INTIMATE LYRICS OF IKSANOVA’S EARLY POETRY

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.124.49
Issue: № 10 (124), 2022
Suggested:
10.09.2022
Accepted:
26.09.2022
Published:
17.10.2022
1614
4
XML
PDF

Abstract

I.Iksanova’s work was evaluated as sensual "women's poetry", especially marked by love and intimate lyrics, the ability to complicate texts with the help of symbols. The constructive principle of the poetess's poetic speech is the use of stringing techniques that determine the identity of her works. Various types of repetitions, including psychological parallelisms, and intertextuality, generating semantic repetition, and lexical repetitions are aimed at creating special texts.

The article analyzes the technique of repetition, symbols in the works of the poetess, thanks to which a special romantic lyrical heroine, sensitive to any manifestations of disharmony in the outside world, arises.

1. Введение

В стихах И. Иксановой делается попытка создать сложную картину с помощью многих приемов. Ее поэзия богата символическими образами, которые ведут к раскрытию внутреннего смысла.

Интимная лирика   поэзия, которая включает в себя всю гамму самых эмоциональных человеческих переживаний. В основном это чувства, связанные с личной жизнью человека, мечтами, положением дел. Эти стихи относятся к обыденной, повседневной жизни, любви, мировоззрению и мирским объяснениям, включая любовную лирику и философскую лирику. Главная особенность таких стихов заключается в том, чувства передаются посредством символов: «В интимной лирике создается сложная картина с использованием многих приемов» [3, С.222]. Причина переживаний лирического героя личная жизнь, судьба, зачастую собственная жизнь автора, личное начало выходит на первый план.

2. Заголовок поля

Изучению творчества поэзии И.Иксановой посвящены труды ученых Д.Загидуллиной [3] Т.Галиуллина [2], Н.Юсуповой [7], Г.Гайнуллиной [1], [9], [10], М.Мортазина [6],  исследовавших образы  в поэзии и прозе Иксановой, особенности использования символов и отмечавших, что «ее духовная поэзия богата символическими образами, ведущими к раскрытию внутреннего смысла» [10, С.150].

В стихотворении Ильсояр Иксановой «Хочу верить в людей» поиски надежного друга лирическим героем раскрыты риторически. Название стихотворения усиливает мотив беспокойства о том, что лирическая героиня не смогла найти кого-то, кому могла бы раскрыть свои сердечные тревоги, повторяет ее стремление доверять людям. В последней строфе метод аллитерации раскрывает сожаление героини о невозможности положиться на своих друзей, чьи души стали для нее потемками:

Кешеләргә ачыласы килә, Ачынмаммы икән соңыннан?

Йөрәгеңне ачар кешенеңдә

Күңелләре кайчак карурман [6, С.7].

Первые стихи поэта воспринимаются как поиск собственного пути в жизни, постановки целей. «Жизнь», «Вздрагивание», «Если есть человек ...», «... или как жизнь идет» и так далее. В этих стихотворениях лирическая героиня отмечает, что у нее вызывает содрогание звуки шуршащих листьев, крики одинокой совы, слезы росы, звуки крыльев бабочки, закат солнца, падающая звезда, осенняя тоска леса, горение костров:

Ялгышларның баткак юлларында

Күмелеп калган кеше язмышы [6, С.9].

В поэзии этого периода времена года символизируют смену чувств, а цвета используются для выражения этих чувств более богатым и полным образом. Например, образы лета в «Мое лето», «Летняя тоска», «... Я летом», «… Это последний дождь лета» и так далее  ̶  это символ, который воплощает самый мощный, огненный период эмоций. В поэме «Тоска лета» душа лирической героини, погруженная в сладкие воспоминания, связана со светлой тоской по прошлому. Они как напоминание о постоянстве траура, что эти чувства следует проводить только со смирением и терпением:

Елдан елга күчә бара җәйләр,

Минем җәйләр, мине сагынып... [6, С.13].

