BERDAN RIFLE IN SERVICE OF OSSETIANS IN THE LAST QUARTER OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.006
Issue: № 11 (65), 2017
Published:
2017/11/18
PDF

Багаев А.Б.

Кандидат исторических наук, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева – филиал ФГБУН Федерального научного центра «Владикавказский научный центр Российской академии наук»

ВИНТОВКА БЕРДАНА НА ВООРУЖЕНИИ У ОСЕТИН В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Аннотация

Комплекс оружия является значимым компонентом материальной составляющей военной культуры этноса. Для всестороннего и глубокого изучения этой проблемы необходимо рассмотреть каждый тип и вид оружия в отдельности. Данное исследование направленно на рассмотрение вопроса о винтовке Бердана, ставшей в последней четверти XIX в. распространённым видом оружия в Осетии. Постановка проблемы определяется тем, что объектом исследований автора являются вопросы военной культуры осетинского народа. Опираясь на данные исторических источников, автор выявил время появления и период бытования этой системы винтовки у осетин. Также в работе дано подробное внешнее и техническое описание рассматриваемой винтовки.

Ключевые слова: осетины, военное дело, оружие, винтовка Бердана

 Bagaev A.B.

PhD in History, Abaev North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Researchh – branch of Federal State Research Institution of the Federal Research Center "Vladikavkaz Scientific Center of the Russian Academy of Sciences"

BERDAN RIFLE IN SERVICE OF OSSETIANS IN THE LAST QUARTER OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Abstract

The weapon system is an important component of the material partial of the military culture of the ethnos. It is necessary to consider each type and version of weapons separately for a thorough and in-depth study of this problem. This study is aimed at considering the issue of Berdan rifle, which became a widespread type of weapons in Ossetia in the last quarter of the 19th century. The problem statement  is determined by the fact that the subject of the author's research is the issues of military culture of the Ossetian people. Based on the data of historical sources, the author revealed the time of appearance and period of existence of this rifle system for Ossetians. Also, the work gives a detailed external and technical description of the considered rifle.

Keywords: Ossetians, military affairs, weapons, Berdan rifle.

Оружие является одним из памятников материальной культуры этноса. В жизни осетин и их предков оно во все времена играло важную роль. В Осетии юноша с шестнадцати лет признавался мужчиной и с этого времени до самой смерти не расставался с оружием. На особое отношение к оружию влияли частые войны и набеги, а также наличие значительного количества конфликтогенных факторов внутри общины [3]. Однако, оружие являлось не только средством защиты и нападения, но и символом достоинства, показателем социальной дееспособности его обладателя [14, С. 760].

 В традиционном осетинском обществе плохо вооруженный человек не вызывал уважения [8, Л. 4], [7, Л. 140]

Подтверждением того, что оружие играло важную роль в жизни осетина, является и словарный фонд осетинского языка, в котором широко представлена номенклатура различных типов и видов оружия [15], [16].

Вопрос о бытовавших у осетин системах винтовок во второй половине XIX– начале XX вв. до настоящего времени не изучен. Вероятно, кажущаяся на первый взгляд узость проблемы была причиной того, что она вообще никогда не ставилась. Между тем при изучении военного дела осетин данный вопрос довольно актуален.

Мы поверхностно касались этой проблемы при исследовании некоторых аспектов военного дела осетин [1], [2]. Однако по объективным причинам в наших прошлых работах этот вопрос не был детально изучен. На основе собранного к настоящему времени материала, мы попытаемся осветить поставленный вопрос.

Долгое время в Осетии, впрочем, как и в других уголках мира, огнестрельное оружие было представлено кремневыми ружьями заряжаемыми с дула. В силу особенностей военного искусства, традиционно осетины отдавали предпочтение нарезным ружьям (ружьям, имевшим в канале ствола винтовые нарезы). Они стреляли дальше и точнее, чем гладкоствольные ружья, хотя значительно уступали им в скорострельности.

Доступные источники позволяют нам довольно точно определить время замены у осетин кремнёвого дульнозарядного оружия казнозарядным (заряжавшееся не с дула, а с казенной части ствола). Так, С. Кокиев отмечает, что замена кремневых винтовок на берданки и магазинки (многозарядные винтовки – А.Б.) у осетин произошла в период русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг., в которой «осетины почти поголовно принимали участие» [4, С. 95]. Необходимо отметить, что во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. большинство русских солдат, сражавшихся с турками, имели на вооружении винтовки Крнка и Карле, и только одна треть из них была оснащена берданками.

