POTENTIAL OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION AND PROBLEMS OF THE BANKING SECTOR
Родионова Л.Н.1, Рухляда Н.О.2
1 ORCID: 0000-0003-2634-5579, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой, Уфимский государственный авиационный технический университет; 2 ORCID: 0000-0001-8444-9240, кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого
ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И ЗАДАЧИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы и методы оценки экономического развития регионов с использованием трех групп коэффициентов: общеэкономических, промышленных, экономической инфраструктуры – на основе математического аппарата векторной оптимизации. Различия в особенностях потенциала экономического развития регионов предъявляют и особые требования к перспективам развития банковского сектора регионов и задачах, стоящих перед его институтами на перспективу, а также политике Центрального банка.
Ключевые слова: потенциал экономического развития, банковский сектор, многокритериальная оптимизация, денежно-кредитная политика.
Rodionova L.N.1, Rukhlyada N.O.2
1 ORCID: 0000-0003-2634-5579, PhD in Economics, Head of the Chair, Ufa State Aviation Technical University; 2 ORCID: 0000-0001-8444-9240, PhD in Economics, Associate Professor, Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University
POTENTIAL OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION AND PROBLEMS OF THE BANKING SECTOR
Abstract
The paper deals with the problems and methods of evaluation of economic development of regions with use of three groups of coefficients: general economic, industrial, economic infrastructure on the basis of mathematical apparatus of vector optimization. The differences in the peculiarities of the potential of economic development in regions impose special requirements to perspectives of the banking sector development in regions and problems facing its institutes for further perspectives, and the Central Bank policy.
Keywords: economic development potential, banking sector, multicriterion optimization, monetary policy.
Специфика, характер и качество воспроизводства региональных процессов предполагают большой разброс социально-экономических результатов развития по различным субъектам Федерации. Соответственно, оценка социально-экономического состояния регионов, выделение депрессивных территорий, определение рейтингов инвестиционной привлекательности и т.п. – не должны ограничиваться широко распространенной в настоящее время обобщенной количественной оценкой. Последняя, без глубокого качественного анализа состояния территории и ее перспектив, не может служить надежной основой для ответственных выводов и рекомендаций властным структурам о формах и масштабах государственной поддержки, а также потенциальным инвесторам – о предпочтительных для инвестирования регионах.
В основе такой оценки должно быть комплексное качественно-количественное обследование всех сфер жизнедеятельности региона с целью объективного определения направлений его дальнейшего развития и, соответственно, конкретизации задач, стоящих перед различными секторами экономики, в том числе и банковским сектором.
Если идти от общего к частному, учитывая основную цель оценки потенциала территории – прогнозирование, – то необходимо, прежде всего, ввести понятие потенциала экономического или народнохозяйственного развития. Напомним, что под экономикой понимается совокупность двух сфер народного хозяйства – сферы производства материальных благ и непроизводственной сферы.
На наш взгляд, потенциал экономического развития – это совокупность социально-экономических, инновационно-ориентированных производственных, ресурсно-обеспеченных сил и отношений, направленных на создание и накопление общественно необходимых благ, призванных обеспечить расширенное воспроизводство материальной базы и дальнейшее развитие социальной сферы [1,5].
Разработанная нами методика оценки потенциала экономического развития регионов РФ базируется на интегральных оценках различных составляющих потенциала регионов, которые являются относительными показателями (коэффициентами), а следовательно, не должны зависеть от размеров территории или численности населения региона (что не учитывается существующими методиками). Очевидно, что все показатели необходимо разбить на несколько групп, каждая из которых будет характеризовать определенную сферу жизнедеятельности региона.
Целесообразно, на наш взгляд, выделить три группы показателей: общеэкономические; промышленные; социально-экономической инфраструктуры. В каждую из этих групп может быть включено определенное количество показателей. Однако ввиду территориальной индивидуальности региона не обязательно использовать все показатели при проводимой оценке.
В то же время на основании абсолютных значений несоразмерных между собою величин – производить оценку потенциала (как и любую оценку) невозможно.
В данной статье авторы предлагают ввести в рассмотрение следующий набор относительных показателей (табл.1).
Таблица 1 - Система критериев для определения потенциала экономического развития региона
Группу промышленных критериев можно разбить на следующие подгруппы:
- критерии K8 - K10, которые характеризуют развитие сельского хозяйства в регионе;
- критерии K11 - K13, которые характеризуют развитие добывающей промышленности в регионе;
- критерии K14 - K16, которые характеризуют развитие обрабатывающей промышленности в регионе.
