THE REASONS FOR COMMITTING DEPRAVED ACTS THROUGH THE LENS OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONCEPT OF CAUSALITY

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.115.1.120
Issue: № 1 (115), 2022
Published:
2022/01/24
PDF

ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ РАЗВРАТНЫХ ДЕЙСТВИЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРИЧИННОСТИ

Научная статья

Алиев С.З.1, *, Насимов Г.А.2

1 ORCID: 0000-0001-6174-9937;

1 Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия;

2 Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (info[at]advokat-aliev.ru)

Аннотация

Цель данной статьи - представить теоретическое и прикладное исследование ядра детерминации развратных действий, их причинного комплекса, сквозь призму социально-психологической теории причин преступности Кузнецовой Н.Ф., в целях выработки наиболее эффективных мер по профилактике и предупреждению преступных посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних.

Результаты. Раскрыты такие основные причины совершения развратных действий как: деформации в области семейно-бытовой психологии, искажения нравственного сознания и самооценки, а также правового сознания граждан. Их проработка и исследование необходимы для составления и анализа криминогенных свойств личности преступника, а также в целях разработки мер общесоциального, специально-криминологического, индивидуального и виктимологического предупреждения.

Данная статья будет полезна лицам, изучающим дисциплины «Уголовное право», «Криминология», а также ученым и практикам при организации и выработке мер по противодействию рассмотренному криминальному явлению. Кроме того, полученные результаты дополняют научные изыскания в области криминологии, которые могут быть использованы при разрешении поставленных данной отрасли науки задач.

Ключевые слова: развратные действия, преступность, детерминанты, причины.

THE REASONS FOR COMMITTING DEPRAVED ACTS THROUGH THE LENS OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONCEPT OF CAUSALITY

Research article

Aliev S.Z.1, *, Nasimov G.A.2

1 ORCID: 0000-0001-6174-9937;

1 Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia;

2All-Russian State University of Justice, Moscow, Russia

* Corresponding author (info[at]advokat-aliev.ru)

Abstract

The purpose of this article is to present a theoretical and applied study of the core of the determination of depraved acts, their causal complex, through the lens of N.F. Kuznetsova's socio-psychological theory of the causes of crime in order to develop the most effective measures for the prevention of criminal attacks on the sexual integrity of minors.

Results. The study determines main reasons for committing depraved acts, which are the following: deformations in the field of family and household psychology, distortions of moral consciousness and self-esteem, as well as the legal consciousness of citizens. Their elaboration and research are necessary for the compilation and analysis of the criminogenic properties of the criminal's personality, as well as for the development of measures for general social, special criminological, individual and victimological prevention.

This article will be useful to persons studying such disciplines as criminal law, criminology, as well as to scientists and practitioners in organizing and developing measures to counteract the considered criminal phenomenon. In addition, the results obtained complement the scientific research in the field of criminology, which can be used in solving the objectives related to this branch of science.

Keywords: depraved acts, crime, determinants, causes.

Введение

Тема обеспечения безопасного детства и профилактики посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних из года в год не теряет своей актуальности. Это обусловлено не только тем обстоятельством, что сексуальные посягательства на несовершеннолетних – вечные преступления, исследовать и искать пути противодействия которым следует неустанно, но и курсом государственной политики в данной сфере.

Отечественный законодатель движется по пути ужесточения наказания за совершение в отношении несовершеннолетних преступлений сексуального характера. Нынешней осенью в Государственную Думу был внесен законопроект № 1248305-7, направленный на усиление уголовной ответственности для лиц, признанных виновными в посягательствах на половую неприкосновенность несовершеннолетних, путем расширения действия ряда статей Уголовного кодекса и ужесточения санкций [1].

Учитывая объективную сложность и долговременность искоренения причин рассматриваемой преступности, а также специфику социальной детерминации и причинности человеческого поведения, исследование причин совершения развратных действий считаем целесообразным проводить с точки зрения социально-психологической концепции причинности.

Следуя избранной концепции, при их выявлении следует охватывать разнообразные элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания [2, С. 787].

Основные результаты

Развратные действия представляют собой один из вариантов преступного сексуального поведения. Они специфичны в силу отсутствия законодательного определения, что влечет их смешение с иным нарушающим нормы закона и морали поведением, и разнообразия возможных форм проявления: демонстрация несовершеннолетнему половых органов виновного, порнографических материалов, переписка в интернете, беседы сексуально-циничного содержания, прикосновения к половым органам несовершеннолетнего и др.

