ЕВРАЗИЙСКИЙ ФРОНТИР В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТРАНСГРАНИЧЬЯ

Research article
Issue: № 2 (33), 2015
Published:
2015/08/03
PDF

Болдонова И.С.

Доктор философских наук, Бурятский государственный университет

Работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 14-18-02006

ЕВРАЗИЙСКИЙ ФРОНТИР В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТРАНСГРАНИЧЬЯ

Аннотация

В статье анализируются разные названия трансграничных регионов на территории Российской Федерации, и осмысливается актуализация трансграничной проблематики в контексте развития современных взаимоотношений страны с ее восточными соседями. Автор также предпринимает попытку выделения Евразийского фронтира в Байкальском регионе на границе с Монголией и Китаем.

Ключевые слова: трансграничье, межкультурное взаимодействие, Евразийский фронтир, Байкальский регион.

Irina Boldonova

Doctor of Philosophy, Buryat State University

EURASIAN FRONTIER AT BAIKAL REGION IN THE CONTEXT OF TRANSBOREDER MULTIDISCIPLINARY RESEARCH

Abstract

The article analyzes different notions and terms of transborder regions on the territory of the Russian Federation and generalizes issues concerning transborder reality in the context of Russia’s contemporary relations with its Eastern neighbors.  The author accomplishes the task to specify the Eurasian frontier at Baikal region on the border with Mongolia and China.

Key words: transborder, intercultural relationship, Eurasian frontier, Baikal region.

Сотрудничество пограничных цивилизаций реализует собственные культурные, социальные связи в независимости от фактических географических и государственных границ, когда взаимодействия не ограничиваются ежедневными приграничными индивидуальными контактами, но формируют целые стратегические направления в рамках трансграничных договоров и соглашений. Вследствие распада дихотомического мира и самосознания регионов в качестве самодостаточных культурно-исторических образований и их активизации в общественной жизни, проблема регионализации, в том числе трансграничной, в течение последних десятилетий превратилась в одну из центральных проблем современного научного знания.

Научные дискуссии о понятиях, «граница», «рубеж», «фронтир», «пограничье», «трансграничье», «пригра­ничье», «лимитроф», «окраина», «периферия»  ведутся в интеллектуальной среде не только России, но также соседствующих стран Польши, Беларуси, Украины, Казахстана, Монголии, Китая. В английском языке существуют, по крайне мере, три слова, передающих в русском языке слово «граница»: border, boundary, frontier. Слово “border” обозначает географическую границу, “boundary” и  относится к ментальной и культурной демаркации, понятие “frontier” первоначально в истории США обозначало движущуюся границу по мере освоения новых земель поселенцами и продвижения цивилизации на запад континента.

Взаимодействия на западных рубежах осмысливаются учеными разных стран. Польскими и белорусскими учеными пространство взаимодействия с Россией рассматривается как Пограничье и исследуется Евро-Азия в контексте цивилизаций Центральной, Южной, Восточной Европы и Центральной, Южной и Восточной Азии.          Взгляд польско-сибирского научного коллектива Варшавского университета фокусируется на обширной территории евразийского континента, в том числе и на восточных границах России, где возделывается совместное поле евро-азиатского взаимодействиях[1].

Томские исследователи изучают Южно-сибирский фронтир в географическом измерении Западной Сибири на границах со странами СНГ. Южно-сибирский фронтир изучается в культурно-историческом, антропологическом, экзистенциальном, феноменологическом, этическом, транскоммуникативном и других аспектах. Международный коллектив русских, итальянских, немецких славистов под эгидой Томского госуниверситета называют Сибирь пространством Евроазиатского фронтира.

На всей протяженности границы вместе с прилегающими территориями развивается, как называет Т.Н. Кучинская, китайская (азиатская) модель трансграничного регионализма [2].  Если посмотреть шире, охватить в масштабе не только Китай, но и Монголию, Южную Корею, Индию, Японию, то следует говорить об азиатской модели, где, безусловно, далеко немаловажную роль играет КНР.