Делать это целесообразно в том случае, если регион имеет одну или две ярко выраженные специализации (сельское хозяйство, обрабатывающая или ресурсодобывающая промышленность), что всегда было характерно для советской экономики и, соответственно, осталось в «наследство». Именно выделение специализации региона может указать основное «направление» банковских вливаний в экономику региона.
Еще раз отметим, что набор показателей и вычисляемых на их основе критериев может изменяться в зависимости от требований поставленной задачи и мнений ЛПР (лиц, принимающих решения). Однако предлагаемый метод решения задачи при этом не изменится.
Для решения задачи определения потенциала экономического развития региона предлагается подход, который основан на методе решения многокритериальной задачи ранжирования [2].
На основании рассчитанных значений критериев K1 - K32 рассчитываются групповые критерии специализации – по сельскому хозяйству, по добывающей и обрабатывающей промышленности, соответственно расчет был произведен на материалах Республики Башкортостан:
Выбор и обоснование стратегии экономического развития региона (и, прежде всего, его специализации) предъявляет требования, отнюдь, не к банковскому сектору, а к структурам, регулирующим деятельность финансового сектора. Любые финансовые институты в силу своей природы инвестируют средства в те предприятия (и отрасли), где это выгодно. Выгоду могут представлять налоговые льготы, более дешевые кредитные ресурсы, привлекаемые под гарантии правительства, система страхования инвестиций и т.д.
До тех пор, пока эти механизмы не заработают – бесполезно обвинять банковский сектор в низкой эффективности и «соответствующем» интересе к инвестициям в промышленный сектор.
Из единичных показателей для нас особый интерес представляют критерии К5, К6, К7, характеризующие состояние промышленности, а также К17, показывающий состояние инвестиционной сферы, и К19.
К5 = 0, 00028; К6 =0, 0086; К7 =0, 991; К17 =0,6917; К19 =0,0247.
Значения показателей К5, К6, К7 демонстрируют, что основной сектор экономики региона – это малый и средний бизнес, из которого – почти 70 % - предприятия торговли. Напомним, что деятельность крупного бизнеса направлена на получение повышенного экономического эффекта, а малого – преимущественно на реализацию социальных задач. Соответственно данным значениям наблюдается и активность банковского сектора на рынке торговых предприятий, как основного и самого активного сектора экономики на данном этапе экономического развития.
Из показателей К17 и К19 видно, что основная доля инвестиций – это капитальные вложения, причем, вложения в жилищное строительство (следовательно, это деньги строительных компаний и частных вкладчиков).
У денег есть такая особенность: не важно – откуда они; главное – их наличие. В данном случае для насыщения рынка финансовыми ресурсами главное – не активизировать банковский сектор, а стимулировать – предложить выгодные вложения в виде отраслей обрабатывающей промышленности.
Также был проведен анализ на основе данных по Ямало-Ненецкому автономному округу. Отметим, что в ЯНАО ярко выражено только одно производственное направление, а именно ресурсодобывающая промышленность. Поэтому малые значения критериев и – свидетельствуют не о недостаточном развитии соответствующих направлений в регионе, а о природно-климатических особенностях региона.
Различия в особенностях потенциала экономического развития регионов предъявляют и особые требования к перспективам развития банковского сектора, и задачах, стоящих перед его институтами на перспективу. Так, состояние банковского сектора в настоящее время характеризуется высокой степенью концентрации банковских услуг, то есть неблагоприятной конкурентной средой в результате доминирования на нем одной-двух крупных кредитных организаций. Процентная политика ЦБ, ориентированная на уровень рентабельности топливно-энергетического сектора (а точнее – добывающего сектора), делает недоступными кредиты для предприятий всех остальных секторов экономики.
Ограничение объема выданных кредитов (и кредитных ресурсов) по существу является одним из факторов дефляционной политики (при прочих мерах регулирования денежного обращения, проводимых Банком России).
Поясним. Наличие региональных показателей экспорта и импорта позволяет сделать вывод о наличии регионального платежного баланса (хотя бы по балансу текущих операций). Платежный баланс (ПБ) может быть как активным (в случае превышения экспорта – что и наблюдается в Республике Башкортостан), так и дефицитным.
При дефицитном ПБ предпринимаются мероприятия с целью: стимулирования экспорта; сдерживания импорта товаров; привлечения иностранных капиталов; ограничения вывоза капиталов.