Переход от лета к осени является символическим выражением усиления чувства скорби в сердце лирической героини. Как итог грустного лета, «яблоки, которые падают с шепотом», символизируют  лишь приснившиеся чувства, светлые мечты.

Образ осени символ творчества Иксановой, постоянно повторяющийся, усиливающий траурную линию в ее поэзии.

В стихотворении «Оставь в осени» тоска лирической героини выражена в высшей степени. Для романтической героини не нужны листопады, мелодии улетающих журавлей, чужая нежность. Обращение к миру с призывом защитить чувства означает высшую степень горя героини, а также поиск утешения.

В стихотворении «... твоя душа ушла ко мне», посвященном М.Цветаевой, серая осень символизирует грустное, бесцветное, разбитое состояние души. Неслучайно обращение к русскому поэту в этот период жизни:

Синең язмышыңның ачылыгы –

Иренемә тамган күз яшемдә [6, С.25].

Лирическая героиня ищет душу, близкую ее душе, полагая, что она нашла кого-то, чтобы поделиться со своими чувствами:

Безнең җаннар тормыш чылбырында

 Еллар аша бара беррәттән[6, С.25].

Поэтесса описывает период осени и часто включает философское содержание в стихотворения. От имени лирической героини в поэме «Осенняя философия» И.Иксанова представляет правду жизни, связанную с линией рождения и смерти. Автор показывает  границу смены надежды и безнадежности в жизни человека, при этом осень символизирует смерть, а весна – рождение,  и напоминает о том, что человек пришел в это место навсегда.

Образ зимы, близкий образу осени с точки зрения оттенков смысла, используется в таких стихотворениях, как «Печаль», «В моей душе буран», «...Хочешь, я свои чувства», «Мои чувства как белые жемчужины», чтобы выразить разные уровни и разные оттенки чувств.

В стихотворении  И.Иксановой «Кладбище», мы ясно видим, что она скучает по своему детству, родной деревне, бабушке, улицам:

Кыш. Җепшек. Карга күмелгән

Авылым урамнары.

Җанымда сулыгып елый

Сагыну бураннары [6, С. 24].

Деревня, в которой она родилась и выросла, уже изменилась, и  душа героини плачет при виде этого, не в состоянии найти себе места. Лирическая героиня сравнивает свою мятежную душу с бураном, образ мокрого снега символизирует слабость души, чувство любви к деревне:

Кышларда яз сулышы –

Моңнары балачакның.

Буран булып Дәү әнкәмә –

Зиратка таба чаптым  [6, С. 25].

Детство лирического «я» счастливо и спокойно проходит в деревне рядом с бабушкой. Она все еще бежит в деревню к бабушке в поисках этого спокойствия. Но мир изменился, детство прошло, деревня изменилась, прежнего ребенка нет, и, самое главное, ее ближайший человек, доверенное лицо и воспитатель переместилась из этого смертного мира в вечный мир. Лирическая героиня приравнивает терзания души к бурану и показывает, что она бежит к своему ближайшему человеку своей бабушке. Этот бег символизирует высшую степень ее чувств. Раньше она бежала домой, но теперь она бежит на кладбище к могиле своей бабушки, где она надеется обрести покой в своем сердце ...

В стихотворении «Не разбивай мою надежду» чувство лирической героини о потере надежды найти любимого человека описано в связи со сменой времен года. Зима, весна и лето понимаются как период ожидания, осень является символом несбывшихся надежд. Белый цвет символизирует прекрасные, сладкие сны лирической героини, синий цвет таяние надежды.

Следовательно, в ранних стихотворениях времена года представляют собой образы, которые раскрывают чувство тоски лирической героини в различных оттенках и определяют его содержание.

Следует  обратить внимание еще на несколько символов, которые использует поэтесса образы яблок и бабочек. Символ яблока используется в творчестве поэта как для выражения целостности любви в традиционном смысле, так и для раскрытия других оттенков смысла.

