Distribution certificates for domestic fiction and game content – current Russian practice
Distribution certificates for domestic fiction and game content – current Russian practice
Abstract
The article examines the specifics of assessment and certification of film and serial content by the regulator. The author concludes that in order to create and demonstrate content that promotes traditional values, it is worth developing, among other things, recommendations from the scientific community. The paper also addresses the functioning of the Russian TV industry and the production of domestic fiction TV content in the context of sanctions pressure, which since 2014, and even more so since the start of the Special Military Operation in February 2022, has had an unrelenting impact on all sectors of the Russian industry, including the production of symbolic content, to which we include fiction and game content (films and TV shows).
1. Введение
Беспрецедентное гибридное противостояние, навязанное коллективным Западом российскому обществу с момента Русской весны 2014 и многократно усиленное с началом Специальной военной операции на территории бывшей УССР в феврале 2022 года диктует усиление мер в отношении контроля государственных органов за попадающим на экраны российской зрительской аудитории художественно-игровым контентом (фильмы и сериалы).
Погружение с конца февраля 2022 года российского общества в новую социальную и информационно-культурную реальность, вызванное, в том числе, небывалым уровнем санкционного давления со стороны обобщённого Запада по-разному отразилось на состоянии отечественной экономики в целом. Переориентация торговых и финансовых потоков, слом старых и возникновение новых логистических цепочек, прежние партнёры в новом качестве и процесс параллельного импорта – эти и многие другие меры, предпринятые государством, за истекший год доказали свою эффективность для минимизации падения ВВП и сохранения уровня жизни населения РФ.
На этом фоне предлагаем обратиться к важнейшей отрасли, которая лежит как в экономической, так и в социокультурной сфере – к производству художественного контента для демонстрации посредством ТВ вещания и интернета.
После событий Русской весны и возвращения Крыма в родную гавань в 2014 году вопрос импортозамещения был поднят на правительственном уровне. В части производства и закупок контента существует несколько направлений, которые подверглись и продолжают вынужденно подвергаться изменениям в рамках текущей подсанкционной реальности. Эти направления мы могли бы обозначить как:
1. Финансирование.
2. Технологии.
3. Кадры.
4. Закупки.
5. Государственная политика.
Автор, будучи действующим продюсером кино и ТВ, будет опираться в статье на открытые данные, а также на данные собственного включённого наблюдения, а в фокусе статьи предлагается поместить государственную политику регулятора по отношению к игровым фильмам и сериальному контенту.
2. Методы и принципы исследования
За последние два года регулятор, в лице государственных органов, предпринял ряд шагов, направленных непосредственно на регулирование транслируемых российской аудитории ценностных ориентаций и их возврат в традиционное, консервативно – христианское русло. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» очертил круг ценностей, присущих российскому обществу и обозначил фундамент уже действующим ФЗ «О СМИ» , «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» , «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» , «О противодействии экстремистской деятельности» , «О рекламе» , «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (известен как «Закон о фейках») , КоАП РФ ст.14.3.1, ФЗ № 15 (о табаке, никотинсодержащей продукции) , КоАП РФ ст.20.3 (про атрибутику, символику) , ФЗ № 278 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» , КоАП РФ ст. 13.48 (про запрет отождествления действий СССР и нацистской Германии во время Второй мировой войны) и других.
3. Основные результаты
В отношении художественно – игрового контента (кино и сериалов) действует правоприменительная практика, которую реализует, в частности, Министерство культуры РФ. Инструменты воздействия на производителя контента экономические – в частности, выдача фильму/ сериалу прокатного удостоверения, без которого невозможен кинотеатральный прокат и онлайн – демонстрация произведений – разночтения о необходимости прокатных удостоверения для сериалов эфирного ТВ и онлайн-платформ в последние месяцы устраняются в пользу необходимости их выдачи для «платформенного» контента в том числе.
Будучи продюсером сериалов и кино, автор формулирует в данном докладе некоторые выводы, сделанные на основе включённого наблюдения.
Проблема, по нашему мнению, состоит в том, что самоограничения производителя и ограничения правоприменителя трактуют как запрет любое упоминание негативных явлений современной жизни (наркотиков, алкоголя, сексуальных отношений и пр.) даже в негативном и осуждающем контексте. При этом не всегда возможно, например, показать на экране губительные последствия употребления наркотиков, не упоминая о них вовсе. Естественно, демонстрация изготовления и употребления наркотических средств должна быть и есть под строжайшим запретом, но отображение проблемы наркозависимости в отрицательном, осуждающем контексте, драматургически обусловленное и высокохудожественно исполненное, на наш взгляд, сыграет положительную роль в борьбе с этим страшным злом. Тогда как фигуры умолчания в отношении этого вопроса могут потеснить проблему в художественной медиаповестке, а то и вовсе выдавливать данную тематику в неподконтрольное / слабо контролируемое медиапространство: соцсети, видеохостинги, телеграм, где эта тематика возможно будет, в том числе, пропагандироваться.
Подобное наблюдение, хотя с противоположным знаком, приведём и в отношении упоминаний традиционных сексуальных отношений. Стерилизация художественно – игрового контента в этой сфере уж точно не способствует подъёму демографии в России. Конечно, речь не идёт о демонстрации порнографии и сексуальных излишеств – но возбуждать интерес соотечественников к противоположному полу контент, на наш взгляд, должен.
Таким образом, ограждение аудитории от упомянутого и аналогичного контента на эфирном ТВ, в кинопрокате и онлайн-платформах, с учётом современного цифрового молодёжного медиапотребления, во многом может бить мимо цели.
4. Заключение
Принимая во внимание специфику производства художественно-игрового контента, невозможно предложить универсальную инструкцию на все случаи жизни. Тем не менее, для осуществления индивидуального подхода в разных случаях имело бы смысл в социологическом научном сообществе разработать методические рекомендации производителям на уровне разработки сценария, съёмочного и монтажно-тонировочного периодов – драматическая оправданность поведения персонажей, продвижение социально поощряемых моделей поведения на основе традиционных ценностей и пр. Рекомендации для регулятора могли бы касаться более гибкого подхода при оценке произведений – конечно, при неукоснительном соблюдении требований ФЗ РФ.
Понимая, что вопрос тонкий и полемичный, представляется оправданным его обсуждение, в первую очередь, в научном сообществе.
В целом, государственная политика в сфере регулирования производства контента находится в процессе развития и упорядочивания. Конечно, требуется привести нормативы в сфере культуры в соответствие с нормативами в сфере СМИ, в сфере образования, и в других общественно значимых сферах. И естественно, что здесь, как и в сфере производства контента, очень многое зависит от профессиональных, искренне преданных Родине кадров.
Да, санкционное давление оказало отрицательное влияние на состояние ТВ и кинопроизводства и закупок контента, особенно в первой половине 2022 года. Да, мы испытываем определённые трудности с техническим обеспечением. Но. Мы получили возможность замещать выбывший зарубежный контент контентом отечественным, мы получили бесценный ресурс человеческого внимания, внимания российской аудитории, и наша задача мудро и продуктивно этим ресурсом распорядиться. В конце концов, как любая индустрия, ТВ и кино – производство подчиняется экономическим законам, а задача ответственного российского производителя – вложить в эту экономическую оболочку социокультурное человеческое измерение.