THE DEFINING DEMOGRAPHIC FACTORS IN THE DEVELOPMENT TRAJECTORIES OF THE PENSION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Научная статья
ORCID: 0000-0002-6931-9605,
Финансовый университет при Правительстве Российской федерации, Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (sashalapaev98[at]yandex.ru)
АннотацияВ статье описываются и анализируются основные факторы, влияющие на демографическую ситуацию в России, определяется их краткосрочное и долгосрочное влияние на функционирование пенсионной системы. В основе демографических особенностей России лежат крупные спады рождаемости и потеря значительной доли населения в результате социально-экономических потрясений 20-ого века. Данные особенности структуры российского населения сформировали демографические циклы, характеризующиеся глубокими демографическими ямами. Стагнация российской экономики, проявляющаяся в медленном росте заработных плат, в условиях солидарной пенсионной системы и дополнительной демографической нагрузки приводит к несбалансированности бюджета Пенсионного фонда, а также лишает возможности повышения уровня жизни граждан пенсионного возраста, за счёт реального роста пенсионных выплат.
Ключевые слова: факторы, демография, пенсионная система, влияние.
THE DEFINING DEMOGRAPHIC FACTORS IN THE DEVELOPMENT TRAJECTORIES OF THE PENSION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Research article
Lapaev A.A.*
ORCID: 0000-0002-6931-9605,
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
* Corresponding author (sashalapaev98[at]yandex.ru)
AbstractThe current article describes and analyzes the main factors affecting the demographic situation in Russia as well as determines the short-and long-term impact of these factors on the functioning of the pension system. The demographic features of Russia are based on major declines in the birth rate and the loss of a significant proportion of the population as a result of the socio-economic upheavals of the 20th century. These features of the structure of the Russian population have formed demographic cycles characterized by significant demographic downward trends. The stagnation of the Russian economy, which manifests itself in the slow growth of wages in the conditions of a pay-as-you-go pension system with an additional demographic burden, leads to an imbalance in the budget of the Pension Fund and also deprives the citizens in the retirement age the possibility of improving their standard of living due to the real growth of pension payments.
Keywords: factors, demography, pension system, influence.
Введение
Законы человеческого воспроизводства, его темпы, динамика, а также миграционное влияние в совокупности составляют демографические реалии и тренды в современной России.
Общемировые тенденции изменения демографических показателей, произошедшие в большинстве развитых стран в результате достижения высоких экономических показателей и повышения качества социальных услуг в государствах, а также изменение общественно принятого численного облика семьи приводит к поэтапному старению населения.
Демографические тенденции в России соответствуют общемировым и на данный момент в нашей стране так же наблюдается старение населения. Связанные с этим фактором изменения и риски приводят к необходимости подстраивать пенсионную систему под современные условия с учётом дальнейшего изменения и влияния демографических факторов. Поэтому особенности российской демографии, её влияние на пенсионную систему и возможные пути решения возникающих рисков являются особенно актуальными для каждого гражданина.
Старение населения – это процесс увеличения доли людей пенсионного возраста в общей массе численности населения страны. Данная тенденция характерна для всех государств с определённой поправкой на экономическую развитость страны. В развитых странах старение население происходит крайне активно и почти на 5-10 % быстрее чем в остальном мире [5, С. 14]. Россия же относится к развивающимся странам, однако её тенденции соотносятся с развитыми странами. При том что среднее значение данного показателя в развивающихся странах 13-14% в России данное значение составляет более 21% [11, С. 125] (см. рисунок 1).
Тем самым у российских демографических тенденций есть ряд особенностей, главной из которых является крайняя волатильность и глубина демографических волн. Данное отличие обусловлено наличием масштабных человеческих потерь в периоды активного экономического прогресса человечества - XX век [9, С. 56]. Людские потери времён гражданской войны усилили демографическую нагрузку на будущие поколения сверх общемировых потерь в результате первой мировой войны. Согласно различным подсчётам демографов, Россия с учётом нерождённых детей, иммигрантов, войн, голода и болезней в период с 1917 по 1922 гг. потеряла от 30 до 40 млн человек, что составляет 20 – 27 % общей численности населения [4, С. 98].
