SOCIAL GUARANTEES OF THE SOVIET STATE DETERMINED BY THE CONSTITUTIONS OF 1918 AND 1924, AS WELL AS OTHER REGULATIONS
Кольченко С.Н.
Аспирант, Волгоградский государственный университет
СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕСЯ КОНСТИТУЦИЯМИ 1918 ГОДА И 1924 ГОДА, А ТАКЖЕ ДРУГИМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ
Аннотация
В статье рассмотрены правовые аспекты создания системы социального обеспечения трудящихся в молодом советском государстве. В нормативных актах Советской России и СССР были закреплены базовые принципы государственного обеспечения и помощи малоимущим слоям населения, прежде всего рабочим и крестьянам.
Ключевые слова: социальные гарантии, конституция, малоимущие граждане.
Kolchenko S.N.
Postgraduate Student, Volgograd State University
SOCIAL GUARANTEES OF THE SOVIET STATE DETERMINED BY THE CONSTITUTIONS OF 1918 AND 1924, AS WELL AS OTHER REGULATIONS
Abstract
The article deals with the legal aspects of establishing a system of social security of workers in the young Soviet state. The basic principles of state support and assistance to poor people especially the workers and peasants were enshrined in the normative acts of Soviet Russia and the Soviet Union.
Keywords: social guarantees, the constitution, poor people.
Система социального обеспечения советской России после окончания гражданской войны перешла на качественно новый этап своего развития. Система социальных гарантий была практически полностью перестроена в соответствии с новым политическим курсом и идеологией, победившей партии большевиков.
Основные шаги, предпринятые новым правительством в направлении совершенствования системы социальных гарантий населения можно условно разделить на следующие группы:
- меры, призванные улучшить положение трудящихся, в первую очередь крестьян и рабочих,
- либерализация системы образования,
- решение основных проблем здравоохранения,
- введение системы социального страхования,
- минимизация жилищного кризиса населения.
Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики, составили единый основной закон молодой Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Этот основной закон вступил в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов». Согласно распоряжению советского правительства, документ должен был быть опубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте [12, С. 1].
Согласно второму разделу Конституции, касающемуся общих положений Основного закона РСФСР, в частности ст. 15 главы пятой, «в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением» [12,С. 1].
Статья 16 этого же документа в целях обеспечения за трудящимися «действительной свободы союзов Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия», которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, «оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации» [12, С. 3].
Важным достижением стало и то, что в целях обеспечения за трудящимися «действительного доступа к знанию» правительство РСФСР ставило своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование (ст. 17) [12, С. 4].
Помимо основного закона РСФСР определенные социальные гарантии прописывались и в ряде других законодательных актов. Так, к примеру, декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» устанавливалось, что каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16-ти лет, «может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы» [1, С. 1]. При этом запрещалось требовать от поступающих какие бы то ни было удостоверения, кроме удостоверения их личности и возраста [1,С. 1].
Тем самым было дополнено действие Постановления «О введении обязательного совместного обучения» (Собр. Узак., 1918, № 38, ст. 499), все высшие учебные заведения становились открытыми для всех, без различия пола, а взимание платы за учение в высших учебных заведениях Российской Социалистической Федеративной Советской Республики отменялось, вплоть до того, что уже внесенная до принятия Постановления плата за первое полугодие 1918/19 учебного года подлежала возвращению [13, С. 1]. За нарушение указанного Постановления все ответственные лица подлежали суду Революционного Трибунала.
Вообще в целом, несовершеннолетние стали одним из основных объектов социальной заботы государства. Так, в соответствии с декретом от 14 января 1918 г. «О комиссиях о несовершеннолетних», упразднялись суды и тюремное заключение для несовершеннолетних, а дела тех из них, кто находился в заключении на момент принятия закона, подлежали немедленному пересмотру [6, С. 1].
