CONCEPTUAL MODEL OF LIFE STRATEGIES OF YOUNG PEOPLE FOR THEIR SYSTEM DIAGNOSTICS

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.66.075
Issue: № 12 (66), 2017
Published:
2017/12/18
PDF

Фишман Б.Е.1, Кузьмина Б.С.2, Фокина О.А.3

1ORCID: 0000-0002-2211-5998, доктор педагогических наук, профессор, 2ORCID: 0000-0001-5663-6321, кандидат технических наук, 3ORCID: 0000-0002-9875-1384, кандидат педагогических наук,

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ ДЛЯ ИХ СИСТЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Аннотация

В статье анализируются основные подходы к пониманию жизненной стратегии молодежи. Показана необходимость диагностики и определения различных жизненных стратегий молодых людей. Описана концептуальная модель, которая представляет стратегию жизнедеятельности человека. Определены макрокомпоненты жизненной стратегии и совокупность соответствующих проявлений. Полученная модель создает информационную базу, необходимую для распознавания, оценки и анализа индивидуальных жизненных стратегий молодых людей.

Ключевые слова: Молодые люди, жизненная стратегия, концептуальная модель, макрокомпоненты, совокупность проявлений.

Fishman B.E.1, Kuzmina B.S.2, Fokina O.A.3

1ORCID: 0000-0002-2211-5998, PhD in Pedagogy, Professor, 2ORCID: 0000-0001-5663-6321, PhD in Engineering, 3ORCID: 0000-0002-9875-1384, PhD in Pedagogy,

Amur State University named for Sholom Aleichem

CONCEPTUAL MODEL OF LIFE STRATEGIES OF YOUNG PEOPLE FOR THEIR SYSTEM DIAGNOSTICS

Abstract

The article analyzes the main approaches for understanding the life strategy of young people. The need to diagnose and determine the various life strategies of young people is shown. A conceptual model is described, representing the strategy of human life. The macrocomponents of the life strategy and the set of corresponding manifestations are determined. The obtained model provides the information base necessary for recognition, evaluation and analysis of individual life strategies of young people.

Keywords: Young people, life strategy, conceptual model, macrocomponents, set of manifestations.

Известно, что трансформация и кризис современного общества объективно не способствуют личностному развитию молодых людей и определению их жизненных планов. В условиях вариабельности социальной среды уменьшается индивидуальный жизненный ресурс и падает эффективность социальной регуляции. Людям приходится готовить себя к неожиданностям, характеризуемым большим числом возможных вариантов [7].

В частности, фиксируются противоречия при формировании молодежью адекватных жизненных стратегий. Не удовлетворена потребность осмыслить существующие типы социально-экономического поведения и соответствующие стратегии жизни юношей и девушек. А государственные структуры, занимающиеся молодежной политикой, на практике индифферентны по отношению к усилиям молодых людей сформировать эти стратегии [6].

К тому же отсутствуют научно обоснованные подходы к выявлению и распознаванию жизненных стратегий молодых людей. Известные классификации таких стратегий носят описательный характер и не оснащены инструментальными средствами для их выявления, идентификации и содержательного анализа.

В данной работе представлена концептуальная модель, которая характеризует стратегию деятельности человека и обеспечивает возможность сформировать методику оценки, необходимой для распознавания и анализа индивидуальных жизненных стратегий. В качестве такой модели используется система c трехуровневой иерархической структурой, предназначенная для получения оценочных характеристик указанных стратегий.

Верхний уровень модели (уровень рассматриваемого объекта) – это его целостное описание. Здесь объект характеризуется совокупностью тех признаков, которые полно и конкретно его определяют.

Средний уровень (уровень компонентов объекта) содержит основные составляющие объекта – его макрокомпоненты. Они являются результатом содержательной декомпозиции объекта (стратегии деятельности человека) и обеспечивают возможность оценить характер указанной стратегии.

Нижний уровень (уровень оцениваемых проявлений) включает различные проявления (поведенческие и деятельностные индикаторы), позволяющие оценить характеристики объекта. На данном уровне находятся именно те проявления, интенсивность которых можно определить с помощью экспертных оценок.

Рассмотрим верхний уровень модели применительно к рассматриваемому объекту – жизненной стратегии человека. В настоящее время известно много определений такого объекта, представляющего жизненные устремления и достижения человека. При этом используются разные концептуальные подходы, один из них – ценностно-смысловой – дает возможность определить сущность жизненной стратегии и позволяет проанализировать реальные ее варианты.

Известно, что ценностные и смысловые компоненты жизненной стратегии человека придают целостность его личности и являются реальными факторами мотивации к деятельности. В частности, С.Л. Рубинштейн считал, что жизненный путь человека – это, прежде всего, не движение его во времени, а «подъем» личности вверх – к лучшим проявлениям своей человеческой сущности [5].

