CONCEPT OF "LEGAL FRAMEWORK" AS "FASHION" CONCEPT

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.215
Issue: № 12 (66), 2017
Published:
2017/11/18
PDF

Яхьяева М.У.

ORCID:0000-0003-3987-8534, ассистент кафедры уголовного процесса и криминалистики, Чеченский государственный университет

ПОНЯТИЕ «ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО» КАК «МОДНЫЙ» КОНЦЕПТ

Аннотация

В статье рассматривается понятие «правовое пространство» как часто употребляемый концепт не только в правовой литературе, но и во многих средствах массовой информации. Автор лаконично анализирует существующие интерпретации и смысловые нагрузки понятия, которые раскрывают функциональные возможности термина «правовое пространство». Понятие «правовое пространство» включает в себя универсальные символы многообразных процессов: экономических, политико-правовых, социокультурных и т.д.[3]. Оно является понятием, которое носит междисциплинарный характер.

Ключевые слова: правовое пространство, понятие, правовая литература, государство, закон.

Jahiyaeva M.U.

ORCID:0000-0003-3987-8534, assistant of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Chechen State University

CONCEPT OF "LEGAL FRAMEWORK" AS "FASHION" CONCEPT

Abstract

The paper deals with the concept of "legal framework" as a frequently used concept not only in legal literature, but also in numerous media. The author succinctly analyzes existing interpretations and concepts meanings that reveal the functional possibilities of "legal framework" term. The concept of "legal framework" includes the universal symbols of diverse processes: economic, political and legal, sociocultural, etc. [3]. It is a concept that is multi-subject character.

Keywords: legal framework, term, legal literature, State, law.

На современном этапе  все чаще используется определение «правовое пространство» в средствах массовой информации. Динамика глобализационных процессов, изменение политических систем на карте мира сказалась и на теоретических вопросах и дефинициях в лексиконе правосознании юристов, актуализируя наш интерес в заявленной теме исследования.

В правовой литературе  существуют понятия,  интерпретация которых имеет очевидное значение, так как определяет какие именно элементы, могут находиться в радиусе действия термина «правовое пространство». В настоящее время в политико-правовом лексиконе часто используется понятие «правовое пространство». Что же подразумевает оно, какую смысловую нагрузку мы вкладываем в  данное понятие сегодня?

Следует отметить, что определений понятия «правовое пространство» множество. Например, энциклопедический словарь по конституционному праву характеризует его как единство правовых, социально-политических, экономических и информационных стандартов[8]. Как правило, речь идет  о едином правовом пространстве в стране.

Понятие «пространство» в правовой литературе имеет определяющее значение и позволяет исследовать разные стороны предмета познания  в юридическом аспекте.  Преломление через правовое пространство предмет исследования – это рассмотрение его сквозь призму правовых стандартов в конкретной социокультурной среде. Исследование природы правового пространства даже в прикладном аспекте предполагает изучение самого широкого круга вопросов, касающихся содержания государственно-правового режима территории, состава территории государства, разрешения правовых коллизий, вопросов осуществления внутренних и внешних функций государства и т.д. [7]

Отметим также общеизвестный факт, что вообще стремление к созданию политико-правовых неологизмов замечено в кризисные, периоды истории государства. Новые методические приемы заключаются в том, что к старым дефинициям добавляется новый концепт, несущий смысловую нагрузку, соответствующую новым социально-экономическим и политическим потребностям[4]. Причем добавленное определение, обычно имеет гораздо большее значение, чем само базовое понятие.

 Понятие «правовое пространство» включает в себя универсальные символы многообразных процессов. В современной культуре  трансформации коснулись традиционных представлений этносов. Процессы стандартизации и унификации коснулись и образа жизни, мыслительных процессов, настроенных на поглощение максимального объема информации в краткие сроки. Поэтому новые дефиниции должны быть емкими, объемными и запоминающимися[4]. Как отмечает Э.С. Абдулаева  «дихотомичность ментальных установок современных людей, заключается и в выработке универсальных символов, позволяющих выразить многообразие форм восприятия социальной реальности»[1]. Также автор в другой работе замечает, что «многие составляют поверхностное суждение, не имеющее под собой логическое основание, «приправляя» его эмоциональной, артистичной подачей»[2]. В современном информационном пространстве важна «подача», контекст и объемность информации. Частое употребление в средствах массовой информации понятия «правовое пространство» и является таким объемным и артистичным словосочетанием, позволяющим выразиться о предмете лаконично и опосредованно.