Стоит отметить, что беспризорность и безработица среди молодежи, вызванные гражданской войной, голодом и всеобщим кризисом в стране в течение довольно долгого времени оставались острыми проблемами в РСФСР. В первые годы новой экономической политики начали создаваться специализированные государственные органы, такие как комиссии по делам несовершеннолетних и детские юридические консультации. Несмотря на то, что в 1921 г. участие в решении данной проблемы стал принимать аппарат ВЧК, она так и не была преодолена. Начиная с середины 1920-х гг., помимо распределения беспризорников и сирот по специализированным социальным учреждениям, органы государственной власти в качестве ключевых способов решения проблемы начинают использовать назначение опеки, передачу детей на договорных началах в крестьянские семьи, направление подростков в государственный сектор производства [8, С. 1].
Особым вниманием со стороны органов государственной опеки пользовались лица с ограниченными возможностями, в частности слепые и глухонемые. Так, к примеру, согласно постановлению от 26 ноября 1920 года, «все глухонемые и слепые, не обученные в специальных учреждениях-школах и не обладающие еще определенными профессиональными навыками, и не могущие по тем или другим причинам найти доступную для них самих работу», подлежали социальному обеспечению в полной мере как особый тип инвалидов [14, С. 1].
Кроме того, правом на социальное обеспечение при инвалидности обладали:
а) все лица, работавшие по найму и потерявшие трудоспособность вследствие: увечья, профессионального заболевания или иных причин (старческая дряхлость и пр.), но в последнем случае проработавшие по найму в различных предприятиях и учреждениях не менее 8-ми лет,
б) военнослужащие старой и Красной Армии, лишившиеся трудоспособности вследствие увечья или заболевания, полученных на войне или во время нахождения их на военной службе [3, С. 1].
Не только инвалиды пользовались правом на получение социальных пособий – под опеку государства также попадали временно нетрудоспособные, беременные и молодые матери [4, С. 1].
На основании анализа разного рода нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что одной из наиболее злободневных проблем социальной политики правительства РСФСР был вопрос материального стимулирования рабочего класса как основной движущей силы политических преобразований в молодом советском государстве. Система новой экономической политики коренным образом изменила отношение к рабочим, главным образом в вопросах законодательного оформления профессиональных отношений. Государство становилось воплощением опеки для трудящихся, которые становились своего рода первостепенной целевой группой в вопросах обеспечения материальными и социальными благами. Так, в течение 1921 г. был подписан ряд декретов, содержание которых, по сути, трансформировало всю существовавшую ранее систему оплаты труда рабочим [5, С. 1].
1922 г. – время создания единой 17-разрядной тарифной сетки для осуществления дифференцированной оплаты труда рабочих и служащих. В том же году было принято постановление СНК «О коллективных договорах» [10, С. 1]. С этого момента именно на основании содержания коллективных договоров осуществлялась защита интересов работников всех сфер производства, регулировались их условия труда и заработная плата. Что касается прочих социальных гарантий, то с 1922 г. они закреплялись Кодексом законов о труде (КЗоТ)[11, С. 128]. Для контроля над соблюдением КЗоТа была создана государственная инспекция труда, кроме нее в систему контроля входили специализированные профсоюзы и фабрично-заводские комитеты.
В области разрешения проблем, связанных с жилищным вопросом, важное значение имело постановление ЦИК «О жилищной кооперации» от 19 августа 1924 г. [7, С. 1]Согласно основным положениям данного постановления, среди прочих распоряжений, из рабочих и служащих государственных предприятий и учреждений организовывались рабочие жилищно-строительные кооперативные товарищества. Которые должны были с целью удовлетворения жилищной нужды своих членов возводить новые, восстанавливать разрушенные или достраивать незаконченные жилые строения [7, С. 2].
Значительную долю внимания государства в плане социальных преобразований и ярко выраженной классовой социальной политики получало также крестьянство как беднейший слой населения.
