OBJECTS OF INTERIOR BOTANICAL GARDENING IN THE STRUCTURE OF THE PALACE COMPLEXES OF SAINT-PETERSBURG IN THE FIRST HALF OF THE 18TH CENTURY
Белоусова О.А.
доцент, Санкт-Петербургский Государственный архитектурно-строительный университет
ИНТЕРЬЕРНЫЕ ОБЪЕКТЫ БОТАНИЧЕСКОГО САДОВОДСТВА В СТРУКТУРЕ ДВОРЦОВЫХ КОМПЛЕКСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 18 ВЕКА
Аннотация
В статье дано определение экстерьерного и интерьерного объектов ботанического садоводства. Выделены зоны локализации объектов ботанического садоводства исходя из этапов исторического развития Санкт-Петербурга. Предложена классификация экстерьерных объектов ботанического садоводства, в составе которых присутствовали интерьерные составляющие (оранжереи, зимние и висячие сады) по социальному признаку, а так же определено деление оранжерей по функциональному назначению. Рассмотрены интерьерные ботанические объекты дворцовых комплексов начала 18 века, расположенные в первой зоне, давшие толчок к дальнейшему развитию и распространению оранжерей, как на территории города, так и за его пределами. Прослежена взаимосвязь функционального назначения оранжерей и статуса экстерьерного объекта. Определена роль интерьерных объектов ботанического садоводства Санкт-Петербургской агломерации в жизни российского общества первой половины 18 века.
Ключевые слова: объекты ботанического садоводства, оранжерея, Санкт-Петербург, функциональное назначение, статус объекта.
Belousova O.A.
Associate professor
Saint Petersburg State University Architecture and Civil Engineering
OBJECTS OF INTERIOR BOTANICAL GARDENING IN THE STRUCTURE OF THE PALACE COMPLEXES OF SAINT-PETERSBURG IN THE FIRST HALF OF THE 18TH CENTURY
Abstract
In article definition of exterior and interior objects of Botanical horticulture. The zones of localization of objects Botanical gardening based on the stages of the historical development of St. Petersburg. The classification of exterior objects, Botanical horticulture, which was attended by interior components (greenhouses, winter and the hanging gardens) on social grounds, and also defined the division of the greenhouses for functions Considered interior Botanical objects of the Palace complexes of the early 18th century, located in the first zone, which gave impetus to the further development and spread of greenhouses on the territory of the city and beyond. Traced the relationship of the functional purpose of the greenhouses and the status of the exterior of the object. Defines the role of the objects of interior Botanical gardening of St. Petersburg agglomeration in the life of Russian society during the first half of the 18th century.
Keywords: objects of Botanical, horticultural, greenhouse, St. Petersburg, functionality, status of object.
Объект ботанического садоводства – это комплекс взаимосвязанных элементов: архитектурных объектов различного функционального назначения и собственно участка территории, как эстетической (парадной), так и утилитарной (хозяйственной) выполненной с учетом временных рамок, стилистических особенностей, предназначенный для создания законченной композиции зеленых насаждений.
Объекты ботанического садоводства можно разделить на две основные группы - экстерьерную, самую многочисленную, разнообразную и максимально изученную, а так же интерьерную. Обе группы находятся в непосредственном и тесном взаимодействии.
Экстерьерные объекты ботанического садоводства (ЭОБС) – это объекты, формирующие общую структуру зеленых зон городского пространства, местоположение, планировка и флористический состав которых определяет статус и роль объекта в структуре города. Интерьерные объекты ботанического садоводства (ИОБС) - оранжереи – могут быть как самостоятельными объектами, так и элементом в общей композиции архитектурного объекта – висячие сады, оранжереи зимних садов. ИОБС входят в состав ЭОБС, также оказывая влияние на его статус.
Появление и формирование на берегах Невы города Санкт-Петербурга, становление его как столицы, центра науки и культуры, способствовало появлению различных типов объектов ботанического садоводства, которые формировались, развивались и изменялись вместе с городским пространством. Феномен Санкт-Петербурга заключается не только в единстве объемно-планировочных структур, но и в появлении особых ботанических объектов – оранжерей, развивавшихся с учетом достижений в области ботанического садоводства, способствовавших формированию особого жизненного уклада и культуры, оказавших влияние на формирование архитектурно-планировочных композиций экстерьерных участков ботанического садоводства, демонстрировавших положение в обществе и финансовую состоятельность их владельцев, а так же формировавших в сложных политических и экономических условиях статус столичного города европейской формации.
