ON NEOMERCANTILISM, AND ITS SIGNIFICANCE FOR MODERN ECONOMIC THEORY

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.133
Issue: № 4 (118), 2022
Published:
2022/04/18
PDF

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.133

О НЕОМЕРКАНТИЛИЗМЕ, И ЕГО ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Научная статья

Егоров Д.Г.1, *, Ярмолич Н.А.2

1ORCID: 0000-0001-7122-3699;

2 ORCID: 0000-0001-7101-1215;

1 Псковский филиал Академии ФСИН России, Псков, Россия;

1, 2 Псковский государственный университет, Псков, Россия

* Корреспондирующий автор (de-888[at]ya.ru)

Аннотация

Меркантилизм как интеллектуальное течение экономической мысли возник в XV в. и стал господствующей экономической доктриной в XVII в. Основная идея, лежавшая в основе меркантилизма Нового времени — утверждение, что могущество государства есть производное от накопления финансовых резервов. причины господства меркантилизма в XVII в., и почти полного его забвения в веке XIX, - не столько экономические, сколько военно-политические. В последние несколько лет историки и экономисты вновь стали проявлять интерес к меркантилизму. По нашему мнению, здесь есть две тенденции, сложно (нелинейно) взаимодействующие между собой: Неомеркантилизм, понимаемый как политика протекционизма, - это идеология, направленная на остановку процесса деиндустриализации стран Запада. А вот идея желательности положительного торгового баланса, - одно из оснований для идеологических манипуляций в навязывании развивающимся странам избыточных объемов резервных валют (что есть одно из средств предотвращения гиперинфляции в странах-эмитентах).

Ключевые слова: деньги, меркантилизм, социум, экономическая теория.

ON NEOMERCANTILISM, AND ITS SIGNIFICANCE FOR MODERN ECONOMIC THEORY

Research article

Egorov D.G.1,*, Yarmolich N.A.2

1ORCID: 0000-0001-7122-3699;

2 ORCID: 0000-0001-7101-1215;

1 Pskov Branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Pskov, Russia;

1, 2 Pskov State University, Pskov, Russia

* Corresponding author (de-888[at]ya.ru)

Abstract

Mercantilism as an intellectual current of economic thought that emerged in the 15th century and became the dominant economic doctrine in the 17th century . The main idea underlying the modern mercantilism is the assertion that the power of the state is derived from the accumulation of financial reserves. The reasons for the domination of mercantilism in the 17th century, and its almost complete oblivion in the 19th century, are not so much economic as military-political. In the last few years, historians and economists have again begun to show interest in mercantilism. It is in the opinion of the authors that there are two trends that interact with each other in a complex (nonlinear) way: Neomercantilism understood as a policy of protectionism is an ideology aimed at stopping the process of deindustrialization of Western countries; however, the idea of the desirability of a positive trade balance is one of the grounds for ideological manipulation in imposing excessive amounts of reserve currencies on developing countries (which is one of the means of preventing hyperinflation in issuing countries).

Keywords: money, mercantilism, society, economic theory.

Введение (краткая история идей меркантилизма)

Меркантилизм как интеллектуальное течение экономической мысли возник в XV в. и стал господствующей экономической доктриной в XVII в. Основная идея, лежащая в основе меркантилизма — утверждение, что могущество государства есть производное от накопления финансовых резервов (на тот момент, то есть в Новое время - золота и серебра). В ХVIII веке меркантилизм уступил место классической школе экономики. Теоретические основания меркантилизма (тезис о том, что богатство и золото, в сущности, синонимичные понятия) были поставлены под сомнение Дэвидом Юмом, который в своем известном трактате «О деньгах» (1752 г.) [1] обосновал ряд тезисов, явно противоречащих идеям меркантилистов:

1) любые попытки искусственно повысить количество денег в конечном счете приводят только лишь к увеличению цен.

2) Благодаря внешней торговле благородные металлы распределяются пропорционально объему производства в конкретной стране.

