CHILDREN'S PORTRAIT IN RUSSIAN PAINTING OF XVIII CENTURY
Хахулина Г.Э.
ORCID: 0000-0001-9698-7775, аспирант,
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
ДЕТСКИЙ ПОРТРЕТ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ XVIII ВЕКА
Аннотация
В статье рассмотрены основные этапы становления русского детского портрета в XVIII веке. Проанализированы работы основоположника данного направления - И.Я. Вишнякова, а так же самых ярких представителей этой эпохи - Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Выявлен интерес к написанию картин, где образ ребенка впервые представлен как отдельная личность, раскрыт его внутренний мир во всей красоте и непорочности детства. Отмечены характерные особенности в использовании цвета для демонстрации нежности юного возраста, а так же тенденция к изображению ребенка центральным элементом композиции.
Ключевые слова: XVIII век, русская живопись, детский портрет, И.Я. Вишняков, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.
Hahulina G.Je.
ORCID: 0000-0001-9698-7775, Postgraduate student,
Pushkin Leningrad State University
CHILDREN'S PORTRAIT IN RUSSIAN PAINTING OF XVIII CENTURY
Abstract
The paper considers the main stages of the Russian children's portrait developemnt in the XVIII century. The works of the founder of this direction, I.Ya. Vishnyakova are considered, as well as the most outstanding representatives of this era: F.S. Rokotov, D.G. Levitsky, V.L. Borovikovsky. The interest to the image of the child, as an individual was revealed in the painting, the disclosing of its inner world in all its beauty and childhood innocence. The characteristic features are mentioned in the use of color in demonstration to the tenderness of a young age, as well as the tendency for the child's image to be the central element of the composition.
Keywords: XVIII century, Russian painting, child portrait, I.Ya. Vishnyakov, F.S. Rokotov, D.G. Levitsky, V.L. Borovikovsky.
Начиная с 50-х годов XVIII века происходит зарождение русского классицизма, где основополагающей идеей выступает национальная культура. Художники того времени активно перенимали западноевропейский опыт, привнося в него черты отечественного своеобразия. В русском обществе сложилось новое отношением к человеческой личности как индивидуальности, что способствовало широкому распространению и развитию портрета как особого жанра искусства [1, С. 196]. Однако, идейным центром композиции того периода являлся взрослый человек, ребенку же отводилось лишь второстепенное место.
В этом контексте становление детского портрета представляет существенный научный интерес для более глубокого изучения.
Основоположником данного направления в конкретном жанре можно по праву считать Ивана Яковлевича Вишнякова (1699-1761). К его «детским» работам относится одна из последних картин «Портрет князя Федора Николаевича Голицына в детстве» (1760), а самыми известными являются «Портрет Вильгельма Георга Фермор» (конец 1750-х) и «Портрет Сарры-Элеоноры Фермор» (около 1750). На последнем – девочка лет восьми одета по моде сороковых годов XVIII века. Парадное платье, легкие жеманные жесты рук делают этого ребенка копией взрослого человека. Девочка застыла в напряженной позе, и только живые глаза и нежная пухлость щек позволяют судить о ее возрасте. Несмотря на мастерство художника, в этом красивом портрете трудно усмотреть попытку проникновенного раскрытия детского образа [9, С. 22].
Интерес к личности ребенка возникает несколько позже, когда во второй половине столетия среди передовых кругов русского общества формируется взгляд на воспитание, как на подготовку будущего человека к полезной деятельности. Раскрыть и показать особый внутренний мир ребенка средствами живописи – задача, решить которую было под силу только таким крупным талантам, как Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.
Задумчивая мечтательность, схваченные в постоянной изменчивости едва уловимые движения души – таков поэтический мир полотен Федора Степановича Рокотова (1736-1808). Он создал стиль особого интимного портрета, тонкого и изысканного по колориту. Едва уловимая улыбка, как бы изнутри освещенных лиц, таинственное мерцание глаз придают очарование его полотнам. Излюбленной гаммой художника были серебристо оливковые сочетания цвета, местами оттененные коричневым. Однако при создании детских портретов для ощущения жизнерадостности он использовал теплые тона.
Большинство портретов Рокотова обладают «парадностью», декоративностью и мастерским рисунком. Работы художника отличались интересным построением композиции, несмотря на определенные требования светской портретной живописи. «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761) является одним из ранних произведений Рокотова. Портрет, заключенный в овальную раму, изысканно передает естественность ребенка, подчеркивая его статус горностаевой мантией, которая, выходя на первый план композиции, раздвигает пространство портрета и приближает изображенного к зрителю. Рокотов часто использует этот прием – помещает изображение в овал, благодаря чему подчеркивается мягкость и гармоничность образа. Сложно себе представить, что изображенный мальчик с веселым и светлым лицом впоследствии станет непредсказуемым и в чем-то жестоким императором – Павлом I.
