ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУБСТРАТ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

Research article
Issue: № 4 (35), 2015
Published:
2015/08/05
PDF

Ситкин А.М.

Аспирант кафедры философии Башкирского государственного университета

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СУБСТРАТ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

Аннотация

Рассматриваются проблемы формирования картины мира современного человека. Обосновывается, что ее становление происходит в процессе информационного взаимодействия на субъект-объектном и субъект-субъектном уровнях. Аргументируется тот факт, что динамика изменений картины мира современного человека обусловлена факторами глобальной информационной экспансии, происходящей во всех сферах социального бытия.

Ключевые слова: информационные взаимодействия; современная картина мира; информационное пространство; информационные технологии; информационный ресурс.

Sitkin A.M.

The post-graduate student of faculty of philosophy of the Bashkir state university

INFORMATION SUBSTRATUM MODERN PICTURES OF THE WORLD

Abstract

Problems of formation of a picture of the world of the modern person are considered. It is proved, that its becoming occurs during information interaction at subject - objective and subject - subjective levels. That fact is given reason, that dynamics of changes of a picture of the world of the modern person is caused by factors of the global information expansion occurring in all spheres of social life.

Key words: information interactions; a modern picture of the world; information space; information technologies; an information resource.

Оценка роли информационных технологий в современном обществе не вызывает никаких возражений, что обусловлено самой логикой развития западной цивилизации, которая совершила гигантский скачок в своем социальном развитии за весьма короткий промежуток времени.

Эта революция сделала информацию тем критерием, на основе которого получают объяснение социальные процессы. Информация выступает как «глобальный неистощимый ресурс человечества» планетарного масштаба. Оказалось, что рынок информационных технологий («четвертый сектор») обладает возможностью оказывать влияние на глобальную трансформацию социального бытия. Он демонстрирует эту возможность даже в тех сферах человеческого бытия, которое традиционно относились к духовной сфере. Таким образом, можно говорить уже о стратегическом характере процесса информатизации общества, так как знание и информация сегодня приобретают статус основополагающего ресурса государства и общества, а именно, ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития. На сегодняшний день нормальная социальная жизнь напрямую зависит от социальной информации и технологий ее конструирования и трансляции [см.: 1, С.38-55].

То есть современное общество можно с полным основанием назвать тотально информационным благодаря глобальному процессу производства и функционирования информации. Причем информация является не просто одним из ключевых факторов социального развития современного общества, она становится в эпицентре современной жизни в качестве ее субстанции. В связи с этим, представляется правомерным введение в употребление понятие «информационной картины мира», помещение его в один ряд с языковой, логической, культурной, религиозной, научной, художественной картинами мира.

Известно, что картина мира – это стабильное состояние сознания, которое способствует формированию не менее стабильных форм оценки действительности. Смена картин мира, становящаяся в ходе исторического развития, свидетельствует о присутствии социальной динамики и социальной мобильности. В настоящее время разрушение даже самых устойчивых картин мира не вызывает недоумения и скорее воспринимается как закономерность. Для структур информационного общества характерно наличие стабильных форм мировосприятия, присущих представителям информационного сообщества. Учитывая глобальный характер информационных технологий, можно с полным правом говорить о глобальных формах проявления картины мира, основанной на информационных реальностях.

Новые социальные реальности, выстраивающиеся на основе информационных технологий, становятся тем фундаментом, на котором складывается мировоззрение современного массового человека. Отмечается, что одним из основных признаков формирующегося постиндустриального общества является создание новых социальных групп, которые формируются на незнакомых до этого момента основаниях и складываются в соответствии с принципами сетевых организованностей. Они характеризуют новую стадию независимости человека, такого существенного развития его индивидуализации, которое обусловлено преодолением национально-государственных рамок и широким доступом к финансовым, организационным и технологическим рычагам постиндустриального уклада [см.: 2, С. 17].

