History of geological exploration and development of Spitzbergen's coal deposits in the early 20th century

Research article
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.144.158
Issue: № 6 (144), 2024
Suggested:
18.04.2024
Accepted:
05.06.2024
Published:
17.06.2024
125
2
XML
PDF

Abstract

The exploration and development of the Arctic North is one of the priority tasks of modern science and economy. The article describes the history of geological exploration and development of coal deposits of the Spitzbergen archipelago in the late XIX – early XX century by Norwegians, Swedes, British, Americans, Dutch and Russians. The historical review analyses domestic and English-language literary sources of that time as well as modern ones covering the problems of the coal industry of the archipelago. The classic work summarizing the knowledge of coal geology, technological properties and companies exploiting and exporting from the Svalbard archipelago was Adolf Hoel's book "Spitzbergen Island. Deposits and developments of hard coal", published in 1925 in English and in 1934 in Russian. Since then, extensive stone and textual factual material has been accumulated, much of it still unprocessed and unpublished.

1. Введение

Стремление России осваивать Арктику возникло давно, но с XIX в. вектор развития этого направления только усиливался. Социально-экономическая обстановка последнего десятилетия XXI в. делает исследования Севера одной из приоритетных задач современной науки и экономики. Архипелаг Шпицберген, расположенный на западной границе Баренцева моря в Северном Ледовитом океане, является точкой притяжения интересов разных стран, а также важным объектом естественно-научных исследований. Благодаря своему расположению острова архипелага представляют собой уникальные арктические исследовательские полигоны. Особый интерес вызывает изучение горно-геологических вопросов в связи со слабой изученностью запасов полезных ископаемых.

На сегодняшний день международно-правовой статус архипелага определен Договором о Шпицбергене, принятом в Париже в 1920 г., по решению которого территория была отдана под суверенитет Норвегии. Данный договор оговаривает возможность воплощения интересов исследований и эксплуатации природных ресурсов всеми странами-участницами, а также вводит запрет на милитаристическое освоение архипелага любой из держав. Россия, на момент конференции поглощенная Гражданской войной, не смогла повлиять на принятые решения, и только в 1935 г., уже после образования СССР, смогла стать полноправной участницей этих соглашений.

Именно этот период – начало XX в., – связанный с завершением Второй промышленной революции и изменением нейтрального статуса архипелага, является важным для понимания современного положения и определения верных векторов развития эксплуатации его угольных месторождений.

Данная статья ставит перед собой задачу исторического обзора начала разработки и исследования угольного потенциала Шпицбергена в начале XX века. Для достижения поставленной цели были проанализированы литературные источники, среди которых выбраны именно те, которые освещают проблематику угольной промышленности архипелага.

2. Основные результаты

Полярные острова были целью многих экспедиций конца XIX-начала XX вв., но задолго до этого они были обнаружены различными береговыми народами, живущими рыбным промыслом. Считается, что первые упоминания каменного угля Шпицбергена связаны с китобоями XVII в.

, однако настоящий поиск источников угля связан с индустриализацией Европы и России, подтолкнувшей рассматривать Арктику как потенциальные территории месторождений.

Первые образцы углей для лабораторного изучения были привезены легендарным полярным исследователем доктором В.С. Брюсом из экспедиции 1896 г. Короткая заметка в газете «Notes and Queries» от 9 августа 1924 г.

говорит нам, что ранее привезенные образцы были неправильно датированы при первом исследовании и из-за этого посчитаны непригодными для изучения, в то время как на момент публикации заметки на архипелаге под руководством норвежцев уже действуют угольные шахты, выкупленные у американцев. Также заметка отсылает к газете «The Scotsman» от 5 августа 1924 г.
, в которой была опубликована колонка полярного исследователя В.Г. Берна Мердока, посетившего Шпицберген и описывающего в художественном стиле процесс жизни угледобывающего поселка Лонгйир на берегу Адвент-фьорда. Этим событиям посвящен небольшой абзац «Spitzbergen coal» раздела «Spectroscopy and Bohr`s Theory» в сентябрьском выпуске того же 1924 г. «Journal of the Franklin Institute»
. Здесь еще раз отмечается, что первые образцы угля были ошибочно отнесены к третичным отложениям (устаревший, ныне отмененный термин, обозначающий часть кайнозойской эры) и признаны малоценными. В этом абзаце также подтверждается, что последующие исследования дали более позитивную оценку качеству углей, которая подтолкнула американских, а впоследствии и норвежских предпринимателей, рискнуть и организовать здесь горнодобывающие предприятия. Последний факт особенно любопытен, так как, согласно биографии В.С. Брюса, он является основателем Шотландского Шпицбергенского синдиката в 1909 г.
, что на три года позднее того, как американцы Ф. Айер и Д. Лонгир основали Арктическую угольную компанию (Arctic Coal Company) и начали добычу угля в Лонгйир
. К 1916 г. Арктическая угольная компания закрывается, продав все свои активы Норвежской Шпицбергенской угольной компании (Store Norske Spitsbergen Kulkompani), существующей до сих пор и разрабатывающей уголь на Шахте 7 на юго-востоке от Лонгйира. Еще одна норвежская компания Кингсбей (Kings Bay AS) также в 1916 г. приступила к освоению месторождения в районе поселка Ню-Олесунн
. Также заявки на участки разработки угля подавали представители Швеции и Англии.

