CREATIVE DIALOGUE OF TWO EPOCHS: IMAGE OF THE PEOPLE IN THE WORKS BY ROMANOVSKY S.T. AND LESKOVA N.S.

Research article
Issue: № 3 (10), 2013
Published:
08.04.2013
PDF

Сабитова А.М.1, Макарова А.Б.2

1Кандидат филологических наук, старший преподаватель. кафедра русской и зарубежной литературы Елабужского института КПФУ; 2студент 5 курса, факультета русской филологии и журналистики ЕИ КПФУ

ТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ ДВУХ ЭПОХ:  ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С.Т. РОМАНОВСКОГО И Н.С. ЛЕСКОВА

Аннотация

Актуальность нашей статьи обусловлена недостаточной изученностью творческого наследия писателей С.Т.Романовского и Н.С.Лескова.

Научная новизна исследования состоит в уникальности проведенного сопоставительного  анализа произведений двух писателей.

Целью предлагаемого исследования является изучение особенностей художественного сознания С.Т.Романовского и Н.С.Лескова.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач: - проанализировать поэтику Н.С. Лескова и С.Т.Романовского;

- выявить особенности художественного сознания писателей;

- охарактеризовать художественное время и пространство в произведениях.

Ключевые слова: творчество, писатель, народ, эпоха, русская жизнь.

Sabytova AM1, Makarova AB2

1PhD, Senior Lecturer, Department of Russian and foreign literature, 25th year student, Faculty of Russian Philology and Journalism, Yelabuga KPFU Institute

CREATIVE DIALOGUE OF TWO EPOCHS: IMAGE OF THE PEOPLE IN THE WORKS BY ROMANOVSKY S.T. AND LESKOVA N.S.

Abstract

Relevance of this article is caused by insufficient study of a creative heritage of writers S.T.Romanovsky and N. S. Leskov.

Scientific novelty of research consists in uniqueness of the carried-out comparative analysis of works of two writers.

The purpose of offered research is studying of features of art consciousness of S.T.Romanovsky and N.S.Leskov.

Achievement of a goal requires the solution of a number of tasks:

- to analyse N. S. Leskov and S.T.Romanovsky’s poetics;

- to reveal features of art consciousness of writers;

- to characterize art time and space in works.

Keywords: creativity, writer, people, era, Russian life.

В последние десятилетия интерес литературоведов к творческому наследию Н.С.Лескова значительно возрос, изменились аспекты рассмотрения и оценки как отдельных произведений, так и творчества писателя в целом, по-новому осмысляется его место в литературном процессе и общекультурных процессах эпохи. Также творчество С.Т. Романовского на сегодняшний исследуется очень тщательно. По словам Л.В.Бычковой «К сожалению, к большому сожалению. Мы по достоинству оценили Станислава Тимофеевича только после его смерти, одновременно приводя к сознанию вины перед ним. Он делал все, чтобы воспеть, увековечить Елабугу в своих произведениях. А какое чувство сострадания к малой родине, заботы о ней сквозит в многочисленных письмах и открытках адресованных родным. Друзьям, коллегам. Он был истинным сыном Елабуги»[1].

Станислав Тимофеевич Романовский – русский писатель, член Союза писателей СССР, автор более тридцати сборников повестей и рассказов для детей и взрослых, родился и вырос в Елабуге. Именно этот город с его окрестностями  стал для писателя своего рода «главным героем» [2, 210].

Вся жизнь С.Т. Романовского – это гимн любви своему родному краю, Елабуге. В одной из книг  он написал: «Всю землю с одинаковой силой любить нельзя –не получается, не запомнить ее всю. Но милые моему сердцу поля, леса, реки, родники и овраги, и малые впадинки люблю я со жгучей силой и нежностью». Многое, очень многое знал и помнил Романовский: легенды о елабужском Чертовом городище и подземных ходах, о местных купцах, о последних днях Марины Цветаевой, о том, как и где лучше рыбу ловить… Многое из того, что знал Романовский, осталось на страницах его произведений, а многое, очень многое он навсегда унес с собой… Сегодня ситуация сложилась такая, что и тех, кто помнил и знал Станислава Тимофеевича, становится все меньше и меньше…[3].

