ARTISTIC COMMUNICATION IN MONUMENTAL ART

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.94.4.051
Issue: № 4 (94), 2020
Published:
2020/04/17
PDF

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Научная статья

Базиева Г.Д. *

ORCID: 0000-0002-1860-9856,

Институт гуманитарных исследований филиал Федерального научного центра «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук», Нальчик, Россия

* Корреспондирующий автор (gbaz[at]mail.ru)

Аннотация

В статье анализируется визуальная форма коммуникации геопространства, сохраняющая историческую память поколений и формирующая национальное самосознание. В частности, рассматриваются объекты монументального искусства, посвященные увековечиванию имени классика балкарской литературы Кязима Мечиева (1859-1945). Актуальность темы продиктована формированием новой парадигмы гуманитарных исследований, связанной с понятием коммуникации как формы не только межличностного взаимодействия на уровне различных этнолингвистических различий, но и в более широком социокультурном контексте влияния на формирование этнокультурного и этнохудожественного сознания. Новизна исследования обусловлена культурологическим подходом к монументальному искусству как объекту художественной коммуникации.

Ключевые слова: художественная коммуникация, культурология искусства, балкарская литература, этническая идентичность, Кязим Мечиев.

ARTISTIC COMMUNICATION IN MONUMENTAL ART

Research article

Bazieva G.D. *

ORCID: 0000-0002-1860-9856,

Institute for Humanitarian Studies, Branch of the Federal Scientific Centre “Kabardino-Balkarian Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences,” Nalchik, Russia

* Corresponding author (gbaz[at]mail.ru)

Abstract

The article analyzes the visual form of communication of geo-space preserving the historical memory of generations and forming national identity. In particular, objects of monumental art dedicated to perpetuating the name of the classic of the Balkarian literature, Kyazim Mechiev (1859-1945), are considered. The topic is relevant due to the formation of a new paradigm of humanitarian research related to the concept of communication as a form of both interpersonal interactions at the level of various ethno-linguistic differences, and of influence on the formation of ethno-cultural and ethno-artistic consciousness in a wider socio-cultural context. The novelty of the study is conditioned by the culturological approach to monumental art as an object of artistic communication.

Keywords: artistic communication, cultural studies of art, Balkarian literature, ethnic identity, Kyazim Mechiev.

В каждом регионе РФ монументальное искусство отражает историю края через увековечивание памяти о выдающихся деятелях в различных сферах деятельности (военного дела, политики, науки, образования, литературы и искусства). Значение искусства в современной культурной практике, его функции и механизмы влияния на формирование как коллективной, так и индивидуальной идентичности стоят в центре внимания культурологии искусства, направленной на изучение каждого из видов из искусств в широком социокультурном контексте. Культурология искусства, по мнению В.И. Лях, «формирует чувства, заставляет переживать реальный мир, рисуя его многочисленные образы, обогащает чувственный опыт человека, расширяя его представления о мире, других людях, создавая его картину мира» [6].

В современный период взаимодействие между искусством и коммуникативной сферой существенно расширяется: «уже не воспроизведение или моделирование систем коммуникации входит в круг выразительных приемов и средств, но сама реальная сфера коммуникации становится неотъемлемой частью художественных проектов» [5].

 Основное ядро художественной коммуникации в различных видах искусства составляет прежде всего сам «текст» произведения (изобразительный, музыкальный, литературный и др.). «Художественная коммуникация –это осуществление интеллектуально-творческой взаимосвязи автора и реципиента, передача последнему художественной информации, содержащей определенное отношение к миру, художественную концепцию, устойчивые ценностные ориентации» [4]. При этом она осуществляется не только по каналу «адресат-адресант», «автор-реципиент», но и в контексте исторических, политических, социальных и идеологических реалий современности.