Существуют аналогии в образовании понятий «экономическое» и «правовое» пространства. В период глобализационных процессов эти понятия часто отражают одни явления в социуме. Однако есть и различия. Последний термин более объемный, и способен решить экономические вопросы в рамках единого правового пространства страны или ряда стран, подписавших экономические соглашения и т.д [6].

Также заметим, что использование  концепта «правовое пространство» модно и часто употребляется. В статье «Феномен моды в теоретической юриспруденции»  М.Н. Козюк заметил: «стремление создать словосочетание с определением «правовой» — бич отечественной юриспруденции». Далее он  отмечает, что стремлением к концептотворчеству при помощи прилагательного «правовой» страдают не только новички в науке, для которых «застолбить» новое понятие — это перспектива кандидатского остепенения, но и маститые ученые. Причину он видит, конечно, в  междисциплинарности понятия, которое включает возможность рассмотрения разных проблем сквозь призму нескольких социальных сфер[5].

Правовое пространство определяется, прежде всего, в рамках коммуникативной деятельности индивидуумов. Отражая поведение людей в контексте термина, происходит толкование именно относительности оценки нормы и отклонения от них в конкретном пространственном континууме. Термин «правовое пространство» охватывает целый ряд взаимодействий в социуме, контролируемых законом. Термин разграничивается разными сферами и местными субьектными границами. Базовым элементом в  понятии «правовое пространство» выступают особенности социально-экономических отношений[5].

Приведем высказывания Суханова В.В., в которых он отмечает, что в правовом государстве нельзя не допускать различия  в толковании правового пространства. Так как, подобное отношение может привести к нарушению не только зарубежных правовых пространств, международных законодательных сфер, но социокультурного пространства этносов России, которые сохраняют свою специфику и в толковании закона с точки зрения традиционной культуры[7]. На современном этапе правовое пространство России в некоторых регионах нивелируется из-за несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными традиционными правовыми нормами. Есть необходимость в создании социального мониторинга правового пространства страны для устранения существующих недостатков и улучшении деятельности правовой системы на региональном уровне.

Очень часто, характеризуя современную культуру, мы подчеркиваем  инновационные процессы, происходящие в обществе. Возникает свободомыслие, изменяется отношение общества к творческой деятельности. Поток новых идей захватывает философию, искусство, науку, технику, что приводит и к трансформациям в социуме. Не следует забывать, что всякая развивающаяся культура предстает как культура настоящего, исторически возникшая из культуры прошлого. Несмотря на плюрализм мнений, существующий в современных демократических государствах, отметим необходимость выстраивания правового пространства, отвечающего на вызовы современной цивилизации, модернизационных трансформаций традиционных обществ[4]. Есть необходимость в выстраивании основных механизмов сосуществования разных народов в едином глобализованном мире, не нарушая своеобразия локальных обществ и их ценностей. Нельзя привнести и «научить» демократическим процессам, если они отсутствуют в самом обществе. Существующие различия в подходах к поведению человека не должны вступать в спор и вызывать противоречия в системе права.

На наш взгляд, следует стремиться к созданию единого правового пространства, которое охватывало бы интересы всех существующих субъектов Российской Федерации, не нарушая их национального своеобразия, а дополняя новыми политическими гарантиями в рамках закона.

