HARMONIC VERTICAL STRUCTURE IN MEDIEVAL POLYPHONY AS AN ARTISTIC PHENOMENON

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.112.10.098
Issue: № 10 (112), 2021
Published:
2021/10/18
PDF

ГАРМОНИЧЕСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОЛИФОНИИ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН

Научная статья

Румянцева М.А.*

ORCID: 0000-0002-2516-1914,

Московский педагогический университет, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (rumianseva.mar[at]mail.ru)

Аннотация

Статья посвящена средневековому периоду истории музыки и рассматривает такое явление как феномен гармонической вертикали. Автором отмечаются типичные свойства созвучий, характерные в целом данной эпохе и вместе с тем показаны отличительные черты звукосочетаний на протяжении всего средневекового времени. Основное внимание уделяется специфике звучания созвучий, их консонатности, как важнейшего маркера данного исторического периода. В то же время приводятся наблюдения об изменениях и эволюции качества звукосочетаний на примере таких произведений, как мотеты XIII века, сочинения французских композиторов Ф. де Витри XIV века и Г. де Машо, а также произведения итальянского композитора Ф. Ландини, которые наиболее ярко представляют данную эпоху.

Ключевые слова: средневековая полифония, гармоническая вертикаль, полифония, консонанс, диссонанс, мотет, Ф. де Витри, Г. де Машо, Ф. Ландини.

HARMONIC VERTICAL STRUCTURE IN MEDIEVAL POLYPHONY AS AN ARTISTIC PHENOMENON

Research article

Rumyantseva M.A.*

ORCID: 0000-0002-2516-1914,

Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia

* Corresponding author (rumianseva.mar[at]mail.ru)

Abstract

The article discusses the medieval period of music history and examines the phenomenon of harmonic vertical structure. The author notes the typical properties of consonances characteristic of this epoch as a whole and at the same time shows the distinctive features of sound combinations throughout the medieval time. The main attention is paid to the specifics of the sound of consonances, their consonance as the most important marker of this historical period.  At the same time, the study provides observations on the changes and evolution of the quality of sound combinations using such works as motets of the 13th century, works by French composers Philippe de Vitry of the 14th century and Guillaume de Machaut, as well as the works of the Italian composer F. Landini, which most vividly represent this era.

Keywords: medieval polyphony, harmonic vertical structure, polyphony, consonance, dissonance, motet, P. de Vitry, G. de Machaut, F. Landini.

Введение

При каждой встрече с музыкальными произведениями средневекового периода, с их звуковыми особенностями возникает убеждение, что гармоническая вертикаль многоголосной музыки – это особое художественное явление, которое ценно своей необычностью, оригинальностью, простотой и сложностью одновременно. Понимание его специфики и значения для истории музыкального искусства очень велико, и переоценить его невозможно. Актуальность исследования определяется тем, что средневековая гармоническая вертикаль — это не отжившая стадия, не ушедший безвозвратно в прошлое принцип музыкального мышления, а своеобразный способ работы с материалом, имеющий огромный творческий потенциал. Цель статьи заключается в раскрытии особенностей гармонической вертикали средневекового многоголосия, которые позволяют представить ее как художественный феномен. Задачами являются рассмотрение и анализ качества гармонической вертикали на примере различных произведений эпохи, а также выявление ее преобразований. Методологией исследования в решении поставленных задач служил принцип единства истории и теории, а также опора на труды ведущих исследователей в области гармонии и полифонии, таких как В. Апель [1], [2], Ю.Н. Холопов [14], Ю.К. Евдокимова [5], [6], [7], Н.А. Симакова [13] и др.

Основная часть

Безусловно, понятие средневековой гармонической вертикали не поддается однозначному краткому определению, так как подразумевает под собой целый комплекс музыковедческих характеристик, таких как состав интервалики созвучий, консонантность, диссонантность и др. Эти характеристики не являются константными и видоизменяются в зависимости от конкретного этапа Средневековья.

Рассматривая гармоническую вертикаль в целом, сквозь призму исторического времени, можно отметить, что, несмотря на протяженность средневекового периода, ей свойственна общая тенденция, заключающаяся, прежде всего, в способе образования вертикальных созвучий. Как известно, средневековое многоголосие является результатом идеи, в реализации которой процесс создания любого произведения протекает согласно развитию отдельных мелодических линий. Вместе с тем, горизонтальный принцип развития музыкальной ткани приводит к формированию вертикальных звукосочетаний. Происходит это в момент совпадения звуков различных голосовых партий, благодаря которому и создается гармоническая вертикаль. Главной особенностью такого сочетания является то, что оно образуется в результате наложения одной мелодической линии на другую, иными словами, вертикаль носит результирующий характер.