Визуальное искусство в геопространстве играет ведущую роль, так как формирует культурный ландшафт, историческую и культурную память. В современный период формирования новых форм межкультурной художественной коммуникации (граффити, реклама, арт-проекты и др.) формируется принципиально новая система общения при отсутствии заранее декларируемых условий [5, С. 6]. Но в формировании этнокультурного и этнохудожественного пространства центральное место продолжают занимать памятники искусства, посвященные «знаковым» фигурам в этнической истории. «Нация – это душа, духовный принцип…Героическое прошлое, великие люди, слава (но истинная), — вот главный капитал, на котором основывается национальная идея… Иметь общую славу в прошлом, общие желания в будущем, совершить вместе великие поступки, желать их и в будущем — вот главные условия для того, чтобы быть народом» [7].

В памятниках поэтам и писателям наиболее колоритно проявляются художественно-эстетические и эмоционально-выразительные функции искусства. Традиционное восприятие писателя, поэта, художника как воплощения творческого начала, а также специфический характер творчества поэта, в котором в наиболее выразительной форме выражен нравственный идеал, имеют важнейшее значение в работе над памятником. Наконец, существенно и то, что памятники поэтам посвящены людям мирных профессий и воздвигаются в период мирного течения истории.

В истории каждой национальной литературы есть имена, стоявшие у истоков развития литературной речи и поэтического стихосложения. Кязим Беккиевич Мечиев– балкарский поэт, просветитель, философ-гуманист, основоположник балкарской поэзии и литературного балкарского языка.   Его стихи сохранились в коллективной памяти народа, так как передавались из уст в уста (прочесть их могли лишь единицы, обученные арабской грамоте, так как в ХIХ веке у балкарцев не было письменности, и поэт записывал стихи на родном языке арабскими буквами). «Если повседневное мышление современного поэту общества реализовало свои думы о прошлом, тревоги настоящего дня, надежды на будущее в устном народном творчестве, то Кязим аккумулировал эти идеи и рассказал поэтическим текстом таким образом, что они оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на читателей и слушателей» [3, С. 62]. Стихи К. Мечиева впервые были опубликованы в Дагестане, а в 1939 году был издан первый сборник стихов на балкарском языке. Художественная образность в поэзии К.Мечиева поднимается до уровня национального символа [2, С. 9].

Образ классика национальной литературы Кязима Мечиева запечатлен в различных видах изобразительного искусства: скульптуре, живописи, графике. Одним из первых портретов К. Мечиева является скульптурный портрет, выполненный X.Б. Крымшамхаловым в 1959 году, в первые годы возвращения балкарцев на историческую родину после депортации (прах поэта долгие годы покоился в Казахстане и был перезахоронен на исторической Родине только в 1999 г.).  В работе, решенной в подчеркнуто строгой манере, образ поэта становится воплощением духовной победы балкарского рода над суровыми испытаниями, выпавшими на его долю в период депортации. Избороздившие лицо морщины, пристальный ясный взгляд, руки, облокотившиеся на посох, – характерные черты и детали служат созданию яркого, реалистического образа выдающегося балкарского поэта.

В 1960 году в городском парке г. Нальчика был воздвигнут памятник основоположникам кабардинской и балкарской литератур Б. Пачеву (скульптор М. Тхакумашев) и К. Мечиеву (скульптор X. Крымшамхалов). Скульпторы стремились не только к отражению портретного сходства великих поэтов, но и к выражению национальной идеи, поднимающейся до уровня символа. Кроме скульптурных бюстов в композицию памятника входит декоративная площадка, таким образом пространственно – архитектурные элементы соединяются со скульптурными. Переход от боковой аллеи городского парка к архитектурно-скульптурной композиции делает восприятие памятника более колоритным и впечатляющим. В современный период аллея, ведущая к монументальной композиции, получила название поэтической, так как на плитах, ведущих к памятникам выдающихся поэтов Кабардино-Балкарии, выгравированы стихи и других поэтов республики (К. Кулиева, А. Кешокова, И. Кашежевой  и др.).