Анализ этапов исторического развития объектов ботанического садоводства Санкт-Петербургской агломерации дает возможность выделить четыре зоны их локализации:
1 - центральная зона, включающая в себя территорию всей Адмиралтейской и Литейной части, часть Васильевского и Аптекарского островов;
2 - южная зона, включающая в себя территорию южного берега Финского залива, а так же города Пушкин, Павловск, Гатчина;
3 - северная зона, включающая в себя территорию Каменного и Елагина островов, а так же территорию, расположенную по правому берегу Невы;
4 - периферийная зона, охватывающая территории Лужского, Ломоносовского, Кингисеппского и других районов области Санкт-Петербурга.
Архитектурные объекты ботанического садоводства присутствовали в большей или меньшей степени во всех выше перечисленных зонах. Оранжерея становится неотъемлемой частью сада, его интерьерной составляющей.
Объекты ботанического садоводства, как экстерьерные, так и интерьерные, вошли в структуру городского пространства и оказали влияние на его формирование, начиная с момента возникновения города. В процессе исторического преобразования городской среды интерьерные объекты ботанического садоводства занимали различное положение и имели различный статус. Так экстерьерные объекты ботанического садоводства (ЭОБС), в составе которых присутствовали интерьерные составляющие (оранжереи, зимние и висячие сады) по социальному признаку подразделялись на:
- Императорские резиденции городские и загородные;
- Великокняжеские резиденции городские и загородные;
- Городские и загородные дворянские усадьбы (богатые, средние);
- Помещичьи хозяйства;
- Городские сады;
- Ботанические сады (государственные и частные).
В свою очередь интерьерные объекты ботанического садоводства (ИОБС), в зависимости от их расположения, по функциональному назначению можно разделить на:
- утилитарно-производственные (парники, теплицы);
- утилитарно-эстетические;
- эстетические (висячие сады, оранжереи зимних садов);
- научно-исследовательские;
- учебно-просветительные;
- выставочно-торговые.
Рассмотрим более подробно интерьерные ботанические объекты первой зоны и проследим взаимосвязь их функционального назначения и статуса. В центральной зоне были сконцентрированы первые в городе экстерьерные объекты ботанического садоводства – садовый комплекс, состоящий из трех Летних садов, сада лабиринт и сада с прудами; сад Посольского (Меншиковского) дворца; Итальянский сад; дворянские усадьбы, расположенные по берегам рек Мойки и Фонтанки; Таврический сад; специальные участки ботанического садоводства (аптекарский огород-императорский ботанический сад, ботанический сад академии наук). В формировании этих объектов использовались характерные для начала 18 века приемы регулярной планировки, осуществлялся подбор древесных растений не характерных для данной местности, были выделены участки под аптекарские огороды, устроены оранжереи – элементы характерные для ботанического садоводства.
В композиционную структуру практически каждого сада была включена оранжерея – первое сооружение подобного рода на Невских берегах. Каждый сад имел различное количество данных построек с определенным их местоположением, что оказывало влияние на их архитектурно-пластическое решение, определяло статус. Так на территории Летнего сада первой императорской резиденция на берегах Невы была возведена одна из первых оранжерей в городе. Ее появление было обусловлено желанием царя иметь в своем городе все возможные редкости, в том числе и экзотические растения. Работа по разбивке сада производилась с 1705 по 1721 год. Строительство дворцов, а тем более зданий практического назначения – жилые дома, всевозможные хозяйственные сооружения в начале 18 века производилось с использованием доступного в то время строительного материала – дерева. «Природа, чтобы компенсировать великие холода, на которые она обрекла эту страну, снабдила ее огромным количеством дерева, чтобы построить здания оранжерей и чтобы поддерживать постоянное тепло в течение зимы для нежных растений» – так об оранжереи Летнего сада отзывался французский ботаник Дешизо и это высказывание будет справедливо не только по отношению к данной оранжереи, но и ко всем сооружениям ботанического назначения этого временного периода.[1, С. 308] К 40 годам 18 века для строительства оранжерей используется не только дерево, но и камень, что видно на карте Санкт-Петербурга 1738 года.
Оранжерея Летнего сада представляла прямоугольное в плане здание ориентированное своими протяженными фасадами на север в сторону Невы и юг в сторону реки Мойки, а торцевыми (равными по ширине подходящему к ней каналу) на восток в сторону реки Фонтанки и запад. Оранжерея располагалась на границе парадной – северной и хозяйственной – южной зоны сада (будущего второго летнего сада) разделенной каналом, проложенным от Фонтанки до Лебяжьей канавки. Ассиметричное расположение оранжереи давало возможность воспринимать в перспективе единовременно обе части сада по западной стороне, в то же время по восточной стороне оранжерея становиться объектом, определяющим границы парадной зоны, локальным архитектурным акцентом пограничной территории. В связи с чем, она должна была функционировать не только по своему прямому назначению, но и выполнять роль садового павильона, являющегося украшением парадной части, где проводились встречи иностранных послов и устраивались праздники. Таким образом, функциональное назначение оранжереи Летнего сада становиться утилитарно-эстетическим.
