BEEKEEPING OF THE PENZA REGION DURING THE PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Королева Л.А.1, Вазерова А.Г.2
1ORCID: 0000-0001-7945-3827, доктор исторических наук, 2ORCID: 0000-0002-6972-9727, кандидат исторических наук, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
ПЧЕЛОВОДСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Аннотация
В статье рассматривается состояние важной отрасли сельского хозяйства - пчеловодства в Пензенской области в годы Великой Отечественной; мероприятия властей по развитию пчеловодства. Значимость меда как ценного продукта питания и лечебного средства, воска как сырья для промышленности в военный период выросла. В это время увеличивается количества пасек, повышается медосбор, оптимизируется система подготовки специализированных кадров для пчеловодства. В 1940-е гг. в технике пчеловодства наблюдались принципиальные новшества.
Ключевые слова: сельское хозяйство, пчеловодство, Пензенская область.
Koroleva L.A.1, Vaserova A.G.2
1ORCID: 0000-0001-7945-3827, PhD in History, 2ORCID: 0000-0002-6972-9727, PhD in History, Penza State University of Architecture and Construction
BEEKEEPING OF THE PENZA REGION DURING THE PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Abstract
The paper considers the state of the important branch of agriculture, beekeeping in the Penza region during the Great Patriotic War and the activities of the authorities on the development of this indutry. The importance of honey as a valuable food and medicine, and wax as raw material for industry during the war period grew. The number of apiaries increased at this time, as well as the honey collection, the system of training of specialized personnel for beekeeping was optimized. The fundamental innovations took place in the 1940-s in the technique of beekeeping.
Keywords: agriculture, beekeeping, Penza region.
Пчеловодство в Пензенском регионе имеет давние традиции [1, С. 119-121]. Природные условия благоприятствовали распространению пчеловодства, возникшего на основе бортничества [2, С. 488]. Оптимизированные ульи в Пензенской губернии появились в результате деятельности пчеловода И.С. Куланде в 1878 г. [3] С 1895 г. функционировало местное общество пчеловодов под председательством В.П. Попова [4]. В 1903 г. было создано общество артельного пчельника [5, Л. 2].
В конце 1930-х гг. – начале 1940-х гг. активизируется деятельность местных властей по развитию пчеловодства в регионе. В 1939 г. была организована областная контора пчеловодства для обслуживания пасек, обеспечения колхозных, совхозных и индивидуальных хозяев специализированными инструментами, оборудованием, матками; организации подготовки специализированных кадров для пчеловодства и т.п. Данные усилия дали определенные результаты. Например, если в колхозе «Красный Октябрь» Башмаковского района в 1934 г. было всего 8 пчелосемей, то в 1940 г. их стало уже 42, к лету 1941 г. их количество должно было увеличиться до 60. В 1940 г. с каждого улья было собрано 42 кг меда и 600 г воска на общую сумму 9 тысяч рублей. Пасека в полном объеме была обеспечена всем необходимым инвентарем [6, С. 2].
В первой половине 1940-х гг. в технике пчеловодства произошли коренные изменения. Рамочный улей полностью вытеснил былую колоду. Пчеловодство превратилось в одну из ведущих и доходных отраслей хозяйства многих колхозов Пензенской области. Так, в колхозе «Новая жизнь» Богородского сельсовета Мокшанского района доход от пасеки в 1943 г. составил 85% всего годового бюджета колхоза, что дало возможность увеличить в своем хозяйстве поголовье скота, лошадей и свиней, отремонтировать телеги и сани, приобрести новую сбрую и упряжь и т.п. [7, С. 2].
В начале 1940-г гг. пасеки имелись в 1600 колхозах области. Причем многие пасеки были довольно крупными – от 300 до 500 семей. Например, пасека колхоза «13 Октябрь» Лунинского района насчитывала 468 пчелосемей, колхоза «Якорь» Мокшанского района – 230, колхоза «Путь к социализму» Сердобского района – 215, колхоза им. Ворошилова Лунинского района – 269 [8, С. 3].