Для современных выразительных средств характерно снижение высоты памятников, установка их с расчетом на максимально доступное восприятие. Отсутствие оград, резкое снижение, а иногда и полный отказ от постаментов придают монументальной скульптуре естественность и жизненность. Но высота постамента зависит, как правило, от окружающей среды, «возвышение» символов-изображений над общей архитектурно-природной средой в отдельных случаях не только оправдано, но и закономерно.

В данном плане интересен памятник К. Мечиеву (1970) в селении Бабугент работы X. Б. Крымшамхалова. Высокий постамент и удачно выбранное местоположение памятника придают ему символическое значение. Памятник, возвышающийся у развилки дорог в Балкарское (Черекское) и Хуламо-Безенгиевское ущелья, становится нашим незримым спутником в пути, открывающим величие и красоту покрытых вечными снегами вершин, символом Отечества, сохраненного созиданием народа. Для автора монумента вопрос взаимосвязи скульптуры и природного ландшафта был принципиален, так как служил усилению художественного образа и его эстетического воздействия [1, c. 83]. В каждом новом ракурсе памятника открываются новые, усиливающие и обогащающие первоначальное восприятие стороны. С одной стороны, мы видим узнаваемый образ великого балкарского поэта, с другой – символический образ Балкарии.

Памятники К. Мечиеву в селении Безенги (1980) и в ауле Шики (1976) работы М. Тхакумашева менее колоритны, но имеют важное значение в увековечивании образа поэта. Скульптурные портреты М. Тхакумашева отличаются серьезным и вдумчивым осмыслением жизни человека и его духа в самых разных конкретных проявлениях. Интересны также творческие поиски в решении скульптурного портрета К. Мечиева, созданные А. Дурневым и Л. Афауновым. Бюст Кязима Мечиева, выполненный в дереве А. Дурневым и расположенный в холле республиканской юношеской библиотеки им. К. Мечиева, поражает жизненностью и точностью отражения образа великого балкарского поэта. Скульптурный портрет К. Мечиева работы Л. Афаунова выставлен в мемориале жертвам политических репрессий балкарского народа в Долинске.

2 марта 2020 в г. Нальчике, у мемориала жертвам политических репрессий балкарского народа, был открыт гранитный монументальный комплекс, посвященный великому балкарскому поэту Кязиму Мечиеву. Образно-пластическая выразительность комплекса (скульптор Б. Гуданаев) служит символом национальной истории и культуры, приобретает особую актуальность в настоящий период повышения уровня национального самосознания.

Выводы

Современность характеризуется новой концепцией монументального городского памятника, в которой важное значение имеют приближение скульптуры к окружающей среде, организация «эстетического» поля, поиск новых архитектурных и композиционных решений памятников. Данные средства служат усилению коммуникативной функции памятника, повышают уровень его эстетического и эмоционального воздействия. Каждая из работ, посвященная К. Мечиеву, индивидуальна и неповторима в своем изобразительном качестве и отражает различные стороны многогранной личности и творчества выдающегося балкарского поэта, выполняя при этом ряд важных социокультурных функций, формирующих художественную коммуникацию   в широком историческом и социогуманитарном аспекте.