Рис. 1 – Динамика доли населения в возрасте от 60 лет с прогнозом до 2100 года по категориям стран, в % [6, С.46]
Так же огромные людские потери времён Второй мировой войны значительно сократили население, а значит и число людей репродуктивного возраста, что в дальнейшем привело к возникновению ещё более глубокой демографической ямы.
В результате влияния вышеуказанных факторов демографические волны в России приобрели достаточно резкий и глубокий характер. На данный момент демографические ямы, обусловленные сложившимися демографическими волнами, приходятся на возраста 70 - ти и 20 – ти лет [9, С. 57]. На рисунке 2 показаны рамки вступления в пенсионный возраст и средние рамки по получению официальной работы для молодых людей. Как видно из графика, сейчас происходит и будет происходить увеличение числа пенсионеров при уменьшении числа новых граждан, впервые оформляющихся на работу. В результате возрастает нагрузка в отношении к числу пенсионеров на одного работающего, что приводит к дисбалансу пенсионной системы при её функционировании в рамках солидарного подхода формирования выплат (см. рисунок 2).
Рис. 2 – Численность населения по половозрастной структуре в Российской Федерации на 2018 год [6, С.46]
При этом данные волны, за счёт «ям» в численности людей детородного возраста так же оказывают влияние на уровень рождаемости населения и Россия сейчас входит в очередной спад рождаемости (см. рисунок 3). Также постепенное уменьшение коэффициента рождаемости помимо волновой черты придаёт графику отрицательный наклон, что при возрастающем числе людей пенсионного возраста даёт крайне отрицательный эффект.
Рис. 3 – Динамика рождаемости в Российской Федерации в период с 1959 по 2017 год
Отношение людей пенсионного возраста и численности работоспособных граждан при солидарной пенсионной системе является основой для установления существующих ставок пенсионных взносов, размера пенсионных выплат, а также возраста получения права на пенсионные выплаты.
Демографические изменения, влекущие за собой риски несбалансированности страховой доходной и расходной части пенсионного фонда, приводят к необходимости реформирования пенсионной системы. Специалисты в области пенсионной системы предлагают различные варианты решения данной проблемы.
С точки зрения страхового построения Пенсионной системы наиболее рыночным решением является увеличение пенсионных взносов, однако, данная мера в современных экономических реалиях России, связанных с невысоким уровнем доходов населения и сложностей ведения бизнеса, приведёт к снижению эффективности деятельности компаний и снижению покупательной способности граждан, так как повышенные страховые взносы в пенсионный фонд в итоге будут приводить к снижению чистой зарплаты, выплачиваемой работникам [11, С. 126].
Иным вариантов решения проблемы является отмена солидарной системы и переход к самостоятельному личному формированию пенсионных накоплений. Данные меры являются крайне радикальными и хоть помогут в перспективе решить возникающие проблемы, однако в моменте вызовут колоссальное социальное возмущение и значительное обнищание граждан-получателей пенсионных выплат [10, С. 18]. Я считаю, что данный вариант не применим в реальной ситуации и невозможен для рационального решения проблем пенсионной системе.
Наиболее распространённым способом решения данной проблемы в мире является повышение пенсионного возраста. При этом, осуществляемая в России Пенсионная реформа, подтверждает приверженность к данному способу решения проблемы.
Более поздний выход граждан на пенсию позволяет Пенсионному фонду экономить на суммах предполагавшимся пенсионных выплат в соответствии с дореформенным периодом, а также получать доход от взносов, уплачиваемых за дополнительные 5 рабочих лет в результате увеличения пенсионного возраста.
