FIRST STUDIES BY F.F. ERISMANN IN OCCUPATIONAL HEALTH IN RUSSIA

Research article
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.300
Issue: № 4 (46), 2016
Published:
2016/04/18
PDF

Шиган Е.Е.

Кандидат медицинских наук, ФГБНУ «НИИ медицины труда»

ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Ф.Ф. ЭРИСМАНА ПО МЕДИЦИНЕ ТРУДА В РОССИИ

Аннотация

В работе представлены данные о первых исследованиях по медицине труда Фёдора Фёдоровича Эрисмана, годах его трудовой деятельности в качестве врача-офтальмолога и первых гигиенических исследованиях. Учёный внёс вклад не только в разработку и создание школьной мебели, систему городской канализации и выявление причин повышенной сырости жилищных помещений, но и постоянно анализировал развитие гигиенической науки за рубежом и в нашей стране. Именно эти начальные работы и заложили прочный фундамент медицины труда в России.

Ключевые слова:  Медицина труда, гигиена труда, профессиональные болезни, история медицины.

Shigan E.E.

MD, FSBSI “Research Institute of Occupational Health”

FIRST STUDIES BY F.F. ERISMANN IN OCCUPATIONAL HEALTH IN RUSSIA

Abstract

The paper presents the first study on occupational health Friedrich Erismann, the years of his work as an ophthalmologist and the first studies of hygiene. A scientist has made a contribution not only to the development and creation of school furniture, urban sewerage system and the identification of the causes of the increased dampness of housing facilities, but also constantly analyzing the development of sanitary science abroad and in our country. These initial work and laid a solid foundation of occupational health in Russia.

Keywords:  Occupational Health, Occupational Diseases, Occupational Hygiene, History of Medicine.

Роль и значимость деятельности Фёдора Фёдоровича Эрисмана в развитии отечественной гигиенической науки сложно не оценить. Но к серьёзным и главным в своей жизни исследованиям и трудам он подошёл не сразу. В начале своей трудовой деятельности в России Ф.Ф. Эрисман занимался практической деятельностью – работал частным офтальмологом, но быстро понял, что не может ограничивать свою профессиональную жизнь рамками только практики врача. Его интересовало что-то более масштабное, и он приступил к различным исследованиям. Начал Фёдор Фёдорович с обследования учащихся средних учебных заведений.

Первым объектом данного обследования были глаза у школьников, а также проблемы быстрого снижения у них зрения и появления различных заболеваний. Данная работа проводилась им очень тщательно. Именно в этом впервые и сказались его чрезвычайное трудолюбие, усидчивость, точность обследований и анализа, а также невероятная целеустремлённость к поставленной цели. Исследования Эрисмана по количеству изучаемых вопросов и показателей значительно превосходили все похожие работы зарубежья того времени. В результате автор получил данные, позволившие чётко и грамотно выявить причины близорукости у учащихся, обосновать принципы и способы её профилактики. Эрисман даже написал первую научную статью по гигиене труда – «О влиянии школы на происхождение близорукости».

Второй частью данного исследования был анализ конструкции школьных парт и столов. Используя известные в медицинских кругах таблицы Фарнера, Эрисман заново вычислил необходимые параметры школьных парт для учащихся большинства возрастных групп, указывая при этом, что именно необходимо поменять в изготовлении мебели. Гораздо позже, в 1890 г. в работе «Соображения профессора гигиены Ф.Ф. Эрисмана к вопросу о наилучшем устройстве школьной мебели» он подробно описал созданную им самим конструкцию школьного стола, которая и даже в наши дни называется «партой Эрисмана» [1].

Ещё более глобальным исследованием Ф.Ф. Эрисмана в те же годы становится обследование петербургских подвальных помещений и ночлежных квартир. Изучая данную проблему, Ф.Ф. Эрисман обратил внимание на чрезмерную сырость и местами затопленность жилых помещений. Изучая всевозможные причины возникновения сырости, он обнаружил наличие такого факта, что «вообще колебания петербургской почвенной воды точно так же, как и ее происхождение, не зависят от стояния воды в Неве и ее рукавах, но обусловливаются количеством и качеством атмосферных осадков». Последние данные больше имели значение не в гигиенической науке, а строительстве, метеорологии и геологии [2].

Следующие несколько лет Фёдор Фёдорович провел в Петербурге, это было время расцвета его писательской деятельности. Обладающий крепкими знаниями в области гигиены, он начинает публиковаться в периодической печати как популяризатор научного направления.

Можно с уверенностью сказать, что современная система канализации северной столицы России своим высокотехнологичным состоянием обязана Ф.Ф. Эрисману и его сподвижникам. В 1875 г. в журнале «Здоровье» он опубликовал статью против введения пневматической канализации в Санкт-Петербурге голландского инженера Мартинуса Вильгельмуса Лиернура, назвав её недоработанной, громоздкой и чрезмерно затратной, обосновав своё мнение подробным анализом и аргументированными рекомендациями.

В середине 70-х годов Ф.Ф. Эрисман публикует несколько статей на страницах читаемых всеми «Отечественных записок». В своей статье о деятельности гигиенического общества в Германии, как и во многих последующих трудах, рассказывая о гигиене за рубежом, ученый проецировал мероприятия, проводимые там на наши регионы и страну в целом. Ещё в одной из своих статей Эрисман рекомендательно описывал необходимость организации снабжения молоком детям малоимущих семей. В этом плане его статьи представляют собой большой вклад в развитие публицистической литературы в России, а также на их примере чётко прослеживается развитие взглядов исследователя на задачи и пути формирования отечественной гигиены. Надо отметить, что, сотрудничая с «Отечественными записками», Эрисман не увлёкся как все народническим настроениям, царствующим на страницах журнала. Он ясно понимал, что единственной решающей силой в нашей стране становится пролетариат.

К началу 80-х годов XIX века Федор Федорович Эрисман уже был уже автором большого количества  работ по гигиене, но остро чувствовал нехватку знаний в этой области. Принимая и понимая ясно необходимость в более детальном освоении химии, физиологии, а также ознакомиться со всей новой литературой и послушать лекции у ведущих мастеров науки по гигиене, ученый снова возвращается в Цюрих. Зимой 1872-1873 гг. он посещал в местном университете необходимые для себя лекции. А весной 1873 он переехал в Мюнхен для прохождения учёбы по общей гигиене у крупнейшего немецкого гигиениста Макса Петтенкофера. В конце 1874 г. Ф.Ф. Эрисман возвращается в Россию уже всесторонне обученным учёным-гигиенистом.

Именно этот ранний путь становления Ф.Ф. Эрисмана как учёного, исследователя и организатора позволили ему в дальнейшем приступить к фундаментальным работам по цлому пласту гигиенической науки – медицине труда.

Литература

  1. Базанов В.А. Фёдор Фёдорович Эрисман (1842-1915) // Советское здравоохранение. – 1962. - № 3. С. 45-52.
  2. Каплун С.И. Ф.Ф. Эрисман и гигиена труда (К 20-летию со дня смерти) // Гигиена труда и техника безопасности. – 1936. - № 1. – С. 11-17.

References

  1. Bazanov V.A. Fyodor Fyodorovich Erismann (1842-1915) // the Soviet health care. - 1962. - № 3. - P. 45-52.
  2. Kaplun S.I. F.F. Erismann and Industrial Hygiene (the 20th anniversary of his death) // Occupational Health and Safety. - 1936. - № 1. - P. 11-17.