В начале 1790-х годов Рокотов создает произведение «Портрет П.А. Воронцовой в детстве». На картине изображена молодая графиня Воронцова в воздушном легком платьице. Глаза ее игривы, радостны, волосы рассыпаны по обнаженным плечам, губы еле удерживают улыбку – вот-вот Воронцова звонко рассмеется [11]. Современник Рокотова и страстный его почитатель Н. Е. Струйский писал, что художник работал очень быстро и легко, «почти играя». Даже в преклонные годы живописец трудился много и вдохновенно.
Блестящий живописец Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) стремился дать своим моделям разностороннюю характеристику. В портретах первых выпускниц Смольного института благородных девиц (серия «Смолянки», 1772-1776) художник в первую очередь подчеркивал характер позировавших ему девушек.
Особый интерес представляет «Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой» (1772). Давыдова изображена в танцевальной позе, как бы приглашая зрителя последовать в глубины зала. Костюм делает ее на первый взгляд старше своих лет, но очаровательное личико, исполненное художником в мягких полутонах, полно детской нежности и шаловливости. Выражение глаз и весь облик Давыдовой заставляет верить в добрый характер ребенка. Младшая – Ржевская, менее красивая, обладает томностью взгляда и несколько меланхолична. В ней чувствуется самоуглубленность натуры [9, С. 23].
Подобный метод раскрытия образа Левицкий сохраняет и в «Портрете Ф. П. Макеровского» (1789) в несколько театрализованном костюме, что придает мальчику определенную торжественность. Но одежда только подчеркивает его индивидуальные черты. Умный, меланхоличный взгляд говорит о той особой жизни в мире фантазий, где игра с переодеванием всегда занимает большое место. Блестяще написанная фактура тканей и кружев служит фоном для тонко моделированного лица мальчика. Игра теней и бликов придает большую живопись этому портрету.
Также к ярким детским образам левицкого относятся «портрет графини А.А. воронцовой» (конец 1780-х – начало 1790-х) и «портрет прасковьи воронцовой» (около 1790). Они зачаровывают и вдохновляют своей юностью, душевной чистотой, ничем не омраченной радостью жизни. У них у всех широко открытые сияющие глаза, доверчивое и доброжелательное выражение лица, полное ожидания от жизни только лучшего.
Продолжает развитие детского образа один из великих и последних художников эпохи Просвещения Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Его интересует не столько характер, сколько сложная эмоциональная гамма переживаний ребенка, ранее не отображаемая в русском искусстве. В соответствии с распространенными в обществе того периода идеями сентиментализма художник в большинстве своих работ выражает идею «частного человека». При этом он впервые отказывается от торжественной репрезентативности, придавая интимно-бытовой характер, тем самым углубляя характеристику модели.
На полотне «Дети с барашком» (1790) изображены две маленькие леди. Рассматривая их прекрасные одеяния, свойственные моде того времени, можно понять, что девочки принадлежат к статусной семье, возможно к царскому двору. Невооруженным взглядом видно их схожесть, что дает возможность предположить их близкое родство. Они отличаются друг от друга только цветом волос. Художник в своих работах интересно подчеркивает особенности персонажей и придает им дополнительный смысл, выводя на первый план животных. Девочки с барашком нарочито подсвечены лучами солнца, что делает их главным акцентом картины [5, С. 238].
В поисках своего идеала, воплощающего сложный набор чувств (мечтательность, беспричинная грусть, утомленность жизненной суетой, иногда чуть снисходительная доброжелательность и интерес к зрителю и т.п.), художник создает женский образ с ребенком, например «Портрет А.Е. Лабзиной с воспитанницей С.А. Мудровой» (1803). В соответствии с лиризмом настроения, Боровиковский очаровывает нежной красотою колорита, мягкою гармонией красок. Полная мягкости и глубины гармония тонов, с оттенком нежной серебристой синевы и зелени в сочетании белого, зеленого получило теплый почти оливковый оттенок в обрамлении красной накидки. Выразителен контраст угловатых форм и тревоги ребенка с несколько ленивым покоем и пышной зрелостью женщины [12].
Боровиковский впервые в русской портретной живописи показал сложный набор чувств, характерный для целого круга представителей русского дворянства в период конца XVIII – начала XIX века. При этом мировоззренчески-идеологическая (сентименталистская) идеализация художественных образов иногда в определенной степени снимала уровень психологической индивидуальности и живой достоверности в некоторых случаях образы носили несколько обобщенно-идеалистический характер.