На берегу реки Мойки в 1712 году, в том месте, где ныне расположен павильон Росси, возводится дворец для Екатерины I. За дворцом разбивается регулярный сад, где высаживаются преимущественно яблони и устраиваются пруды для разведения рыбы к царскому столу. Разнообразные постройки хозяйственного назначения конюшни, амбары и др. занимали значительную территорию, ограниченную берегами рек – Мойки, Фонтанки, Кривуши (современный канал Грибоедова) и Большой перспективой (современный Невский проспект). На этой территории, за садом, был устроен оранжерейно-тепличный комплекс, предназначенный для обеспечения царского стола различными экзотическими фруктами. В оранжереях царского дворца уже в начале 20-х годов 18 века произрастали и плодоносили южные растения – ананасы, бананы и другие растения, о чем упоминают современники. Комплекс из пятнадцати оранжерей представлял собой систему линейно расположенных объектов имевших преимущественно прямоугольную форму в плане с небольшими ризалитами.
Планы Санкт-Петербурга 1737-1738 годов отражают положение большой дворцовой оранжереи располагавшейся на месте ныне существующего здания цирка Чинизелли. Протяженное здание оранжереи, аналогично оранжереи первого Летнего сада имеет связь с акваторией реки Фонтанки, занимает участок между набережной, будущей Кленовой аллеи и участком будущей Итальянской улицы. Дворцовая оранжерея являлась локальным акцентом данной территории, формировала хозяйственный участок, где находились различные постройки, включая слоновый двор, граничащий с обширной огороженной территорией, отведенной Анной Иоановной для псовой охоты, а так же была композиционно и визуально связана с постройками правого берега реки Фонтанки (звериный двор и церковь Симеона и Анны). Во времена царствования Елизаветы Петровны на месте охотничьего двора был устроен обширный оранжерейный двор с прудом для полива растений и домами садовников. Таким образом, этот участок городской территории в 18 веке (до восшествия на престол Павла I) был сосредоточием оранжерейных сооружений различного назначения. [2, С. 108, 109], [3]
Так же в центральной зоне, на Васильевском острове генерал-губернатором А. Д. Меншиковым в 1704 было начато устройство модного в то время регулярного сада, а затем и строительство Посольского дворца, роскошной резиденции поддерживающей престиж молодого города. Усадьба с цветником, обширным садом и огородом складывалась по принципу глубинно-пространственного развития дворцовых и хозяйственных построек – бани, медоварня, хлебопекарня, кузница и протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. Неотъемлемой частью этой композиции стала большая оранжерея, расположенная в дальней части сада и являющаяся ее акцентом. Прямоугольное в плане здание оранжереи находилось в северо-западной части сада, располагалось параллельно дворцу и ограничивалось центральной аллеей, таким образом, занимая ассиметричное, хорошо обозреваемое со стороны сада положение на участке. Двенадцать гектаров сада обслуживало 67 человек, содержа его в идеальном состоянии, что приносило хозяину немыслимые для Петербургского климата урожаи. Восхищаясь садом и оранжереей Вебер писал, что в саду князя Меншикова на Васильевском острове и почва теплее, и полуденное солнце греет сильнее, поэтому там лучше все произрастает.[4, С. 41, 42]
Объекты ботанического садоводства появляются не только в центральной части городского пространства в районе Адмиралтейства и Васильевского острова, но и на загородных территориях по берегу Фонтанки и на правом берегу Невы, о чем свидетельствуют карты 1737 года.
С целью освоения пригородных территорий именитым и состоятельным горожанам, приближенным Петра I выделялись достаточно большие участки для строительства загородных усадеб. В 1712 году на берегу Фонтанки, недалеко от Невской перспективы, на подаренном Петром своей супруге Екатерине Алексеевне участке, возводится деревянный дворец, перестроенный в 1721-1723 годах архитектором Н. Микетти в камне. За дворцом в сторону Знаменской улицы (улицы Восстания) разбивается Итальянский сад площадью одиннадцать гектаров, размеры сада подчеркивали его статус. Магистралью проложенной от Литейного двора к Невскому проспекту (Литейный проспект) территория сада оказалась разделенной на две разновеликие части. Часть сада квадратной формы в плане, имевшая регулярную планировку и примыкавшая к дворцу со стороны Фонтанки была парадной, на ней располагались великовозрастные деревья и большая оранжерея. Часть сада, оказавшаяся за Литейным проспектом, была в четыре раза больше первой и считалась хозяйственной, не смотря на то, что ее планировочное решение в регулярном стиле было столь же торжественным. Здесь был обустроен сад с ягодными кустарниками и плодовыми деревьями, разбиты огороды с теплицами и оранжереями, где выращивалась зелень для придворной кухни. [5, С. 109]
Большая оранжерея располагалась в северо-восточной части парадной зоны и имела визуальную связь с дворцовой постройкой, прямоугольные в плане оранжереи хозяйственной зоны имели линейное расположение параллельное длинной стороне участка, определяя, таким образом, его северную границу. Такое расположение на участке четко определило роль каждой оранжереи в общей композиции сада. Большая оранжерея, являясь локальным архитектурным акцентом пограничной территории, выполняла утилитарно-эстетическую функцию, оранжереи в хозяйственной зоне выполняли утилитарно-производственную функцию, здесь выращивались не только огурцы, горох, капуста, но и экзотические для Невских берегов дыни, лимоны, апельсины, смородина, базилик, турецкие бобы, майоран.