В период Великой Отечественной войны все отрасли народного хозяйства, включая такое «мирное» как пчеловодство, были ориентированы на военные нужды. В условиях войны к пчеловодству предъявлялись повышенные требования – надо было давать больше меда, важнейшего продукта питания, и воска, необходимого для промышленности. Старший научный сотрудник Пензенской областной школы пчеловодства А. Гусельников отмечал, что пчеловодство «поднимает во много раз урожайность»; им «могут заниматься все: и рабочие, служащие, и колхозники, и взрослые, и дети» и «везде – и в городе, и в деревне, и в лесных сторожках, и в будках железнодорожных сторожей»; «для пчелы не существует никаких проведенных человеком границ». А. Гусельников подчеркивал: «имея всего лишь пару – тройку ульев, каждый может обеспечить свою семью медом на целый год» [7, С. 2]. Мед расценивался как важное лечебное средство при ранениях и переломах: в госпиталях Пензы «организовывался массовый опыт по применению меда для лечения раненых бойцов и офицеров Красной Армии» [9, С. 2].
1943 год был неблагоприятным для пчеловодства. Засуха в начале лета значительно сократила медосбор и роение пчел. Особо пострадало пчеловодство в лесных районах области, где появившийся вредитель непарный шелкопряд практически «оголил» деревья. Но некоторым районам и колхозам удалось выполнить план. Так, в Колышлейском районе план прироста пчелосемей колхозных пасек был перевыполнен на 15%, валовый сбор меда и воска также успешно выполнили.
Многие успешные пчеловоды получали дополнительную оплату труда. Например, в 1943 г. пчеловод колхоза им. Куйбышева Каменского района Власов в порядке дополнительной оплаты получил 594 кг меда, пчеловод колхоза им. Фрунзе Колышлейского района Ключников – 528 кг, пчеловод колхоза «Победа» Иссинского района Кулябова – 463 кг. Всего по области получили дополнительную оплату медом 82 пчеловода [8, С. 3]. В 1944 г. пчеловод колхоза «Новая жизнь» Богородского сельсовета Мокшанского района Куприна получила в счет дополнительной оплаты 424 кг меда [7, С. 2].
Хотя в целом пчеловодство в Пензенской области активно развивалось, имелось много «отстающих» пасек. Например, в 1943-1944 гг. в среднем с каждой пчелосемьи в области собирали 60-70 кг меда [8, С. 3].
Таблица 1 – Медосбор пасек Пензенской области в 1943-1944 гг.
Пчеловод | Колхоз | Район | Медосбор |
1943 г. | |||
Вдовин | им. 2-й пятилетки | Колышлейский | 78 кг |
Астахов | Труд | Кузнецкий | 73 кг |
Кулябкин | Победа | Иссинский | 69 кг |
1944 г. | |||
Тюрин | им. Калинина | Лунинский | 64 кг |
Кузнецов | Красный партизан | Тамалинский | 63 кг |
Но на пасеке колхоза «Политотдел» Богородского сельсовета Мокшанского района средний сбор с пчелосемьи составил 26 кг в 1944 г., на пасеке колхоза «12 лет Октября» Голяевского сельсовета Тамалинского района – 27 кг. Одним из факторов, негативно влиявших на повышение эффективности работы пасек, являлось излишнее количество пчелосемей на одной пасеке. Пензенская область относилась к местностям со средним медосбором, и на одной пасеке не рекомендовалось группировать более 60 пчелосемей. Действительно, колхоз «Путь к социализму» Салтыковского сельсовета Сердобского района, имея пасеку в 200 пчелосемей, размещал ее на двух точках по 100 пчелосемей; и в результате в 1944 г. с каждой пчелосемьи в среднем собрали всего по 18,5 кг меда. Тогда как на находившейся в 4 км пасеке колхоза «Красный коммунар» в 45 пчелосемей с каждой семьи в среднем было собрано по 45 кг. Увеличению медосбора способствовали «кочевки пасек». Например, пчеловод Кузнецов колхоза «Красный партизан» Голяевского сельсовета Тамалинского района с пчелосемей, которые вывозил на новые медоносные участник», накачал по 50 кг меда, тогда как с оставшихся на прежнем месте пчелосемей – всего по 9 кг [7, С. 2].