К.А. Абульханова-Славская определила, что жизненная стратегия – это «реализуемая в различных жизненных условиях способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» [1, с. 103]. Жизненная стратегия выступает как способ проектировать свою жизнь, разрешать противоречия между ее внешними и внутренними условиями, преобразовывая условия и ситуации жизни в соответствии с ценностями человека.

В работе [2] жизненная стратегия определена как такой способ бытия, согласованный с системой ценностей и целей, который позволяет человеку сделать свою жизнь наиболее эффективной. А в [3] жизненная стратегия представлена в качестве индивидуального способа проектирования и реализации человеком своих жизненных целей с учетом собственных ценностных ориентаций, потребностей, личностных качеств, смыслов жизни.

Анализируя понятие «жизненная стратегия», исследователи часто используют такие смыслоопределяющие признаки, как:

  • ориентированность на самопродвижение личности;
  • формирование условий для улучшения качества жизни;
  • опора на терминальные и инструментальные ценности;
  • планирование будущего и др.

А. Маслоу, в своих работах утверждал, что, стараясь добиться поставленных целей, человек заботится о своем развитии. По мнению К. Роджерса, развивающаяся личность человека всегда стремится к духовному совершенству [4].

Отметим, что, согласно [4], жизненные стратегии определяют будущее человека в его личном, социальном и культурном планах и образуются на основе трех групп ориентаций:

  • социальных (стремление достичь желаемого социального статуса, включаясь в конкретные социальные группы);
  • культурных (следование определенным культурным образцам);
  • личных (представления об интимных моментах жизни).

Текущие жизненные ориентиры человека определяются его жизненной концепцией, которая, основываясь на ценностях и потребностях, отношениях и конструктах личности, аккумулирует отношение к цели, процессу и результатам своей жизни [8]. Основа целостной смысложизненной ориентации, как правило, формируется к концу подросткового возраста. Это образование может трансформироваться в «течении» всей жизни человека, оставаясь устойчивым на каждом ее этапе [10].

На жизненные стратегии влияют характер мышления человека и его деятельность. В свою очередь, на них воздействуют процессы в окружающем мире. А механизмы целеполагания обеспечивают выбор человеком жизненных смыслов, целей, ценностей и ориентаций. При этом личность стремится учесть свои способности и определить пределы своих возможностей.

Осмысливая известные определения рассматриваемого объекта (понятия «жизненная стратегия»), группа экспертов[1] выполнила их семантический кластерный анализ. Процедуры такого анализа были описаны в [9].

В результате была сформирована концептуальная модель, которая характеризует жизненную стратегию молодого человека, рассматриваемую с позиций ценностно-смыслового подхода (см. рис. 1).

На среднем уровне модели экспертами были сформированы шесть макрокомпонентов:

  • основные долгосрочные цели человека;
  • ценности и потребности человека;
  • система ориентаций человека;
  • стратегическое планирование;
  • анализ и распределение своих возможностей;
  • система действий человека.
  15-02-2018 15-15-46

Рис. 1 – Модель жизненной стратегии молодого человека с позиций ценностно-смыслового подхода

 

Затем те же эксперты сформировали перечень проявлений для каждого макрокомпонента. В результате был получен исходный состав нижнего уровня модели – 68 формулировок проявлений, причем многие из них характеризовали несколько макрокомпонентов.

Ниже представлены примеры формулировок проявлений из полученного перечня, в скобках стоят номера характеризуемых макрокомпонентов:

  • самостоятельно ищет литературу по интересующей тематике (1);
  • самостоятельно реферирует работы по интересующей тематике (1);
  • посещает дополнительные образовательные курсы, семинары, тренинги (1);
  • планирует внеаудиторную деятельность (1, 2, 4);
  • формулирует конкретные жизненные цели (1);
  • посещает спортивный зал/ фитнесс-центр / бассейн (1);
  • соблюдает нормы поведения и общения (2, 3, 6);
  • соответствует социокультурной среде (внешний вид, символы статуса и т.п.) – (2);
  • планирует свою жизнедеятельность (2, 3, 4, 6);
  • толерантно относится к другим (2);
  • соблюдает культурные требования и традиции (3);
  • включен (-на) в имеющиеся социальные группы (3);
  • критически оценивает результаты своей деятельности (4);
  • планирует деятельность с учетом своих возможностей (4, 5);
  • знает свои индивидуальные качества (5);
  • адекватно оценивает свои сильные стороны (5);
  • адекватно оценивает свои слабые стороны (5);
  • ищет возможные решения актуальных трудностей и проблем (6);
  • демонстрирует свои реальные возможности (6);
  • ставит перед собой ряд целей, позволяющих постепенно справиться с трудностью (6).

