REGULATION OF FACTORING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Research article
Issue: № 2 (33), 2015
Published:
2015/03/12
PDF

Щинов Д.В.

Аспирант, Финансовый университет при Правительстве РФ, ведущий экономист, Центральный Банк Российской Федерации

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАКТОРИНГОВОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье анализируются проблемы регулирования российского рынка факторинга и выдвигаются предложения по их решению, в том числе и c использованием европейского опыта. Также проведен анализ факторингового регулирующего законодательства.

Ключевые слова: факторинг, законодательство, регулирование.

Schinov D.V.

PhD, Finance University under the Government of the Russian Federation, senior economist in the Central Bank of the Russian Federation.

REGULATION OF FACTORING IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

The article considers problems of regulation of the Russian market of factoring are analyzed and offers under their decision, including are put forward by use of the European experience. Also the analysis factoring the adjusting legislation is lead.

Рынок факторингового бизнеса в России относительно неразвит и для того, чтобы дать возможность увидеть четкую картину и выбрать правильный путь развития законодательного регулирования этого вида бизнеса, нашему государству необходимо изучить и проанализировать опыт европейских стран в этой части. Основных пути развития два: жесткое законодательное регулирование или более мягкий путь саморегулирования данного типа финансовой деятельности.

Как известно, факторинг (договор финансирования под уступку денежного требования) — это комплекс финансовых услуг, включающий в себя полностью или по отдельности следующие составляющие: финансирование оборотного капитала, покрытие кредитного риска, учет и сбор дебиторской задолженности. При этом факторингом может называться только деятельность, сочетающая не менее двух указанных составляющих. Использование поставщиками услуг факторинга дает возможность решения таких насущных проблем, как недостаток оборотных средств, ускорение оборачиваемости денежных средств, наращивание объемов продаж, превращение дебиторской задолженности в деньги, получение дополнительного финансирования, ликвидация кассового разрыва.

Сегодня в России наблюдается тенденция развития небанковского факторинга. Это связано с тем, что именно специализированные факторинговые компании предоставляют клиенту наиболее полный спектр услуг, включающий финансирование, управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, информационное обслуживание, ведение бухгалтерского учета, представление интересов в судебных и налоговых органах.

В свою очередь банки в основном ориентируются только на финансирование клиента - фактически замену кредитования на финансирование без обеспечения.

Весь рынок факторинга в России можно разделить на три группы участников. К первой группе относятся банки, где факторинг рассматривается как один из банковских продуктов и предоставляется наравне с другими конкурентными продуктами, такими как банковские кредиты. Однако факторинг не является приоритетной деятельностью таких банков и рассматривается только как дополнение к стандартному набору банковских продуктов. Ко второй группе участников относятся специализированные факторинговые организации, осуществляющие свою деятельность под банковской лицензией. Главная проблема данных организаций состоит в том, что, являясь по сути не банком, они вынуждены получать банковскую лицензию. Необходимость работать в рамках банковской лицензии возникла в период присутствия в гражданском законодательстве коллизии, обязывающей факторинговые компании получать специальные лицензии, при этом лицензирующий орган не был установлен, критерии лицензирования не были определены и, по сути, данная норма не работала. Во избежание лишних проблем некоторые игроки приняли решение получить банковскую лицензию и превратиться в специализированные факторинговые банки. К третьей группе относятся факторинговые организации, действующие без лицензии. В настоящее время наметилась тенденция к росту числа специализированных факторов, в том числе за счет выделения банками своих факторинговых подразделений в отдельные самостоятельные структуры.

В настоящее время деятельность факторинговых компаний в России регулируется с различных сторон в рамках действующего законодательства: налогового; административного; законодательства, регулирующего деятельность коммерческих организаций; банковского; уголовного; законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Несмотря на это, сегодня существует множество нерешенных вопросов, касающихся регулирования российского рынка факторинга.

После отмены лицензирования факторинговой деятельности на рынке отсутствует жесткий регулятор. Только лишь в случае, когда речь идет о банковском факторинге, регулятором является Банк России. В случае деятельности факторинговых компаний без лицензий регулятор отсутствует. Стоит отметить, что на рынке присутствует орган государственного надзора в лице Федеральной службы по финансовому мониторингу, но его полномочия сводятся лишь к очень узкому сектору — противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отсутствие регулятора на рынке может играть как положительную, так и отрицательную роль. С одной стороны — это безусловное благо, предоставляющее игрокам рынка факторинга возможность свободно развиваться и не зажимать себя в жесткие рамки строгих нормативов, с другой стороны — отсутствие регулирования несет в себе риски появления недобросовестных и непрозрачных игроков.

