СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

Research article
Issue: № 1 (8), 2013
Published:
2013/02/08
PDF

Клеткина О.С.

аспирант ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

Аннотация

Данное исследование посвящено анализу международных моделей политики противодействия трэффику, выявлению их достоинств и недостатков. В статье отмечается общепризнанный выбор американской модели как оптимального комплекса мероприятий в области профилактики трэффика. Результаты, изложенные в исследовании, могут быть использованы в качестве учебного материала для подготовки студентов по специальностям «социология», «социальная работа», «юриспруденция», а также в форме теоретического материала для приращения научного знания.

Ключевые слова: трэффик, рабство, модель противодействия, Палермский протокол.

Keywords: trafficking, slavery, a model of resistance, the Palermo Protocol.

Перерождение трэффика из мифологически призрачного социального явления в реально прибыльный бизнес-сектор ознаменовало укоренение новой глобальной проблемы современности, которая остро заявила о себе в конце XX в. На фоне усиления экономического неравенства между странами и социальными классами, истощения окружающей среды, волнообразной иммиграционной политики, монополии бизнес-структур и власти на землю, военного присутствия в развивающихся странах, процессы вынужденной миграции населения стали протекать более интенсивно. Учитывая масштабы и опасность триединства торговли людьми как современной формы рабства, транснационального преступления и нелегальной предпринимательской деятельности, возникла необходимость в выработке единой международной политики противодействия трэффику.

Это обусловило появление в 2000 году Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё, ставший дополнением к Конвенции против транснациональной организованной преступности. Палермский протокол ООН сделал уничтожение современного рабства частью международного законодательства.  Пункт 1 статьи 9 Протокола обязал государства «разрабатывать и принимать на комплексной основе политику, программы и другие меры в целях […] предупреждения торговли людьми и борьбы с ней». И в этом ключе многие страны пошли по пути опережения разрушительного потенциала последствий трэффика. Однако в условиях особых политических режимов, разного национального состава, специфической социально-экономической политики, культурно-исторических различий государства-участники Протокола в рамках своей государственной политики фактически сформировали различные практические модели борьбы с трэффиком.

  1. Северо-европейская модель («шведская» модель).

Предполагает такой тип борьбы с проституцией и торговлей людьми, когда внимание и усилия сфокусированы на покупателе сексуальных услуг, что, по сути, означает борьбу со спросом на сексуальные услуги.

Действующий с 1999 года в Швеции Закон, запрещающий приобретение сексуальных услуг за деньги, не делает различий между мужчинами и женщинами и  криминализирует действия покупателя сексуальных услуг, в то время как их продажа не является уголовно наказуемой. Закон, криминализирующий покупку сексуальных услуг, является важной частью шведской стратегии в борьбе с торговлей людьми.

С 2009 года по аналогичному пути пошли Норвегия и Исландия. В Норвегии с 1 января 2009 года введен закон, криминализирующий действия покупателя сексуальных услуг, меры наказания аналогичны мерам наказания, предусмотренным шведским законодательством. Однако норвежские законодатели запретили покупку сексуальных услуг не только в стране, но и за границей.

Страны, следующие шведской модели, радикально изменили отношение к продаже и покупке сексуальных услуг, криминализировав лишь действия покупателя. Это запрещает не только покупку, но и покушение на покупку сексуальных услуг. Одна из сложностей состоит в том, что нарушение вышеуказанного закона влечет за собой относительно мягкое наказание. Это, в свою очередь, влияет на объем ресурсов, направляемых на борьбу с преступлением. В настоящее время в качестве наказания за покупку сексуальных услуг в большинстве случаев назначается денежный штраф.

  1. Американская модель (палермская) (США, Великобритания).

С момента издания президентом Б.Клинтоном Исполнительного меморандума о торговле женщинами и детьми (1998 г.) правительство США проводит политику по модели предупреждения, защиты и преследования, что позволяет относить США к «категории 1» уже не первый год. Борьба с трэффиком не должна ограничиваться только его пресечением либо опекой жертвы, а должна носить комплексный характер, воздействуя на причину и последствия правонарушения, предполагая меры наказания нарушителя (пособника) и реабилитацию пострадавших лиц.

Преследование подразумевает введение уголовной ответственности, обязательное для всех сторон Палермского протокола. Поэтому значение судебного преследования отражено и в подходе правоохранительных органов США. Торговля людьми – это такое же преступление, как убийство, насилие и похищение. Первым важным шагом в соблюдении минимальных норм Закона о защите жертв торговли людьми является принятие современных законов, которые запрещают все формы торговли людьми.

Защита означает подход, в котором предоставление потенциальному свидетелю поддержки оказывается не только в течение того времени, которое требуется для получения от него показаний при проявлении активности в судебном заседании; а также предполагает удовлетворение потребностей и выполнение обязательств, выходящих за рамки того или иного уголовного дела (доступ к приютам и набору услуг, а в определенных случаях обеспечение иммиграционной поддержки).