3) Рост количества денег в конкретной стране приводит к повышению стоимости труда и заставляет производителей переносить производство в страны с дешевой рабочей силой.

В дальнейшем меркантилизм был подвергнут дальнейшей критике в работах основоположников классической школы экономики А. Смита и Д. Рикардо. В частности, Смит подверг критическому анализу утверждение меркантилистов о том, что торговый дефицит губителен для нации.

С первой половины XIX века в экономической теории (в первую очередь – в Англии, как тогдашнем лидере экономического развития) господствуют идеи «фритредерства».

Определенный ренессанс концепций меркантилизма связан в первую очередь с именем Дж. Кейнса, который выделил им в своей «Общей теории занятости, процента и денег» отдельный раздел (Первая половина главы 23). В частности, Дж. Кейнс признавал, что стимулирование занятости путем денежной экспансии может повысить затраты на единицу труда и, соответственно, цены (из-за уменьшения отдачи от труда), но сводил к минимуму, или даже вовсе игнорировал эффекты от изменения стоимости денег: «Если … единица заработной платы более или менее стабильна и не подвержена сильным стихийным изменениям (а это условие почти всегда выполнимо) и если состояние предпочтения ликвидности (имея в виду среднюю краткосрочных колебаний) тоже более или менее стабильно и вдобавок неизменны правила деятельности банков, тогда норма процента в основном будет зависеть от количества драгоценных металлов…» [2].

Эти идеи Кейнса (и, тем более, меркантилизм) были поставлены под сомнение монетаристами. Монетаристская контрреволюция 70-х годов прошлого века основывалась в значительной степени на исследованиях М. Фридмена и А. Шварц, в которых, в частности, был сделан вывод: инфляция — в значительной степени результат чрезмерного роста денежной массы [3]. «По рецептам монетаристов в 1990-е годы было подписано Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), создан ЕС для освобождения торговли от тарифов…» [4. С. 136].

В последние несколько лет историки и экономисты вновь стали проявлять интерес к меркантилизму [5], [4].

Здесь мы хотим обратить внимание на следующее: и критика Д. Юма вкупе с А. Смитом и Д. Риккардо, и апологетика Дж. Кейнса, и монетаристская агитация в пользу фритредерства – все они обсуждают меркантилизм как сугубо экономический феномен (теорию), - и, соответственно, ищут его основания в области экономики.

Однако экономический детерминизм (панэкономизм) применительно к социальным явлениям не всегда оправдан. Нам представляется, что причины господства меркантилизма в XVII в., и почти полного его забвения в веке XIX, - не только (может быть, даже не столько) экономические.

 

результаты

В Новое время (впрочем, как в значительной степени и сейчас) сила государства заключалась в первую очередь в способности вести войну. А XVII век – это время расцвета института наёмничества. Если в средневековье услуги профессиональных воинов оплачивались путем предоставления феода (то есть земли с зависимыми от возможности работать на ней крестьянами), с обязанностью вассала воевать в интересах сеньора, то к Новому времени возрастает «монетизированность» военного дела. Вот как пишет об этом известный исследователь феодальных и постфеодальных отношений Б.Ф. Поршнев:«…армия в те времена целиком и полностью могла быть приобретена на деньги – независимо от каких-либо прочих национальных ресурсов… …Тридцатилетняя война [1618-1648] является кульминационным моментом в развитии системы наемных армий… небывалые массы людей были приведены в движение силой денег…» [6. С. 51, 202].

Соответственно, наличие в распоряжении правителей именно золота и серебра (а не каких-либо менее ликвидных ценностей) было условием не только экономического процветания. Это было условием выживания в ситуации военного конфликта.

Позже, во второй половине XVIII – начале XIX веков массовые наемные армии сменяются еще более массовыми рекрутируемыми (призывными), - и необходимость в идеологической апологетике накопления золотых резервов исчезает. Более того, с занятием Англией позиции лидера промышленной революции у её политической и экономической элиты появляется потребность в идеологической апологетике фритредерства – хотя причины этой апологетики действительно переместились в область экономики (см.: [7]).

