AN ANALYSIS OF THE STATE OF LANDSCAPE SYSTEMS OF THE KRYMSKY DISTRICT OF KRASNODAR KRAI

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.044
Issue: № 6 (108), 2021
Published:
2021/06/17
PDF

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛАНДШАФТНЫХ СИСТЕМ КРЫМСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Научная статья

Теучеж А.А.*

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

* Корреспондирующий автор (aminet.aslanovna[at]mail.ru)

Аннотация

В статье анализируется экологическое состояние различных ландшафтов Крымского района Краснодарского края. Проводились исследования по изучению химических свойств почвенного покрова в техногенных и биогенных ландшафтах. Территория района исследований для экологической оценки была разделена на три зоны: урбозона, агрозона и природная. В исследуемом районе были выделены биогенные и техногенные ландшафты, на исследуемой нами территории. Земли, входящие в урбозону, испытывают наиболее значительное антропогенное воздействие. В первую очередь это выражается в безвозвратном нарушении целостности почвенного покрова, загрязнении почв различными отходами. Менее значительную антропогенную нагрузку по сравнению с землями урбо- и агрозоны испытывают земельные угодья лесного фонда, водного фонда и земли запаса.

Ключевые слова: ландшафты, механический состав, минеральные и органические соединения.

AN ANALYSIS OF THE STATE OF LANDSCAPE SYSTEMS OF THE KRYMSKY DISTRICT OF KRASNODAR KRAI

Research article

Teuchezh A.A.*

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

* Corresponding author (aminet.aslanovna[at]mail.ru)

Abstract

The current article analyzes the ecological state of various landscapes of the Krymsky district of Krasnodar Krai. The study conducts research on the chemical properties of topsoil in industrial and biogenic landscapes. The territory of the research area for environmental assessment was divided into three zones: urban zone, agricultural zone, and natural zone. The study identifies the biogenic and industrial landscapes in the research territory. The soil included in the urban zone experience the most significant anthropogenic impact. This is primarily expressed in an irrevocable violation of the integrity of the topsoil and contamination of the soil with various wastes. Less significant anthropogenic load in comparison with the lands of the urban and agricultural zones is experienced by the lands of the forest, water, and land reserves.

Keywords: landscapes, mechanical composition, mineral and organic compounds.

Введение

Крымский район Краснодарского края по характеру рельефа относится к предгорным; в его южной части преобладают горные системы главного Кавказского Хребта, а его северная часть представлена равнинами.

Территория района исследований объединяет такие виды ландшафтов как: равнинные, предгорно-холмистые ландшафты теплоумеренные и умеренные семигумидные, лугостепные, луговые, кустарниковые (равнинно-холмистый с грязевым вулканизмом, ландшафт с разнотравно-дерновино-злаковыми степями и ксерофильными деревьями и кустарниками на выщелоченных черноземах, на черноземах южных и солонцеватых почвах в центре района); теплоумеренные аридные, переходные умеренные лесные (равнинно-террасированный пологонаклонный аккумулятивный и денудационно-аккумулятивный ландшафт преимущественно с черешчато-дубовыми лесами и послелесными лугами на выщелоченных черноземах – на западе, северо-западе, северо-востоке, востоке); гидроморфные и субгидроморфные, болотистые, солонцевато-солончаковые, луговые (долинный низменно-равнинный аккумулятивный ландшафт с пойменными лугами древесно-кустарниковыми зарослями на лугово-черноземных и луговых почвах – на севере района в дельте и пойме реки Кубань и впадающих в нее рек); субсредиземноморские семигумидные, собственно-средиземноморские лесные, аридно-редколесные (холмистый и низкогорный тектонический ландшафт с широколиственными лесами из дуба, бука и гемиксерофитными кустарниками на бурых лесных оподзоленных и дерново-карбонатных типичных почвах – на юге района) [2].

Горные ландшафты: умеренно-гумидные низкогорно-лесные (низкогорный эрозионно-денудационный и карстовый холмистый ландшафт со смешенными дубовыми и грабово-дубовыми лесами на дерново-карбонатных и серых лесных почвах) протянулись полосой с юго-запада на юго-восток; умеренно-гумидные среднегорно-лесные (среднегорный карстовый и эрозионно-тектонический ландшафт с буковыми, буково-дубовыми и грабово-дубовыми лесами на бурых лесных и дерново-карбонатных почвах – на юго-востоке района), (рисунок 1).

m_merged65

Рис. 1 – Ландшафтная карта Крымского района

 

Территория проведения исследований с точки зрения типологии агроландшафтов Краснодарского края представляет собой долинный агроландшафт на луговых и аллювиально-луговых почвах с виноградарским агроценозом [5].

