Collaboration in the South of Russia during the Great Patriotic War: causes and manifestations
Collaboration in the South of Russia during the Great Patriotic War: causes and manifestations
Abstract
The relevance of the study lies in the lack of development of the topic. In recent decades, there have been articles and books on the subject, dedicated in general to collaboration during the Great Patriotic War in the USSR, but there are no separate works dedicated to collaboration during the Great Patriotic War in the South of Russia. It should also be noted that some researchers who touch upon this topic try to justify the collaborators in one way or another, presenting them as fighters against the Soviet power. This is unacceptable, as it justifies betrayal towards their country, as well as the crimes committed by this category of people against their own country.
Domestic historiography divides the concept of collaboration and co-operation. Collaboration is defined as a conscious betrayal that caused damage to the country that the collaborator betrayed. Cooperation is understood as forced interaction, for example, for the purpose of basic survival.
1. Введение
Понятие «коллаборационизм» появляется во время Второй мировой войны и обозначает граждан страны, которые сотрудничали с врагом в ущерб своему государству. Исследователи выделяют административный, экономический, военно-политический и бытовой коллаборационизм . Коллаборационизм во время Великой Отечественной войны имел множественные причины и проявления. Война расколола общество: подавляющая часть населения нашей страны боролась с оккупантами на фронте, в тылу, в оккупации, но были и те, кто пошел на сотрудничество с немцами.
2. Обсуждение
Одной из причин коллаборационизма могла быть старая обида на Советскую власть, которая была нанесена либо непосредственно коллаборанту, либо его родственникам. Причиной могла быть надежда на то, что оккупанты вернут старые порядки или стремление занять более высокую ступень по социальной лестнице. Коллаборантом мог быть человек, который под угрозой смерти шел на сотрудничество с немцами. Это могли быть военнослужащие в концлагерях, не выдерживавшие суровых условий или простые гражданские, которые сотрудничали с немцами за деньги, чтобы избежать голодной смерти. При этом часть исследователей пишет, что коллаборантами могли быть как враги Советской власти, так и бывшие ее приверженцы . Можно выделить причины сотрудничества с немцами отдельных представителей казачества, как то: обида на Советскую власть за репрессии в годы Гражданской войны и желание создать независимое территориально-государственное образование на Украине, на Дону и на Кубани.
Зарубежные источники указывают, что коллаборантов, служивших в вермахте, насчитывалось до 1 миллиона человек . По другим источникам, только 1,5 миллиона коллаборантов служило в военных немецких формированиях, не считая сотен тысяч в полиции, а также в качестве врачей, старост, учителей и т.д. .
Создаваемые немцами национальные комитеты горских народов, калмыков, казачества из политического коллаборационизма переходили в форму военного коллаборационизма. Часть историков считает, что руководители Германии не хотели привлекать местное население к сотрудничеству в качестве военной силы. Однако значительные потери немцев на фронтах вынудили оккупантов изменить свою позицию и 15 апреля 1942 г. было разрешено использовать казаков и кавказцев на фронте и против партизан в тылу . Например, в боевых действиях на Кавказе участвовал казачий полк, входивший в 1-й танковую армию вермахта. В ногайских степях воевал 82-й казачий эскадрон есаула М. Загороднего, в составе 340 человек, по большей части с Кубани . Из казаков Дона, Кубани и Терека в 1943 г. формируется 1-я казачья кавалерийская дивизия, которой командовал германский генерал Г. фон Панвиц. В конце войны дивизия превратилась в 15-й казачий кавалерийский корпус, который в дальнейшем воевал на Балканах .
Именно неудача блицкрига привела к тому, что оккупационные власти стали искать опору у части местного населения, в том числе это происходило и на юге России, который включал Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края, автономные республики Северного Кавказа, Калмыкию и Нижнее Поволжье. В декабре 1941 г. немцами было решено сформировать шесть национальных легионов из военнопленных представителей горских народов. В течение последующих двух лет было укомплектовано 7 северокавказских батальонов и два полубатальона. На Юге России происходило образование национальных представительств и даже правительств под полным контролем оккупантов, например, в Кабардино-Балкарии. В состав правительства вошли местные бывшие советские чиновники и эмигранты: князья Шекманов, Келеметов, Тавкетов и Узденов. Необходимо отметить, что все эти правительства и национальные комитеты действовали только в течение существования на Юге России оккупационного немецкого режима .
Коллаборанты оказывались и в составе административного аппарата. Например, по данным НКВД СССР бургомистром Майкопа был И.Н. Машковский, ранее заведовавший молочно-контрольным пунктом, в станице Холмской Краснодарского края старостой был Даниил Глебаш, бывший до этого председателем Совета и даже принимавший участие в сельскохозяйственной выставке в Москве. Таких примеров можно привести множество .
Хозяйственный коллаборационизм подчас был вынужденной мерой, поскольку людям на оккупированной территории необходимо было выживать самим и кормить свои семьи. Кроме того, немецкие оккупационные власти проводили жесткую политику в отношении трудовых повинностей. Например, коллективные и индивидуальные хозяйства на селе оккупантами были обложены различными поставками, налогами, сборами. Оккупационные власти широко использовали мобилизацию трудоспособного населения , .