Исследователи отмечают, что эта особенность средневековой вертикали присуща не только западноевропейскому искусству, такие же свойства обнаруживаются и в вертикали звукосочетаний в других музыкальных культурах, например, в русском многоголосии, несмотря на то, что они находятся в разных хронологических периодах и обладают стадиальной общностью в развитии многоголосного искусства [5, C. 49]. Кроме того, отголоски средневековой традиции нередко проявляются и в настоящее время. Например, когда в музыке современных композиторов встречается полимелодическое развертывание материала, на основе, которого вырастают аккордовые образования, то возникает аналогия с принципами музыкального развития в средневековый период истории.

Таким образом, средневековая вертикаль представляет собой богатое по своим возможностям музыкальное явление. В последующую за Средневековьем эпоха Возрождения привнесла свои специфические черты, изменилась и гармоническая вертикаль, которая имеет принципиально иную, качественно новую, а именно, устойчивую трезвучную основу. На рубеже XIV – XV столетий многовековая история средневековой полифонии вступает в завершающую стадию развития. Пройдя путь от одноголосных напевов, музыкальное искусство к началу Возрождения подходит с многочисленными и многожанровыми сочинениями развитого многоголосного склада. В течение шести веков произведения приобретали определенные формы и преобразовывались. От двухголосных параллельных органумов многоголосие постепенно эволюционировало в сторону сложной полимелодической трех- и четырехголосной фактуры.

Весь звуковой фонд первых образцов профессиональной музыки, ограничивался, практически, только тремя интервалами – кварта, квинта и октава. Выбор именно этих интервалов в качестве вертикального устойчивого сочетания трактовался средневековыми мастерами как высший идеал, совершенный эталон красоты и гармонии. Появившись в произведениях IX века, эти звукосочетания прочно и надолго вошли в музыкальную практику, использовались композиторами на протяжении всего средневекового периода. Более того, благозвучные вертикальные образования стали, своего рода, маркером средневекового звучания. Даже в позднем Средневековье, когда несовершенные интервалы завоевали существенную часть звуковой среды, совершенные консонансы продолжали выполнять функцию главного устоя. «Все сочинения Средневековья, за очень редким исключением, открываются и завершаются перфектными созвучиями в различных модификациях (квинта, октава, квинтоктава, октавадуодецима и т.п.)» [12, C. 16].

Известно, что истоки приоритетности этих интервалов исходят еще от мировоззрения античных философов пифагорейской школы, которые отождествляли гармонию мира с числовыми пропорциями, равными числовым показателям совершенных консонансов 2 : 1, 3 : 2, 4 : 3. Очевидно также логическое соприкосновение «элитных» интервалов с натуральным звукорядом, в котором акустически наиболее слышимые обертоны – 2-й, 3-й и 4-й, дают октаву, квинту и кварту [14, C. 11].

Несмотря на то, что использование перфектных созвучий характерно для всей средневековой полифонии, на определенных исторических этапах можно проследить изменения в употреблении совершенного консонанса. Несомненно, что вопрос о диссонантности также очень важен для воссоздания необходимого представления описываемого явления. В связи с этим данный аспект изложен автором в работе «Диссонанс на пути к «строгим» правилам» [10, C. 3 – 11].

Обратимся непосредственно к произведениям средневековой музыкальной истории, начиная с мотетов XIII века. Это связано с тем, что более ранняя музыка IX – XII веков является «начальным этапом в развитии многоголосного искусства, в ней интервальное сочетание голосов решается во многом исполнителями и имеет принципиально допустимый множественный характер в системе совершенных консонансов. Произведения же XIII века имеют твердую систему ритмики, отличаются развитым полимелодическим складом фактуры, на основе которой образуется определенная вертикаль» [12, C. 7].

Мотет является ведущим и самым распространенным музыкальным жанром в искусстве XIII века [3], [4], [11]. Представляя собой многоголосную миниатюру, мотет в сжатом виде вбирает в себя типичные черты, свойственные всем многоголосным произведениям данного времени.

Совершенные консонансы пронизывают всю ткань мотета, используются одинаково, появляясь на опорных и неопорных долях, а использование несовершенных консонирующих созвучий довольно ограниченно, хотя  в той или иной мере они присутствуют в каждом мотете. Однако их участие в образовании музыкальной ткани гораздо менее значительно, чем участие совершенных консонирующих созвучий. В среднем они составляют 15% от общего количества созвучий [12, C. 16].

Полифонию XIV века представляет творчество двух французских музыкантов Филиппа де Витри и Гильома де Машо. Ф. де Витри (1291 – 1361) – композитор, музыкальный теоретик, поэт, философ и один из основоположников музыкально-поэтического искусства ars nova. Музыка его высоко ценилась современниками, а произведения служили образцом для создания других сочинений. Мотеты Витри отличаются частым и поочередным выключением голосов, которое способствует легкости фактуры и разреженному звучанию. Эта особенность отражается на гармонической вертикали многоголосия. Во всех сочинениях двухзвучия, трехзвучия, а в четырехголосии и четырехзвучия постоянно перемежаются друг с другом. В мотетах XIII века такое чередование тоже наблюдалось, однако у Витри в связи с систематичным и попеременным паузированием голосов «неполное» многоголосие звучит чаще и составляет специфику его стиля.

