ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ В ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНОЙ САТИРЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «КОБЫЛКА»)

Research article
Issue: № 5 (5), 2012
Published:
2012/10/30
PDF

ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ В ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНОЙ САТИРЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «КОБЫЛКА»)

Научная статья

Жаплова Т.М.¹, Хмура Е.А.²

1, 2 Оренбургский государственный университет

 

Аннотация

В статье рассмотрены жанровые разновидности в газетно-журнальной сатире начала XX вв.: песни, басни, баллады, оды, загадки. Выявлены события провинциальной жизни, ставшие материалом  для пародийного творчества провинциальных публицистов.

Ключевые слова: периодика, жанр, песня, баллада, сатира, Кобылка

Keywords: the periodical press, genre, song, ballad, satire, Kobylka

Периодика конца XIX – начала XX веков изобилует значительным количеством сатирических изданий, таких как «Забияка», «Зритель» и др. В начале XX века исследователи отмечают также и всплеск  провинциальной периодики, в которой привлекает внимание в качестве объекта исследования  множество газет и журналов сатирической направленности, в их число входят и издания города Оренбурга: «Блестки Урала», «Кобылка», «Саранча», «Скворец», «Пыль», «Волшебное зеркало», «Крапива», «Фавн» и др.

Ярко выраженным представителем периодики того времени мы считаем юмористически-сатирический журнал «Кобылка», издававшийся в Оренбурге с 11 февраля по 19 ноября 1906 года. «Кобылка» представляет типичную сатирическую печать начала века, здесь можно встретить всё от простого «зубоскальства» до амбивалентной иронии. Авторы сатирического издания чётко подмечают мельчайшие  нюансы однообразной, на первый взгляд, жизни в отдаленном провинциальном городе,  используя для этого различные приёмы и жанры.

Чаще всего в журнале обращают на себя внимание такие жанровые разновидности,  как загадка (загадки – народные изречения в форме замысловатых вопросов, требующих ответа, или иносказаний (метафор), смысл которых требуется раскрыть) [2] и песня (песня – стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами. Русские народные песни. Хоровые, плясовые песни. Песни военных лет. Авторы популярных песен. Песня без слов (напев, напоминающий песню) [3], в которых авторы выражают своё отношение к какому-либо социальному или политическому событию, так, например, для журнала вполне типично обращение к некогда популярной песне «Барыня»,  напечатанной в номере втором и представляющей хлесткую пародию, обличающую типичного провинциального либерала, наделенного властью и кое-какими полномочиями:

А у нас «директор» есть, -

Стыд по улицам провесть…

               Барыня, барыня

               Сударыня, барыня…

Он в газетах много пишет,

А похвал себе не слышит…

                Барыня, барыня

               Сударыня, барыня…

О себе воображает,

Что народ он просвещает…

               Барыня, барыня

               Сударыня, барыня…

А народ-то не таков, -

Нынче мало дураков…

               Барыня, барыня

               Сударыня, барыня…

Терпит он его пока.

Скоро ж даст и «тумака»…

               Барыня, барыня

               Сударыня, барыня…

Не надуешь нас, отец!

Вот и песенки конец…

               Барыня, барыня

               Сударыня, барыня…

                             Саранча и Ко […]

Нередко в юмористическо-сатирическом журнале можно встретить осовремененную стилизованную сказку («Сказка о пастухе Никите», «Сказочка», «Змей и цыган», «Ловкий человек», «Оренбургские сказки») или  балладу, хотя и окрашенную мистическим колоритом, но не способную по–настоящему даже заинтриговать, тем более – напугать читателя («Ночной царь», «Над Уралом»),  приспособленные к реалиям нового века оду и элегию. Из номера в номер в «Кобылке» ведется постоянный раздел «Летучки», содержащий известия, якобы поступившие из разных городов России, но в действительности – ярче оттеняющие неприглядные стороны жизни Оренбурга. Прием этот был взят на вооружение еще московскими и петербургскими сатириками 1840-80-х годов и сохранил свою актуальность в годы, формально «неподцензурные»,  сослужив хорошую службу тем, кто решился рассказать правду о своем бытии, вопреки запретам и обстоятельствам.

Басни (басня – небольшая сказочка нравоучительного характера, в которой действующие лица — чаще животные, а также неодушевленные предметы, но нередко и люди. В басне отличают повествование и вывод из него, т.-е. определенное положение (правило, совет, указание), присоединенное к повествованию) [4], встречающиеся на страницах журнала, также несут оценочный характер, в ярких красках иллюстрируя жизнь начала XX века, как, например, в басне  «Ручей и Болото», напечатанной в номере десятом на странице шестой.  Некто «Зооноза П.» – автор материала, чётко подмечает размеренную жизнь оренбургских старожил, ассоциируя их с болотом, находящимся в состоянии застоя, лишенным какого–либо движения:

Спросило раз стоячее болото

У чистого, прозрачного ручья:

«Ну, что тебе, безумец, за  охота

Стремглав лететь вперед?.. Взгляни, как я

В спокойствии, в полудремоте вечно;

Волнений тысячи избегла я, конечно,

Которые ты встретишь… Мой совет,

Останови скорей свое движенье. [5, 6]

Подобным советам, основанным на консервативной житейской мудрости, активно противопоставляется автором молодая струя ручейка, стремительная и бесстрашная,  исполненная решимости исправлять себя и весь мир вокруг себя, доставляющая просвещение на самые отдалённые окраины великой страны:

«Нет, ни за что» - ответил ручеек: -

«Нет никогда – ни на одно мгновенье,

Мой труден путь, опасен и далек,

Но я на твой покой его не променяю,

Я знаю хорошо, я превосходно знаю,

К чему ведет желанный твой покой,

Я чист и светел, ты покрылась тиной,

Ты скоро высохнешь, я – сделаюсь рекой;

На твой покой с мертвящею рутиной

Не променяю я движенья!» [5, 7]

Автор сохранил и привычную композицию басни, завершая ее важнейшим структурным и смысловым звеном – так называемой  моралью, выводом, содержащим в данном случае непосредственный  призыв к действию:

О, друзья!..

Покой нам смерть, а наша жизнь движенье

Вперед, как струи горного ручья. [5, 7]

Воззвание это также можно  отнести  и к современной «Кобылке» городской  прессе, которая должна была публиковать не только официальные документы, но и воссоздавать истинную картину происходящего, как в политической, так и в социальной жизни общества.

Таковы основные, наиболее яркие формы журнальной сатиры, использованные на страницах «Кобылки», хотя ими не исчерпывается жанрово-стилевое своеобразие  журнала.

В своём исследовании мы пришли к выводу, что оренбургская периодика начала XX века представляла собой достаточно живую среду, лишенную страха перед «сильными мира сего» и сохраняющую способность «истину царям с улыбкой говорить», несмотря на то, что авторами материалов в большинстве своем были высланные из центральной России интеллигенты.    

Список литературы / References

  1. Хмура Е.А. Место сатирических изданий в структуре Оренбургской журналистики // Инновационно-ориентирующие процессы в инфраструктуре современного общества. Сб. ст. по материалам международной научной конференции преподавателей. Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2012. С. 112 – 119
  2. Ю. С. [Соколов Ю.] Загадки // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. – М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А – П. – С. 245.
  3. Толковый словарь Ожегова онлайн. Электронный источник:  http://slovarozhegova.ru/letter.php?charkod=206.
  4. Эйгес И. Р. Басня // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. – М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А – П. – С. 93 – 97.
  5. Кобылка [Текст] : юморист.-сатирический журнал. – Оренбург: [б. и.] – № 10 – 1906. – Б. ц.

References