Одним из методов регулирования ПБ при его дефиците является дефляционная политика, которая направлена на сокращение внутреннего спроса. Она предусматривает ограничение бюджетных расходов, преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы.
К числу инструментов дефляционной политики относятся финансовые и денежно-кредитные меры, в частности: уменьшение бюджетного дефицита; изменения учетной ставки ЦБ (дисконтная политика); кредитные ограничения; установление пределов роста денежной массы.
В условиях экономического спада при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
Другим методов регулирования дефицитного ПБ является девальвация – понижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании ПБ зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала, конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рыке.
Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, содержащих импортную компоненту, повышению цен в стране и последующей утрате конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя девальвация и может дать, стране временное преимущество во многих случаях она не устраняет причины дефицита ПБ.
Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая Банком России денежно-кредитная политика, не учитывающая региональные особенности, и именно вышеуказанные особенности функционирования финансового сектора регионов, не улучшает состояние экономики, а практически делает невозможным дальнейшее ее развитие.
Без кардинального изменения «философии» денежно-кредитной политики трудно ожидать значительных сдвигов в структуре банковских услуг. Регионы отличаются друг от друга не только географическим и национальным положением, но и, прежде всего, состоянием регионального платежного баланса. Поэтому проводимая в рамках всей России денежно-кредитная политика должна учитывать особенности регионов.
Следует дифференцировать стоимость кредитных ресурсов по регионам. Как ни парадоксально это звучит, но именно данная дифференциация (то есть, по существу – удешевление ресурсов для регионов с никой обеспеченностью кредитами) ослабит непосильное бремя высоких процентных ставок для большинства предприятий машиностроительного комплекса и иных отраслей высоких технологий, у которых инновационный цикл (цикл от создания инновации до ее выхода на рынок) превышает «положенные» в банковской практике 2 года.
Это, в свою очередь, требует переосмысления роли и функций территориальных учреждений БР. Возможно, здесь следует учесть опыт Федеральной Резервной системы США.
Необходимо создание льготного налогового режима при кредитовании приоритетных отраслей промышленности, усиление государственных гарантий при кредитовании приоритетных отраслей промышленности (точнее, разработка механизма страхования не только иностранных инвестиций).
Таким образом, оценка потенциала экономического развития региона требует анализа всех сфер жизнедеятельности: социально культурной среды территории, демографических проблем; ее социальной сферы (в том числе обеспеченности местного населения объектами социальной инфраструктуры); состояния промышленности, строительства и сельского хозяйства; развития мелкого предпринимательства; состояния ресурсов. Такой анализ позволяет составить полную картину функционирования данных сфер и выявить круг ключевых проблем, без решения которых развитие территории и его банковского сектора - невозможно.
Литература
- Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Свинцова А.П. Оценка потенциала экономического развития региона //Нефтегазовое дело. – 2003. – № 1. – С.223-232.
- Родионова Л.Н., Кантор О.Г. сбалансированность показателей при оценке конкурентоспособности продукции. //Экономика региона. – 2014. – №3. С.257-264.
- Родионова Л.Н., Гильфанов Л.Ф. Кластерные модели для формирования инновационного развития регионов //Экономические науки. – 2010. –№2. С. 241-244
- Соболь И.М., Статников Р.Б. Выбор оптимальных параметров в задачах со многими критериями. – М.: Наука, 1981.
- Свинцова А.П. Концептуальные и методические подходы к формированию внутрирегионального налогового потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа. //Нефть и газ. – Тюмень. – 2001. – № 2. – С.3-8.
References
- Rodionova LN, OG Kantor, lead AP Assessment of the potential of eco-nomic development of the region // Oil and gas business. - 2003. - № 1. - S.223-232.
- Rodionova LN, OG Kantor Balance indicators in assessing the competitiveness of products. // The economy of the region. - 2014. - №3. S.257-264.
- Rodionova LN, LF Gilfanov Cluster model for the formed-tion of innovative regional development // Economics. - 2010. -№2. pp 241-244
- Sobol IM, Statnikov RB Selecting the optimal parameters for the cottages, with many criteria. - M .: Nauka, 1981.
- Svintsova AP Conceptual and methodological approaches to vor intra Sec- tax capacity of the Yamal-Nenets Autonomous District. //Oil and gas. - Tyumen. - 2001. - № 2. - S.3-8.