ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Research article
Issue: № 3 (34), 2015
Published:
2015/08/04
PDF

Каменев И.Г.

Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики (МЭСИ)

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №14-02-005-45

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В работе рассмотрены теоретические аспекты применения понятийного аппарата при анализе человеческого фактора национальной экономики в аспекте его роли в инновационной деятельности и во взаимосвязи с социальными инновациями.

Ключевые слова: человеческие ресурсы, человеческий капитал, социальный капитал, человеческий потенциал, инновации, социальные инновации.

Kamenev I.G.

Chair of Human Resources Management

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

HUMAN RESOURCES AS AN OBJECT OF INNOVATION PRACTICE

Abstract

The article discusses the theoretical aspects of human factor conception practice in the analysis of the national economy in terms of its role in innovations and in association with social innovations.

Keywords: human resources, human capital, social capital, human capital, innovation, social innovation.

Для сбалансированного развития организации необходимо, чтобы ее политика управления человеческими ресурсами была столь же инновационной, как и политика в области маркетинга, технологического развития, рыночная стратегия и так далее. Однако спонтанное, неуправляемое изменение социальной подсистемы общества и организации чревато многочисленными социальными потрясениями, ростом социальной напряженности. Тем самым перед организациями и государствами встает новый вызов – необходимость инновационного управления своими человеческими ресурсами.

Социальные инновации могут быть определены как инновации в социальной подсистеме общества или организации, легитимно изменяющие социальные практики (механизмы) решения социальных проблем с целью более эффективного достижения социально значимых результатов посредством приобретения людьми и социальными группами новых навыков и иных свойств. Социальные инновации действуют через изменение навыков и иных свойств человека и социальной группы, соответственно, объектом социальных инноваций являются человеческие ресурсы. Однако в научной литературе для характеристики человеческого фактора в экономике используется целый ряд близких понятий: «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «социальный капитал», «человеческий потенциал». В связи с этим возникает необходимость уточнить объект социальных инноваций, выявив различия между данными понятиями.

Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала разрабатывается в мировой экономической и управленческой науке с 50х г.г. XXв. Она развивает существовавшие уже в трудах классиков политической экономии преставления о человеке как носителе особого фактора производства – труда – который невозможно изъять из человека и приобрести в собственность.

В то же время, фактор производства, носителем которого являются люди, составляет богатство всего общества в целом, поскольку он объективно используется национальной экономикой для производства товаров и услуг. Рассматривавшие эту проблему Карл Маркс и Фридрих Энгельс абсолютизировали труд как фактор образования «справедливой» стоимости. В теории общественно-экономических формаций уже присутствовали элементы анализа человеческого труда (характеристика трудовых отношений и способа производства, а также концепция классовой борьбы). Однако уже в середине XXв. стало ясно, что поддержание существования и развитие знаний, умений, навыков и способностей человека требует определенных затрат. То конечное потребление, которое прежде рассматривалось исключительно как расходы, начало рассматриваться как инвестиции в человека, формирующие человеческий капитал. Человек инвестирует в себя, рассчитывая в будущем получать более высокие проценты с человеческого капитала (в форме заработной платы, прибыли предпринимателя и т.д.). Также в человеческий капитал могут инвестировать и организации, заинтересованные в более высокой производительности труда работников. С развитием новой институциональной теории был создан и первичный эконометрический инструментарий изучения поведения людей, ориентированного на повышение стоимости человеческого капитала в долгосрочной перспективе.

В современной теории в человеческом факторе выделяются три основных компонента [4]:

  • чистый труд;
  • природные способности (врожденные задатки), которым соответствует рента на эти способности;
  • человеческий капитал, которому соответствует доход на этот капитал.

Человеческий капитал – это имеющийся у каждого человека запас знаний, умений, навыков, способностей, мотиваций. Инвестициями в него являются образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.  Индивидуальный человеческий капитал — это накопленный запас особенных и специальных знаний, профессиональных навыков индивидуума, позволяющие ему получать дополнительные доходы и другие блага по сравнению с человеком без оных [5].

