THE BEGINNINGS OF KONSTANTIN TSIOLKOVSKY`S “COSMIC ANTHROPOLOGY”
Лыткин В.В.
Доктор философских наук,
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
НАЧАЛА «КОСМИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
Аннотация
В статье анализируются проблемы формирования антропологического идеала в русском космизме. Представители русского космизма рассматривают антропологическую эволюцию человечества как их восхождение по пути к нравственному, духовному, интеллектуальному и физическому совершенству. На примере взглядов К.Э. Циолковского анализируются взгляды некоторых ученых об атоме эфира, как философского и мировоззренческого обоснования возможности достижения и бытия, совершенного существования личности во вселенной.
Ключевые слова: космизм, космическая философия, космическая антропология, Циолковский, атом эфира.
Lytkin V.V.
Doctor of Philosophy,
Kaluga State University by Tsiolkovsky
THE BEGINNINGS OF KONSTANTIN TSIOLKOVSKY`S “COSMIC ANTHROPOLOGY”
Abstract
This article is analyzed the problem of the formation of the anthropological ideal of Russian cosmism. Representatives of Russian cosmism consider the anthropological evolution of mankind as their ascent on the way to the moral, spiritual, intellectual and physical perfection. For example, the views of K. E. Tsiolkovsky analyzes the views of some scientists about the atom of the ether, as a philosophical and ideological justification of the possibility of reaching and being committed to the existence of personality in the universe.
Keywords: cosmism, cosmic philosophy, cosmic anthropology, Tsiolkovsky, the atom of the ether.
Одним из первых, кто, в рамках русского космизма обращается к проблемам вероятного будущего человека и возможности достижения им идеального состояния, был В.С. Соловьев. Философия В.С. Соловьева по своему характеру является антропоцентрической, ибо человек, по его мнению, есть вершина творения. Возрождение мира совершено богом совместно с челове-ком, который также выразил божественную идею гуман¬ности. Совершенный человек является высшим проявлением Софии, божественной мудрости. Так как высший, идеальный, совершенный человек явился во Христе, следовательно, богочеловек Иисус Христос является единением логоса и Софии, одновременно, идеалом человека. [1, c.138]. Богочеловек есть индивидуум и одновременно космическое существо, являющееся по отношению ко всему в мире единством, благом, истиной и красотой.
Философские взгляды К.Э. Циолковского, в отличие от взглядов В.С. Соловьева отличались эклектическим разнообразием. Продолжая традицию атомизма, К.Э. Циолковский привносит в нее много неожиданного, что делает атомарное учение в системе «космической философии» мыслителя одной из главных доктрин. В особенной степени это касается его учения о космической этике.
Материя и атомы в философии ученого неоднородны. Они имеют двойную природу. Одна из них, это материя и атомы вещества (т.е. атомы, материи принадлежащие, и составляющие структуру материальной вселенной). Другая, это метафизическая субстанция, эфир и соответствующие ей атомы эфира. Они не менее реальны и объективны, по мнению ученого, но это нечто более тонкое, более «легкое» (по выражению К.Э. Циолковского), по сравнению с материей и материальными атомами. Атом эфира, крайне своеобразное явление в мировоззрении и философии ученого. Это нечто метафизическое, неизменчивое, неподвижное, наделенное чертами абсолютного, очень простое и примитивное. Но в то же время, это целый мир, мир сложный и чувствующий!
Интерес к атомистике у К.Э. Циолковского не случаен, и возник он еще в юности. Особенно он усилился в 10-20 годы ХХ века. [2, c. 37]. При этом, в своих взглядах на строение вселенной К.Э. Циолковский весьма был близок к атомистам античности. Это распространялось не только на идею атомарного строения вселенной, но и на способность атомов ко всякому ощущению, чувству, что мы можем найти уже у последователей ТЛ. Кара. [3, c. 324].
Обыкновенный, материальный атом, по мысли К.Э. Циолковского, подчиняется вполне определенным законам. И этими законами, конечно же, были законы физики и механики, прежде всего. [4, л.2]. К.Э. Циолковский был глубоко убежден в том, что атом неисчерпаем, столь же бесконечен, как и сама вселенная. Такими же представлялись ему протон и электрон. Ученый считал, что каждый атом может быть, по крайней мере, своеобразным, сложным миром, населенным различными живыми существами, возможно даже и разумными. [5, л.2 об.]. Ученый был глубоко убежден в том, что если бы атом и был конечен, то это стало бы столь же удивительным, как если бы мы посчитали за некий неделимый первичный элемент Солнце или какую-либо планету. [6, c. 25].