Были выделены биогенные и техногенные ландшафты, на исследуемой нами территории. Из техногенных ландшафтов выделяются такие агроландшафты как полеводческие с многолетним севооборотом немелиорируемые гидрокарбонатно-кальциевые, полеводческие с однолетним севооборотом немелиорируемые, гидрокарбонатно-кальциевые; [6].

Среди биогенных ландшафтов выделяются: ландшафты лиственных лесов, гидрокарбонатно-кальцевые; низкогорные и среднегорные трансэлювиальные.

При оценке экологического состояния территории все земли, находящиеся в сельскохозяйственном использовании, объединили в зону агроландшафтных экосистем – агрозону. Около 75 % обследованной территории района занято под нужды сельскохозяйственного производства (агрозона) [1].

На исследуемой территории находятся значительные площади земельных угодий в несельскохозяйственном использовании: земли населенных пунктов, земли промышленные предприятий, земли железнодорожного транспорта, занятые дорогами. Все эти категории земель выделены в зону урбанизированных образований (урбозона) [3].

Основные результаты и их обсуждение

Анализировались почвенные образцы с отдельных ландшафтов: техногенные немелиорируемые, техногенные мелиорируемые, техногенные с многолетним севооборотом, урботерритории, биогенные.

Механический состав почвы района представлен глинами легкими, средними и тяжелыми и средними суглинками. Содержание физической глины <0,01 мм, в почвах различных ландшафтов – колеблется в широких пределах – от 31,6 до 88,4 %; содержание физического песка >0,01 мм – до 40 %. Максимальное содержание физической глины отмечено в почвах техногенных мелиорируемых ландшафтах > 63 % и в урбанизированных территориях около 65 %; в почвах биогенных, техногенных немелиорируемых и с многолетним севооборотом доля физической глины оказалась существенно ниже: 55, 59 и 59 % соответственно.

В легких глинах преобладают пылевато-иловатые фракции. Содержание илистой фракции <0,001 мм в различных точках варьирует на легких глинах от 9,83 % на участке с естественным травостоем до 45,85 % в почвах окраины поселка Новоукраинского. В среднем илистая фракция, которая имеет большое значение в создании почвенного плодородия и фиксации загрязняющих веществ, составляет 30,1–37,7 %.

В тяжелогуглинистых почвах физической глины содержится от 45 до 57 % физического песка до 41 %, а доля илистой фракции в этой почве гораздо меньше, чем в других, и не превышает 15,9 %. Количество илистой фракции варьирует широко – от 18,6 до 35,1 %. Превалирующими фракциями в тяжелосуглинистых почвах этого района являются иловато-песчаные.

В среднесуглинистых почвах наблюдается увеличение содержания физического песка и уменьшение физической глины и, соответственно, уменьшение илистой фракции до 8–9 %. По гранулометрическому составу эти почвы преимущественно крупно-пылевато-песчаные.

Местами встречаются глины средние с массой физической глины 75–84,5 % и суглинки средние с долей физической глины 31–32,9 %, где содержание физического песка крупного и мелкого доходит до 50 %. Доля илистой фракции в глинах средних достигает 48 % с преобладанием пылевато-иловатых фракций, а в суглинках средних иловатых фракций очень мало 8–9 % и в них преобладают пылевато-песчаные фракции.

Встречаются в районе исследований глины тяжелые, характеризующиеся высокой долей физической глины до 87 % и малым содержанием физического песка до 15 % с преобладанием илистой фракции до 63 %, они относятся к пылевато-иловатым.

Лессовидные суглинки и глины на большой части района представляют собой основные почвообразующие породы; по гранулометрическому составу это в основном суглинки тяжелые и глины легкие.

В предгорной части, где был выполнен почвенный разрез до глубины 120 см, механический состав почвы в слое 0-20 см с естественным травостоем представлен глиной легкой с содержанием физической глины в среднем 60,76 % с постепенным ее увеличением до 68,7 % на глубине 120 см. По гранулометрическому составу преобладает илистая фракция и потому почвы относятся к пылевато-иловатым.