Итальянский сад поддерживался в образцовом порядке до1727 года, но после смерти Екатерины I, садовые посадки и дворец пришли в упадок. В 1730-ее годы часть Итальянского сада в границах нынешней улицы Некрасова и улицы Жуковского включается в состав слободы Преображенского полка. Огороды с оранжереями расположенные на оставшемся участке Итальянского сада предназначались для обеспечения царского стола овощами и фруктами. [6, С. 37-50]
Дворцовые комплексы начала 18 века дали толчок к дальнейшему развитию и распространению ИОБС как на территории города, так и за его пределами. На территории Санкт-Петербурга, ни когда не имевшей сооружений подобного рода, всего за 50 лет складывается система оранжерей и оранжерейных комплексов. Уже к середине 18 века оранжереи становятся важным архитектурно-композиционным элементом каждого сада. За столь незначительный, с исторической точки зрения, период в сложнейших условиях Санкт-Петербурга благодаря оранжереям был получен высокий результат в плане сохранения, выращивания и акклиматизации различных растений.
Феномен оранжерей Санкт-Петербургской агломерации заключается:
- в быстром внедрении в уклад жизни на разных социальных уровнях;
- в оказании влияния на распространение оранжерей по территории Российской империи вплоть до северных ее районов (Соликамский ботанический сад Демидова);
- в оказании влияния на формирование архитектурно-планировочных композиций экстерьерных участков ботанического садоводства;
- в повышении статуса их владельца и закрепление уже на первых этапах становления города статуса европейской столицы.
Они позволили сохранить русскую самобытность при изменении привычного уклада. Стали элементом роскоши, показателем достатка и веса в обществе, показателем образованности в сфере естественных наук и географии, так как многие владельцы оранжерей занимались наукой, активно развивающейся в России.
Список литературы / References
- Горышина Т.К. Растительный мир старого Петербурга. Изд-во «Atheneum: Феникс», М.- СПб., 1993. С.308//Невский архив: Историко-краеведческий сборник.
- Веснина Н. Н. Сады Невского проспекта. Изд. «Пропилеи», СПб., 2008.
- Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоановны в иностранных описаниях. СПб., 1997.
- Калязина Н. В. Меншиковский дворец-музей. ЛЕНИЗДАТ, 1982.
- Георги И. Описание российского – императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом / Вступ. Статья Ю. М. Пирютко. – СПб., «ЛИГА», 1996. – С.528.
- Кормильцева О. М. Итальянский сад// Памятники истории и культуры Петербурга. СПб., 1997. С. 37-50
Список литературы на английском языке / References in English
- Goryshina T.K. Rastitelnyi mir starogo Peterburga [The flora of old St. Petersburg]. Izd-vo "Atheneum: Phoenix", M. - SPb., 1993. P. 308// Nevskyi arhiv:Istoriko-kraevedcheskiy sbornik [Nevsky archive: regional history collection]. [in Russian]
- Vesnina N. N.Sady Nevskogo prospekta [Gardens Nevsky Prospekt]. "The Propylaea", SPb., 2008. [in Russian]
- Bespyatykh Y. N. Peterburg Anny Ioanovny v inostrannyh opisaniyh[Petersburg Anna Ioanovna in foreign descriptions. SPb]., 1997. [in Russian]
- Kalyazina N. V.Menshikovskyi dvorec-muzey [Menshikov Palace Museum]. LENIZDAT, 1982. [in Russian]
- Georgi I. Opisanie rossiyskogo imperatorskogo stolichnogo goroda Sankt-Peterburga I dostoprimechatelnostey v okrestnostyh onogo, s planom/vstup. Statiy Y.M. Pirytko[Description of Russian Imperial capital of St. Petersburg and attractions in the surroundings thereof, with the plan / Introd. The Article Y. M. Piryutko]. – SPb., "LEAGUE", 1996. – Р. 528. [in Russian]
- Kormiltseva, O. M.Italiynskyi sad//Pamytniki istorii I kultury Peterburga [the Italian garden// Monuments of history and culture of St. Petersburg]. , 1997. P. 37-50 [in Russian]