Но в философии К.Э. Циолковского существует и другой атом, атом эфира. Атом эфира - это и есть та реальная первооснова бытия, те «кирпичики», из которых состоит все мироздание. Этот атом: «... не тот, известный науке, а действительно неделимый, основа материи». [7, л.2]. Более того, эти атомы бессмертны и вечны, они принципиально неизменны и неуничтожимы, они - истинная первооснова бытия. Таким образом, атом эфира в представлениях ученого абсолютен. Его космогония рисует картину, по которой на самых ранних этапах развития вселенной, материя возникает из эфира, путем его сгущения. Затем уже развиваются процессы в материальной вселенной, возникают туманности, галактики, звезды и планеты. Вся материальная вселенная как бы погружена в эфир, пронизана им, но, практически, никак с эфиром не взаимодействует. Атом эфира у ученого метафизически неизменен, не уничтожим, вечен и бессмертен. Он вступает лишь в механические взаимодействия с подобными ему атомами (что не меняет и не может изменить его первоначального вида, его сущности, самобытности). [8, л.1об.]. Все это крайне важно и необходимо для построения ученым своей системы космической этики.
В целом же, каждый (!) из атомов эфира, на протяжении своего бесконечного бытия, своей бесконечной жизни, испытывает практически все доступные ощущения. Входя в различные комбинации и выходя из них, он попадает и в одушевленную материю (в живые объекты вселенной), в животных, растения, и в неодушевленную (камни, газы, воду и т.д.). Попадает он и в разумные организмы. Таким образом, на протяжении всей жизни вселенной в ней происходит не только круговорот обычной материи (возникновение галактик, их гибель, рассеивание вещества и возникновение из него новых космических объектов), но и эфирной субстанции (атомы эфира как бы постоянно путешествуют, попадая во все новые и новые объекты материальной вселенной).
Эти представления, так же, имеют богатейшую историко-философскую традицию, восходя к пифагорейцам, стоикам, к философии Плотина. В более позднее время об этом же (о всеобщей чувствительности материи и вселенной) писал Дж. Бруно, взглядами которого К.Э. Циолковский живо интересовался. Но непосредственным предшественником, главным авторитетом, и, можно сказать, учителем К.Э. Циолковского в вопросе о чувствительности атомов эфира можно по праву считать Г.В.Т. Лейбница и его «Монадологию». К.Э. Циолковский говорил о Лейбнице как о гениальном мыслителе. Возможно, что идеи последнего о чувствительности атома, могли оказать определенное влияние на К.Э. Циолковского. [9, c.54-55]. Хотя, сам К.Э. Циолковский писал о том, что его атом эфира никак не соответствует монадам Г. Лейбница, на том основании, что у последнего монада обладает сложными свойствами мозга. [10, c.26]. Тем не менее, объективная близость в их взглядах налицо. Так, в «Монадологии» Г. Лейбниц пишет, что: «...монада ... есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая - значит не имеющая частей... эти-то монады и суть истинные... элементы вещей». [11, c.412]. Иными словами, чтобы быть максимально точным, по-мнению Г. Лейбница монады, это не что иное, как своеобразные «души мира». Вне всякого сомнения, столь своеобразные и неожиданные идеи не возникли у Г. Лейбница на пустом месте, но были им усвоены из учения пифагорейцев, стоиков, в философии Ренессанса. [12, c.80]. Монада в философии Г. Лейбница свидетельствует о живости в устройстве мира, его многообразии и панпсихизме (т.е. всеобщей чувствительности материи во вселенной).
Сходные мысли и ярчайшие панпсихические выводы мы находим и в различных работах К.Э. Циолковского. Так, в одной из них, он пишет, что атом, это «простейшее существо». [13, л.1]. Этот атом эфира вечен, бессмертен, он является «вечной основой материи» и способен «примитивно ощущать». [14, л.2]. Налицо явные мировоззренческие и философские параллели между монадами у Г. Лейбница и атомами эфира К.Э. Циолковского в их основных свойствах.
