A SYSTEM APPROACH IN ENVIRONMENTAL MANAGEMENT OF THE COASTAL ZONE

Research article
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.130
Issue: № 4 (46), 2016
Published:
2016/04/18
PDF

Игнатов Е.И.1, Санин А.Ю.2

1 Доктор географических наук, профессор, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, 2 Кандидат географических наук, Государственный океанографический институт им. Н.Н. Зубова

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ  ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ

Аннотация

Цель исследования – представить берег как совокупность береговых морфосистем. В Крыму их насчитывается не менее сорока. Применение системного подхода в береговедении позволяет оценить пространственные границы различных видов антропогенного воздействия на природные ландшафты, ведь в пределах отдельно взятой системы оно проявляется, как правило, куда лучше, чем за ее пределами.

За последние 30 лет в Крыму произошли значительные политические и экономические перемены, которые не могли не отразиться на структуре природопользования в пределах береговых морфосистем и не могли не повлиять на систему взаимоотношений «человек-природа». Одна из задач, решенная в статье - выделение для рассматриваемого времени четыре периода природопользования, описание ключевых изменений в хозяйственной деятельности во время каждого из них и их влияние на природную составляющую береговых морфосистем полуострова. К задачам также относится и выявление конфликтов между типами природопользования.

Береговые морфосистемы могут быть выделены для большинства прибрежных районов мира, что позволит повысить эффективность управления природопользованием.

Ключевые слова: Береговые морфосистемы, Крым, природопользование.

Ignatov E.I.1, Savin A.Yu.2

1 PhD of Geography, Professor, Lomonosov Moscow State University, 2 PhD of Geography, Zubov State Oceanographic Institute

A SYSTEM APPROACH IN ENVIRONMENTAL MANAGEMENT OF THE COASTAL ZONE

Abstract

The goal of the research is to consider coasts as a sum of coastal morfosystems. there are not less than forty systems in the Crimea. Using systematic approach permits us to reveal spatial boundaries of various kinds of human impact on natural landscapes. As a rule it appears much better within a definite system than outside.

During the last 30 years in the Crimea significant political and economic changes have taken place in the Crimea. This fact greatly affected land-using within the coastal morfosystem as well as to the relationship within "man-nature" system as a whole. One of the problems which have been solved in the article is the detection of four periods for the last 30 years. Which of them is characterized by changes in economic activity in each of them and their impact on the natural component of the coastal morfosystems. Detection of conflicts between different types of land-using have been also performed.

Coastal morfosystems can be detected for most coastal areas of the world, which will increase the efficiency of environmental management.

Keywords: Coastal morfosystems, The Crimea, Land-using

Под береговыми морфосистемами (в дальнейшем- БМС) понимают «комплексы форм рельефа абразионного, денудационного и аккумулятивного происхождения, созданные совокупным действием флювиальных, склоновых, эоловых и биогенных, техногенных и береговых процессов. Это такой участок береговой зоны, который образует единое морфолитодинамическое целое с прилегающей к нему частью приморья (или прибрежья) и взморья, с которыми он в ходе рельефообразования обменивается потоками вещества и энергии» (Игнатов, 2004, с.27-28)  (от 1-го до 4-го), что было доказано эмпирически (Игнатов, 2003).

Мористая граница БМС совпадает с таковой для береговой зоны и проводится по максимальной глубине воздействия морских волн на дно. Граница на суше, по Е.И. Игнатову (2004), проводится двумя способами:

  1. По водоразделам речных бассейнов рек или временных водотоков, впадающих в море в пределах данной БМС, если их порядок- 1-4.
  2. По границе приустьево й части речной долины водотоков больше 4-го порядка, ограниченной первой надпойменной террасой.

          В ходе предшествующих работ для всего Крымского побережья были выделены и картографированы БМС, нанесены на карту (см. рисунок 1) их границы; каждая БМС была достаточно детально охарактеризована, что впоследствии было оформлено в табличном виде. Фрагмент данной таблицы приводится в таблице 1. Всего для Крыма выделяется порядка сорока БМС.

Таблица 1. Характеристика береговых морфосистем на участке побережья от Севастополя до Ялты

15-04-2016 17-38-48 15-04-2016 17-39-09 15-04-2016 17-39-28

Береговые системы равнинной и горной частей полуострова имеют существенные отличия друг от друга. Они отличаются  площадями сухопутной и морской частей, степени выраженности границ, особенностям внутренней структуры, возрасту, скорости эволюции, наборами внутренних и внешних связей и их характеристикам, набору и особенностям геоморфологических процессов на своей территории, антропогенному воздействию и т.д. Однако существуют характеристики, общие для всех БМС регионов Крыма в целом или даже всего полуострова. Например, сейсмическая угроза характерна для всех без исключения южнобережных БМС. Важное значение для динамики систем имеет наличие или отсутствие временных и постоянных водотоков и их характеристики, так как этим во многом определяется приходная часть баланса наносов. Последняя, в свою очередь, оказывает решающее воздействие на динамику берегов и соотношение процессов абразии и аккумуляции в их пределах.