Анализ полученной концептуальной модели показывает, что жизненная стратегия человека является слабо формализованной системой с нечеткой иерархической структурой [9]. Для таких систем пригодна методика формирования оптимальной совокупности проявлений, описанная в [9]. Она позволяет:

  • снизить количество используемых проявлений, выбрав те, которые, по мнению экспертов, наиболее предпочтительны;
  • учесть значимость выбранных проявлений для характеристики жизненной стратегии молодых людей;
  • сформировать методику распознавания, оценки и анализа индивидуальных жизненных стратегий.
[1] Состав группы – 9 преподавателей университета, специализирующихся в гуманитарных дисциплинах и в психологии.

Список литературы / References

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. – 299 с.
  2. Васильева О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии // Вопросы психологии. – 2001. – N – С. 74-85.
  3. Воронина О.А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Курск, 2008. – 22 с.
  4. Петров Д. В., Ивутина Е. П. Типы жизненных стратегий личности студента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 32. – С. 141–150.
  5. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. – 1995. – N – С. 101, 103-104.
  6. Рудакова О.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества. / Дисс. канд. социол. н. … 22.00.04 – М.: 2004. – 185 с.
  7. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. – 722 с.
  8. Столин В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования сознания. [Текст] / В.В.Столин, М. Кальвиньо // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1982. -№3. С. 38 – 47.
  9. Фишман, Б.Е., Кузьмина Б.С. Прикладные аспекты теории систем и системного анализа: оценивание состояния функционирования и уровня развития слабо формализованных систем – Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2016. – 195 с.
  10. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. – №3. – С.3-14.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Abulhanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [The strategy of life] / K.A. Abulhanova-Slavskaya M., 1991. – 299 P. [in Russian]
  2. Vasileva O.S. Izuchenie osnovnyih harakteristik zhiznennoy strategii [The study of the main characteristics of the life strategy] / O.S. Vasilyeva // Voprosyi psihologii [Questions of psychology]. – 2001. – N 2. – P. 74-85. [in Russian]
  3. Voronina O.A. Zhiznennyie strategii kak faktor otnosheniya studen-tov k uchebnoy deyatelnosti [Life strategies as a factor in students' attitudes toward learning activity]: author's abstract. dis. … of PhD in Psychology / O.A. Voronina. – Kursk, 2008. – 22 p. [in Russian]
  4. Petrov D.V., Ivutina E.P. Tipyi zhiznennyih strategiy lichnosti studenta [Types of life strategies of the student's personality] / D.V. Petrov, E.P. Ivutina // Nauchno-metodicheskiy elektronnyiy zhurnal «Kontsept» [Scientific-methodical electronic journal «Concept»]. – 2016. – V. 32. – P. 141–150. [in Russian]
  5. Reznik T.E., Reznik Yu.M. Zhiznennoe orientirovanie lichnosti: analiz i konsultirovanie [Vital orientation of the person: analysis and counseling] / T.E. Reznik, Yu.M. Reznik // Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological researches]. – 1995. – № 12. – P. 101, 103-104. [in Russian]
  6. Rudakova O.V. Zhiznennyie strategii sovremennogo rossiyskogo stu-denchestva [Life strategies of modern Russian students] : dis. … of PhD in Sociology : 22.00.04 / O.V. Rudakova – M.: 2004. – 185 p. [in Russian]
  7. Sotsiologiya v Rossii / Pod red. V.A. Yadova [Sociology in Russia / Ed. V.A. Yadov] – 2-e izd., pererab. i dopoln. [– 2 nd ed. recycled and up-to-full] – Moscow: Publishing house of the Institute of Sociology RAS, 1998. – 722 p. [in Russian]
  8. Stolin V.V., Kalvino M. Lichnostnyiy smyisl: stroenie i forma suschestvovaniya soznaniya [The personal meaning: the structure and form of the consciousness` existence]. / V.V.Stolin, M. Kalvino // Vestnik Mosk. un-ta [Herald of Moscow University]. Ser.14. Psychology. – 1982. – №3. – P. 38-47. [in Russian]
  9. Fishman, B.E., Kuz'mina B.S. Prikladnye aspekty teorii sistem i sistemnogo analiza: otsenivanie sostoyaniya funktsionirovaniya i urovnya razvitiya slabo formalizovannykh system [Applied aspects of the theory of systems and system analysis: an estimation of a condition of functioning and level of development of poorly formalized systems] / B.E. Fishman, B.S. Kuzmina – Birobidzhan: Izdatelstvo PSU im. Sholom-Аlejkhema, 2016. – 195 p. [in Russian]
  10. Chudnovskiy V.E. Psihologicheskie sostavlyayuschie optimalnogo smyisla zhizni [Psychological components of the optimal meaning of life] / V.E. Chudnovsky // Voprosyi psihologii [Questions of psychology]. – 2003. – №3. – P. 3-14. [in Russian]