Конфликт интересов Не указан Conflict of Interest None declared

Список литературы / References

  1. Аппаева Ж.М. Монументальное искусство Кабардино-Балкарии. / Аппаева Ж.М. Нальчик, 2015. С. 83.
  2. Базиева Г.Д. Восточный культурный канал в художественном пространстве Кабардино-Балкарии / Базиева Г.Д. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. №1, 2008. С. 6-11.
  3. Биттирова Т. Ш. Поэтическая версификация Кязимом Мечиевым произведения Абусуфьяна Акаева «Дагъир-Зугъра» / Биттирова Т. Ш. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамотва, 2020. Т.13. Вып .I. C. 59-63.C. 62.
  4. Борев Ю. Б. Эстетика - теория художественной коммуникации, семиотика и культурология искусства. Наука о трансляции продуктов художественной деятельности, о ее знаковых системах и культурном смысле // Борев Ю. Б. М. Политиздат, 1981. [Электронный ресурс] URL: https:// etika-estetika.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st121.shtml (дата обращения: 13.03.2020).
  5. Булычева Е.И. Коммуникация как сфера художественного исследования . Булычева Е.И // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2014. №3. С. 5-9.
  6. Лях В. И. Культурология искусства как междисциплинарная отрасль гуманитарного знания . Лях В. И. // Аналитика культурологии. 2013. №25. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologiya-iskusstva-kak-mezhdistsiplinarnaya-otrasl-gumanitarnogo-znaniya (дата обращения: 13.03.2020).
  7. Ренан Э. Что такое нация? Доклад, прочитанный в Сорбонне 11-го марта1882 года [Электронный ресурс] / Ренан Э. URL https: az.lib.ru›…renan…text_1882_chto_takoe_natzia.shtml (дата обращения: 13.03.2020).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Аppaeva ZH.M. Monumental'noe iskusstvo Kabardino-Balkarii. [Monumental art of Kabardino-Balkaria]./ Аppaeva ZH.M. Nal'chik, 2015. P. 83.[in Russian]
  2. Bazieva G.D. Vostochnyj kul'turnyj kanal v khudozhestvennom prostranstve Kabardino-Balkarii [Eastern cultural channel in the art space of Kabardino-Balkaria] / Bazieva G.D. // Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region. Seriya: Obshhestvennye nauki. №1, 2008. P. 6-11. .[in Russian]
  3. Bittirova T. SH. Poehticheskaya versifikatsiya Kyazimom Mechievym proizvedeniya Аbusuf'yana Аkaeva «Dag"ir-Zug"ra» Poetic versioning by Kyazim Mechiev of Abusufyan Akayev 's work "Dagir-Zugyra"/ Bittirova T. SH. // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramotva, 2020. V.13. Iss .I. P. 59-63.P. 62. .[in Russian]
  4. Borev Y. B. Ehstetika - teoriya khudozhestvennoj kommunikatsii, semiotika i kul'turologiya iskusstva. Nauka o translyatsii produktov khudozhestvennoj deyatel'nosti, o ee znakovykh sistemakh i kul'turnom smysle [Aesthetics - theory of artistic communication, semiotics and cultural studies of art. Science about broadcasting products of artistic activity, about its landmark systems and cultural sense] // Borev YU. . M. Politizdat, 1981. // URL https: etika-estetika.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st121.shtml http://Etika-Estetika.ru/ "etika-estetika.ru: EHtika i ehstetika" (accessed: 13.03.2020). .[in Russian]
  5. Bulycheva E.I. Kommunikatsiya kak sfera khudozhestvennogo issledovaniya [Communication as a sphere of artistic research] / Bulycheva E.I. // Vestnik NGTU im. R. E. Аlekseeva. Seriya: Upravlenie v sotsial'nykh sistemakh. Kommunikativnye tekhnologii. 2014. №3. P. 5-9. .[in Russian]
  6. Lyakh V. I. Kul'turologiya iskusstva kak mezhdistsiplinarnaya otrasl' gumanitarnogo znaniya [Cultural Studies of Art as an Interdisciplinary Branch of Humanitarian Knowledge] / Lyakh V. I. // Аnalitika kul'turologii. 2013. №25. URL https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologiya-iskusstva-kak-mezhdistsiplinarnaya-otrasl-gumanitarnogo-znaniya (accessed: 13.03.2020). .[in Russian]
  7. Renan EH. Chto takoe natsiya? Doklad, prochitannyj v Sorbonne 11-go marta1882 goda [What is a nation? The report read in Sorbonne] / Renan EH. // URL https: /az.lib.ru›…renan…text_1882_chto_takoe_natzia.shtml (accessed: 13.03.2020). .[in Russian]