В чем причины того, что последние несколько лет интерес к меркантилизму возрос [4]? По нашему мнению, здесь есть две тенденции, сложно (нелинейно) взаимодействующие между собой.

С одной стороны, понимание неомеркантилизма как политики протекционизма связано с попытками остановить процесс деиндустриализации стран Запада [8]. В частности, это было главной в экономической политики президента США 2016-2020 Д. Трампа [4].

А вот идея желательности положительного торгового баланса perse, - одно из оснований для идеологических манипуляций в навязывании развивающимся странам (в рамках политики currencyboard) избыточных объемов резервных валют, - что дает возможность получения огромного сеньоража эмитентами резервных валют без риска гиперинфляции. сверхпотребление США (и других стран – эмитентов резервных валют) в существенной степени обеспечивается «...эмиссией доллара не только во внутренний, но и мировой оборот, что и обусловливает безвозмездный приток в страну товаров, производимых за рубежом» [9. С. 30]. «Деньги финансово неразвитых стран (в том числе и России) и большинства развивающихся создаются преимущественно на основе принципа, заложенного в политику currency board, — через покупку центральными банками валют развитых стран... Секрет процветания стран развитого мира не в особой производительности их народов и не в политической системе, которая не причина процветания, а следствие. Секрет — в масштабном производстве денег и финансовых капиталов, обмениваемых на товары и ресурсы развивающихся стран». [10]. К концу 2019 г. совокупные международные валютные резервы составили 11,8 трлн. долл. США: доллар США — 60,9 % (7,2 трлн. долл.), евро — 20,5 %, британский фунт — 4,6 %, японская иена — 5,7 %, швейцарский франк — 0,2 %, прочие валюты — 8,1% [11. С. 113-114], причем международные валютные резервы самих стран-эмитентов резервных валют минимальны по объемам [12].

Протекционизм с целью развития собственной высокотехнологичной экономики, с одной стороны, - и накопление избыточных масс резервных валют, с другой, - совершенно не обязательно должны быть жестко между собой связаны (приток валюты в результате индустриального или сырьевого экспорта может использоваться отнюдь не только для «стерилизации» оной в хранилищах Центробанков).

Заключение

Основные выводы из нашего краткого исследования:

причины господства меркантилизма в XVII в., и почти полного его забвения в веке XIX, - не столько экономические, сколько военно-политические.

понимание неомеркантилизма в современных трактовках имеет два аспекта. Неомеркантилизм, понимаемый как политика протекционизма, - это идеология, направленная на остановку процесса деиндустриализации стран Запада. А вот идея желательности положительного торгового баланса, - одно из оснований для идеологических манипуляций с целью навязывания развивающимся странам (в рамках политики currencyboard) избыточных объемов резервных валют, - что есть одно из условий получения огромного сеньоража эмитентами резервных валют без риска гиперинфляции.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

 