Однако, если обратиться к работе А.Ф. Шидловского

1912 г., мы увидим что интерес России к архипелагу был проявлен еще раньше экспедиции В.А. Русанова, на что указывает наличие заметок в газетах и журналах 1900 г., и даже упоминание документов от 1871-1872 гг.: «О Шпицбергене и о правах русских на этот архипелаг островов», «Взгляд на вопрос об о. Шпицберген с точки зрения международного права», «Об исконных правах России на Шпицберген»
.

Исходя из этого, мы видим, что за несколько лет до подписания Договора о Шпицбергене в 1920 г. и выхода статьи В.Г. Берна Мердока в 1924 г. происходило активное развитие угледобычи на территории архипелага, при этом Россия проявляла нескрываемый интерес и попытку реализовать право владения на эти, ранее нейтральные, острова. Из текста статьи В.Г. Берна Мердока мы узнаем, что интерес к Шпицбергену проявляют представители европейских стран, так как он описывает прибытие Оксфордской экспедиции, интерес голландцев к добыче гипса и начало разработки Грин-Гамбурга. Еще одним важным элементом этой статьи является указание предполагаемых объемов экспорта, которые, по оценке автора, могут достигать 350-400 тыс. тонн в год. Очень информативно приведено описание внутреннего уклада угольных поселений того периода, где под руководством дирекции и шотландских инженеров шахтерами в межсезонье работают норвежские фермеры и рыбаки.

Заметным событием в исследовании каменноугольных месторождений является выход в 1925 г. книги Адольфа Гуля «Остров Шпицберген. Месторождения и разработки каменного угля», которая была переведена на русский язык и издана с примечаниями советских ученых в 1934 г. Именно эта книга может быть названа первой попыткой обобщения знаний о геологии углей, о технологических свойствах и компаниях, ведущих эксплуатацию и экспорт с архипелага (рис. 1). Следует отметить, что это единственный источник, который отмечает, что СССР признал суверенитет Норвегии на островах еще в 1924 г., а не в 1935 г.

. Также автор утверждает, что первыми исследователями угольных месторождений уже в 1900-1901 гг. были норвежцы – Захариассен, Нейсс, Педерсен, Стенсем. Это произошло раньше официально объявленных первых разработок угля.

Геологическая карта Шпицбергена

Рисунок 1 - Геологическая карта Шпицбергена

Примечание: по ист. [7]

Однако для нашего исследования более важно, что на момент выхода книги (1925 г.) автор указывает перечень работающих угольных компаний (рис. 2) и участков их деятельности, который приводится нами в упрощенном виде (табл. 1).

Таблица 1 - Основные угледобывающие компании архипелага Шпицберген

​Компания

​Страна

Участки

​Bjornoen A. S.

Норвегия

о. Медвежий

Store Norske Spitsbergen Kulkompani Aktieselskap

Норвегия

Адвент-Бей, Грин-Гарбур, Сассен-Бей

​A/S De Norske Kulfelter Spitsbergen

Норвегия

Адвент-Бей

Kings Bay Kul Comp. A. S.

Норвегия

Кингс-Бей

Svenska Stenkolsaktiebolaget Spetsbergen

Швеция

Ван-Мийен-Бей, Клаас-Биллен-Бей, Эрдман Тундра

N. V. Nederlandsche Spitsbergen Compagnie

Нидерланды

Грин-Гарбур, Кап-Богеман

Anglo Russian Grumant Co., Ltd

Великобритания, Россия

Грумант-сити, Колис-Бей, Сассен-Бей

The Norvegian Exploration Co.