Чувствование единичного атома зачаточно, примитивно и пассивно, зависит не от него самого, а от той окружающей его среды, от той структуры, в которую он попадает в результате процессов круговорота. [15, c.3]. К.Э. Циолковский наделял атом эфира немаловажным свойством. Атом эфира у него способен становиться носителем «Я» - психической сути и сущности индивида, его «эго» (как, впрочем, вообще сути любой вещи). Под влиянием деятельности мозга атомы эфира, попавшие туда, получают свойства разумной метафизической точки. [16, c.42-43]. Более того, атомы эфира становятся и носителями части психического, интеллектуального «Я» личности каждого разумного существа, частью его духовного естества, психического центра личности. [17, л.2 об.]. К.Э. Циолковский пишет, что часть мыслящей материи индивида может оставаться в неизменном виде на протяжении всей его жизни, становясь, таким образом, основой особенностей его ощущений, носителем его «Я», и, выпадая, таким образом, на время жизни индивида, из круговорота эфирной субстанции, но закрепляя в себе особенности этой личности. [18, л.1 об.]. Это, в свою очередь, позволяет доказать важнейший этический постулат - весь космос может достичь всеобщего счастья и благополучия, включая его мельчайшие единицы, модусы - атомы эфира. [7, л.2].
Но в этом выводе заключается и основная сущность противоречий во взглядах ученого: единичный атом эфира сам ничего не продуцирует, но лишь ретранслирует и переносит некую информацию, более или менее сложную. В то же время, комбинация этих атомов уже обладает этой информацией. [15, c.29]. Многие вопросы не находят здесь своего ответа: почему интеллектуальное поле не продуцируется любой сложной комбинацией атомов? Почему в конечном итоге возникает разум? Может быть, это все-таки продукт деятельности Первопричины? Может быть, именно на начальных этапах мироздания Первопричина породила не только материальные структуры, но, как свойство этих структур, был порожден и разум и у него есть реальные материальные носители?
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Философские взгляды К.Э. Циолковского отличались эклектическим разнообразием. Продолжая развивать традицию атомизма, как античного, так и нового научного атомизма, К.Э. Циолковский привносит в нее много нового и оригинального, что делает атомарное учение в системе «космической философии» мыслителя одной из главных доминант. [19, c.452-453]. Образно говоря, это один из тех мировоззренческих «китов», на которых держится вся его «космическая философия». В особенной же степени это касается учения о космической этике.
Атомистическое учение было крайне важным для К.Э. Циолковского. Оно укрепляло уверенность ученого в бессмертии не только материи, но и разумной жизни, более того, в вероятном бессмертии разумных личностей, индивидов. «Эфирный атомизм» доказывал ученому реальность достижения счастья для всей вселенной и для всех ее материальных объектов, прежде всего, для человека. [20, c.219-223].
Пронизывая всю материальную вселенную «эфирное пространство», состоящее из «эфирных атомов», входит в материю вселенной, оплодотворяя ее чувством и способностью (потенциальной) к жизни и разумной деятельности. Вселенная у ученого становится вселенной «панпсихической», обладающей всеобщей способностью не только чувствовать, но и жить. А жизнь, по К.Э. Циолковскому, это жизнь интеллектуальная, в конечном счете, это отсутствие страдания, счастье и благополучие. [21, pp.34-39].
Учение об атоме эфира лежит в основе «Космической антропологии», фактически созданной К.Э. Циолковским.
Литература
- Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М.: Прогресс, 1990.
- Гаврюшин Н.К. К.Э. Циолковский и атомистика. // Труды VII чтений К.Э. Циолковского. / Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. – М: ИИЕиТ АН СССР,1973.
- Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений. // Секст Эмпирик. / Соч. т. 2. - М.,1976.
- Циолковский К.Э. Основные физические гипотезы. // Архив РАН, ф. 555, оп.1, д.352.
- Циолковский К.Э. Род или характеристика познания. // Архив РАН, ф. 555, оп. 1, д.492.
- Циолковский К.Э. Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение. - Калуга, 1929.
- Циолковский К.Э. Граждане вселенной. // Архив ГМИК им. К.Э. Циолковского, ф.1, оп.1, д.102.
- Циолковский К.Э. Конспект космической философии. // Архив ГМИК им. К.Э. Циолковского.ф.1, оп.1, д.171.
- Гаврюшин Н.К. Историко - философские взгляды К.Э. Циолковского. // Труды Х Чтений К.Э. Циолковского. / К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. – М: ИИЕиТ АН СССР, 1975.
- Циолковский К.Э. Моя пишущая машинка. - Калуга, 1928.
- Лейбниц Г.В. Монадология. // Г.В. Лейбниц. / Соч., т.1, - М: 1982.
- Майоров Т.Т. Теоретическая философия Готфрида В.Лейбница. – М: 1973.