В творчестве композитора и поэта Машо (ок. 1330 – 1377) несовершенные конкорды в одновременном и неодновременном, акцентном и безакцентном звучании впервые употребляются практически на равных основаниях с совершенными консонансами [8], [9]. Находясь в постоянном чередовании, различные перфектные и имперфектные созвучия создают общий поток разнородной консонантной звуковой среды, внутри которой встречаются и диссонирующие созвучия. Специфическим моментом музыкальной ткани пьес Машо является меняющееся в одном сочинении качество звучания многоголосия. Сначала музыка может обладать ярко выраженным средневековым звучанием, где господствуют перфектные консонансы, затем возможно появление эпизодов, в которых главная роль отводится несовершенным консонирующим созвучиям, и тогда звуковой колорит произведения отдаляется от музыки средневековья и приближается к следующей эпохе Возрождения. Такие эпизоды могут быть и протяженными, и небольшими; их может быть всего два или несколько в одном сочинении.

В результате, в музыке Машо применение несовершенных консонансов стало еще более широким и разнообразным. Так постепенно проявляется тенденция к смене сонорного облика многоголосия – от перфектности консонансов к имперфектности.

Итальянское многоголосное искусство, впервые возникнув в первой половине XIV столетия, представлено такими именами, как Магистр Пьеро, Й. да Флоренциа и Я. да Болонья. Творчество этих флорентийских мастеров определяет композиторскую школу первого поколения, отличительными чертами которой стали предпочтение двухголосным сочинениям и ярко выраженная вокальная природа верхнего голоса с плавной мелодикой мелизматического характера. Интересно, что качество звукосочетаний в многоголосии, в сравнении с музыкой французских авторов, остается идентичным.

Наиболее заметной творческой личностью в итальянской культуре стал Франческо Ландини (1325 или 1335 – 1397 гг.) композитор, органист, поэт, глава музыкальной школы второго поколения эпохи Треченто.

Являясь учеником Я. да Болонья, композитор опирается на традиции своих соотечественников. Своеобразие многоголосия Ландини заключается в более частом, чем у его предшественников, чередовании созвучий, что способствует созданию насыщенной фактуры, которая, тем не менее, остается прозрачной и легкой.

Характеризуя консонирующие созвучия в двухголосных и трехголосных сочинениях в сравнении с музыкой итальянских композиторов первого поколения, отметим у Ландини более широкое использование несовершенных консонансов. Это, в свою очередь, приводит к размеренному следованию конкордов, которые представляют собой всевозможные варианты интервальных сочетаний.

