследить по его публикациям.

В 1912 году в газете «Камско-волжская речь» было опубликовано несколько обширных материалов, посвященных чахотке и борьбе с этим заболеванием. Цикл статей был приурочен ко дню «Белого цветка» (в 1912 году проводился первый раз – 20 апреля), который был посвящен широкой пропаганде общественной борьбы с чахоткой. Этот день отмечался не только в России, но и в других странах (Португалия, Швеция, США и др.). В нашей стране «туберкулезный» день был учрежден Всероссийской лигой для борьбы с туберкулезом по инициативе доктора А.А. Владимирова (Петербург). Я.А. Александров не остался в стороне от данной проблемы, касающейся и русских писателей. Для № 100 газеты «Камско-волжская речь» он готовит статью «Чахотка в жизни русских писателей». Вот что пишет Я.А. Александров об А.П. Чехове: «Чехов, милый, близкий нам Чехов, которого русские читатели любили исключительной, нежной любовью. Оба они (Белинский и Чехов. Прим. Ершова А.А.)   выхвачены из жизни страшным недугом – чахоткой, не успев передать нам своего великого душевного богатства: глубоких мыслей, гуманных чувствований, изящных настроений. Один не дождался великого освобождения рабов, другой – первого русского парламента; а как бы они радовались вместе с живущими свидетелями первых дней свободы!..» [3]. Здесь важны не столько слова о борьбе с чахоткой, сколько рецепция творчества и личности А.П. Чехова незаурядным казанским учителем. Действительно, Я.А. Александров по-особенному относится к А.П. Чехову, считая писателя глубоко мыслящим человеком, высоконравственным. Более того, он не возносит писателя до недостижимых высот, а, наоборот, ставит его в один ряд со всеми жителями России, вместе с которыми А.П. Чехов радовался бы. Для педагога писатели – это люди, служащие на благо общества, призванные сделать жизнь лучше, духовно чище. Я.А. Александров с сожалением отмечает, что много талантливых писателей и критиков погубила чахотка. Одну из причин ее возникновения он видит в условиях жизни русских писателей, которые редко бывают благополучными. Писателям приходится «гибнуть в погоне за куском хлеба», но корень зла учитель видит в том, что народ не понимает необходимости борьбы с чахоткой. Только когда народ осознает это, можно будет что-то изменить.

В десятые годы XX века в Казани стали популярны спектакли-лекции. Можно предположить, что идея такого рода вполне могла принадлежать учителю-энтузиасту Я.А. Александрову. Тем более, именно он часто выступал в роли лектора перед спектаклями. Так, перед юбилейным спектаклем в Новом клубе в Казани в день десятилетней постановки «Вишневого сада» 14 января 1914 года Я.А. Александров прочел лекцию «Именины А.П. Чехова», текст которой был опубликован накануне в газете «Камско-Волжская речь» [1], а позже попал в интересную книгу, выпущенную типографией Я.Н. Подземского и собранную из публикаций Я.А. Александрова  [4, C. 27 –39].

Я.А. Александров в своей лекции рассказал слушателям о Московском художественном театре, о работе с ним А.П. Чехова, о тонкой и чувствительной душе писателя.

После спектакля-лекции вышла в печать заметка, в которой В.С. (В. Самсонов) написал положительный отзыв о лекции и спектакле: «Перед началом спектакля Я.А. Александров произнес глубоко-прочувственное слово, посвященное памяти А.П. Чехова, как писателя и человека. Многочисленная публика наградила лектора шумными, долго не смолкавшими аплодисментами» [6]. Небольшая рецензия В. Самсонова позволяет сделать вывод о том, что Яким Александров (да и не только он, но и казанская публика в целом) относился к А.П. Чехову не только как к создателю талантливых художественных произведений, но и как к человеку, такому же, как и все остальные.

Спектакли-лекции необычайно любопытное явление для литературной Казани десятых годов XX века, да и в целом для театра. Они носили просветительскую функцию. Зритель не просто шел в театр на тот или иной спектакль, но знакомился с некоторыми аспектами создания пьесы или с отдельными моментами биографии писателя. Идея предположительно состояла в том, чтобы зритель имел возможность глубже понять пьесу, замысел автора, проникнуться атмосферой театра и литературы.