В феврале 1945 г. СНК СССР принял постановление о развитии пчеловодства, где определялись меры по ускоренному размножению пчелосемей, помощи населению в обзаведении пчелами. Совнарком установил, что с 1945 г. 50% собранного меда за вычетом кормов, оставляемых пчелам на зиму, и отчислений в страховые фонды и выдачи на трудодни колхозникам, остальной мед расходуется по решению общего собрания колхозников. Колхозам рекомендовалось на средства, полученные от продажи меда и воска, производить отчисления на дальнейшее развитие и улучшение своего пчеловодства.
Для ускоренного развития приусадебного пчеловодства была организована продажа пчелиных роев колхозникам, рабочим и служащим. В первую очередь пчелиные рои предусматривалось продавать семьям фронтовиков, инвалидам войны, пенсионерам.
С 1945 г. размер сельскохозяйственного и подоходного налога, взимаемого с доходов от пчеловодства колхозников, рабочих, служащих и других граждан, имевших приусадебные пасеки до 15 ульев, уменьшался на 50%, имевших приусадебные пасеки от 15 до 25 ульев – на 25%.
Для оптимизации подготовки специализированных кадров пчеловодов рекомендовалось открыть одногодичные школы заведующих пасеками, бригадиров и инструкторов; при школах – краткосрочные курсы для рабочих и служащих, желавших завести пчел [10, С. 1].
Областная контора пчеловодства в 1944 г. на краткосрочных курсах в Пензе, Кузнецке, Иссе и других районах области подготовила более 450 пчеловодов для колхозных пасек. В Лунино функционировала школа по подготовке инструкторов пчеловодного дела, в которой обучалось 52 человека, в том числе 42 женщины [1 С. 4]. В зимний период 1944-1945 гг. контора подготовила 111 пчеловодов. Весной 1945 г. на организованных конторой курсах в 19 районах области занималось 400 человек. К пчеловодному сезону было подготовлено 512 новых работников по пчеловодству, в том числе 376 женщин и 98 инвалидов войны [12, С. 2]. Широкое распространение получила организация школ стахановского опыта, где пчеловоды отстающих пасек практически повышали свою квалификацию.
Пензенские пчеловоды оказывали серьезную помощь колхозному пчеловодству освобожденных районов Московской области. В 1944 г. этим районам было выделено 3000 пчелосемей, в том числе колхозами Лунинского района – 700, Городищенского района – 500, Большевьясского – 400, Николо-Пестровского – 300 [8, С. 3]. Для колхозов Брянской области в первом квартале 1945 г. пензенцы отправили 1000 пчелосемей.
В 1945 г. в Пензенской области насчитывалось около 2000 колхозных пасек с обще численностью пчелосемей – 50000 [13, С. 4].
Таким образом, пчеловодство в Пензенском регионе в первой половине 1940-х г. продолжало поступательно развиваться, выступая доходной отраслью сельского хозяйства.
Список литературы / References
- Королева Л. А. Из истории развития пчеловодства в Пензенском регионе / Л. А. Королева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016.- № 6-3(48). - С. 119-121.
- Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Пензенская губерния. - Ч. I. - СПб.: Глав. упр. Ген.штаба, 1868. - С. 488.
- Куланда И. С. Народная пчела. Общедоступное руководство к правильному пчеловодству / И. С. Куланда. – Пенза: Типография И. Н. Гродковского, 1882. - 207 с.
- Попов В. П. Летопись русского пчеловодства (с 912 по 1912 год). Материалы по истории пчеловодства в России / В. П. Попов. – Пенза: Губернскаятипография, - 198 c.
- Государственный архив Пензенской области. Ф. 374. Оп. 1. Д. 2. Л. 2.
