ГЕОДЕМОГРАФИЧЕКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Research article
Issue: № 5 (5), 2012
Published:
2012/10/30

Габдрахманов Н.К.

Ассистент кафедры социально-культурного сервиса и туризма, Казанский (Приволжский) федеральный университет

ГЕОДЕМОГРАФИЧЕКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация

Понятие «социальная инфраструктура» исключает пространственную парадигму, что не совсем верно. Для исключения данного пробела предлагается использовать понятие «геодемографическая инфраструктура», которое включает как «демографический», так и «пространственный» аспекты.

Ключевые слова: инфраструктура, геодемография, территориальные социально-экономические системы

Keywords: infrastructure, geodemography, territorial social and economic systems

В научной литературе дается следующее определение социальной инфраструктуры – «комплекс предприятий, сооружений и учреждений, обеспечивающих на определенной территории необходимые материальные и культурно-бытовые условия жизни населения, т.е. жилой фонд, учреждения науки и искусства, общего и профессионального образования, здравоохранения и социального обеспечения, предприятия торговли и коммунального хозяйства, сооружения спортивно-оздоровительного назначения, пассажирский транспорт» [5, с.7].

Однако, при рассмотрении социальной инфраструктуры следует посмотреть на поселенческую структуру, как на результат деятельности людей и общества в целом по удовлетворению своих потребностей. Поэтому в плане преобразования поселенческой структуры наиболее актуальной является задача формирования регионального типа расселения, а также развития поселенческих мест с учетом потребностей и интересов населения.

Большое значение в развитии региона имеет территориальная парадигма. Ее суть состоит в том, что территория рассматривается как арена взаимодействия различных движущих сил и компонентов природы и общества, т.е. и как ресурс, и как особым образом организованное пространство. Территориальность в этом смысле ведет к формированию особого социально-экономического ландшафта, который является внешним выражением содержания данного понятия. В свою очередь содержательно территориальность есть не что иное, как потенциальные возможности территории [6, c.26].

Специализация экономической географии, осуществляемая по линии более углубленного исследования социальных процессов жизнедеятельности людей, способствовала расширению предмета познания и формированию представлений о территориальных социально-экономических системах (ТСЭС). В основу понятия ТСЭС было заложено представление об общественно-территориальном комплексе, как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных форм человеческой жизнедеятельности, развивающихся на основе организованного материального производства [4]. М.Д. Шарыгин определил понятие ТСЭС, как «пространственно-временное сочетание социально-экономических элементов жизнедеятельности людей, включенное в процессы общественного воспроизводства, развивающееся как звено географического разделения труда, услуг, информации» [10]. Состав ТСЭС очень сложен и многоуровен, множество подходов определили его состав. В основном, в составе ТСЭС рассматривали подсистемы производственного, социального, природно-ресурсного, рекреационного, населения и его расселения, производственно-инфраструктурного и социально-инфраструктурного потенциала [7, c.6]. Г.М. Федоров выделили следующие типы ТСЭС: «территориально-производственная, территориально-социальная, социоэкосистема, геодемографическая обстановка, система расселения, социально-экономический район» [8, c.8-9].

Поиск новых форм пространственно-временной организации общества привел исследователей к категории «территориальной общественной системы» (ТОС). Содержание ТОС значительно шире содержания ТСЭС за счет «включения» духовного, психологического, нравственного и других аспектов жизни людей. ТОС становятся главным предметом познания экономической и социальной географии, в связи с чем, появилось новое определение науки. Среди множества определений наиболее общим является следующее: «Экономическая и социальная география как целостная интегрально-синтетическая наука изучает пространственную организацию общества в конкретных условиях природной среды. Основным предметом ее исследования являются территориальные (пространственные) общественные системы» [9, c.16-17, c.209]. М.Д. Шарыгин констатировал, что ТОС это «пространственно-временная форма организации ойкумены, в которой взаимосвязано и взаимообусловлено сочетаются все сферы жизни людей, включенные в процессы общественного развития и воспроизводства» [11].

В ходе географических исследований пространственно-временной организации жизнедеятельности людей существенно расширилось представление о населении и формах его расселения, о рыночной экономике, сервисе и инфраструктурном обеспечении. Появилось понятие «территориальная общность людей» (ТОЛ) и представление об идентификации социума с поселением и территорией. Жизнедеятельность ТОЛ протекает в разнообразных формах, часть из которых выходит за пределы экономических и социальных процессов. К ним можно отнести нравственные, психические, моральные, этические, духовные, мировоззренческие и другие стороны человеческого бытия. «Рамки» ТСЭС стали «узкими» для полного отражения всех сторон жизнедеятельности людей [11].

Несмотря на широту затрагиваемых вопросов, по мнению М.Д. Шарыгина все сводится к центральному звену ТОС – человеку и территориальной общности людей (ТОЛ) [10, c.17]. Именно человек является главным звеном многих систем разного уровня, а география населения, изучающая «территориальные особенности формирования и развития населения и населенных мест (поселений) в различных социальных, экономических и природных условиях» [2, с.59], наряду с экономической географией является наиболее сложившейся ветвью социально-экономической географии.

В свою очередь, город как социально-экономическая система, является подсистемой региона и государства. В этих системах город выполняет множество функций: административную, производственную, транспортную, образовательную, культурную, научную и др. Как социально-экономическую систему, город характеризует – состояние, поведение, коммуникативность, устойчивость, самоорганизация, структурированность. Следствием социально-демографической неоднородности населения является неоднородность его потребностей в муниципальных услугах. Именно поэтому следует вести речь не только о социальной инфраструктуре, но и об обеспеченности ее объектами в пространстве, а именно о геодемографической инфраструктуре. Таким образом, под термином «Геодемографическая инфраструктура», на наш взгляд, следует понимать  устойчивую совокупность социально-демографических элементов пространства, обеспечивающих общие и специальные условия для рациональной организации основных видов деятельности человека во всех сферах общественной жизни.

Литература

  1. Габдрахманов Н.К. Геодемографическая инфраструктура Республики Татарстан // Социология в системе научного управления обществом: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса. - Москва, 2012. - С.1447-1448
  2. Демографический понятийный словарь / Под ред. проф. Л.Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2003. – 352 с.
  3. Инфраструктура муниципальных образований: учебное пособие / под ред. П.В. Кухтина. – М. :КНОРУС, 2008. – 208 с.
  4. Кабо Р.М. Природа и человек в их взаимных отношениях на предмет социально-культурной географии // География населения. Вопросы географии №5. М, 1947
  5. Пациорковский В.В. Социальная инфраструктура: к проблеме построения предмета исследования // Социальная инфраструктура. – М., 1990. – 265 с.
  6. Трофимов А.М., Рубцов В.А., Ермолаев О.П. Региональный геоэкологический анализ. – Учебное пособие, Казань, 2009. – 428 с.
  7. Трофимов А.М., Шарыгин М.Д. Экономико-географическое прогнозирование: Учеб.пособ. по спец.курсу. - Пермь, 1988. - 80 с.
  8. Федоров Г.М. Основы геодемографии. Учебное пособие. – Калининград: Калининград. ун-т, 1983. - 56 с.
  9. Чистобаев А.М., Шарыгин М.Д. Экономическая и социальная география: новый этап. - Л.: Наука, 1990. - 320 с.
  10. 14.    Шарыгин М.Д. Основные проблемы экономической и социальной географии. – Пермь: Изд-во Перм. университета, 1997.– 272 с.
  11. Шарыгин М.Д. Современные проблемы экономической и социальной географии: учеб. пособие.- Пермь: Перм. ун-т, 2007