AUDIT SECRET: COMPLIANCE PROBLEMS WHEN CONSIDERING CORRUPTION IN THE COURSE OF THE AUDIT
Алдарова Т.М.
Канд.экон.наук, и.о.доцента кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита,
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА: ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ФАКТОВ КОРРУПЦИИ В ХОДЕ АУДИТА
Аннотация
В статье раскрываются проблемы соблюдения аудиторами профессиональной тайны при рассмотрении коррупционных правонарушений, выявленных в ходе аудита, доступа налоговых органов к аудиторской тайне, а также разработаны предложения по стандартизации процедур предотвращения и выявления угроз несоблюдения этических принципов аудита при проведении аудита как в государственном, так и в частном секторе экономики.
Ключевые слова: аудиторская тайна, угрозы несоблюдения этических принципов, коррупционные правонарушения
Key words: audit secret, threat of non-compliance with the ethical principles, corruption offenses.
В современных условиях интеграции российской экономики в международную систему хозяйствования существенно повышаются требования к качеству и объективности аудиторских отчетов и заключений, формируемых по результатам независимой проверки финансовой отчетности, составленной как с применением российских стандартов бухгалтерского учета, так и с применением МСФО.
Известно, что вся информация, получаемая в процессе аудита, составляет аудиторскую тайну, т.е. она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.
Проблема состоит в том, что кому и в какой форме аудитор может сообщать информацию по результатам проведенной проверки. Один из ответов на этот вопрос вытекает из принципа конфиденциальности. В Кодексе профессиональной этики аудиторов указано, что «Соблюдение принципа конфиденциальности обязывает аудитора:
а) обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязанность раскрыть такую информацию;
б) не использовать конфиденциальную информацию, полученную в результате профессиональных или деловых отношений, для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ». [3]
Таким образом, аудитор обязан раскрыть аудиторскую тайну третьим лицам, обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, в случаях нарушения клиентом законодательства. Такими лицами являются, в частности, уполномоченные государственные органы по противодействию коррупции и легализации преступных доходов и финансирования терроризма, по контролю за соблюдением налогового законодательства.
Однако, в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» аудитор при наличии или подозрении в наличии коррупционных правонарушений должен определить, обязан ли он сообщить о случае или подозрениях стороне, внешней по отношению к клиенту, в том числе уполномоченному государственному органу. В случае сомнения аудитор должен рассмотреть необходимость получения юридической консультации по данному вопросу [4]. Получается, что на аудитора прямо не накладывается обязанность сообщать о случаях нарушения законодательства уполномоченным государственным органам. Он должен только принять решение, разглашать или нет аудиторскую тайну.
Следует отметить, что порядок предоставления конфиденциальных сведений ни в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности», ни в каком-либо другом нормативном акте, регулирующем аудиторскую деятельность, не определен.
В то же время действующее законодательство устанавливает ряд ограничений на доступ к информации, составляющей аудиторскую тайну. Так, п. 4 ст. 82 НК РФ установлено, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну и иных лиц, в частности, аудиторскую тайну. В пункте 2 ст. 90 НК РФ предусмотрено, что не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности, аудиторы.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендовала России обеспечить на законодательном уровне доступ налоговых органов к аудиторской тайне [6]. В противном случае Россия вряд ли сможет вступить в данную организацию. А Правительство РФ планирует стать полноправным членом ОЭСР с 2014 года. В связи с этим имеется большая вероятность, что налоговые органы получат возможность запрашивать и получать любую информацию в неограниченном количестве и, как следствие, возрастет риск совершения недобросовестных действий со стороны как самих контролирующих органов, так и аудиторов. Несомненно, появятся аудиторы, которые будут предоставлять клиентам 2 варианта отчета – выражающий положительное мнение для налоговых органов и отражающий правдивое и реальное состояние дел фирмы для клиента (заказчика). В результате возникнут угрозы нарушения аудиторами основных этических принципов, в частности, принципов честности и объективности, согласно которым аудитор не должен намеренно искажать свое аудиторское мнение, а также не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений. При этом аудитору следует избегать отношений, которые могут исказить или повлиять на его профессиональное суждение [3].
Исходя из этого, аудиторы будут поставлены перед выбором: либо нарушать этические принципы, чтобы не потерять клиентов, либо уходить из профессии, либо оказывать только сопутствующие аудиту услуги. Начнется трансформация независимого аудита в зависимый как от клиента, так и от третьих лиц. Безупречная деловая репутация как одно из главных требований, выдвигаемых саморегулируемыми организациями аудиторов к своим членам, может оказаться формальным. Также формальным может оказаться проведение обязательного аудита с выдачей аудиторского заключения. На рынке увеличится количество недобросовестных аудиторов, выдающих заведомо ложные аудиторские заключения. Кроме того, аудиторы будут уделять много времени на составление ответов на различные запросы налоговых органов, скорее всего, в ущерб качеству оказываемых клиенту аудиторских услуг.
Считаем, что следует четко определить объем информации, которую могут запросить налоговые органы у аудиторов. В частности, разделить ее, как минимум, на 2 группы:
- информация, которую аудиторы безоговорочно должны предоставлять налоговым органам на основании официального запроса;
- информация, в отношении которой аудитор должен принять решение, передавать ее контролирующим органам или нет.
Кроме того, необходимо внести соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ, поскольку за разглашение сведений, составляющих аудиторскую тайну, предусмотрены различные меры ответственности. Так, в соответствии с частью 2 ст. 183 УК РФ «Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, - наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет».
В обществе сложилось мнение, что коррупционные правонарушения присущи только государственному сектору. Однако, провоцируют коррупцию также представители частного сектора. В соответствии с опубликованным Индексом взяткодателей за 2011 год (ИВ-2011), Россия занимает 1-ое место по даче взяток чиновникам и представителям регулирующих органов других стран в абсолютном большинстве случаев. Согласно исследованию, проведенному Всемирным движением по противодействию коррупции, чаще других склонны давать взятки строительные компании и компании, работающие по государственным контрактам [5].
Считаем, что следует в систему российских стандартов аудиторской деятельности внедрить стандарты, прописывающие методики и процедуры при проведении аудита отчетности таких компаний. Особое внимание стоит уделить оценке характера и значимости угроз нарушения основных этических принципов аудита, в частности, угрозы потери значимого клиента, давления на аудитора со стороны клиента и уполномоченных государственных органов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В связи с предстоящим вступлением России в ОЭСР и необходимостью исполнения требования данной организации о доступе налоговых органов к аудиторской тайне будет возрастать общий аудиторский риск и, в частности, будет возрастать количество заведомо ложных аудиторских заключений и снизится в целом доверие к аудиторской профессии. С целью решения данной проблемы необходимо четко ограничить объем сведений, которые могут запросить налоговые органы у аудитора.
2. Необходимо стандартизировать и разграничить подход аудиторов в отношении оценки характера и значимости угроз несоблюдения основных этических принципов, в т.ч. аудиторской тайны, при проведении аудита в государственном и частном секторах экономики.
Литература
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ.
- Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ.
- Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол №4).
- ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», утв. Приказом Минфина РФ от 17.08.2010 № 90н.
- Индекс взяткодателей 2011 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www. transparency.org.ru/indeks-vziatkodatelei
- Налоговикам откроют доступ к аудиторской тайне? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.audit-it.ru/news/account/507406.html