THE CHANGES IN TAX LEGISLATION WITH REGARD TO THE RUSSIAN FUEL AND ENERGY COMPLEX IN VIEW OF SANCTIONS PRESSURE
THE CHANGES IN TAX LEGISLATION WITH REGARD TO THE RUSSIAN FUEL AND ENERGY COMPLEX IN VIEW OF SANCTIONS PRESSURE
Abstract
Economic and political sanctions began to be imposed against the Russian Federation in 2014 because of the events in Ukraine and Crimea, which were greatly intensified due to the special military operation of 2022. Foreign companies started to leave the country and were forced to sell their assets to Russian companies.
In these circumstances, it is worth examining how things are going in one of the main sectors of the Russian economy, the fuel and energy complex (hereafter, FEC). In the last fifty years, the oil and gas sector has been the most important area for the Russian economy, and the government has introduced not only tax exemptions but also higher tax rates for companies in the fuel and energy sector. This article will address the changes in tax legislation with respect to the fuel and energy sector, as the country's budget suffers by under-receiving revenues.
1. Введение
Актуальность исследования заключается в том, что данные изменения произошли в законодательстве буквально за последний год и связаны с влиянием санкций в связи с СВО.
Цель работы состоит в изучении изменений в налоговом законодательстве в отношении российского ТЭК.
Предметом данной статьи являются изменения в налоговом законодательстве Российской Федерации в одном из важнейших секторов экономики, а именно в топливно-энергетическом комплексе.
Проблема состоит в том, что российский нефтегазовый сектор сильно пострадал в 2022 году, а государство ввело в отношении ТЭК не только налоговые льготы, но и повышение налоговых ставок, что может негативно сказаться на развитии данной отрасли экономики.
2. Основная часть
В 2022 году российская экономика столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением, которое привело к серьезным рискам для развития инвестиционного процесса. Учитывая годовую инфляцию в районе 12-13% и повышенную ключевую ставку, можем отметить, что произошел существенный скачок цены на энергоносители. Одновременно с этим европейские партнеры стали массового отказываться от закупок российских энергоресурсов, в связи с чем, можно ожидать в течение 3-5 лет снижение российских поставок нефти и нефтепродуктов в Европу на 70-90%, угля – на 90-100%, трубопроводного газа – на 60-70%.
Против практически всех российских участников ТЭК были введены санкции. По причине этого основатель и президент «Лукойл» Вагит Алекперов был вынужден покинуть все руководящие должности и выйти из состава совета директоров. Председатель Совета директоров государственной нефтяной компании «Роснефть» и бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер также был вынужден покинуть компанию. Вместе с этим в санкционные списки попали вице-премьер по вопросам ТЭК Александр Новак, глава Министерства энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России) Николай Шульгинов, президент компании «Роснефть» Игорь Сечин, председатель совета директоров Газпрома Виктор Зубков и его заместитель, по совместительству – председатель правления, Алексей Миллер.
Усугубляет положение текущего положения ТЭК России установление в конце 2022 года потолка цен: на нефть установлена предельная цена в размере 60 долларов за баррель, а на газ – около 2 тысяч долларов за 1 тысяч куб. м. . Падение цен на нефть ускорилось на опасениях по поводу глобальной экономики и ситуации с коронавирусом в Китае .
19 апреля 2022 года в Государственной Думе (далее – Госдума) прошел «круглый стол» на тему «Меры законодательного регулирования для обеспечения устойчивого развития ТЭК России в условиях экономических санкций. Комитет по энергетике нижней палаты российского парламента предложил дать нефтяному бизнесу новые льготы, например:
· пересмотреть значение удельных расходов при расчете НДД – с действующих 7140 рублей до 8600 рублей;
· изменить формулу расчета НДПИ с учетом роста цен на фрахт морского, железнодорожного, авиационного и автомобильного транспорта;
· ввести мораторий на разработку законодательных инициатив, увеличивающих нагрузку на нефтяную отрасль.