Учитывая специфику рассматриваемого преступного сексуального поведения, а также формы его проявления, представляется, что в качестве основных причин совершения развратных действий следует рассматривать деформации в области семейно-бытовой психологии (родители-дети), деформации межличностных отношений и досуговой психологии в сфере общения и развлечений. Они проявляются в падении и изменении нравственных ориентиров, исковерканном понимании и осуществлении воспитания, пренебрежении к правам ребенка. Досуговое общение характеризуется однообразием, связано с распитием спиртных напитков, которые воздействуют на центральную нервную систему злоумышленника и выводят из-под контроля его антиобщественные установки и привычки, обычно сдерживаемые им в трезвом состоянии.

Исследователь Р. Инглхарт выдвигает гипотезу о ценностном сдвиге между поколениями [3]. И действительно, большинство современных родителей в возрасте 25-40 лет – представители так называемого «поколения y» – находятся в погоне за материальными благами и отодвигают семью на второй план. Все больше появляется «двухкарьерных» семей - где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. Как метко выразился К. Сводер, «капитализм порождает одиноких индивидуалистов».

Исследователь Алиева Е.А. приводит в пример следующую выдержку из показаний несовершеннолетней потерпевшей: отец «проводит со мной мало времени. По большей части он пьет алкогольные напитки такие как пиво в синей металлической банке и водку. В. и В. он также, как и мне, не уделяет времени. С мамой они постоянно ссорятся по неизвестным мне поводам» [7, С. 161].

Представители цифрового «поколения z» – граждане в возрасте 20-25 лет. Они превыше всего ценят личный комфорт и социальные, особенно виртуальные, контакты и связи. Они также стремятся самореализоваться, а не обзаводиться семьями, осознанны и понимают, что сексуальная жизнь - не маркер взросления [4].

Впрочем, нельзя сказать, что виртуальное пространство - среда только центениалов. В интернет переместилось и множество субъектов так называемой уличной преступности. Там они заводят знакомства, романтические отношения, вымещают чувства («стреляют», «убивают») и удовлетворяют свои потребности [5, C. 227]. В том числе сексуальные.

Сложность выявления и искоренения рассмотренных отклонений обусловлена замкнутостью и обособленностью внутрисемейных отношений от иных общественных институтов. Институт семьи изолирован, что делает ее «практически недосягаемой для целенаправленной воспитательной работы и эффективного социального контроля» [6, С. 161].

В качестве причин совершения развратных действий следует рассматривать искажения в нравственном сознании и самооценке отдельных граждан, которые могут проявляться в стремлении к самоутверждению за счет власти над несовершеннолетним, убеждении в допустимости применении по отношению к детям разных форм насилия для воспитания или наказания, в антисоциальных идеях и интересах, находящих свою реализацию в том числе через удовлетворение сексуальных потребностей с помощью несовершеннолетнего и др.

Обвиняемые в совершении развратных действий характеризуются ярким проявлением эгоцентризма, завышенной самооценкой. У них низкий уровень эмпатии и высокий - раздражительности, крайне уязвимое самолюбие, выраженность потребности в самоутверждении при слабости личностных ресурсов. Их мотивационная характеризуется соответствующими стремлениями: желанием проверить или доказать самому себе и другим в способности привлекать, нравиться, сексуально удовлетворять; стремлением устранить сексуальное напряжение; желанием развлечься, заработать, унизить уязвимую жертву.

Кроме того, к числу причин совершения развратных действий следует отнести искажения правового сознания граждан, проявляющиеся в таких наиболее распространенных формах как правовой инфантилизм и нигилизм.

Для первой, более мягкой, формы искажения правового сознания характерен низкий уровень правовой культуры, поверхностные знания уголовного закона. Алиева Е.А. в своем исследовании указывает, что нередко в ходе допросов обвиняемые в совершении развратных действий свидетельствуют о том, что не догадывались о противозаконности осуществляемых ими действий: «Я понимал, что нельзя заниматься сексом с малолетними, но не знал, что с ними нельзя переписываться и направлять откровенные фотографии» [6, С. 190].

Искажения правового сознания, проявляющиеся в форме правового нигилизма, наблюдаются у обвиняемых, хорошо осведомленных относительно законодательных запретов и сознательно их нарушающих. Учитывая высокую степень рецидива сексуальных преступлений, логичным видится предположение о принадлежности указанной деформации правосознания значительному числу сексуальных преступников.