Вследствие того, что винтовка Бердана в последней четверти XIX – начале XX вв. стала одним из предметов материальной культуры осетинского народа, необходимо более подробное рассмотрение этого оружия.

Данная винтовка является изобретением американского оружейника Х. Бердана. На вооружении российской армии она оказалась вследствие отставания царской России в деле конструирования конкурентоспособных казнозарядных винтовок. Новые образцы оружия приходилось заимствовать из-за границы. По этой причине, Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) направило нескольких офицеров в Европу и Америку для поиска приемлемого образца винтовки. В 1867 г. А.П. Горлов и К.И. Гиниус были командированы в Северо-Американские Соединенные Штаты. Там внимание их привлекла винтовка с откидным затвором конструкции Х. Бердана. На итоговых испытаниях она показала себя превосходно, и в 1868 г. была принята на вооружение [10, C. 55].

Однако, массовой винтовкой она стать не успела. Прибывший в апреле 1869 г. в Российскую империю Х. Бердан предложил русскому военному ведомству новую винтовку с продольно скользящим поворотным затвором. Металлический унитарный патрон позволил выявить все достоинства такого затвора. Он досылал патрон в патронник и выбрасывал стреляную гильзу, не только упрощая, но и ускоряя перезарядку. Во время зарядки патрон достаточно было поместить в окно коробки, без необходимости пальцами вставлять его в патронник. Затвор можно было вынуть посредством надавливания на отражатель. Для предотвращения выстрела в незапертом положении затвор оснащался предохранителем. Благодаря этим достоинствам, продольно скользящий поворотный затвор вскоре стал наиболее распространённым в стрелковом оружии.

Новая винтовка Х. Бердана во всех испытаниях превзошла конкурентов, и в 1870 г. была принята на вооружение. В истории она осталась как винтовка «Бердан №2» [11, С. 53].

В Русской императорской армии существовало четыре модификации винтовки «Бердан №2»: пехотная, драгунская, казачья и карабин.

Осетинские всадники, воевавшие на Балканском фронте русско-турецкой войны 1877-1878  гг. были вооружены казачьей модификацией. По сообщению военного корреспондента В.В. Крестовского, перед отправкой на театр боевых действий кремневые ружья осетинских добровольцев были заменены на берданки казачьего образца [5, С. 28].

Казачья модификация винтовки «Бердан №2» была принята на вооружение в 1873 г. Она производилась специально для вооружения казачьих и других иррегулярных войск. Винтовка представляла собой более укороченную и облегчённую модификацию пехотного образца. Различия между ними были не значительными, но заметными. Так, у казачьей винтовки отсутствовала предохранительная скоба спускового крючка. Сам спусковой крючок так же отличался внешним видом (имел форму кнопки).

Общий вес винтовки равнялся 3,38 кг, а длина – 1210 мм, при этом длина ствола составляла 718 мм. Количество, форма и крутизна ствольных нарезов, такие же как и у пехотного образца. Ствол притянут к ложе тремя ложевыми кольцами. Ложе изготавливалось из березы. Стальной шомпол ввинчивался в шомпольный упор. К казачьей винтовке штык не предусматривался. Прицел ступенчатый, подъемный. Дальность ведения прицельного боя до 1500 шагов (1067 м). Скорострельность 8-9 прицельных выстрелов в минуту [12, С. 27].

Патрон, использовавшийся в казачьей винтовке, по размеру был идентичен патрону стрелковой винтовки, но имел другой маркировочный цвет. Пороховой заряд в нем был меньшего объема, для снижения отдачи при стрельбе верхом. Бумажная обёртка пуль для казачьей винтовки окрашивалась в красный цвет (для пехотной винтовки – в белый) [13, С. 80-81].

О реакции осетинских всадников на перевооружение, а так же об их отношении к винтовке Бердана красноречиво говорит сообщение В.В. Крестовского: «…Надо было видеть эту живую, по-детски наивную радость горцев, когда приступили к раздаче им скорострельных ружей. Они по этому поводу устроили у себя целый праздник, танцевали свой особенный танец. …Старики чуть ли не с благоговением принимали берданки из рук командиров, как бы нечто священное и заветное; они любовались на свое новое оружие и даже целовали его» [5, С. 28].