Еще в марте 2022 года Минэнерго России представил антикризисный план для поддержки нефтяных компаний. Его главная цель заключалась в уплате НДПИ не по мировым ценам, а по фактическим ценам реализации. Поскольку при высоком спросе на тяжелую нефтяную смесь марки Urals НДПИ, которую продают с большими скидками, расчет налога фактически происходит по высоким нефтяным котировкам, из-за чего нефтяные компании платят больше налогов .
Вместе с этим ведомство предлагает увеличить размер предельных затрат при расчете НДД на более чистую западносибирскую нефть марки Siberian Light, на которую приходится большинство мирового спроса. Это решение по мнению Минэнерго России должно снизить тарифы, поскольку в данном случае налоговая база определяется в виде разности между выручкой от продаж нефти и затратами .
3 июня 2022 года Минфин России представил поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) для поддержки населения страны и бизнеса в условиях внешнего санкционного давления, которые затронули, в том числе и добычу полезных ископаемых. Ведомство предлагает скорректировать порядок определения суммы предельных расходов для исчисления минимального дохода НДД. Вместе с этим НК РФ ввел новый вид добытого полезного ископаемого – «щебень» .
28 июня 2022 года президент В. Путин подписал новые поправки в НК РФ, направленные на стимулирование добычи нерентабельных категорий запасов недр, поиска и разведки новых месторождений углеводородов. С этого момента НДД имеют право принимать компании на участках недр с высокой степенью выработанности запасов и вновь вводимых участков недр . Стоит отметить, что ранее за введение данных правил выступал вице-президент «Лукойла» Леонид Федун .
Вместе с этим необходимо отметить, что в последние годы налоги на деятельность компаний, занимающихся добычей или использованием в своем производстве полезных ископаемых, увеличились.
В 2020 году Правительство Российской Федерации одобрило повышение НДПИ в 3,5 раза для металлургических предприятий и производителей удобрений, что по оценке Минфина России должно было принести в бюджет 2021 года дополнительные 56 млрд рублей. Это было сделано под предлогом борьбы с пандемией коронавирусной инфекции. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – РСПП) Александр Шохин направил главе правительства Михаилу Мишустину письмо с критикой законопроекта, поскольку при его подготовке не было обсуждения с предпринимателями.
В 2022 году Минфин России предложил еще повысить НДПИ, но в этот раз уже для газовой промышленности. Так, с 1 сентября по 30 ноября 2022 года «Газпром» должен был выплачивать 416 млрд рублей ежемесячно, но ведомство предлагает повысить эту сумму еще на 50 млрд рублей, а также продлить срок выплат до конца 2025 года. Также 28 сентября 2022 года Антон Силуанов рассказал о плане изъятия сверхдоходов российского ТЭК через повышение фискальной нагрузки.
21 ноября того же года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 443-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который повысил выплаты по НДПИ для собственника объектов Единой системы газоснабжения, коим и выступает Газпром : так, ставка налога на прибыль будет увеличена с 20 до 34 % – налог будет поровну распределяться между федеральным и региональным бюджетом .
6 января 2023 года американское издание Bloomberg сообщило, что российские власти рассматривают возможность введения единоразовой выплаты в бюджет от крупных производителей угля и удобрения . Это решение также приводит к существенным изменениям .
3. Заключение
Из-за обострения геополитической ситуации в 2014 году против Российской Федерации начали вводить экономические и политические санкции, затронувшие, в том числе и ТЭК. Вплоть до 2022 года государство по большей части увеличивало нагрузку на ТЭК, увеличивая налоговые сборы по отдельным отраслям. 2022 год стал самым тяжелым для российской экономики в XXI веке. В первую очередь это обуславливается серьезным усилением экономических санкций, вплоть до практически полного отказа от российских энергоресурсов и установления потолка цен, выше которых российские нефть и газ покупать нельзя.
Российские власти начали проводить комбинированную политику, вводя налоговые льготы для нефтяного сектора и увеличивая налоги для газовой промышленности. В дальнейшем это может негативно сказаться на российском ТЭК, поскольку в условиях кризиса нельзя повышать налоги, так как в свою очередь это вызовет рост государственных расходов. Государству необходимо осуществлять мониторинг экономической ситуации для адекватного реагирования на нее.