Мифологический пласт занимает значительное место в творческом наследии С.Т. Романовского. В целом, его наследие составляет несколько десятков сборников повестей и рассказов, в которых автор описывает жизнь и быт елабужан XX века, а также уделяет пристальное внимание изучению так называемого «человека из народа», умельца труда этой эпохи [4].

Рассказы С.Т. Романовского воспевают вечное движение и обновление жизни, любовь, величие и красоту, самоотвержение и милосердие. Не случайно и сам писатель говорил о том, что главное в его рассказах не события, а размышления и волнения души. Станислав Тимофеевич рассматривал окружающую действительность через призму библейских сюжетов, жития православных святых. В предисловии к книге «Костер из тальника» сын Станислава Тимофеевича Андрей отмечал: «То, что он писал, создавалось для того, чтобы вселить надежду в отчаявшихся, создавалось в расчете на те времена, когда понятия Истины, Красоты и Добра окажутся поставленными под сомнение».

Герои и персонажи Романовского влюблены в свой край и делают все, чтобы родной город и села были более красивыми, поля плодородными, луга обильными на травы, реки и озера чистыми и рыбными, леса здоровыми, населенными зверями и птицами. Во многих публикациях в газетах «Республика Татарстан», «Новая Кама», «Звезда полей» и других имя Станислава Романовского не раз упоминалось в одном ряду с такими знаменитыми елабужанами как И.И Шишкин, Д.И Стахеев, Н.А Дурова.

В рассказе «Поэт» С.Т.Романовский  описал встречу с жестянщиком Артемием (человеком в годах, жилистым, серьезным и по-своему загадочным). Он удивлялся этому человеку, поскольку тот был каким-то необычным. Он (Артемий) всегда мог ответить на любой вопрос. Он сочинял стихи. А на вопрос героя: «Стихи сочиняете?» – он  ответил,  –  «До меня уже сочинили…». Это настоящий характер русской души – скромность, трудолюбие, доброжелательность. Именно таких героев в своих рассказах описывал С.Т.Романовский.

Очередной рассказ Станислава Романовского «Вятский мужик» полон  теплого чувства восхищения к настоящему русскому «работяге». Только русский человек на грани возможностей и сил способен трудиться невзирая ни на что. Автор очень уважительно относится к Смертину (фамилия главного героя), который является образцом трудового человека для подрастающего поколения.

Н.С. Лесков — писатель, по праву занимающий в русской литературе место рядом с такими художниками слова, как Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров. Талант его самобытен, литературная судьба сложилась непросто. При жизни он не был по достоинству оценен современниками и только в XX веке в полной мере открылось его творческое наследие. Сила Лескова по сравнению с другими русскими писателями не в изобразительности, а в необыкновенном умении слышать человека, «плести», по словам Горького, «нервное кружево разговорной речи». Особенность эта непосредственно связана с его редким опытом практического познания народной жизни. Он привел в литературу множество героев, по сути «всю Русь», в пестроте ее социального состава и в огромной пространственной протяженности. У него гоголевские масштабы отношения к пространству — не петербургские углы, а многочисленные «углы», «норы», «отдаленные уголки» России. Интерес к живой жизни, к каждому человеку определяет особенности лесковской поэтики — сказ как главный способ повествования, то есть установка на живую устную речь, на персонажа, на «постановку голоса» [6].

Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве. Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX века жанр. К таким произведениям относятся  «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» и другие. В этом же ряду стоит и рассказ «Старый гений», написанный в 1884 году. Повествование в нем автор ведет в простой, как бы сказительной манере, не осуждая явно никого и не высмеивая. И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из-за каких-то «могущественных связей». Таким образом, Н.С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России.

Особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность. В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться. Благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.