В последней четверти XIX – начале XX вв. в Осетии винтовка Бердана была распространённым видом стрелкового оружия. Так, по сообщению М.А. Мисикова «Почти во всяком доме имеется… винтовка, топп, или берданка казенного образца» [6, С. 51].

В Российской империи винтовка «Бердан №2» была произведена в огромном количестве (более 3 млн. единиц). Даже после появления более совершенной и массовой винтовки Мосина, она продолжала состоять на вооружении Российской армии до 1917 г.

В Осетии же с появлением и распространением многозарядной винтовки Мосина она постепенно потеряла свое значение в качестве боевого оружия. Однако она продолжала использоваться в качестве охотничьего оружия довольно продолжительное время, так же как и в целом в Российской империи.

Кроме винтовок заводского производства у осетин были и образцы берданок, изготовленные местными оружейниками. Так, по сообщению И. Собиева: «Г. А. Хамицаев был великолепным оружейным мастером… В то время русская армия была вооружена скорострельными ружьями системы Бердана. Габиц, увидев эти ружья и будучи заинтересованным в вооружении скорострельным оружием, начал из стволов кремневых ружей делать берданки. Трудно было отличить изготовленные таким образом его берданки от заводских берданок, в особенности в казенной ее части» [9, Л. 82-83].

Таким образом, в последней четверти XIX – начале XX вв. у осетин широкое распространение получила винтовка системы Бердана. В основной массе это были винтовки казачьего образца. Они появились в комплексе вооружения осетин в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Винтовка «Бердан №2» использовалась в качестве боевого оружия вплоть до самого начала XX в., пока не была вытеснена винтовкой Мосина.