Учитывая средний размер пенсии, 14 184 рубля, выходит ежегодная экономия по выплатам на одного гражданина в результате повышения пенсионного возраста в размере 170 208 рублей.
Учитывая среднюю заработную плату по стране ежемесячные взносы в пенсионный фонд составят 9 371, что по что по итогам года формирует сумму в размере 112 452 рублей.
Таким образов Пенсионный Фонд ежегодно будет получать дополнительные 282 660 рублей с каждого гражданина, чей пенсионный возраст наступал до 2024 года.
Средний прирост числа пенсионеров в год составляет 350 тысяч человек, что означает ежегодное увеличение доходной части Пенсионного фонда в результате проведения Пенсионной реформы в среднем на 100 млрд рублей, что составляет прирост доходов на 1,2%, а в соотношении к собственными доходами более чем на 2%. После окончания переходного периода Пенсионный Фонд будет получать дополнительные доходы в сравнении с дореформенным периодом в размере уплачиваемых пенсионных взносов, что обеспечит чистое увеличение доходов фонда на 39 млрд рублей ежегодно.
В результате пенсионной реформы данные сэкономленные средства позволят сбалансировать доходы от пенсионных взносов с осуществляемыми пенсионными выплатами, а также увеличить темпы их индексации, обеспечив рост реальных доходов граждан пенсионного возраста. Однако, подобному значительному изменению был необходим более длительный подготовительный этап, связанный с широким общественным обсуждением рисков пенсионной системы, возможных последствий и оптимальных путей решения для более широкой поддержки реформы населением.
ЗаключениеВ результате сложившихся исторических и демографических факторов Россия входит в очередную демографическую волну, при которой будет увеличиваться число людей пенсионного возраста при уменьшении количества работающего населения.
Демографические факторы, сложившиеся под влиянием Культурно-исторических особенностей России, оказывают особое влияние на структуру населения. Уменьшение рождаемости населения и людских ресурсов в периоды мировых войн, революций и кризисов сформировало значительные различия в численности людей разных возрастов.
Данная ситуация, при существующей в России солидарной системе, как основы, пенсионного обеспечения, увеличивает нагрузку на финансовые ресурсы Пенсионного фонда и в перспективе способна привести к несбалансированности его страховой доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда при неизменности элементов или структуры пенсионной системы.
Отсутствие мер реагирования на демографические проблемы при дальнейшем росте расходов на выплаты страховых пенсий по старости будет приводить к опережающему росту страховых взносов на данные выплаты, что в будущем повлечёт за собой невозможность не только увеличения пенсионных выплат, но и отсутствие страховой основы в пенсионной системе ввиду необходимости предоставления трансфертов из федерального бюджета на покрытие возникающего дефицита при условии сохранения существующих элементов.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ» (с изменениями и дополнениями)
- Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.В. Маркиной. –М.: КНОРУС. –2014. –432 с.
- Балашев Н.Б. Проблемы функционирования пенсионного фонда РФ / Н.Б. Балашев, А.Д. Конивец // Экономика и бизнес: теория и практика – –№ 3. –С. 21-25.
- Глинская Д.Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет» –2018. –С. 96-100.
- Жерештиева Д.А. Воздействие напенсионныйвозраст демографического кризиса / Д.А. Жерештиева, Ф.Б. Бетокова // Вопросы науки и образования. –2020. –№ 2(86). –С. 13-17.
- Иванов С.Ф. Пенсионная реформа-2019: детерминанты, последствия, альтернативы / С.Ф. Иванов. –2019. –№ 5. –С. 144-193.
- Мамонтов В.Д. От экономики к демографии: региональный аспект проблемы / В.Д. Мамонтов, Е.В. Харитонова // Социально-экономические явления и процессы. 2020. –№1. —С. 40-51.
- Пудова В.С. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и способы их решения / В.С. Пудова // Аллея Науки –2011. –№ 4(20). –С. 140-147.