Величина удельной массы зависит, во-первых, от механического состава, а во-вторых, от содержания органического вещества. Чем больше в почве гумуса, тем ниже ее удельная масса. Плотность твердой фазы почв в пахотном слое составляет в среднем 2,51 г/см3, варьируя в основном от 2,34 до 2,61 г/см3. В естественном травяном сообществе в глинах легких удельная масса колеблется в пределах 2,25-2,41 г/см3, а в садах и на пашне – 2,71–2,93 г/см3. В средних глинах плотность твердой фазы в естественных угодьях составляет 2,25–2,90 г/см3, а на полях сплошного посева – 2,23 г/см3. На суглинках тяжелых, на пашне удельная масса варьирует от 2,50 до 2,70 г/см3, а объемная масса находится в пределах 1,24–1,39 г/см3. От содержания органического вещества, механического состава, сложения и структурного состояния зависит как объемная так и удельная масса почвы [7].

Было выяснено что меньшую объемную массу имеют тяжелые почвы, в отличие от легких почв. Верхние горизонты, обычно выделяются меньшей объемной массой, в вертикальном профиле почв, чем нижние, это обычно из-за высокого содержания в них перегноя, лучшей оструктуренностью и более рыхлым сложением. В разрезе на глине легкой в пахотном слое объемная масса составляет 1,29 г/см3, а вниз по профилю постепенно увеличивается до 1,40 г/см3; самая высокая объемная масса отмечена в переходном горизонте ВС на глубине 60-80 см 1,41 г/см3 при содержание гумуса до 1,1 %.

Анализируя данные мехсостава почв отдельных ландшафтов необходимо подчеркнуть, что высоким содержанием физической глины выделяются техногенные мелиорируемые ландшафты с севооборотом однолетних культур 63,3 % и урботерритории 64,6 %, где также широко применяется орошение, а самый низкий показатель физической глины отмечен для биогенных ландшафтов около 55 %.

Ландшафты приурочены в основном к склоновым элементам рельефа, где и выветривание, и водная эрозия проявляются весьма сильно на фоне выпасаемых и выбиваемых скотом травяных сообществ и обрабатываемых территорий под сельскохозяйственные культуры [8].

Заключение

По результатам исследований видно, что земли, входящие в урбозону, испытывают наиболее значительное антропогенное воздействие. В первую очередь это выражается в безвозвратном нарушении целостности почвенного покрова, загрязнении почв различными отходами. Из-за увеличения плотности промышленно-гражданской застройки нарушается природные гидрологический режим территории и в результате этого уменьшается испаряющая и инфильтрирующая способность почвы, что является причиной проявления процессов переувлажнения селитебных зон населенных пунктов [9].

По сравнению с землями урбо- и агрозоны менее значительную антропогенную нагрузку испытывают земельные угодья лесного фонда, водного фонда и земли запаса. При оценке экологического состояния земельных угодий Крымского района эти территории выделены в природную зону.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.
 