Список литературы / References

  1. DavidHumeonmoney[Electronic resource] – URL: https://mru.org/courses/great-economists-classical-economics-and-its-forerunners/david-hume-money (accessed:03.2022)
  2. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. / Дж.М. Кейнс - М.: ЭКСМО, 2007. –186 с.
  3. Фридман М. Монетарная история Соединенных Штатов. 1867-1960. / М. Фридман, А.Я. Шварц - Киев: Ваклер, 2007. - 880 с.
  4. Иванченко И.С. Новый неомеркантилизм как вызов для глобализированной экономики / И.С. Иванченко//Вопросы экономики. –2021. - № 9. – С. 132-148.
  5. ContiT.V. Mercantilism: Amaterialistapproach /T.V. Conti //ScandinavianEconomicHistoryReview. – 2016. - Vol. 66. -No. 2. -Р. 186—200.
  6. Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства / Б.Ф. Поршнев – М.: Наука, 1976. - 435 с.
  7. Чхан Х. Злые самаритяне. Миф о свободной торговле и секретная история капитализма / Х. Чхан - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 256 с.
  8. Алле М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. Эмпирическая очевидность /М. Алле. - М.: ТЕИС, 2003. - 314 с.
  9. Бажан А.И. Роль американского доллара в мировой валютной системе / А.И. Бажан // Мировая валютная система: настоящее и будущее – М. : Ин-т Европы РАН , 2016. – С. 29-33.
  10. Голубовский Д.Азбука финансового суверенитета //Д. Голубовский, А.Отырба // Эксперт. 2011. № 39. C. 17-19.
  11. Крылова Л.В. Доллар США в валютной структуре международных резервов / Л.В. Крылова // Экономика. Налоги. Право. - 2020. - №13(5). - С. 110-119.
  12. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее / С.Ю. Глазьев. - М.: Книжный мир, 2018. - 768 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. David Hume on money[Electronic resource] – URL: https://mru.org/courses/great-economists-classical-economics-and-its-forerunners/david-hume-money (accessed: 14.03.2022)
  2. Keynes J.М. Obshchaya teoriya zanyatosti, procenta i deneg[General Theory of Employment, Interest and Money] / J.М. Keynes - Moscow: EKSMO, 2007. - 186 p. [in Russian].
  3. Fridman M. Monetarnaya istoriya Soyedinennykh Shtatov. 1867-1960. [Monetary history of the United States. 1867-1960] / М. Fridman, A.Ya. Schwartz - Kiev: Vakler, 2007. - 880 р. [in Russian].
  4. IvanchenkoS.Novyy neomerkantilizm kak vyzov dlya globalizirovannoy ekonomiki [New neomercantilism as a challenge for a globalized economy] / I.S. Ivanchenko // Voprosy ekonomiki[Questions of economy]. - 2021. - № 9. - P. 132-148.[in Russian].
  5. ContiT.V. Mercantilism: Amaterialistapproach /T.V. Conti //ScandinavianEconomicHistoryReview. – 2016. - Vol. 66. -No. 2. -Р. 186—200.
  6. PorshnevB.F. Tridtsatiletnyaya voyna i vstupleniye v neye Shvetsii i Moskovskogo gosudarstva [The Thirty Years' War and the entry into it of Sweden and the Muscovite state] / B.F. Porshnev - Moscow: Nauka, 1976. - 435 p. [in Russian].
  7. Chang H. Zlyye samarityane. Mif o svobodnoy torgovle i sekretnaya istoriya kapitalizma[Bad Samaritans. The Free Trade Myth and the Secret History of Capitalism] / H. Chang - Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2018. - 256 p. [inRussian].
  8. AllaisM. Globalizatsiya: razrusheniye usloviy zanyatosti i ekonomicheskogo rosta. Empiricheskaya ochevidnost' [La Mondialisation. La destruction des employs et de la croissance. L'evidence empirique Ryvok v budushcheye] / M. Alleis. - Moscow: TEIS, 2003. - 314 p. [in Russian].
  9. Bazhan A.I. (2016) Rol' amerikanskogo dollara v mirovoy valyutnoy sisteme [The role of the American dollar in the world monetary system] / A.I. Bazhan // Mirovaya valyutnaya sistema: nastoyashcheye i budushcheye [World Monetary System: Present and Future]. Moscow: Institut Yevropy RAN, 2016. - p 29-33.[inRussian].
  10. GolubovskiyD. Azbukafinansovogosuvereniteta [ABCoffinancialsovereignty] // D. Golubovskiy, A. Otyrba // Ekspert [Expert]. - - № 39. P. 17-19. [in Russian].
  11. Krylova L.V. Dollar SShA v valyutnoy strukture mezhdunarodnykh rezervov [US dollar in the currency structure of international reserves] / V. Krylova // Ekonomika. Nalogi. Pravo. [Economy. Taxes. Right]. - 2020. - № 13. - P. 110-119. [in Russian].
  12. Glazyev S.Yu. Ryvok v budushcheye [Dash into the future] / S.Yu. Glazyev. - Moscow: Knizhny mir, 2018. - 768 p. [in Russian].