Следует различать человеческий капитал как фактор производства, конвертирующийся в прибыль компании, и человеческий потенциал как прогнозную оценку возможностей человека в заданных условиях. Это заведомо более широкое понятие учитывает не только те факторы производства, носителем которых является человек, но и различные социальные условия, которые способствуют либо препятствуют развитию человеческого капитала. Человеческий потенциал личности, таким образом, является прогнозной оценкой развития ее человеческого капитала в конкретных социоисторических условиях с учетом воздействия различных факторов микро- и макроокружения.

Применение понятия человеческого капитала

Под человеческим капиталом социальной организации обычно понимают весь человеческий капитал входящих в нее людей, а под человеческими ресурсами организации в узком смысле – те знания, умения, навыки, способности и труд человека, которые могут быть использованы в коммерческих целях (или для реализации целей социальной организации, если речь идет о некоммерческой организации). В данном случае понятие человеческих ресурсов используется в смысле, более узком по сравнению не только с контекстом национальной экономики, но и понятием человеческого капитала. Эта ситуация свидетельствует о некоторой неустойчивости понятийного аппарата общей теории капитала и общей теории менеджмента. Более того, в некоторых научных публикациях понятия человеческого капитала, потенциала и человеческих ресурсов могут использоваться как синонимы. Наконец, текущее состояние человеческого капитала как элемента национального богатства характеризуется понятием человеческих ресурсов. В широком смысле слова под человеческими ресурсами целесообразно понимать всю совокупность ресурсов, представленную на рынке труда, носителем которых является человек, включая и их человеческий потенциал. [8] При этом учитываются и количественные характеристики населения и рынка труда, характеризующие численность людей, обладающих тем или иным уровнем развития человеческого капитала и тем или иным человеческим потенциалом.

В масштабах национальной экономики развитие человеческого капитала оказывается одним из приоритетных направлений государственной социальной политики, а состояние человеческих ресурсов обусловлено различными мерами государственной социально-экономической политики. Системы образования, здравоохранения, государственное регулирование условий труда составляют человеческий потенциал и влияют на состояние человеческого капитала, а государственная демографическая политика и объективные тенденции естественного воспроизводства населения и миграции определяют количественные характеристики человеческих ресурсов. Тем самым определяется то макроокружение, которое влияет на состояние человеческого капитала для отдельных людей и различных организаций.

Наконец, в более широком – социальном – контексте человеческий капитал и человеческие ресурсы характеризуют состояние не только экономической сферы, но и всего общества в целом. В теориях «постиндустриального» общества Д. Белла[1] и супругов Тоффлеров [9,10] человеческий капитал уже рассматривается в современном смысле этого понятия, однако его значение не сводится к чистой экономике. Качественные трансформации общества «третьей волны» связаны и с качественной трансформацией человека, который становится основной движущей силой экономики и одновременно меняет свой образ жизни и социальной активности. Новое качество человеческого капитала – и, следовательно, новое качество человека – меняет возможности человека по созданию материальных и духовных ценностей во всех сферах общества, не исключая и экономическую, но и не ограничиваясь ей. Анализ человеческого капитала на уровне общества в целом может, следовательно, включать изучение неэкономических аспектов деятельности человека.

Место социального капитала в человеческом факторе экономики

Еще одно понятие, предметная область которого близка человеческому капиталу вплоть до использования их в отдельных публикациях в качестве синонимов – социальный капитал. Он капитал представляет собой совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью  (системой) более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания т.е. с членством  человека в группе. [3]

Социальный капитал, как следует из определения, нельзя отождествлять с человеческим капиталом или включать в него ни на уровне социальной организации, ни на уровне общества (национальной экономики). Однако он участвует и в формировании человеческого капитала (на этапе развития личности), и в его реализации. Социальный капитал может рассматриваться как одна из характеристик человеческих ресурсов и фактор формирования человеческого потенциала, поскольку человеческий потенциал учитывает взаимосвязи между людьми, которые и составляют сущность социального капитала. Также социальный капитал определяет эффективность использования человеческого капитала, поскольку вне системы социальных связей человек не может реализовать себя в деятельности.