Лирическая героиня сравнивает себя с цветущим яблоком. Заканчивая образ словами «когда яблоня цветет осенью», лирическая героиня говорит, что человек может разбудить любовь и мечту в любое время. Невозможное явление в природе символизирует  силу, магию и удивительно таинственную красоту, которые может создать любовь. Героиня определяет любовь как божественную силу, утверждая, что жизнь это жизнь как единственная истина: что жизнь, окутанная этой красотой, так же быстра и мимолетна как мгновение. Найти правду, признать ее «несладко, это незабываемо горько». Лирическая героиня ценит истину жизни, которая приходит через любовь, как источник скорби. Таким образом, она приближается к идеалам романтической эстетики, утверждает, что любовь может приносить лишь горе на протяжении всей жизни, и на самом деле сомневается в способности достичь этого чувства:

Тәүгең түгел, соңгы назың

үзем булыйм.

Язың түгел,

якты көзең булыйм.

Татлы яраң түгел, ачы ярың булыйм.

Күргәнең бармы көздә чәчәк аткан алмагачны? [6, С.21].

В стихотворении «Женщина», которая находится на границе эмоционального лиризма и философского лиризма, поэтесса сравнивает женщину с яблоком.

Без бит – Алма,

Аңламыйча калма безне, Дөнья!

Ташлар булсаң,

Өзеп алма безне, Сөйгән яр! [6, С.3].

Яблоко также читается как символ двух берегов, обретающих друг друга, духовной целостности и любви. Лирическая героиня предупреждает, что вкус яблока зависит от держащего его человека. Чтобы яблоко было сладким, нужно поделиться теплом своей души.

Образ бабочки используется как символ святости в творчестве поэтессы и представляет собой образ, который полностью поглощает его. В поэме «Прощание с собой» лирическая героиня приравнивает свою молодость, свою первую чистую любовь к бабочке:

Язларның ташкыны басылып,

Көзләрнең ялкыны сүнгәндә,

Иң соңгы күбәләк шикелле,

Хушлашып китүче син мәллә? [4, С.15].

Бабочка — это образ детства, который воплощает чистоту души, самые светлые мечты и безусловную веру в их исполнение.

И.Иксанова объясняет действия женщины в мире, ее миссию как способ сохранить чувство любви, привить ее своим детям, описывает самые красивые моменты в жизни женщины.

Стихотворение И.Иксановой, посвященное единственной дочери Айсылу, «Моя дочь», заслуживает внимания с точки зрения реализации передачи чувств матери, которая очень рада, что рядом с ней есть дочь, через колыбельную:

Син минем сүзләргә сыймас хисемдер,

Син минем җырларга сыймас моңымдыр,

Син минем дөньяга сыймас шатлыгымдыр,

Син минем җаннарымнан өзелгән аклыгымдыр [4, С.18].

Стихотворение «Тоска по матери» описывает тоску женщины, которая сама является матерью, о тепле, которое может дать только ее собственная мать. В стихотворении  реализованы два чувства любви лирической героини  ̶ любовь матери к своей дочери и любовь героини к своей матери. Чувства дополняют друг друга, обогащают, укрепляют дух матери, но одно не может заменить другого. Отмечая разницу между пониманием любви ребенком и восприятием взрослым, особенно матери, И. Иксанова приходит к выводу, что уровень сострадания человека и более глубокое понимание мира объясняются множеством эмоций.

3. Заключение

Поэзия И.Иксановой характеризуется мягким лиризмом, стремлением отразить «тончайшие движения женской души», искренностью ее лирической героини. Поэтесса запечатлевает философские размышления о человеческой судьбе, семье, любви, переживаниях, характеризующиеся искренним выражением чувств в несколько меланхоличном тоне. Символические образы в стихотворениях Иксановой выполняют широкий спектр функций: передают мысль автора, усиливают эмоционально-экспрессивное воздействие произведения на читателя.

Творчество Ильсияр Иксановой прекрасный пример единения поэта и лирической героини. В стихотворениях отражена  «глубина чувств поэтессы, и ее способность с восхищением и любовью смотреть на мир и людей, умение взвесить все на весах красоты и правды» [8].

Article metrics

Views:1614
Downloads:4
Views
Total:
Views:1614