- Циолковский К.Э. Ощущение жизни и смерть. // Архив ГМИК им. К.Э. Циолковского.ф.1, оп.1, д.144.
- Циолковский К.Э. Есть ли духи. // Архив ГМИК им.К.Э. Циолковского ф.1, оп.1, д.63.
- Циолковский К.Э. Любовь к самому себе или истинное себялюбие. - Калуга, 1928.
- Циолковский К.Э. Монизм вселенной. - Калуга, 1931.
- Циолковский К.Э. Блуждание материи при жизни одного существа. // Архив ГМИК им. К.Э. Циолковского, ф.1, оп.1, д.141.
- Циолковский К.Э. Долголетие. // Архив РАН, ф.555, оп.1, д.512.
- Лыткин В.В. Естественно-научные основания формирования «Космической философии» К.Э. Циолковского // Мир науки, культуры, образования: Международный научный журнал. – № 2 (33), Апрель. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный ун-т, 2012. – С. 452–454.
- Лыткин В.В. Космические альтернативы человечества: социально-философские, антропологические и религиозные проблемы русского космизма. Монография. – СПб.: Книжный Дом, 2012. – 208 с.
- Lytkin V. Tsiolkovsky`s Inspiration. Ad Astra: Space & Religion. The Magazine of the National Space Society of USA. November/December, 1998.
References
- Losev A.F. Vladimir Solovyov and his time. - M.: Progress, 1990.
- Gavryushin N. K. K.E. Tsiolkovsky and atomistics.//Works VII of Readings K.E. Tsiolkovsky. / Research of scientific creativity of K.E. Tsiolkovsky. – М:, Academy of Sciences of the USSR, 1973.
- Sixt Empirics. Three books of Pirron provisions.//Sixt Empirics. / Vol. 2. - M., 1976.
- Tsiolkovsky K.E. Main physical hypotheses.//Russian Academy of Sciences archive, F. 555, f.1, d.352.
- Tsiolkovsky K.E. Gender or characteristic of knowledge.//Russian Academy of Sciences archive, F. 555, f.1, d.492.
- Tsiolkovsky K.E. The Plant of the future./ Animal of space. - Kaluga, 1929.
- Tsiolkovsky K.E. Citizens of the Universe.//GMIK archive of K.E. Tsiolkovsky, F.1, f.1, d.102.
- Tsiolkovsky K.E. Abstracts of The Space philosophy.//GMIK archive of K.E. of Tsiolkovsky. F.1, f.1, d.171.
- Gavryushin N. K. Historic - philosophical views of K.E. Tsiolkovsky.//Works X of Readings K.E. Tsiolkovsky. / K.E. Tsiolkovsky and philosophical problems of space exploration. – М:, Academy of Sciences of the USSR, 1975.
- Tsiolkovsky K.E. My Typewriter. - Kaluga, 1928.
- Leibnitz G. W. Monadology.//G. W. Leibnitz. / Vol. t.1. - M:, 1982.
- Majorov T.T. Theoretical philosophy of G.V. Leibnitz. – М:, 1973.
- Tsiolkovsky of K.E. The feel of life and death.//GMIK archive of K.E. Tsiolkovsky. F.1, f.1, d.144.
- Tsiolkovsky K.E. Are there spirits.//GMIK archive of K.E. Tsiolkovsky. F.1, f.1, d.63.
- Tsiolkovsky K.E. The love to yourself or the true self-love. - Kaluga, 1928.
- Tsiolkovsky K.E. Monizm of the Universe. - Kaluga, 1931.
- Tsiolkovsky K.E. Wandering of a matter during lifetime of one being.//GMIK archive of K.E. Tsiolkovsky. F.1, f.1, d.141.
- Tsiolkovsky K.E. The Longevity.//Russian Academy of Sciences archive. F.555, f.1, d.512.
- Lytkin V. V. The Natural-science origins of formation of "Space philosophy" of K.E. Tsiolkovsky//World of science, culture, education: International scientific magazine. – No. 2 (33), April. – Gorno-Altaisk: Gorno-Altaysk state un-t, 2012. – Pp. 452-454.
- Lytkin V. V. Space alternatives of mankind: social, philosophical, anthropological and religious problems of the Russian cosmism. Monography. – SPb.: Book House, 2012. – 208 p.
- Lytkin V. Tsiolkovsky's Inspiration. Ad Astra: Space & Religion. The Magazine of the National Space Society of USA. November/December, 1998.