- Доходное пчеловодство // Молодой ленинец. – 1941. - № 74. – С. 2.
- Гусельников А. Некоторые вопросы улучшения пчеловодства / А. Гусельников // Сталинское знамя. – 1945. - № 94. – С. 2.
- Павлов И. Каждому колхозу – свою пасеку! / И. Павлов // Сталинское знамя. – 1944. - № 44. – С. 3.
- Мед – лечебное средство // Сталинское знамя. – 1944. - № 70. – С. 2.
- Пчеловодство в колхозах и индивидуальных хозяйствах // Сталинское знамя. – 1945. - № 50. - С. 1.
- Шестимесячная школа пчеловодов // Сталинское знамя. – 1944. - № 238. - С. 4.
- Кадры пчеловодов // Сталинское знамя. – 1945. - № 63. – С. 2.
- Помощь пчеловодов освобожденным районам // Сталинское знамя. – 1945. – № 68. – С. 4.
Список литературы на английском языке / References in English
- Koroleva L. A. Iz istorii razvitija pchelovodstva v Penzenskom regione [From history of development of beekeeping in the Penza region] / L. A. Koroleva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International research magazine]. - 2016. - № 6-3(48). – P. 119-121. [in Russian]
- Materialy dlja geografii i statistiki Rossii, sobrannye oficerami general'nogo shtaba. Penzenskaja gubernija [The materials for geography and statistics of Russia collected by general-staff officers. Penza province]. - Ch. I. - SPb.: Glav. upr. Gen. shtaba, 1868. – 488 р. [in Russian]
- Kulanda I. S. Narodnaja pchela. Obshhedostupnoe rukovodstvo k pravil'nomu pchelovodstvu [National bee. The public management to the correct beekeeping] / I. S. Kulanda. – Penza: Tipografija I. N. Grodkovskogo, 1882. – 207 р. [in Russian]
- Popov V. P. Letopis' russkogo pchelovodstva (s 912 po 1912 god). Materialy po istorii pchelovodstva v Rossii [The chronicle of the Russian beekeeping (from 912 to 1912). Materials on beekeeping history in Russia] / V. P. Popov. – Penza: Gubernskaja tipografija, 1913. – 198 р. [in Russian]
- Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti [State archive of the Penza region]. F. 374. Op. 1. D. 2. L. 2. [in Russian]
- Dohodnoe pchelovodstvo [Profitable beekeeping] // Molodoj leninec [Young Leninist]. – 1941. - № 74. – Р. 2. [in Russian]
- Gusel'nikov A. Nekotorye voprosy uluchshenija pchelovodstva [Some questions of improvement of beekeeping] / A. Gusel'nikov // Stalinskoe znamja [Stalin banner]. – 1945. - № 94. – Р. 2. [in Russian]
- Pavlov I. Kazhdomu kolhozu – svoju paseku! [To each collective farm – the apiary!] / I. Pavlov // Stalinskoe znamja [Stalin banner]. – 1944. - № 44. – Р. 3. [in Russian]
- Med – lechebnoe sredstvo [Honey – remedy] // Stalinskoe znamja [Stalin banner]. – 1944. - № 70. – Р. 2. [in Russian]
- Pchelovodstvo v kolhozah i individual'nyh hozjajstvah [Beekeeping in collective farms and individual farms] // Stalinskoe znamja [Stalin banner]. – 1945. - № 50. – Р. 1. [in Russian]
- Shestimesjachnaja shkola pchelovodov [Six-months school of beekeepers] // Stalinskoe znamja [Stalin banner]. – 1944. - № 238. – Р. 4. [in Russian]
- Kadry pchelovodov [Shots of beekeepers] // Stalinskoe znamja [Stalin banner]. – 1945. - № 63. – Р. 2. [in Russian]
- Pomoshh' pchelovodov osvobozhdennym rajonam [Help of beekeepers to cleared regions] // Stalinskoe znamja [Stalin banner]. – 1945. – № 68. – Р. 4. [in Russian]