На огромной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока сложилось несколько трансграничных регионов. Л.Е. Бляхер анализирует социально-экономическую ситуацию в Приморском трансграничье, выделяя сложные  взаимоотношения между его ключевыми акторами: местным населением, федеральным центром и приграничными соседями [3]. Дальний Восток, Республика Бурятия и Забайкальский край в составе Юго-Восточной Сибири граничат с Северо-Восточными провинциями Китая. Этот регион трансграничья Н.С. Розов называет Забайкальским Трансграничьем  и поднимает проблему неравномерного развития приграничных регионов России и Китая [4]. М.И. Гомбоева выделяет Восточно-Забайкальское трансграничье на основе исторически сложившегося в Восточном Забайкалье нового качества трансграничья – «единого социокультурного пространства регионов, структурирующегося трансграничными социокультурными сетями взаимодействия [5]. В своем исследовании восточные трансграничные регионы РФ Д.В. Трубицын называет Забайкальским и Дальневосточным трансграничьем[6].

Б.Л. Раднаев и А.С. Михеева называют Бурятию и сопредельные пространства по обеим сторонам границы Байкальским трансграничьем. Основным дифференциальным признаком выделения Байкальского трансграничья называется озеро Байкал как природный, социокультурный, геополитический центральный объект региона, вокруг которого складывается вся жизнедеятельность трансграничного региона [7].

Изучением особенностей менталитета, художественной культуры и коммуникации евразийского фронтирного бытия Байкальского региона активно занимаются филологи (литературоведы и лингвисты, фольклористы, педагоги), осуществляя междисциплинарные исследования, используя компаративистский, текстологический, структурный, семиотический и другие подходы. Об этом свидетельствуют труды творческих коллективов Бурятского государственного университета, Иркутского государственного университета, Забайкальского государственного университета. Издав несколько сборников научных статей по тематике Евразийского фронтира, сотрудники Института филологии и массовых коммуникаций Бурятского государственного университета сформировали целое научное направление в изучении контактной цивилизации Байкальского региона на пограничье между Россией, Монголией и Китаем.

Байкальское трансграничье типологически равнозначно Евразийскому фронтиру на территории Республики Бурятия как воображаемой границе между Востоком и Западом, европейской и азиатской ментальностью. Необходимость концептуального подхода к изучению феномена трансграничья Байкальского региона как территории взаимодействия России и азиатских стран, перекрестка, где соединяются Восток и Запад, продиктована актуальностью реального сотрудничества.

Трансграничный, в нашей терминологии фронтирный, Байкальский регион, имея многовековую историю взаимодействия с приграничными областями и шире с государствами Восточной Азии, демонстрирует тенденции к сохранению самобытной культуры народов Забайкалья, сохраняя готовность к дальнейшему изучению разнообразия и многогранности культур соседних сообществ и осмыслению своей роли и места в конгломерате культур и цивилизаций евразийского континента.

О современных тенденциях в сфере межкультурной трансграничной коммуникации пишет И. Бобков, который подчеркивает, что культура возникает лишь в событии разграничения и отграничения, но живет и развивается только в попытках перешагнуть свои границы, расширить свое пространство. Ситуацию разрушения локализованных, закрытых культур И. Бобков называет эпохой транскультурности, культурной трансцендентности, когда культура выходит за свои пределы в пространство других культур, она становится посланником своих кодов и символов [8]. Действительно, в последние два-три десятилетия в связи с распространением информационных технологий и расширяющегося доступа к Интернету, границы коммуникационных процессов раздвинулись настолько, что стали почти невидимыми и эфемерными.

В контексте глобализирующегося мира Евразийский фронтир в Байкальском регионе как полюс активной интеграции имеет большой потенциал в расширении международных контактов России с азиатскими странами, соблюдении национальных интересов на Востоке и формировании модели будущего общества устойчивого развития. Активные процессы сотрудничества с соседями по Евразийскому трансграничью свидетельствуют о современной тенденции в сторону укрепляющейся регионализации, одной из важнейших факторов процесса глобализации.

В таблице собраны разные названия с одним и тем же значением, соответствующим понятию «трансграничный феномен», т.е. межцивилизационное, межкультурное, межрегиональное пространство. Понятие «транскультурность евразийского трансграничья» отражает суть сложного явления, оправданно изучаемого с позиции междисциплинарного подхода.

Таблица 1 - Транскультурность евразийского трансграничья

2015.03.04-09.35.04

В каждой концепции идея границы и трансграничного взаимодействия нашла свое отражение сообразно наиболее актуальным проблемным вопросам в срединном пространстве. Гигантский материк Евразия охватывает такое количество стран и народов, цивилизационных моделей развития, что трудно охватить это обширное смысловое поле единым взором, отсюда и разнообразие терминов и понятий, обозначающих то, что всем понятно и интересно – это пространство между мирами.