- Скоробогатько Е.В. Демографические проблемы в России и пути их преодоления / Е.В. Скоробогатько, А. П. Красовский // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». —2019. –№2. –С. 55-61.
- Соловьёв А.К. Пенсионное обеспечение в России / А.К. Соловьёв // Народонаселение. –2017. –№ 1. –С. 14-21.
- Степанченко О.А. Пенсионная реформа и демографическая ситуация в РФ / О.А. Степанченко // Общественные и экономические науки. –2019. —№ 1(12) —С. 122-127.
Список литературы на английском языке / References in English
- Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 25 dekabrja 2012 g. N 2524-r «O Strategii dolgosrochnogo razvitija pensionnoj sistemy RF» (s izmenenijami i dopolnenijami) [Order of the Government of the Russian Federation of December 25, 2012 N 2524-r "On the Strategy of long-term development of the Pension System of the Russian Federation"] (as amended) [in Russian]
- Finansy [Finance]: textbook / collective of authors; ed. by E. V. Markina. - M.: KNORUS. -2014. -432 p. [in Russian]
- Balashev N. B. Problemy funkcionirovanija pensionnogo fonda RF [Problems of functioning of the pension fund of the Russian Federation] / N. B. Balashev, A.D. Konivets // Jekonomika i biznes: teorija i praktika [Economics and Business: theory and practice]. - 2019. - No. 3. - p. 21-25. [in Russian]
- Glinskaya D. R. Osnovnye problemy pensionnogo obespechenija v Rossijskoj Federacii [The main problems of pension provision in the Russian Federation] / D. R. Glinskaya // FGBOU VPO «Mordovskij gosudarstvennyj universitet» [FGBOU VPO "Mordovian State University"]. -2018. - p. 96-100. [in Russian]
- Zhereshtieva D. A. Vozdejstvie na pensionnyj vozrast demograficheskogo krizisa [Impact on the retirement age of the demographic crisis] / D. A. Zhereshtieva, F. B. Betokova // Voprosy nauki i obrazovanija [Questions of science and education]. -2020. –№ 2(86). –P. 13-17. [in Russian]
- Ivanov S. F. Pensionnaja reforma-2019: determinanty, posledstvija, al'ternativy [Pension reform-2019: determinants, consequences, alternatives] / S. F. Ivanov. -2019. - No. 5. - p. 144-193. [in Russian]
- Mamontov V. D. Ot jekonomiki k demografii: regional'nyj aspekt problemy [From economics to demography: a regional aspect of the problem] / V. D. Mamontov, E. V. Kharitonova // Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy [Socio-economic phenomena and Processes]. 2020. - No. 1. - pp. 40-51. [in Russian]
- Pudova V. S. Problemy pensionnogo obespechenija v Rossijskoj Federacii i sposoby ih reshenija [Problems of pension provision in the Russian Federation and ways of their solution] / V. S. Pudova // Alleja Nauki [Alley of Science]. -2011. – № 4(20). –P. 140-147. [in Russian]
- Skorobogatko E. V. Demograficheskie problemy v Rossii i puti ih preodolenija [Demographic problems in Russia and ways to overcome them] / E. V. Skorobogatko, A. P. Krasovsky // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh nauk i tehnologij «Integral» [International Journal of Applied Sciences and Technologies "Integral"]. -2019. - No. 2. - pp. 55-61. [in Russian]
- Solov'ev A. K. Pensionnoe obespechenie v Rossii [Pension provision in Russia] / A. K. Solov'ev // Narodonaselenie [Population]. -2017. - No. 1. - p. 14-21. [in Russian]
- Stepanchenko O. A. Pensionnaja reforma i demograficheskaja situacija v RF [Pension reform and demographic situation in the Russian Federation] / O. A. Stepanchenko // Obshhestvennye i jekonomicheskie nauki [Social and economic sciences]. -2019. - No. 1(12) - pp. 122-127. [in Russian]