Информация о последствиях той или иной хозяйственной деятельности имеет важное значение для принятия решений в стратегическом планировании развития территорий и управления природопользованием на них, так как позволяет оценить риски того или иного шага, что, соответственно, позволит повысить эффективность управления природопользованием в прибрежной зоне

image001

Рисунок 1. Пример картосхемы с выделенными БМС для Крыма: картосхема БМС восточной части Южного берега Крыма

Применение системного подхода в  природопользовании позволяет определить пространственные границы того или иного воздействия человека. За пределами конкретно взятой БМС, в которой оно имеет место, оно проявляется уже значительно слабее. Соответственно, системный подход позволяет точнее и с меньшими искажениями в большую или меньшую сторону оценить последствие тех или иных видов антропогенного воздействия для природных ландшафтов. Например, перекрытие рек плотинами уменьшает объемы поступления твердого стока в море, что обуславливает дефицит наносов, но, прежде всего, только в пределах той БМС, где это имеет место, так как каждой БМС свойственен свой баланс наносов. Изъятие грунтов в мористой части береговых морфосистем для строительных нужд приводит к дефициту в балансе наносов, и, как следствие - к возрастанию темпов абразии или размыва берегов, но, в первую очередь, также в пределах отдельно взятой БМС. Последнее позволяет рассмотреть вопрос о добыче грунтов для строительных нужд в пределах тех береговых морфосистем, берега которых слабоосвоены и характеризуются отсутствием инженерных сооружений около уреза, которым бы угрожали абразия или размыв берегов. Впрочем, в пределах Крыма такие БМС единичны или отсутствуют; следует помнить также, что хоть береговые системы и автономны, но не лишены связей друг с другом, в том числе связаны  в большей или меньшей степени потоками наносов.

За последние 30 лет Крым побывал в составе трех государств, что не могло не отразиться на структуре его природопользования, равно как и последствия политических событий, и переход от социалистического к капиталистическому типу хозяйствования. В частности, серьезные изменения имели место в ключевом типе природопользования- рекреационном, в особенности, в соотношении организованной и неорганизованно рекреации.

Для лучшего понимания происходивших и происходящих  и в настоящее время изменений в природопользовании за последние 30 лет имеет смысл выделить четыре его основных этапа. Границы их не всегда четкие, но, как правило, привязаны к ключевым для полуострова историческим событиям, в частности, к развалу СССР (граница между первым и вторым этапами) и присоединением полуострова к России (граница между третьим и четвертым этапами).

  1. Поздний советский, до 1991 года. Особенности: снижение темпов строительства рекреационной инфраструктуры, заметная роль промышленного природопользования (которая впоследствии неуклонно уменьшалась), проект строительства атомной станции в Щелково. Некоторое снижение численности рекреантов, как организованных, так и неорганизованных.
  2. Ранний украинский, 90-е годы. Деградация рекреационной и промышленной инфраструктуры, резкое- на порядок, с первых миллионов до сотен тысяч снижение численности рекреантов, как организованных, так и неорганизованных. Острая криминогенная обстановка, национальные и межэтнические конфликты, «поезда дружбы» с материковой Украины, конфликт вокруг ЧФ РФ (что в совокупности с резким снижением уровня жизни приводит к снижению численности рекреантов до нескольких сот тысяч человек в год). Снижение (как и везде в Украине и России) численности населения. Уменьшение площадей территорий, используемых специальным, рекреационным, промышленным природопользованием. Некоторое- впервые за много десятилетий- снижение интенсивности антропогенного воздействия на береговые морфосистемы (в другие периоды оно оставалось примерно на одном уровне или нарастало).
  3. Поздний украинский, до февраля 2014 года. Частичное восстановление существующих объектов рекреационной инфраструктуры и строительство новых, снижение доступности к берегу неорганизованных рекреантов. Угасание и замораживание межэтнических конфликтов, относительная политическая стабильность. Резкий, на порядок, рост количества рекреантов (как организованных, так и неорганизованных, суммарная численность их вновь достигает нескольких миллионов), улучшение транспортной доступности полуострова (новые ж/д и авиа рейсы и т.д.). Резкий рост площади прибрежных территорий, используемых для селитебного и рекреационного природопользования, а также для природоохранного (намечается еще во время второго этапа).
  4. Российский, с 2014 года. Кратковременный всплеск политической нестабильности, которая, впрочем, впоследствии отчасти переходит в новое русло: усложнение отношений России и Украины. Резкое ухудшение транспортной доступности полуострова: прервано жд сообщение с Украиной и сильно осложнено автомобильное. Обострение проблем со светом и водой (как и в 90-е, во время второго этапа). Снижение в 2014 году примерно в 1,5-2 раза количества отдыхающих; с 2015 года вновь намечается тренд увеличения их числа. Санкции со стороны Украины и ЕС. Резкое уменьшение - чего никогда не было - доли неорганизованных рекреантов. Уменьшение площадей, занятых сельскохозяйственным природопользованием, особенно в пределах БМС Северного и Западного Крыма, уничтожение орошаемого земледелия как подотрасли сельского хозяйства (сохраняется на очень небольших участках).