Революция в информационных технологиях вызвала к жизни и новую символическую среду со своим кодом, пришедшим на смену старому, в результате образования единого супертекста современной культуры. Новым кодом стала информация, на основе которой сформировалась тотальная картина мира, которую можно назвать информационной. Важнейший показатель ее действенности заключен в бессознательном воплощении в повседневности. Окружающая реальность воспринимается через «информационный фильтр», в результате чего изменяется психологическое, духовное и ценностное восприятие действительности. Таким образом, информационный супертекст в современной культуре является не только социальным, но и антропологическим явлением.

Сегодня информационные технологии распространяются на все сферы современной действительности, и любое, даже самое элементарное действие человека влечет за собой его столкновение с информационной реальностью. То есть информационная картина мира носит глобальный характер. Вместе с развитием общества развивается и «информационный сектор экономики», приобретая доминирующий характер и смещая с этой позиции господствующие ранее формы социальной организации – сельское хозяйство, промышленность и экономику, где в качестве определяющих факторов выступали труд и капитал. Подобными факторами в информационном обществе становятся информация и знания как доминирующие социальные ценности и приоритеты, организующие принципиально новое жизненное пространство – сферу досуга [см.: 3, С. 60].

Исходя из вышесказанного, можно отметить существенный сдвиг в  сознании современного человека, благодаря субстанциональным характеристикам информационной картины мира. Сам процесс ее становления и развития характерен следующими яркими проявлениями глобального процесса информационной экспансии.

  1. Зарождение, оформление и распространение глобальных коммуникаций. Эта фаза бурного развития транспортных средств, способных преодолеть темпоральный барьер и удовлетворить потребности человека в быстром перемещении в пространстве. Это позволяет субъекту выйти за пределы пространственно-временной ограниченности его жизни. Освобождение от этой зависимости путем овладения скоростью приносит ощущение радости и полноты жизни, что невозможно без предварительной и сопровождающей этот процесс интенсивной информационной поддержки.

Данный период характерен и становлением высокой покупательной способности населения стран, взявших курс на социальную информатизацию. Значительная часть коммуникационного пространства таких социальных систем заполнена маркетинговыми информационными потоками, призванными формировать не только культуру потребления, но и кульминировать консюмеристскую  идеологию, распространяемую в массовых масштабах. Последняя, в частности, декларирует ценности индивидуализма, устраняя действенность любых форм ответственности, за исключением ответственности перед самим собой. В такой ситуации обретение общности, сплоченности крайне проблематично. Между тем, сплоченность является, как отмечает С.Московичи, «…лучшим лекарством от коллективных болезней – апатии, преступлений, отклонений, самоубийств и т.д.» [4, С. 485]. В этих условиях взаимодействия и отношения людей, воспроизводство жизненных средств, физических и духовных сил человека приобретает не социально направленный, а преимущественно случайностный, вероятностный характер, что ведет человеческую экзистенцию к структурному кризису.

В силу этого, ценностная система информационного общества и делает главный упор на удовлетворении личного потребления, в результате чего, как уже отмечалось, и образуется дисбаланс между представлениями людей об индивидуальных и общественных благах.  Поэтому, тезис о разрушении общественных связей посредством господства консьюмеризма имеет свои основания и в срезе формирования картины мира – системы мировосприятия и миропонимания. Однако, вряд ли уместно говорить о распаде социальных связей, скорее речь может идти об их трансформации, так как коммуникационные механизмы по-прежнему проявляют себя как инструменты создания социальности субъекта, но они работают по другой схеме, кульминируя в сознании человека  иные цели, ценности и мировоззренческие стереотипы. Использую эти положения, оказывается вполне возможным обоснование  современного миропонимания, которое и моделирует новую реальность, вызванную к жизни глобальными процессами информатизации.

Полагаем, что вполне аргументированным является вывод о том, что фактор развития информационных технологий является базой, на основе которой зарождаются разные идеологические установки. Так, говоря о духовной парадигме информационного общества, следует отметить ее проективный характер. Она представляет собой некий нравственный идеал, идеальное видение науки, техники и новых возможностей в становлении социальности современного человека.