Норвегия

Клаас-Биллен-Бей

A. S. Svalbard Kulgruber

Норвегия

Адвент-Бей, Грин-Гарбур

A/S Stavanger Spitsbergen

Норвегия

Колис-Бей, Ван-Мийен-Бей, Ван-Кейлен-Бей

Russiske Kultfelter i Green Harbour Spitsbergen

Россия

Колис-Бей

Northen Exploration Co., Ltd.

Великобритания

Ван-Мийен-Бей, Ван-Кейлен-Бей, Стор-фиорд

The Scottish Spitsbergen Syndicate, Ltd.

Великобритания

Клаас-Биллен-Бей, Сассен-Бей

Примечание: по ист. [7], с упрощениями авторов

Угольные участки Шпицбергена

Рисунок 2 - Угольные участки Шпицбергена

Примечание: по ист. [7]

Это первые упоминания в зарубежной литературе русских компаний, ведущих добычу и экспорт на архипелаге (см. табл. 1). Необходимо отметить, что трагически погибшая экспедиция В.А. Русанова в 1912 г. значительно укрепила положение России на архипелаге, проведя геологические исследования и установив 28 заявочных знаков на участках для будущей угледобычи
, заложив основы дальнейшего изучения. В составе этой экспедиции был геолог и полярный исследователь Р.Л. Самойлович, написавший труд «Остров Шпицберген и первая русская научно-промысловая экспедиция», опубликованный в 1913 г.
.

Адольф Гуль в своей работе приводит также первую сравнительную характеристику качества углей, указывает их возраст, проводит районирование угольных залежей по различным районам, включая отдаленные острова Медвежий и Надежда. По словам автора, все анализы произведены по английскому методу – от определения влажности до определения сухого остатка и калорийности. Большинство результатов сделаны доктором Грам в Осло

. По своему возрасту каменный уголь разделяется на четыре основных группы:

1) девонский (на о. Медвежий);

2) уголь формации кульм (нижний карбон и карбон-пермь);

3) меловой;

4) третичный.

Сопоставив результаты этих и современных исследований

,
,
, можно определить, что к углям формации кульм относятся биллефьордская группа (C1bl) и гипсдаленская группа (C2-P1gp), представляющие собой переслаивание песчаника и глинистого сланца с пропластками каменного угля. Выделенная меловая группа ныне не подтверждена, однако третичной группе соответствуют палеогеновые форландсандетская группа (Ꝑ2-3fr) и ван-минженфьеденская группы (Ꝑ1vm1, Ꝑ2vm2, Ꝑ3vm3), причем среди последних наиболее мощные пласты угля встречаются в нижнем палеогене (рис. 3).

Геологическая карта дочетвертичных образований Шпицбергена и прилегающего шельфа

Рисунок 3 - Геологическая карта дочетвертичных образований Шпицбергена и прилегающего шельфа

Примечание: по ист. [9]

А. Гуль делает вывод, что теплота сгорания углей карбонового возраста составляет 7000-7600 ккал/кг, а их запасы достигают 1500 млн тонн. Меловые угли – 6700-7600 ккал/кг, запасы 1500 млн тонн. Третичные угли — 7400-8000 ккал/кг, запасы 5000 млн тонн. И все это без включения отдаленных и малоизученных частей архипелага.

3. Заключение

Ситуация на Шпицбергене сильно изменилась к 1931 г., когда после переговоров был основан трест «Арктикуголь», а часть активных компаний законсервировала свои участки. СССР решил продолжать угледобычу на архипелаге, выкупив лицензии и активы шахт Грумант, Баренцбург и Пирамида

,
. На сегодняшний день в разработке находится только шахта Баренцбург, однако «Арктикуголь» продолжает сохранять лидирующие позиции по добыче каменного угля. Также на островах ведутся активные комплексные научные исследования, среди наиболее активных участников которых полярные институты Норвегии и российские научно-исследовательские организации, действующие под руководством треста. Большая часть территории архипелага занята заповедниками, заказниками и национальными парками, в связи с чем проведение поисково-оценочных и геологоразведочных работ здесь сильно ограничено. Это не позволяет полностью раскрыть минерально-сырьевой потенциал Шпицбергена. Накопленный за десятилетия каменный и текстовый фактический материал во многом не обработан и не опубликован, что подчеркивает необходимость дальнейшего исследования.

Article metrics

Views:125
Downloads:2
Views
Total:
Views:125