Список литературы / References

  1. Белюченко И. С. Экология Кубани / И. С. Белюченко – Краснодар: КубГАУ. – 2005. – Ч. II – 470 с.
  2. Белюченко И. С. Ландшафты как важнейшая эволюционно–экологическая составляющая биосферы / И. С. Белюченко // Экол. Вестник Сев. Кавказа. – 2005. – Т. 1. – №. 1. – С. 32–66.
  3. Белюченко И. С. Экологические аспекты совершенствования функционирования агроландшафтных систем Краснодарского края / И. С. Белюченко, А. В. Смагин, В. Н. Гукалов, и др. // Тр. КубГАУ. – 2010. – Т. 1. – № 26. – С. 33–37.
  4. Белюченко И. С. Экологические проблемы степной зоны Кубани, причины их возникновения и пути решения / И. С. Белюченко // Экол. Вестник Сев. Кавказа. – 2011. – Т. 7. – № 3. – С. 47–64.
  5. Белюченко И. С. Вопросы защиты почв в системе агроландшафта / И. С. Белюченко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета – Краснодар: КубГАУ, 2014. – № 95. – С. 232–241.
  6. Белюченко И. С. Динамика органического вещества и проблемы его трансформации в почвах агроландшафта степной зоны края / И. С. Белюченко, В. Н. Гукалов, О. А. Мельник // Экологический Вестник Сев. Кавказа. – 2007. – Т. 3. – № 1. – С. 5–17.
  7. Теучеж А. А. Влияние рельефа на физические и химические свойства верхнего слоя чернозема обыкновенного / А. А. Теучеж // Экол. Вестник Сев. Кавказа. 2017. – Т.13. – № 1. – С. 88–93.
  8. Теучеж А. А. Концентрации макроэлементов и органического вещества в черноземах обыкновенных / А. А. Теучеж // В сборнике «Проблемы рекультивации отходов быта, промышленного и сельскохозяйственного производства». – Краснодар. – 2017. С. 777–781.
  9. Теучеж А. А. Динамика фосфора в системе агроландшафта: на примере изучения агроландшафта ОАО «Заветы Ильича» Ленинградского района Краснодарского края / А. А. Теучеж. // дис. канд. биол. наук. – Краснодар, 2007. – 121 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Belyuchenko I. S. Jekologija Kubani [Ecology Kuban] / I. S. Belyuchenko – Krasnodar: Kubgau. – 2005. – Part. II – 470 p. [in Russian]
  2. Belyuchenko I. S. Landshafty kak vazhnejshaja jevoljucionno–jekologicheskaja sostavljajushhaja biosfery [Landscapes as the most important evolutionary-ecological component of the biosphere] / I. S. Belyuchenko // Jekol. Vestnik Sev. Kavkaza [Ecol. Bulletin sowing Caucasus]. – 2005. – Vol. 1. – No. 1. – P. 32–66. [in Russian]
  3. Belyuchenko I. S. Jekologicheskie aspekty sovershenstvovanija funkcionirovanija agrolandshaftnyh sistem Krasnodarskogo kraja [Ecological aspects of improving the functioning of agricultural systems of the Krasnodar Territory] / I. S. Belyuchenko, A. V. Sumyn, V. N. Gukalov, and others // Tr. Kubgau. – 2010. – Vol. 1. – No. 26. – P. 33–37. [in Russian]
  4. Belyuchenko I. S. Jekologicheskie problemy stepnoj zony Kubani, prichiny ih vozniknovenija i puti reshenija [Ecological problems of the steppe zone of the Kuban, the reasons for their occurrence and the path of decision] / I. S. Belyuchenko // Jekol. Vestnik Sev. Kavkaza [Ecol. Bulletin sowing Caucasus]. – 2011. – Vol. 7. – No. 3. – P. 47–64. [in Russian]
  5. Belyuchenko I. S. Voprosy zashhity pochv v sisteme agrolandshafta [Questions of soil protection in the system of agroleandsaft] / I. S. Belyuchenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Polygraph Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University] – Krasnodar: KubGAU, 2014. – No. 95. – P. 232–241. [in Russian]
  6. Belyuchenko I. S. . Dinamika organicheskogo veshhestva i problemy ego transformacii v pochvah agrolandshafta stepnoj zony kraja [Dynamics of organic matter and the problems of its transformation in the soils of the agroleandsaffa of the steppe zone of the region] / I. S. Belyuchenko, V. N. Gukalov, O. A. Melnik // Jekologicheskij Vestnik Sev. Kavkaza [Ecological Vestnik Sev. Caucasus]. – 2007. – Vol. 3. – No. 1. – P. 5–17. [in Russian]
  7. Teuchezh A. A. Vlijanie rel'efa na fizicheskie i himicheskie svojstva verhnego sloja chernozema obyknovennogo [The influence of the relief on the physical and chemical properties of the upper layer of the Chernozem ordinary] / A. A. Teuchezh // Jekol. Vestnik Sev. Kavkaza [Ecol. Bulletin sowing Caucasus]. 2017. – Vol.13. – No. 1. – P. 88–93. [in Russian]
  8. Teuchezh A. A. Koncentracii makrojelementov i organicheskogo veshhestva v chernozemah obyknovennyh [Concentrations of macroelements and organic matter in the chernozem ordinary] / A. A. Teuchezh // V sbornike «Problemy rekul'tivacii othodov byta, promyshlennogo i sel'skohozjajstvennogo proizvodstva» [in the collection «Problems of reclamation of waste, industrial and agricultural production»]. – Krasnodar. – 2017. P. 777 – 781. [in Russian]
  9. Teuchezh A. A. Dinamika fosfora v sisteme agrolandshafta: na primere izuchenija agrolandshafta OAO «Zavety Il'icha» Leningradskogo rajona Krasnodarskogo kraja [The dynamics of phosphorus in the system of agroleandsaft: On the example of the study of the Agrolesft of OJSC "Covenants Ilyich" of the Leningrad District of the Krasnodar Territory] / A. A. Teuchezh // dis. Cand. biol. science – Krasnodar, 2007. – 121 p. [in Russian]