  1. Известно, что информационное общество всегда характеризовалось развитием компьютеризации, открывающей доступ к достоверным источникам информации, обеспечивающей соответствующую автоматизацию производства, которая избавила людей от ручной работы. Само производство должно претерпеть существенные изменения, результатом которых станет «информационноёмкость» продукта, что повлияет на его стоимость, увеличив в ней долю инноваций, дизайна и маркетинга. Движущей силой образования и развития информационного общества становится производство информационного, а не материального продукта.

Таким образом, обращаясь к реальной действительности, можно отметить преобладание второй фазы технологического развития. Эта позиция, характеризующая новую общественную реальность, прослеживается в понятиях постиндустриального общества (данное понятие получило признание после выхода трудов Д. Белла), технологического (Дж. П. Грант), «третьей волны» (термин введен О. Тоффлером), посткапиталистического (Р. Дарендорф), цивилизации услуг (Ж. Фурастье) и другие. Все эти понятия объединяет то, что в них признается прогрессивная роль теоретических знаний, информации и услуг в становлении общества на современном этапе.

Именно логика технологического детерминизма характерна для проектного периода развития информационного общества, где определяющую роль начинают играть сциентистические параметры жизни, что способствует возникновению неоднозначных реакций и оценок. С этим связана еще одна интенция понимания информационного социума, которая апеллирует к критике существующих представлений и ориентирована на рассмотрение технических средств осуществления различных форм и порядков современных коммуникационных связей, а следовательно, и развитием новых миропредставлений человека.

  1. Современные исследователи, рассматривая феномен информационного общества, пытаются осмыслить его критически в рамках основополагающих духовно-нравственных ценностей и понятий. Следует отметить, что эти вопросы уходят своими корнями в классическую философию техники.

Именно этот аспект, по нашему мнению, имеет существенное значение при осмыслении процесса формирования принципиально новой – информационной картины мира, которая во многом фундирована различными техническими средствами, поддерживающими порядки современных коммуникационных практик. Последние, в свою очередь, обусловливают феномены отношения к технике, которые, вливаясь в структуру мировоззренческих систем, способны существенно их деформировать.

Анализируя генезис информационной деятельности мы отмечаем, что информация как производственный ресурс отличается своей нематериальной природой. Это приводит к тому, что информационные ресурсы не уничтожаются по мере их употребления, а знаний не становится меньше в результате их распространения. Напротив, знания и информация, в свою очередь, используются для производства новых знаний, что приводит к беспрерывному увеличению объёмов информации. Названный признак и обусловливает возможность одной из важнейших импликаций информационного ресурса – его всеохватность и высокую скорость распространения. Такая динамика может быть ограничены лишь степенью развитости информационной инфраструктуры и  человеческими возможностями. Именно эти ресурсы, используемые в процессе реализации социальных взаимодействий, и наделяют последние выраженными динамическими качествами, что способствует существенному ускорению процессов социальных изменений, которые постоянно де-, ре- или трансформируют условия жизнедеятельности людей, постоянно корректируя структуры их миропредставлений.

 

Литература

  1. Курлов А.Б., Петров В.К. Методология информационной аналитики. М.: Проспект, 2014. 386 с.
  2. Киселев Г.С. Тайна прогресса» и возможность истории // Вопросы философии. – 2009. – № 2. – С. 15-21.
  3. Курлов А. Б. Информационно-знаниевые технологии как атрибут современной социохозяйственной среды // Основы экономики, управления и права. № 2. С. 58–64.
  4. Московичи С. Машина, творящая богов./ М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 548 с.

References

  1. Kurlov A.B., Petrov K Methodolog's of information analytics. M.: Prospectus, 2014. 386 р.
  2. Kiselev G.S. Secret of progress » and an opportunity of a history // Questions of philosophy. - 2009. no. 2. - рр. 15-21.
  3. Kurlov A.B Information-knowledge of technology as attribute modern economic environment // Bases of economy, management and the right, no. 2,   pp. 58-64.
  4. Мoskovichi S. The machine creating gods./M.: the Centre of psychology and psychotherapy, 1998. 548 p.