Литература

  1. Debaty Ibi Al: Том 4: Цивилизационный выбор и Пограничье / Под ред. Я. Кеневича. – Варшава, 2011. – 378 с.
  2. Кучинская Т.Н. Трансграничный регион как форма социокультурного пространства: В поисках когнитивной модели исследования // Современные проблемы науки и образования. 2011, № 6 [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/pdf/2011/6/106.pdf (Дата обращения 01.02.15)
  3. Бляхер Л.Е. Трансграничное сотрудничество: экономические выгоды и политические проблемы, или интеграция несистемных сетей желтороссии // Геополитический потенциал трансграничного сотрудничества стран азиатско-тихоокеанского региона. - Владивосток: Дальнаука; изд-во ВГУЭС, 2010. - С. 316–346.
  4. Розов Н.С. Феномен трансграничья в исторической и геополитической перспективе / Трансграничье в изменяющемся мире: Россия-Китай-Монголия. Материалы международной научно-практической конф. 16-20 окт. 2006. - С.109-113 [Электронный ресурс] URL: nsu.ru/filf/rozov (Дата обращения 10.02.15)
  5. Гомбоева М.И. Социокультурная специфика Восточно-Забайкальского трансграничья // Теоретико-методологическое осмысление феномена трансграничья: материалы научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия – Китай – Монголия» (18 – 20 октября 2006 г.) / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2006. С. 41–46.
  6. Трубицын Д.В. Трансграничье как объект культурологического исследования: методологический обзор // Гуманитарный вектор. – 2011. - № 2(26). - С. 130–137
  7. Раднаев Б.Л., Михеева А.С. Географическая концепция социально-экономического развития Байкальского трансграничья // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Естественные науки. - № 1 (42) / 2012. – С. 136-150.
  8. Бобков И. Этика пограничья: Транскультурность как белорусский опыт // Перекрестки: Журнал исследований восточноевропейского пограничья. - - № 3-4. – С. 127-137.

References

  1. Debaty Ibi Al: Tom 4: Civilizacionnyj vybor i Pogranich'e / Pod red. Ja. Kenevicha. – Varshava, 2011. – 378 s.
  2. Kuchinskaja T.N. Transgranichnyj region kak forma sociokul'turnogo prostranstva: V poiskah kognitivnoj modeli issledovanija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2011, № 6 [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.science-education.ru/pdf/2011/6/106.pdf (Data obrashhenija 01.02.15)
  3. Bljaher L.E. Transgranichnoe sotrudnichestvo: jekonomicheskie vygody i politicheskie problemy, ili integracija nesistemnyh setej zheltorossii // Geopoliticheskij potencial transgranichnogo sotrudnichestva stran aziatsko-tihookeanskogo regiona. - Vladivostok: Dal'nauka; izd-vo VGUJeS, 2010. - S. 316–346.
  4. Rozov N.S. Fenomen transgranich'ja v istoricheskoj i geopoliticheskoj perspektive / Transgranich'e v izmenjajushhemsja mire: Rossija-Kitaj-Mongolija. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konf. 16-20 okt. 2006. - S.109-113 [Jelektronnyj resurs] URL: www.nsu.ru/filf/rozov (Data obrashhenija 10.02.15)
  5. Gomboeva M.I. Sociokul'turnaja specifika Vostochno-Zabajkal'skogo transgranich'ja // Teoretiko-metodologicheskoe osmyslenie fenomena transgranich'ja: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii «Transgranich'e v izmenjajushhemsja mire: Rossija – Kitaj – Mongolija» (18 – 20 oktjabrja 2006 g.) / Zabajkal. gos. gum.-ped. un-t. Chita, 2006. S. 41–46.
  6. Trubicyn D.V. Transgranich'e kak ob#ekt kul'turologicheskogo issledovanija: metodologicheskij obzor // Gumanitarnyj vektor. – 2011. - № 2(26). - S. 130–137
  7. Radnaev B.L., Miheeva A.S. Geograficheskaja koncepcija social'no-jekonomicheskogo razvitija Bajkal'skogo transgranich'ja // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Estestvennye nauki. - № 1 (42) / 2012. – S. 136-150.
  8. Bobkov I. Jetika pogranich'ja: Transkul'turnost' kak belorusskij opyt // Perekrestki: Zhurnal issledovanij vostochnoevropejskogo pogranich'ja. - - № 3-4. – S. 127-137.