Одним из основных инструментов подобной политики на селе было налоговое законодательство. В 1923 г. было подписано два декрета, призванных решать вопрос о льготах беднейшему крестьянству по освобождению от уплаты единого сельскохозяйственного налога [9, С. 1]. С помощью этих документов стало возможным освобождение от налога на первом этапе осуществления реформы 17% от объема всех крестьянских хозяйств на территории РСФСР. В последующие годы количество так называемых бедняцких дворов, освобожденных от налогового бремени неуклонно росло, тем самым делая более тяжелым положение зажиточных крестьянских хозяйств и середняков, на плечи которых в свою очередь ложилось бремя стремительно растущего сельскохозяйственного налога.
Помимо ослабления тягот налоговых выплат в крестьянской среде еще одним нововведением стало создание так называемых кресткомов – комитетов общественной взаимопомощи, которые были призваны стать основой социальной помощи нуждающимся крестьянам. Кроме того, отдельный декрет СНК «О государственном имущественном страховании» от 6 октября 1921 г. вводил еще один вид социальной опеки над крестьянством: согласно этому документу, на территории всего РСФСР должна была быть организована система государственного имущественного страхования крестьянских хозяйств на случай разного рода стихийных бедствий и эпидемий, а также аварий на путях водного и сухопутного транспорта [2, С. 1].
Вступление этого документа в силу породило недовольство более зажиточных слоев крестьянства, так как помимо возмещения ущерба по страховому случаю и выдачи страховых премий бедняки могли быть полностью или частично освобождены от уплаты окладных сборов и недоимок [2, С. 1]. Все подобные преимущества для более богатых, нежели бедняцкие, хозяйств зачастую были недостижимы.
Соответственно, очевидно то обстоятельство, что новая налоговая политика большевистского правительства, с одной стороны, стала значительным прорывом в плане социальных гарантий бедняцкому крестьянству, а с другой – стала источником крайней нестабильности в рамках самой сельской среды, в которой были более зажиточные, но гораздо менее социально защищенные крестьянские хозяйства. Таким образом, сохранение рыночного сектора крестьянского хозяйства в прежнем виде становилось в принципе невозможным, что в свою очередь не могло не повлиять на изменение стиля управления в 1930-е гг. и установление системы тоталитарного общества.
Литература
- Декрет от 2 августа 1918 года «О правилах приема в высшие учебные заведения» // http://tehnorma.ru/doc_ussrperiod/textussr/ussr_334.htm
- Декрет от 6 октября 1921 года «О государственном имущественном страховании» // http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1126.htm
- Декрет от 8 декабря 1921 года «О социальном обеспечении инвалидов» // http://libussr.ru/doc_ussr/ussr_1250.htm
- Декрет от 9 декабря 1921 года «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве» // http://libussr.ru/doc_ussr/ussr_1258.htm
- Декрет от 10 ноября 1921 года «Об оплате труда рабочих и служащих предприятий, перечисленных в особом списке совета труда и обороны, а также переведенных на коллективное снабжение // http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1191.htm
- Декрет от 14 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних» // libussr.ru/doc_ussr/ussr_166.htm
- Постановление от 19 августа 1924 года «О жилищной кооперации» // http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2129.htm
- Декрет от 23 сентября 1921 года «О детской социальной инспекции (положение)» // http://libussr.ru/doc_ussr/ussr_1105.htm
- Декрет от 27 июля 1923 года «О льготах крестьянам в связи с введением единого сельско-хозяйственного налога» // http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1764.htm
- Декрет СНК РСФСР ОТ 23.08.1922 «О коллективных договорах» // http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr7284.htm
- Кодекс законов о труде РСФСР 1922 года // http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_22.htm
- Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // http://libussr.ru/doc_ussr/ussr_314.htm
- Постановление Наркомпроса РСФСР от 31.05.1918 "О введении обязательного совместного обучения" // http://www.lawmix.ru/sssr/18894
- Постановление от 26 ноября 1920 года «О социальном обеспечении глухонемых и слепых» // http://libussr.ru/doc_ussr/ussr_781.htm
References
- Dekret ot 2 avgusta 1918 goda «O pravilah priema v vysshie uchebnye zavedenija» [The decree of August 2, 1918 “About the rules of admission to institutions of higher education”]. Available at: http://tehnorma.ru/doc_ussrperiod/textussr/ussr_334.htm
- Dekret ot 6 oktjabrja 1921 goda «O gosudarstvennom imushhestvennom strahovanii»/ [The decree of October 6, 1921 «On state property insurance»]. Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1126.htm
- Dekret ot 8 dekabrja 1921 goda «O social'nom obespechenii invalidov» [The decree of December 8, 1921 “On social security of disabled people”]. Available at: http://libussr.ru/doc_ussr/ussr_1250.htm
- Dekret ot 9 dekabrja 1921 goda «O social'nom obespechenii pri vremennoj netrudosposobnosti i materinstve» [The decree of December 9, 1921, “On social insurance in case of temporary disability and maternity”]. Available at: http://libussr.ru/doc_ussr/ussr_1258.htm
- Dekret ot 10 nojabrja 1921 goda «Ob oplate truda rabochih i sluzhashhih predprijatij, perechislennyh v osobom spiske soveta truda i oborony, a takzhe perevedennyh na kollektivnoe snabzhenie [The Decree of 10 November 1921 “On the payment of the workers and employees of enterprises listed in a special list of the Council of Labor and Defense, as well as transmitted into collective supply”] Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1191.htm
- Dekret ot 14 janvarja 1918 goda «O komissijah dlja nesovershennoletnih» [The decree of January 14, 1918 "On the commissions for minors"]. Available at: libussr.ru/doc_ussr/ussr_166.htm
- Postanovlenie ot 19 avgusta 1924 goda «O zhilishhnoj kooperacii» [The resolution of August 19, 1924 "On housing cooperatives"]. Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2129.htm
- Dekret ot 23 sentjabrja 1921 goda «O detskoj social'noj inspekcii (polozhenie)» [The decree of 23 September, 1921 “On social inspection of children"]. Available at: http://libussr.ru/doc_ussr/ussr_1105.htm
- Dekret ot 27 ijulja 1923 goda «O l'gotah krest'janam v svjazi s vvedeniem edinogo sel'sko-hozjajstvennogo naloga» [The decree of 27 July, 1923 "On benefits to farmers in connection with the introduction of the unified agricultural tax"]. Available at: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1764.htm
- Dekret SNK RSFSR OT 23.08.1922 «O kollektivnyh dogovorah» [The decree of Council of People's Commissars of the Russian Soviet Federated Socialist Republic of August 23, 1922].Available at: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr7284.htm
- Kodeks zakonov o trude RSFSR 1922 goda [The law code on labour in the Russian Soviet Federated Socialist Republic, 1922].Available at: http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_22.htm
- Konstitucija (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki (prinjata V Vserossijskim s#ezdom Sovetov 10.07.1918). [The Constitution (fundamental law) of the Russian Soviet Federated Socialist Republic, (adopted by the fifth all-Russian Congress of Soviets in July 10, 1918)]. Available at: http://libussr.ru/doc_ussr/ussr_314.htm
- Postanovlenie Narkomprosa RSFSR ot 31.05.1918 "O vvedenii objazatel'nogo sovmestnogo obuchenija". [The resolution of People's commissariat for education of the Russian Soviet Federated Socialist Republic of May 31, 1918 "On the introduction of mandatory joint training"].Available at: http://www.lawmix.ru/sssr/18894
- Postanovlenie ot 26 nojabrja 1920 goda «O social'nom obespechenii gluhonemyh i slepyh». [The resolution of November 26, 1920 "On social security of the deaf and the blind].