«Тупейный художник», написанный Лесковым в 1883 году, относится к числу самых известных и значительных произведений писателя. Сюжет этого рассказа основан на предании о трагической любви крепостной актрисы графа Каменского и крепостного «тупейного художника» (парикмахера и гримировщика). В посвящении рассказа подчеркнута историческая дата отмены крепостного права: «Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.».   Главные герои рассказа – Люба и Аркадий – олицетворяют лучшие черты национального русского характера. Оба они благородны, способны к верной любви. Кроме того, каждый из героев чем-то одарен. Трогательную любовь молодых ждут тяжелые испытания. Люба должна пополнить число наложниц барина, и тогда Аркадий решается на отчаянный поступок – совершает тяжкое преступление. Он увозит свою возлюбленную. Не боясь при этом последствий, и в то же время по-русски – не обдумав его. Перенеся пытки в графских подвалах и отвоевав для себя па полях сражений свободу, офицерский чин и деньги, Аркадий возвращается к любимой с тем, чтобы выкупить ее у барина. Казалось бы, героям почти удалось вырваться из рабства, отстоять свое право на счастье в противостоянии с «барством диким», с жестокостью мира. Но накануне освобождения Любы Аркадия убивает простой русский мужик – дворник, не устоявший перед соблазном быстрого обогащения. 
Такая судьба (речь идет об Аркадии) в определенной степени тоже характерна для русской жизни – например, у Гоголя  в «Мертвых душах», русский человек «не любит» умирать своей смертью. 
Если в Аркадии подчеркиваются такие черты русского человека, как бесстрашие, душевное благородство и способность к самопожертвованию, то в образе Любови Онисимовны представлен другой тип национального характера. Люба напоминает «идеальную» героиню. Однако в этом характере отражены и негативные психологические последствия многовекового рабства – прежде всего, неспособность и неумение сопротивляться обстоятельствам. Разлученная с любимым, оскорбленная барином и униженная до положения скотницы, Люба не протестует, с покорностью и смирением воспринимая свою новую «роль» в мире. 

Драма отношений крепостников с бесправными «рабами» осложнена у Лескова драмой отношений простых русских людей друг с другом. В конечном счете, героев губят не «хозяева жизни» – Каменские, а «свои». Вначале Аркашу и Любу предает священник, которому они доверились, а впоследствии Аркадий становится жертвой дворника. Автор показывает, что зло отнюдь не является исключительной принадлежностью мира крепостников. Темные начала жизни присутствуют как в дворянской, так и в народной среде. 

В русском человеке соединены жестокость и способность к милости (граф и его отношение к Аркадию), творческий порыв и преступление (дворник, убивший Аркадия, действует словно по какому-то наитию).  «Тупейный художник» – это исследование национального характера, соотнесенное с современным состоянием русской жизни. У Лескова не случайно рассказ Любови Онисимовны обращен к ребенку. Цель автора – освободить будущие поколения русских людей от нравственного наследства крепостничества, изжить темные начала в русской душе, и с другой стороны – воспеть в лице «тупейного художника» и его возлюбленной лучшие черты русского народа – талантливость, силу духа, верность, способность к жертвенной любви.

И С.Т. Романовский, и  Н.С. Лесков любили свой народ, свою Родину, ее традиции. В этой скромной любви к своему родному краю, к его людям и кроются нравственно-эстетические устои творчества обоих писателей.

Литература

1. Бычкова Л.В. Он был истинным сыном Елабуги/ Бычкова Л.В //Творческое наследие. Новая Кама. – 2001. – 8 августа. – С. 3.

2. Станислав Романовский. Костер из тальника. Рассказы / Составитель Е.М Шастина. – Елабуга, 2007. – 210 с.

3. Романовская В. Слово о брате/ «Новая Кама»// №145, 1997г. – С. 2.

4. Андреев П. Земля наш дом // Новая Кама. – 2001. – 11 апреля. – С.2.

5. Журнал «Детская библиотека» [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://www.mi.ru/~rdbrt97/v2_st4.html (дата посещения: 11.01.13).

6. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://www.hi-edu.ru/CentrDovusBooks/litraXIX/lit1_13.pdf (дата посещения 17.01.13).

7. Изображение русского национального характера в рассказе Н. С. Лескова «Тупейный художник». [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00060301184864172750/woid/00062901184773069488/. (дата посещения 21.01.13).

References