Фиксация изменений в природопользовании представляется актуальной для изучения береговых морфосистем, так как в ряде случаев это оказывает существенное влияние на их динамику и функционирование. К примеру, перекрытие Северо-Крымского канала сделало экономически нерентабельным рисосеяние в Северо-западном Крыму, рисовые чеки были заброшены, что привело к уменьшению поступления наносов с них в прибрежные воды.

Все происходящие изменения в структуре природопользования не могли не отразиться и на природной динамике береговых морфосистем, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное воздействие. Так, изменение процента распаханных территорий в пределах прибрежной зоны влияет на объемы поступления твердого стока в береговую зону. Строительство рекреационной инфраструктуры, а также жилых домов непосредственно у уреза, достаточно часто сопровождается берегоукрепительными работами, в результате которых возводятся буны, бетонные стенки и т.д; они оказывают влияние на динамику берегов и на смежных участках в пределах той или иной БМС, в меньшей степени- в пределах соседних БМС.

Взаимодействие между БМС и различными видами хозяйственной деятельности человека приведено на рисунках 2 и 3 для типичной БМС Южного, горного берега Крыма и для типичной БМС равнинной территории. Графы, приведенный на рисунках, показывает комплексность и сложность связей между природой и человеком (на них они приводятся в несколько упрощенном виде).

image003

Рисунок 2. Последствия различных видов хозяйственной деятельности для типичной БМС Южного берега Крыма.

image005

Рисунок 3. Последствия различных видов хозяйственной деятельности для типичной БМС равнинного Крыма.

Между разными видами природопользования, которых, как правило, на одной и той же территории несколько, часто имеют место конфликтные отношения, которые обусловлены тем фактом, что ими для своего функционирования используется одна и ту же территорию с ее природными ресурсами. Наибольшей остроты такие конфликты достигают в так называемых зонах экологического напряжения, к которым могут быть отнесены все крупные прибрежные города, кроме южнобережных, и их окрестности (Севастополь, Ялта, Феодосия, Евпатория, Керчь).  Характер взаимоотношений между различными типами природопользования приводится в таблице 2 ниже.

Таблица 2. Соотношения между различными типами природопользования в Крыму.

15-04-2016 17-39-56

Взаимодействие разных видов природопользования можно рассматривать как на региональном - в данном случае, общекрымском уровне- так и на локальном. В последнем случае можно показать территориальное расположение различных типов природопользования, выявить, какие из них тяготеют к побережью (что обуславливает потенциальный конфликт  между ними за «права выхода к морю»), какие- нет. Для примера приводится картосхема (рисунок 4), на которой показано природопользование на небольшом участке в районе поселка Любимовка к северу от Севастополя.

image007 image009

Рисунок 4. Типы природопользования на ключевом участке в районе Севастополя и легенда к нему

По рисунку видно, что рекреационное и, в меньшей степени, селитебное природопользование тяготеют к побережью, тогда как сельскохозяйственное и лесохозяйственное - нет. Кроме перечисленных, к берегу часто тяготеют военное (специальное), в некоторых случаях - транспортное и природоохранное.

Выводы.

  1. Для Крыма можно выделить не менее сорока существенно отличных друг от друга и автономных в большей или меньшей степени береговых морфосистем.
  2. Применение пространственного подхода позволяет повысить эффективность управления природопользованием, так как он помогает определить пространственные границы того или иного воздействия человека на природу.
  3. Влияние человека на природную компоненту береговых морфосистем многообразно и зависит от многих факторов, в частности, интенсивности хозяйственного освоения территории, структуре природопользования на ней, а также от характерных особенностей самих береговых морфосистем.
  4. Между многими типами природопользования разгораются явные и скрытые конфликты, в особенности между теми из них, которые тяготеют к береговой линии.

Литература

  1. Игнатов E.И, Орлова М.С., Санин А.Ю. Береговые морфосистемы Крыма.- Севастополь: НПЦ «ЭКОСИ-Гидрофизика», 2014.-- 267с.
  2. Патийчук И.О. Физико-географические особенности и геоэкологическое состояние природной среды полуострова Крым: Автореф. дис. канд. геогр. наук. М., 2011.-- 27 с.
  3. Прыгунова И.Л. Рекреационные территории в структуре экологического каркаса Крыма»: дис. канд. геогр. наук. М., 2005. -- 159с.

References

  1. Ignatov E.I, Orlova M.S., Sanin A.Ju. Beregovye morfosistemy Kryma.- Sevastopol': NPC «JeKOSI-Gidrofizika», 2014.-- 267s.
  2. Patijchuk I.O. Fiziko-geograficheskie osobennosti i geojekologicheskoe sostojanie prirodnoj sredy poluostrova Krym: Avtoref. dis. kand. geogr. nauk. M., 2011.-- 27 s.
  3. Prygunova I.L. Rekreacionnye territorii v strukture jekologicheskogo karkasa Kryma»: dis. kand. geogr. nauk. M., 2005. -- 159s.