Список литературы / References

  1. .Абдулаева Э.С. Ментальные аспекты духовной культуры современного человека / Э.С. Абдулаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. № 7.  Часть 1.  - С.259-263.
  2. Абдулаева Э.С. Механизмы управления агрессивной толпой в современном обществе/ Э.С. Абдулаева // Международный научно-исследовательский журнал / International research journal.  - Екатеринбург: ООО «Компания ПОЛИГРАФИСТ» 2016. № 4. Часть 5. - С.12-13.
  3. Абдулаева Э.С. Трансформация духовно-нравственного содержания культуры: междисциплинарный подход /Э.С. Абдулаева // Гуманитарные и социальные науки. - Ростов-на-Дону, 2014. № 2. - С.173-176.
  4. Абдулаева Э.С., Ляушева С.А. Модернизационные трансформации традиционной культуры/ Э.С. Абдулаева, С.А. Ляушева // Социально-гуманитарные знания. М., 2017. № 7. - С.10-13.
  5. Козюк М.Н. Правовое пространство и правовые коммуникации /М.Н. Козюк// Новая правовая мысль.  № 1. - С. 21 - 26.
  6. Козюк М.Н. Феномен моды в теоретической юриспруденции [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/download/elibrarypdf (Дата обращения 11.11.2017).
  7. Малько А.В. Правовая жизнь как важнейшая категория юриспруденции/ Малько//  Ежегодник российского права.  - М. , 2001.  - С. 136-146.
  8. Cуханов В.В. Правовое пространство и его формы. Дис. на соиск.уч.ст. канд. юрид. наук/ Валерий Владимирович Суханов // Москва, 2005. 176 c. http://www.dissercat.com/content/pravovoe-prostranstvo-i-ego-formy (Дата обращения 11.11.2017).
  9. Червонюк В.И. Конституционное право России / В.И. Червонюк // М.: Термика, Инфра-М, 2004. — 432 с.
  10. Червонюк В.И. Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления. [Электронный ресурс] https://law.wikireading.ru/51028  (Дата обращения 11.11.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Abdulaeva EH.S. Mental'nye aspekty duhovnoj kul'tury sovremennogo cheloveka [Mental aspects of the spiritual culture of modern man] / EH.S. Abdulaeva // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. [, philosophical, political and juridical sciences, culturology and art history. Questions of theory and practice] – Tambov: Gramota, 2016. – № 7. – Part1. – P.259-263. [in Russian]
  2. Abdulaeva EH.S. Mekhanizmy upravleniya agressivnoj tolpoj v sovremennom obshchestve [Mechanisms of managing an aggressive crowd in modern society] / EH.S. Abdulaeva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal / International research journal. – Ekaterinburg: OOO «Kompaniya POLIGRAFIST» 2016. № 4. Part' 5. – P.12-13. [in Russian]
  3. Abdulaeva EH.S. Transformaciya duhovno-nravstvennogo soderzhaniya kul'tury: mezhdisciplinarnyj podhod [Transformation of the spiritual and moral content of culture: an interdisciplinary approach] /EH.S. Abdulaeva // Gumanitarnye i social'nye nauki. [Humanitarian and social sciences] – Rostov-na-Donu, 2014. № 2. – P.173-176. [in Russian]
  4. Abdulaeva EH.S., Lyausheva S.A. Modernizacionnye transformacii tradicionnoj kul'tury [Lyausheva SA Modernization transformations of traditional culture] / EH.S. Abdulaeva, S.A. Lyausheva // Social'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge]. – M., 2017. № 7. – P.10-13. [in Russian]
  5. Kozyuk M.N. Pravovoe prostranstvo i pravovye kommunikacii /M.N. Kozyuk// Novaya pravovaya mysl'. [Scientific and analytical magazine ¨New Legal Thought]] – 2002. – № 1. – P. 21 - 26. [in Russian]
  6. Kozyuk M.N. Fenomen mody v teoreticheskoj yurisprudencii [The phenomenon of fashion in theoretical jurisprudence] [Electronic resource] https://elibrary.ru/download/elibrary_27261812_40165383.pdf (accssesed 11.11.2017). [in Russian]
  7. Mal'ko A.V. Pravovaya zhizn' kak vazhnejshaya kategoriya yurisprudencii [Legal life as the most important category of jurisprudence]/ Mal'ko//  Ezhegodnik rossijskogo prava. [Yearbook of Russian law] Yearbook of Russian law, 2001. – P. 136-146. [in Russian]
  8. Cuhanov V.V. Pravovoe prostranstvo i ego forms. [Legal space and its forms] on  cand. jurid. science / Valerij Vladimirovich Suhanov // Moskva, 2005. 176 p. http://www.dissercat.com/content/pravovoe-prostranstvo-i-ego-formy (accssesed 11.11.2017). [in Russian]
  9. Chervonyuk V.I. Konstitucionnoe pravo Rossii [Constitutional Law of Russia] / V.I. CHervonyuk // : Termika, Infra-M, 2004. — 432 p. [in Russian]
  10. Chervonyuk V.I. Pravovoj nigilizm: ponyatie, formy, puti preodoleniya [Legal nihilism: the concept, forms, ways of overcoming] [Electronic resource] https://law.wikireading.ru/51028  (accssesed 11.11.2017). [in Russian]