Список литературы / References

  1. Багаев А.Б. Военное дело Осетии XV-XIX вв.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. – Владикавказ, 2009. – 223 с.
  2. Багаев А.Б. Оружие // Осетины / Отв. ред. З.Б. Цаллагова, Л.А. Чибиров – М.: Наука, 2012. – С. 268-273.
  3. Дауева Т.Т. Конфликтогенные факторы и миротворческие ресурсы в традиционном осетинском обществе // Современные проблемы гуманитарной науки Материалы Итоговой научной сессии. – 2014. – С. 43-45.
  4. Кокиев С. Записки о быте осетин // Сборник материалов по этнографии издаваемый при Дашковском этнографическом музее. Вып.I. – М.: 1885. – С.67-112
  5. Крестовский В.В. Двенадцать месяцев в действующей армии (1877–1878). Т. II. – СПб.: 1878. – 607 с.
  6. Мисиков М.А. Этнографические сведения об осетинах. – Владикавказ: Арвасин, 2011. – 157 с. 9.
  7. Гарданти М.К. Нравы и обычаи дигорцев // Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (НА СОИГСИ) фонд 163, опись 1, дело 51.
  8. Баракова Е.Е. Этнографические записи // НА СОИГСИ фонд 4, опись 1, дело 64.
  9. Собиев И. Дигорское ущелье // НА СОИГСИ, фонд 4, опись 1, дело 58.
  10. Оружейный сборник. – 1869, № 4.
  11. Оружейный сборник. –1871. № 3.
  12. Потоцкий Н. П. Современное ручное оружие. СПб., – 1880. – 395 с.
  13. Федоров В.Г. История винтовки. – М: Воениздат, 1940. – 127 с.
  14. Хадикова А.Х. Традиционная культура общения осетин: этнокультурные особенности и истоки формирования // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.
  15. Цаллагова И.Н. К проблеме адаптации русских заимствований в современных говорах дигорского варианта осетинского языка // Научное обозрение. Филологические науки. – 2014. – № 1. – С. 76-76
  16. Цаллагова И.Н., Багаев А.Б. Характеристика лексико-семантической группы «хуæцæнгарз / оружие» в дигорском варианте осетинского языка // Всероссийские Миллеровские чтения. – 2016. № 5. – С. 408-422.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Bagaev A.B. Voennoe delo Osetii XV-XIX vv. [Military affairs of Ossetia of the XV-XIX centuries] Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk [Thesis for the degree of Candidate of Historical Sciences] [in Russian]
  2. Bagaev A.B. Oruzhie [Weapon]. Osetiny [Ossetians]. Otv. red. Z.B. Callagova, L.A. Chibirov [Responsible editor Z.B. Tsallagova, L.A. Chibirov] - Moscow: Nauka, 2012. – P. 268-273 [in Russian]
  3. Daueva T.T. Konfliktogennye faktory i mirotvorcheskie resursy v tradicionnom osetinskom obshhestve [Conflict factors and peacekeeping resources in traditional Ossetian society] Sovremennye problemy gumanitarnoj nauki Materialy Itogovoj nauchnoj sessii [Modern problems of humanitarian science Materials of the final scientific session] -2014. - P. 43-45 [in Russian]
  4. Kokiev S. Zapiski o byte osetin [Notes on Ossetian life] Sbornik materialov po jetnografii izdavaemyj pri Dashkovskom jetnograficheskom muzee. Vyp.I. [A collection of materials on ethnography published at the Dashkov Ethnographic Museum. Issue.I.] - Moscow: 1885. - P. 67-112 [in Russian]
  5. Krestovskij V.K. Dvenadcat' mesjacev v dejstvujushhej armii (1877–1878). T. II. [Twelve months in the current army (1877-1878). T. II.] - St. Petersburg: 1878. - 607 p. [in Russian]
  6. Misikov M.A. Jetnograficheskie svedenija ob osetinah [Ethnographic information about Ossetians]. -Vladikavkaz: Arvasin, 2011. - 157 p. [in Russian]
  7. Gardanti M.K. Nravy i obychai digorcev [The customs and customs of Digorians]. Nauchnyj arhiv Severo-Osetinskogo instituta gumanitarnyh i social'nyh issledovanij (Nauchnyi arkhiv SOIGSI). Fond 163, opis' 1, delo 51. [The Scientific archive of the North-Ossetian Institute for humanitarian and social studies. Fund 163. Inventory 1. Case 51.] [in Russian]
  8. Barakova E.E. Jetnograficheskie zapisi [Ethnographic records]. Nauchnyi arkhiv SOIGSI. Fond 4, opis' 1, delo 64. [The Scientific archive of the North-Ossetian Institute for humanitarian and social studies. Fund 4. Inventory 1. Case 64.] [in Russian]
  9. Sobiev I. Digorskoe ushhel'e [Digor Gorge]. Nauchnyi arkhiv SOIGSI. Fond 4, opis' 1, delo 58. [The Scientific archive of the North-Ossetian Institute for humanitarian and social studies. Fund 4. Inventory 1. Case 58.] [in Russian]
  10. Oruzhejnyj sbornik [The Armory Collection] - 1869, No. 4. [in Russian]
  11. Oruzhejnyj sbornik [The Armory Collection] - 1871, No. 3. [in Russian]
  12. Potockij N. P. Sovremennoe ruchnoe oruzhie. [Modern hand weapons]. St. Petersburg, - 1880. - 395 p. [in Russian]
  13. Fedorov V.G. Istorija vintovki. [History of the rifle]. -Moscow: Military Publishing, 1940. -127 p. [in Russian]
  14. Hadikova A.H. Tradicionnaja kul'tura obshhenija osetin: jetnokul'turnye osobennosti i istoki formirovanija [Traditional culture of Ossetian communication: ethno-cultural features and origins of formation] Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. - 2014. - No. 3. [in Russian]
  15. Callagova I.N. K probleme adaptacii russkih zaimstvovanij v sovremennyh govorah digorskogo varianta osetinskogo jazyka [To the problem of adaptation of Russian borrowings in the modern dialects of the Digorian version of the Ossetian language] Nauchnoe obozrenie. Filologicheskie nauki [Scientific review. Philological Sciences] - 2014. - No. 1. - P. 76-76 [in Russian]
  16. Callagova I.N., Bagaev A.B. Harakteristika leksiko-semanticheskoj gruppy «huæcængarz / oruzhie» v digorskom variante osetinskogo jazyka [Characteristics of the lexical-semantic group "hujæzhngarz / weapons" in the Digorian version of the Ossetian language] Vserossijskie Millerovskie chtenija. [All-Russian Miller readings]. 2016. № 5. P. 408-422. [in Russian]