Таким образом, особый интерес Рокотова, Левицкого и Боровиковского к детальному изображению ребенка на портрете стал отправной точкой к дальнейшему развития данного жанра в самостоятельное направление.
Список литературы / References
- Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989. –496 с., ил.
- Георгиева, Т.С. Русская культура: история и современность: учеб.пособие для вузов / Т. С. Георгиева. – М.: Юрайт, 1998. – 576 с.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1992. – 361 с.: ил.
- Емохонова Л. Г., Основы Мировой художественной культуры: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 4-е издание, стереотип. - М.: издательский центр «Академия», 2000. – 448 с., 12 л. ил.: ил.
- Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.
- Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. – М.: Изд-во Московского университета, 1983. — 224 с.
- Культурология: курс лекций / под.ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2001 – 304 с.
- Основы теории и истории культуры / под.ред. И.Ф. Кефели. – СПб., 1996. – 586 с.
- Мерцалова М.Н. Дети в мировой живописи. – Изд. «Искусство», М., 1967. – 144 с.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры, т.3. – Изд. «Культура». – 1995, - 480 с.
- Рокотов Федор Степанович / Проект «Русский музей: виртуальный филиал» [Электронный ресурс] – URL: virtualrm.spb.ru/en/node/27728 (дата обращения 15.11.2017)
- Россия / Боровиковский В.Л. / Портрет А.Е. Лабзиной с воспитанницей С.А. Мудровой. Румянцевский музей. Виртуальная реконструкция [Электронный ресурс] – URL: www.rmuseum.ru/data/catalogue/canvas (дата обращения 15.11.2017)
Список литературы на английском языке / References in English
- Anisimov, E.V. Vremja petrovskih reform [Time of Peter's Reforms]. – L.: Lenizdat, 1989. –496 s., il. [in Russian]
- Georgieva, T.S. Russkaja kul'tura: istorija i sovremennost': ucheb.posobie dlja vuzov [Russian Culture: History and Modernity: A Textbook for Universities] / T. S. Georgieva. – M.: Jurajt, 1998. – 576 p. [in Russian]
- Dmitrieva, N.A. Kratkaja istorija iskusstv [Brief History of Arts]. – M.: Iskusstvo [Art], 1992. – 361 p.: il. [in Russian]
- Emohonova L. G., Osnovy Mirovoj hudozhestvennoj kul'tury: Uchebnoe posobie dlja studentov srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij [Fundamentals of World Art Culture: Textbook for Students of Secondary Pedagogical Educational Institutions.]. – 4th edition, stereotype. - M.: izdatel'skij centr «Akademija», 2000. – 448 p., 12 l. il.: il. [in Russian]
- Il'ina, T.V. Istorija iskusstv. Otechestvennoe iskusstvo [History of Arts. Domestic Art]. – 3rd ed., Revised. and additnal. – M.: Vyssh. shk., 2000. – 407 p. [in Russian]
- Krasnobaev, B.I. Ocherki istorii russkoj kul'tury XVIII veka [Essays on History of Russian Culture of XVIII Century.]. – M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1983. — 224 p. [in Russian]
- Kul'turologija: kurs lekcij / pod.red [Culturology: Course of Lectures / sub.red]. A.A. Radugina. – M.: Centr, 2001 – 304 p. [in Russian]
- Osnovy teorii i istorii kul'tury / [Fundamentals of Theory and History of Culture /]. pod.red [red] I.F. Kefeli. – SPb., 1996. – 586 p. [in Russian]
- Mercalova M.N. Deti v mirovoj zhivopisi [Children in World of Painting]. – Izd. «Iskusstvo», M., 1967. – 144 p. [in Russian]
- Miljukov P.N. Ocherki po istorii russkoj kul'tury, t.3. [Essays on History of Russian Culture, Vol.3] – Izd. «Kul'tura». – 1995, - 480 p. [in Russian]
- Rokotov Fedor Stepanovich / Proekt «Russkij muzej: virtual'nyj filial» [Jelektronnyj resurs] ["Russian Museum: Virtual Branch" Project [Electronic resource]] – URL: virtualrm.spb.ru/en/node/27728 (Reference data: 15.11.2017). [in Russian]
- Rossija / Borovikovskij V.L. / Portret A.E. Labzinoj s vospitannicej S.A. Mudrovoy. Rumjancevskij muzej. Virtual'naja rekonstrukcija [Jelektronnyj resurs] [Portrait of A.E. Labzina with Pupil S.A. Mudrovoy. Rumyantsev Museum. Virtual Reconstruction [Electronic resource]]– URL:www.rmuseum.ru/data/catalogue/canvas (Reference data: 15.11.2017) [in Russian]