Заключение

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели гармоническую вертикаль средневековой полифонии, проследив ее с позиции консонантности. В результате была выявлена тенденция к постепенному преобразованию качества сонорности от преобладающего перфектного звучания в сторону расширения несовершенных сочетаний. Художественный феномен гармонической вертикали состоит в том, что, с одной стороны, многоголосие обладает общими чертами, характерными всей эпохе Средневековья, это, прежде всего, приоритет звучания совершенных консонансов, роль которых остается незыблемой во всем рассматриваемом историческом периоде. Опора на перфектные созвучия соблюдается композиторами буквально в каждом произведении, независимо от школы и этапа развития в данной эпохе и исполняет роль главного устоя. Наряду с этим, в сочинениях всегда присутствуют несовершенные конкорды и диссонирующие созвучия, значение которых также велико. С другой стороны, частота использования именно несовершенных консонирующих звукосочетаний служит признаком эволюционного процесса, поскольку благодаря нарушению стабильности совершенного звучания сонорный облик многоголосия видоизменяется, обогащаясь различными созвучиями.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Apel W. Die Notation der polyphonen Musik. 900 – 1600. / W. Apel, Lpz.: Breitkopf & Härtel Musikverlag, 2006.-526 p.
  2. Apel French secular music of the late fourteenth century / W. Apel. Medieval Academy of America. 2012. 194 p.
  3. Cent motets du XIII siècle / Par Pierre Aubry. II. Transcription en notation moderne et mise en partition. Paris, 233 p.
  4. Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd. II. S. 1423.
  5. Евдокимова Ю. К. Вечная жизнь мелосного многоголосия / Ю. К. Евдокимова // Музыкальная академия. 2004. № 2. С. 48 – 55.
  6. Евдокимова Ю. К. Вечная жизнь мелосного многоголосия (Продолжение) / Ю. К. Евдокимова // Музыкальная академия. 2005. № 2. С. 134 – 141.
  7. Евдокимова Ю. К. Многоголосие Средневековья. X – XIV века / Ю. К. Евдокимова. М., 1983.- 453 с.
  8. Machaut G. Œuvres Сomplètes / G. Machaut // Polyphonic music of fourteenth century / Editor by L. Schrаde. Monaco. 1977.
  9. Пэрриш К. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха [Текст, ноты] / К. Пэрриш, Дж. Оул. Пер. с англ. - Л.: Музыка, 1975. - 216 с.
  10. Румянцева М.А. Диссонанс на пути к «строгим» правилам / М.А. Румянцева // Музыковедение. - М.: Научтехлитиздат, 2017. №12. С.3 – 11.
  11. Румянцева М.А. Мотет XIII века: Учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студентов музыкальных вузов / М.А. Румянцева. - М.: Перо, 2021.- 54 с.
  12. Румянцева М.А. Эволюция гармонической вертикали западноевропейского многоголосия XIII – начала XV веков / М.А. Румянцева: Автореферат дис….канд. иск. - М., 2007. – 26 с.
  13. Симакова Н.А. Контрапункт строго стиля и фуга: История, теория, практика. Часть 1 / Н.А. Симакова. – М. : Композитор, 2002. – 525 с.
  14. Холопов Ю.Н. Гармония: Теоретический курс / Ю.Н. Холопов. – СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2003. – 544 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Apel W. Die Notation der polyphonen Musik [The notation of polyphonic music]. 900 – 1600. / W. Apel, Lpz.: Breitkopf & Härtel Musikverlag, 2006.-526 p. [in German]
  2. Apel French secular music of the late fourteenth century / W. Apel. Medieval Academy of America. 2012. 194 p.
  3. Cent motets du XIII siècle [One hundred motets of the XIII century] / By Pierre Aubry. II. Transcription in modern notation and score setting. Paris, 1908. 233 p.. [in French]
  4. Die Musik in Geschichte und Gegenwart [Music in the past and present]. Bd. II. P. 1423. [in German]
  5. Evdokimova Ju.K. Vechnaya zhizn melosnogo mnogogolosiya [The eternal life of melodic polyphony]. Muzykalnaya akademiya [Music Academy]. 2004. № 2. P. 48-55. [in Russian]
  6. Evdokimova Ju.K. Vechnaya zhizn melosnogo mnogogolosiya [The eternal life of melodic polyphony] / K. Evdokimova // Muzykalnaya akademiya [Music Academy]. 2005. № 2. P. 134–141. [in Russian]
  7. Evdokimova Ju.K. Mnogogolosie srednevekovya. Х–ХIV veka [Polyphony of the Middle Ages] / Ju. K. Evdokimova. M.: Muzyka [Moscow: Publishing house «Music»], 1983. 453 p. [in Russian]
  8. Machaut G. Œuvres Сomplètes [Complete Works] // Polyphonic music of fourteenth century / Editor by L. Schrаde. Monaco. 1977. [in French]
  9. Parrish K., Oul, J. Obrazcy muzykal'nykh form ot grigorianskogo khorala do Bakha [Samples of musical forms from the Gregorian chorale to Bach] / K. Parrish, J. Oul. Translated from English - L.: Muzyka, 1975. - 216 p. [in Russian]
  10. Rumyantseva M.A. Dissonans na puti k «strogim» pravilam [Dissonance on the way to "strict" rules] / A. Rumyantseva // Muzykovedenie [Musicology]. - M.: Nauchtehlitizdat, 2017. No. 12, pp.3-11 [in Russian]
  11. Rumyantseva M.A. Motet XIII veka: Uchebnoe posobie po kursu «Analiz muzykal'nykh proizvedenijj» dlja studentov muzykal'nykh vuzov [Motet of the 13th century: A textbook on the course "Analysis of musical works" for students of music universities] / M. A. Rumyantseva. - Moscow: Pero, 2021.- 54 p. [in Russian]
  12. Rumyantseva M.A. Ehvoljucija garmonicheskojj vertikali zapadnoevropejjskogo mnogogolosija XIII – nachala XV vekov [The evolution of the harmonic vertical of the Western European polyphony of the 13th - early 15th century] / A. Rumyantseva: extended abstract of Candidate's thesis. - M., 2007. - 26 p. [in Russian]
  13. Simakova N.A. Kontrapunkt strogo stilja i fuga: Istorija, teorija, praktika. Chast' 1. [The counterpoint of strictly style and fugue: History, theory, practice. Part 1] / N. A. Simakova. - Moscow : Composer, 2002– 525 p. [in Russian]
  14. Kholopov Yu.N. Garmonija: Teoreticheskijj kurs. [Harmony: Theoretical course] / Yu. N. Kholopov. - St. Petersburg.; M.; Krasnodar: Lan, 2003– - 544 p. [in Russian]