Предупреждение подразумевает разработку политических принципов и практические методы, направленные на пресечение современного рабства в момент его зарождения. Меры по предупреждению должны приниматься с учетом основных уязвимых мест в правовых системах (терпимость в рамках системы государственных закупок и заключения контрактов, ограничительная практика выдачи виз, недостаточно строгий надзор за исполнением трудового законодательства).

  1. Центрально-азиатская модель (репрессивная).

Данная модель тесно связана с политикой пресечения, носит уголовно-правовой характер и направлена не на жертву торговли, а на преступника. В реализации  задействованы правоохранительные органы и силовые ведомства, службы национальной безопасности. В странах Центральной Азии, отчасти из-за сложной экономической ситуации и неравного распределения доходов, уровень торговли людьми в целях их сексуальной эксплуатации достаточно высок.

Но Таджикистан, Казахстан, Узбекистан уже добились значительного прогресса в деле  борьбыс  торговлейлюдьми. В 2012 году твёрдо находятся в «категории 2», что является существенным прогрессом по сравнению с предыдущими классификациями. Основными путями обеспечения пресечения торговли людьми считается ужесточение законодательной базы, предусматривающей уголовную ответственность, реформирование миграционной службы, улучшение кадрового состава в правоохранительных органах и усиление контроля на пограничных постах.

  1. Российская модель.

При фактическом внедрении программы защиты свидетелей, обеспечивающей механизм укрытия и защиты жертв, а также значительном увеличении числа расследований и судебных процессов, Правительство России не проявляет достаточной активизации усилий для решения этой проблемы, поэтому Россия девятый год подряд оказывается в «категории 2».

Защита жертв осуществляется слабо, нет специального органа, занимающегося мониторингом деятельности по борьбе с торговлей людьми. Усилия российских властей по преследованию преступников недостаточны, что связано с неэффективной системой учета приговоров и наказаний для торговцев людьми и разрешением экстрадиции иностранных граждан, отсутствием жестких наказаний за коррупцию. Кроме того в настоящее время нет официальной программы, предоставляющей иностранцам, ставшим жертвами торговли людьми, право на легальное проживание в России на период следствия и судебного процесса.

К достоинствам указанной модели следует отнести широкое сотрудничество и поддержка НКО, в том числе в форме грантов, организация систематических публикаций по проблеме в СМИ и определённая уголовно-правовая политика. В 2005 г. Правительство предоставило амнистию более чем 7300 нелегальным мигрантам, работающим в России, что повысило защищенность этих работников от трудовой эксплуатации.

Несмотря на многолетнюю идеализацию палермской модели, сохраняется менее удачная конкурирующая модель, которая препятствует активному прогрессу в деле борьбы с торговлей людьми. Данная модель предполагает содержание под стражей, депортацию и лишение прав. Попытки удержать выявленных жертв торговли людьми в специальных охраняемых помещениях, которые государственные органы называют «приютами», лишают людей возможностей вновь испытать чувство личной свободы. Кроме того, высылка людей в страны их происхождения без предоставления им информации о полном наборе возможностей повышает их уязвимость не только в отношении вероятной травмы, связанной с идентификацией в качестве жертв торговли, но и в отношении рисков возврата в прежние условия. Выработка взвешенной и грамотной политики противодействия торговле людьми, защита их прав сегодня является проблемой, привлекающей внимание всего мирового сообщества.

В связи с этим в деятельности, направленной на предупреждение торговли людьми, должны приниматься во внимание основные права жертв, гарантии их защиты, помощи и восстановления.  Эффективный закон по борьбе с торговлей людьми должен содержать ясное определение жертвы преступления, излагать её правовой статус и виды помощи, на которые жертвы могут претендовать.

 

Литература

  1. Гусев Л. Борьба с торговлей людьми: современное состояние дел в странах Центральной Азии / Л.Гусев // Новое восточное обозрение. Электронный журнал [28.07.2011]: http://www.ru.journal-neo.com/node/7974.
  2. Доклады Государственного департамента США о торговле людьми за 2010 и 2012 годы. Официальный сайт Госдепартамента: http://www.state.gov.
  3. Ерохина Л.Д. Глобализация международной торговли женщинами и организованной проституции в юго-восточных странах / Л.Д.Ерохина // Современные исследования социальных проблем. – №5 (13). – 2012.
  4. Клод К. В фокусе – покупатель сексуальных услуг: шведская модель / К.Клод. – Сольна: Intellecta Infolog. – 2010. – 56 с.
  5. Положение в мире в области ответных мер по противодействию торговле людьми/ Управление ООН по наркотикам и преступности / под ред. С.Чавла // Форум по проблемам преступности и общества. – Т. 6. – № 1 и 2. – Нью-Йорк, 2012. – 270 с.
  6. Ромазанов Р.С. Защита жертв торговли людьми / Р.С.Ромазанов // ЕврАзЮж. – № 11 (54). – 2012.

References