Социальные инновации и человеческий капитал

Инновационная деятельность в социальной подсистеме организации оказывает непосредственное влияние на состояние социального капитала и человеческого потенциала, а также, через них, на человеческий капитал. Подводя итог, можно констатировать, что социальные инновации, направленные на человеческие ресурсы и социальную подсистему организации, воздействуют как на человеческий капитал, так и на человеческий потенциал и социальный капитал. Однако любые изменения свойств человеческого потенциала и социального капитала ведут к изменению состояния человеческого капитала, поскольку человеческий потенциал задает условия формирования человеческого капитала, а социальный капитал – условия его реализации. Следовательно, инновации, направленные на человеческий потенциал и социальный капитал, также необходимо учитывать при анализе инновационного управления человеческим капиталом.

Литература

  1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. Новая технократическая волна на Западе. // М.: Прогресс, 1986.
  2. Блауг М. Методология экономической науки. НП «Журнал Вопросы экономики». М. 2004, с.317
  3. Бурдье П. Формы капитала. // Экономическая социология. Электронный журнал, 2002, Том 3, № 5.
  4. Корицкий А.В. Истоки и основные положения теории человеческого капитала // Креативная экономика, 2007, № 5 (5).
  5. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал – интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности // НИУ ВШЭ, 2011.
  6. Крючкова С.Е. Диссертация на соискание степени доктора философских наук. Инновации: философско-методологический анализ. М.:, 2001.
  7. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. // Экономическая социология. Электронный журнал, 2002 Т. 3, № 4. – стр. 21.
  8. Разнодежина Э.Н. Человеческие ресурсы: их роль и значение // Управление экономическими системами, 2011, №1 (25).
  9. Alvin Toffler. Powershift: Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century. // Bantam Books, 1990.
  10. Alvin Toffler. Revolutionary Wealth. // Knopf, 2006.

References

  1. Bell D. Social'nye ramki informacionnogo obshhestva. Novaja tehnokraticheskaja volna na Zapade. // M.: Progress, 1986.
  2. Blaug M. Metodologija jekonomicheskoj nauki. NP «Zhurnal Voprosy jekonomiki». M. 2004, s.317
  3. Burd'e P. Formy kapitala. // Jekonomicheskaja sociologija. Jelektronnyj zhurnal, 2002, Tom 3, № 5.
  4. Korickij A.V. Istoki i osnovnye polozhenija teorii chelovecheskogo kapitala // Kreativnaja jekonomika, 2007, № 5 (5).
  5. Korchagin Ju.A. Chelovecheskij kapital – intensivnyj social'no-jekonomicheskij faktor razvitija lichnosti, jekonomiki, obshhestva i gosudarstvennosti // NIU VShJe, 2011.
  6. Krjuchkova S.E. Dissertacija na soiskanie stepeni doktora filosofskih nauk. Innovacii: filosofsko-metodologicheskij analiz. M.:, 2001.
  7. Radaev V.V. Ponjatie kapitala, formy kapitalov i ih konvertacija. // Jekonomicheskaja sociologija. Jelektronnyj zhurnal, 2002 T. 3, № 4. – str. 21.
  8. Raznodezhina Je.N. Chelovecheskie resursy: ih rol' i znachenie // Upravlenie jekonomicheskimi sistemami, 2011, №1 (25).
  9. Alvin Toffler. Powershift: Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century. // Bantam Books, 1990.
  10. Alvin Toffler. Revolutionary Wealth. // Knopf, 2006.