Гражданский коллаборационизм был достаточно широко распространен на юге России в годы Великой Отечественной войны. Он проявлялся в готовности служить в местной полиции, в органах управления оккупантов. Часть советских учителей участвовала в образовательной политике немецко-фашистских властей, которые открывали «народные школы».
Социальное положение коллаборантов было различным. Среди них были представители следующих слоев: бывшие кулаки, середняки, бедняки, бывшие заключенные, дезертиры из Красной Армии, руководители предприятий, учителя, врачи, представители казачества , , .
Причины перехода на сторону оккупантов могли быть разные. Например, часть военнопленных, которая стала сотрудничать в военном плане с оккупантами подчас подталкивалась к этому следующими обстоятельствами: нечеловеческими условиями заключения в лагерях для советских военнопленных и, как считает часть историков, — политикой советского руководства в отношении своих солдат, попавших в плен к врагу: их заранее объявляли предателями и изменниками . Населению Юга России оккупанты обещали ликвидацию колхозного строя, свободу вероисповедания, поддержку частных собственников. Религиозный вопрос был важным фактором привлечения местного населения к сотрудничеству с оккупантами. Однако были особенности в проведении немецкими властями религиозной политики. Верующим было запрещено осуществлять политическую деятельность, препятствовать функционированию оккупационных властей, религиозные группы разделялись по национальным и территориальным особенностям. Осторожное и особое отношение оккупанты проявляли в отношении Русской православной церкви как выразительнице объединенной национальной идеи .
Новый немецкий порядок требовал изменений и в сфере управления. В городах немцы незамедлительно стали формировать управы, которые занимались городским управлением. Во главе города чаще всего избирался, а не назначался бургомистр из местного населения. Кроме того, оккупанты произвели замены управдомов: на эти должности назначали людей, готовых сотрудничать с оккупационной властью. Управдомы должны были наблюдать и докладывать обо всех подозрительных лицах, проживавших в контролируемых ими домах. Они готовили справки о коммунистах, евреях, лицах, не регистрировавшихся на бирже труда и в полиции. В сельских поселениях запрещались деревенские старосты. Особое место занимали остарбайтеры, советские люди, которые принудительно или добровольно переселяли на территорию третьего рейха или на оккупированные территории в качестве рабочей силы. Добровольные остарбайтеры надеялись получить хорошую работу или оставались в дальнейшем жить в Германии. Перемещением данной категории занимались биржи труда, организованные на оккупированной территории немцами. Часть советских граждан шло на сотрудничество с оккупантами из-за материального интереса, вызванного тем, что немцы разрешили предпринимательскую деятельность. На новых территориях немцы создавали органы правопорядка из местного населения. Например, во время оккупации Таганрога была создана «Русская вспомогательная полиция», которая занималась уничтожением партизан, евреев, коммунистов и т.д. В ней насчитывалось более 500 человек, она контролировалась немецкой службой безопасности СД-10, затем СД-6 и сотрудничала с Тайной полевой полицией .
Необходимо также сказать про идейный и духовный коллаборационизм. Например, сотрудничество в средствах массовой информации подконтрольных оккупационной администрации. Как пример можно привести газету, издававшуюся в оккупированном немцами Таганроге. Главные идеи, которые пропагандировались в газете — это антикоммунизм, антисемитизм, «освободительная роль Германии» .
Личные контакты между оккупантами и советскими людьми относят к бытовому коллаборационизму или к сотрудничеству. Выделяется женский коллаборационизм, связанный либо с любовными отношениями, либо с работой в немецких домах терпимости . Необходимо отметить, что при оккупации европейских стран немцы хотя бы формально соблюдали нормы международного права относительно военнопленных и населения оккупированных районов. В отношении нашей страны нормы международного права не соблюдались. При этом оккупанты ссылались, например, на то, что СССР отказался от подписания Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными» от 1929 г. Кроме того, в СССР был издан Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной армии от 16.08.1941 г. № 270 «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия». Данный приказ приравнивал всех сдавшихся в плен красноармейцев к изменникам. Приказ Прокурора СССР «О квалификации преступлений лиц, перешедших на службу к немецко-фашистским оккупантам в районах, временно занятых врагом» от 15.05.1942 г. приравнивал к изменникам не только советских граждан, которые участвовали в карательных акциях оккупантов, но и просто лиц, которые вступали с оккупантами в те или иные отношения, например, поставлял продовольствие или фураж по указаниям немецкой администрации.
3. Заключение
1. Коллаборационизм проявлялся в разных формах: экономический, военный, социальный, бытовой и т.д.
2. Часть историков считает, что причина коллаборационизма — это затянувшаяся Гражданская война межу врагами и приверженцами Советской власти. По мнению других, коллаборационизм был вынужденным условием выживания в условиях немецко-фашистской оккупации .
3. Состав коллаборантов был различен. Это были обиженные Советской властью, уголовные элементы, советские военнопленные и т.д. Также были различны мотивы сотрудничества с оккупантами.
4. Рассматривать коллаборационизм необходимо с правовой и моральной точек зрения.