Исключительность существующих финансовых условий — кризис и отсутствие регулирования — диктует потребность введения стандартов деятельности на рынке факторинга. Есть два очевидных пути решения данной проблемы: жесткий и либеральный.

Жесткий путь не исключает появления государственного регулятора на рынке факторинга. На сегодняшний день единственным государственным органом, который мог бы взять на себя такие полномочия, представляется Центральный Банк Российской Федерации, в который летом 2013 года влилась Федеральная служба по финансовым рынкам, в результате в стране появился мегарегулятор. Соответственно, новые государственные стандарты, разработанные в данном государственном учреждении, помогут осуществлять регулирование деятельности факторинговых организаций.

Однако, либеральный путь предполагает, что российский рынок факторинга продолжит свое развитие в лучших европейских традициях и пойдет по пути саморегулирования. В этом случае регулятором рынка может стать саморегулируемая организация, объединяющая российских участников рынка факторинга. Одним из инструментов такого регулирования может быть сертификация. Очевидно, что выбор пути регулирования рынка факторинга в России требует глубокого анализа, и, безусловно, европейский опыт должен быть взят за основу. Факторинг в России следует развивать по пути Великобритании, используя методы саморегулирования. Как показала практика, это самый эффективный метод регулирования факторинга, а значит, его применение может оказать огромное влияние на темпы роста российского рынка, что позволит России войти в число мировых лидеров по объему факторинговых операций.

Рынок факторинга в том или ином виде существует во всех странах Европейского союза. Все страны можно условно поделить на те, в которых осуществляется довольно жесткое нормативное регулирование факторинговой деятельности с обязательством наличия специального разрешения, и те, где обязательство о лицензии отсутствует и факторинг осуществляется по принципу саморегулирования.

Положения о договоре факторинга присутствуют в законодательстве всех стран - членов Европейского союза, как в гражданских, так и в торговых кодексах. Специальных законов о факторинге на национальном уровне выявлено не было, за исключением Италии, где наблюдается самое жесткое регулирование.

В целом можно констатировать, что каждый кредитный и финансовый институт, расположенный в любой стране — члене ЕС, руководствуется в своей деятельности нормами местного гражданского, банковского, налогового и другого законодательства, использует международные конвенции, а также подпадает под общеевропейское банковское регулирование и регулирование в части противодействия отмыванию денег.

Очевидно, что для успешного и качественного факторинга в России необходимо изучать и использовать европейский опыт. Особенно это касается вопросов государственного регулирования, налогового законодательства, а также введения на законодательном уровне понятия «факторинг».

Литература

  1. Директива Европейского парламента и Совета 2006/48/ЕС от 14 июня 2006 года об учреждении и деятельности кредитных организаций.
  2. Директива Совета 2005/60/ЕС о предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег.
  3. Первая директива Совета 77/780/EEC от 12 декабря 1977 года о координации законов, постановлений и административных положений, относящихся к учреждению и ведению бизнеса кредитных институтов.
  4. Вторая директива Совета 89/646/EEC от 15 декабря 1989 года о координации законов, постановлений и административных положений, относящихся к учреждению и ведению бизнеса кредитных институтов, дополняющая Директиву 77/780/EEC с последующими изменениями.
  5. Конвенция Организации Объединенных Наций об уступке дебиторской задолженности в международной торговле (12 декабря 2001 г.).
  6. Конвенция УНИДРУА о международном факторинге (Оттава, 28 мая 1988 г.).

References

  1. Directive 2006/48/EC of the European Parliament and of the Council of 14 June 2006 relating to the taking up and pursuit of the business of credit institutions (recast) // Official Journal of the European Union. L 177. 2006. 30 June. P. 1–200.
  2. Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council of 26 October 2005 on the prevention of the use of the financial system for the purpose of money laundering and terrorist financing (Text with EEA relevance) // Official Journal of the European Union. L309/15. 2005. 25 November. P. 1–22.
  3. First Council Directive of 12 December 1977 on the coordination of laws, regulations and administrative provisions relating to the taking up and pursuit of the business of credit institutions (EEA Agreement, Annex IX: Council Directive (77/780/EEC)).
  4. Second Council Directive of 15 December 1989 on the coordination of laws, regulations and administrative provisions relating to the taking up and pursuit of the business of credit institutions and amending Directive 77/780/EC (EEA Agreement Annex IX: Council Directive (89/646/EEC)).
  5. United Nations Сonvention on the assignment of receivables in international trade / United Nations. New York: United Nations Publication, 2004.
  6. UNIDROIT Convention on International Factoring (Ottawa, 28 May 1988).