Театр всегда волновал ум Я.А. Александрова, и не только казанский. Например, в феврале 1914 года он пишет большой материал о Московском художественном театре, называя его «Домом Чехова», который в короткое время вырос в крупное культурно-общественное явление. Особо отмечает  постановку «Чайки» А.П. Чехова [2].

Интересно, что в ходе исследовательской работы не были обнаружены афиши и объявления, свидетельствующие о том, когда В.Ф. Комиссаржевская играла в чеховских спектаклях на казанской сцене. Но сохранилось уникальное издание Я.А. Александрова «Чайка русской сцены», на страницах которого автор вспоминает спектакль «Дядя Ваня» на сцене казанского Городского театра, в котором ему удалось видеть чудесную игру В.Ф. Комиссаржевской: «Пишущему эти строки никогда не забыть заключительной сцены «Дяди Вани». Среди тишины, благоговейно охраняемой зрительным залом, ставшим на этот момент храмом любви и милосердия и страдания, слышится чарующий, дивный голос Сони Комиссаржевской. Ничего подобного после не пришлось слышать. Такого голоса у обыкновенных людей не бывает…Слезы, очищающие, хорошие слезы, застилали глаза…» [4, С. 9].

Стоит сказать, что Я.А. Александров подчеркивает гениальность В.Ф. Комиссаржевской именно в контексте пьес А.П. Чехова. Вот, например, еще один фрагмент: «Белая, прекрасная Чайка, носясь над морем Жизни, она залетала и в наш город – рассказать нам о царстве Мечты, о стране Идеала, об исканиях Ибсена и Метерлинка, о слезах Чехова и страданиях своего сердца, исполненного любовью к людям и миру»  [4, С.5]. Я.А. Александров отмечает, что не всегда казанский зритель понимал артистку, не всегда слушал ее. А в последний раз она была в Казани летом 1909 года. А Я.А. Александрову также вспоминается ее роль в «Чайке» на казанской сцене: «вспоминается худенькая девушка, с бледным личиком, с большими страдальческими глазами. Речь трепетная, идущая к сердцу. «Я – Чайка!.. И да поможет Господь всем бесприютным скитальцам!»» Я.А.Александром подчеркивает, что в этой роли передана жизнь самой В.Ф. Комиссаржевской «ее скитания, нимб славы и внезапное исчезновение в темноту» [4, С. 8].

В газете Камско-Волжская речь был опубликован фельетон «Трагедия маленького человека» за подписью «Преподаватель». Автором фельетона вполне мог бы быть Я.А. Александров. К такому предположению мы приходим, проанализировав использованные лексические и синтаксические  средств языка, характерные для публицистических материалов Я.А. Александрова; также в тексте фельетона присутствуют ремарки к творчеству А.П. Чехова, одного из любимых писателей Якима Александрова; характер содержания фельетона: начинается с описания жизни одного конкретного преподавателя – автора, а потом как будто превращается в абстрактный рассказ о случае из жизни учителя.

Учитель из фельетона идейный преподаватель: «детей не «учить» надо, а с детьми надо жить. Жить миром их интересов, знать их душу…» [8]. Это так похоже на отношение к своей работе Я.А. Александрова, считавшего, что душа важнее, чем уроки грамотности, что на учителя возложена важная миссия – воспитать Человека. Преподаватель пишет, что он работал в женской гимназии, Я.А. Александров тоже работал в женской гимназии и все отмечали его талант в воспитании девочек, что же пишет автор фельетона: «Ведь девочки – тоже дети; ведь они тоже требуют ласки, дружбы, теплого слова?!» [8].  Автор приводит в качестве примера ситуацию нелицеприятную, когда его доброе отношение к ученицам восприняли как нечто грязное и низменное. Конечно, это возмутило педагога.

Что касается «намеков» на А.П. Чехова, то появляются они в рамках разговора о методах преподавания в гимназии, вот что пишет автор фельетона об учителях, преподающих без души: «Посмотришь, закупорился человек в свой футляр, отгородился от детей прочной стеной «принятой корректности» и пошел верным путем к «статскому» и теплому местечку иль крестишку. Все-то считают его «почтенным», серьезным и даже дельным, что с того, что от него детские души замкнулись, ушли в себя, что он их не понимает, не знает. Было бы все «как следует» [8]. Здесь внимательный читатель видит явные чеховские мотивы – футлярность человека, закрывшегося от всего мира и пытающегося жить по жестким правилам, которые кажутся ему единственно верными.

Есть еще один важный момент в рассматриваемом нами фельетоне – ученица задает преподавателю вопрос о герое драмы А.П. Чехова «Иванов», а это значит, что уже в 1911 году в Казани ученицы одной из женских гимназий читали чеховского «Иванова». И, конечно, предполагаем, что именно Я.А. Александров мог быть тем самым учителем, предложившим читать «Иванова» в гимназии.

Итак, Яким Александров был педагогом с высоконравственными взглядами на воспитание подрастающего поколения, преданным читателем книг А.П. Чехова и почитателем таланта писателя. Публикации Я.А. Александрова позволяют проследить специфику восприятия личности и творчества А.П. Чехова казанским читателем и зрителем.

Литература

  1. Александров Яким. Именины А.П. Чехова. *Отрывки из лекции перед сегодняшним юбилейным спектаклем в Новом театре  // Камско-Волжская речь. – Казань, 1914.  – № 13.
  2. Александров Яким. Московский художественный театр // Камско-Волжская речь. – Казань, 1914. – № 29.
  3. Александров Я. Чахотка в жизни русских писателей // Камско-Волжская речь. – Казань, 1912.  – № 100.
  4. Александров Я.А. Чайка русской сцены. Театрально -литературные очерки. Страницы из истории культурных исканий и лучших порывов. – Казань. Типография Я.Н. Подземского, 1914. – С. 27 – 39.
  5. Б.П. В гимназии Л.П. Шумковой // Камско-Волжская речь. – Казань, 1915. – № 47.
  6. В.С. (В.Самсонов) Театр и музыка. О вечере памяти А.П. Чехова // Камско-Волжская речь. – Казань,  1914. – № 15.
  7. Магсумов Т.А. Я.А Александров – инспектор Казанской торговой школы // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. –№11–С.117-118 URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=2387 (дата обращения: 31.01.2016).
  8. Преподаватель. Фельетон. Трагедия маленького человека. (Из жизни) // Камско-Волжская речь. – Казань, 1911. – № 265.

 References

  1. Aleksandrov Yakim. Birthday party of A.P. Chekhov. * Excerpts from a lecture before today's anniversary performance at the New Theatre // Kama-Volzhskaya speech. – Kazan,1914. – № 13.
  2. Aleksandrov Yakim. Moscow Art Theatre // Kama-Volzhskaya speech. – Kazan,1914. – № 29.
  3. Aleksandrov Y. Сonsumption in the life of Russian writers // Kama-Volzhskaya speech. – Kazan, 1912. – № 100.
  4. Aleksandrov Y. Seagull of Russian scene. Theatre - literary essays. Pages from the history of searches and better cultural impulses. Kazan: Printing Y.N. Podzemskogo, 1914. – P. 27 - 39.
  5. Unknown author. In high school, L.P. Shumkova // Kama-Volzhskaya speech. – Kazan, 1915. – № 47.
  6. V.S. (V.Samsonov) Theater and music. On the evening of memory A.P. Chekhov // Kama-Volzhskaya speech. – Kazan, 1914. – № 15.
  7. Magsumov T.A. Y.A. Alexandrov - Kazan Inspector trade schools // International journal of experimental education. – 2011. – №11-S.117-118 URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=2387 (reference date: 01.31.2016).
  8. Theacher. Feuilleton. The tragedy of the little man. (From life) // Kama-Volzhskaya speech. – Kazan, 1911. – № 265.