Заключение

Проработка и исследование названных причин развратных действий с позиции социально-психологической концепции причинности необходима для разработки мер общесоциального, специально-криминологического, индивидуального и виктимологического предупреждения. Они (причины), в отличие от условий, не могут быть просто устранены, нейтрализованы, поскольку требуют долговременного воздействия, замены криминогенных ценностей.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Российская Федерация. Проект Федерального закона № 1248305-7 «О внесении изменений в статьи 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.09.2021).
  2. Избранные труды / Кузнецова Н.Ф. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 834 с.
  3. Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Р. Инглхарт // Полис. Политические исследования. – 1997. – № 4. С. 6-32.
  4. Поликарпов, В. А. Сексуальная активность поколения Z / В. А. Поликарпов, К. С. Михайлович, М. Г. Личко // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. – 2019. – № 4. С. 113-121.
  5. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». Монография / Я. И. Гилинский. – СПб.: Алетейя, 2021. – 596 с.
  6. Зырянова, Ю.В. Криминологическая характеристика насилия в отношении несовершеннолетних членов семьи и его предупреждение: по материалам Южно-Сибирского региона: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 : защищена 01.03.2018 / Зырянова Юлия Вениаминовна. – Абакан, 2017. – 348 с.
  7. Алиева, Е.А. Уголовно-правовой и криминологический аспекты развратных действий: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 : защищена 17.02.2022 / Алиева Елизавета Андреевна. – Москва, 2021. – 290 с.
  8. Доклад специального докладчика «Торговля детьми и сексуальная эксплуатация детей, включая детскую проституцию, детскую порнографию и изготовление прочих материалов о сексуальных надругательствах над детьми» на сороковой сессии Совета ООН по правам человека. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/HRC/40/51 (дата обращения 15.12.2021).
  9. Кулакова, А. Б. Поколение z: теоретический аспект / А.Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. – 2018. – №2 (42). С. 1-10. DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6
  10. Криминология. Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева, Матвеева А.А., Кузнецова Н.Ф., Лунеев В.В., и др. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 630 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Rossijskaja Federacija. Proekt Federal'nogo zakona № 1248305-7 «O vnesenii izmenenij v stat'i 131 i 132 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii» [Russian Federation. Draft Federal Law No. 1248305-7 "On Amendments to Articles 131 and 132 of the Criminal Code of the Russian Federation" (as amended by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of 09/10/2021]. [in Russian]
  2. Kuznecova N.F. Izbrannye Trudy [Selected works] / N.F. Kuznecova. - SPb.: Jurid. centr Press, 2003. – 834 p. [in Russian]
  3. Inglhart, R. Postmodern: menjajushhiesja cennosti i izmenjajushhiesja obshhestva [Postmodern: changing values and changing societies] / R. Inglhart // Polis. Politicheskie issledovanija [Policy. Political studies]. – 1997. – № 4. – P. 6-32. [in Russian]
  4. Polikarpov V.A. Seksual'naja aktivnost' pokolenija Z [Generation Z sexual activity] / V.A. Polikarpov, S. Mikhailovich, M.H. Lichko // Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Sociologija [Journal of the Belarusian State University. Sociology]. – 2019. – № 4. – P. 113-121. [in Russian]
  5. Gilinskij, Ja. I. Deviantologija: sociologija prestupnosti, narkotizma, prostitucii, samoubijstv i drugih «otklonenij». Monografija [Deviantology: Sociology of crime, drug addiction, prostitution, suicide and other "deviations". Monograph] / Ja. I. Gilinskij. – SPb.: Aletejja, 2021. – 596 p. [in Russian]
  6. Zyrjanova, Ju.V. Kriminologicheskaja harakteristika nasilija v otnoshenii nesovershennoletnih chlenov sem'i i ego preduprezhdenie: po materialam Juzhno-Sibirskogo regiona [Criminological characteristics of violence against minor family members and its prevention: based on materials from the South Siberian region]: dis. ... PhD in Jurisprudence : 12.00.08 : defense of the thesis 01.03.2018 / Zyrjanova Julija Veniaminovna. – Abakan, 2017. – 348 p. [in Russian]
  7. Alieva, E.A. Ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij aspekty razvratnyh dejstvij [Criminal and criminological aspects of lecherous actions]: dis. ... PhD in Jurisprudence : 12.00.08 : defense of the thesis 17.02.2022 / Alieva Elizaveta Andreevna. – Moskva, 2021. – 290 p. [in Russian]
  8. Doklad special'nogo dokladchika [Report of the special rapporteur] «Torgovlja det'mi i seksual'naja jekspluatacija detej, vkljuchaja detskuju prostituciju, detskuju pornografiju i izgotovlenie prochih materialov o seksual'nyh nadrugatel'stvah nad det'mi [Trafficking and sexual exploitation of children, including child prostitution, child pornography and the production of other materials on child sexual abuse]» na sorokovoj sessii Soveta OON po pravam cheloveka [at the fortieth session of the UN Human Rights Council] [Electronic resource] // URL: https://undocs.org/ru/A/HRC/40/51 (accessed 15.12.2021) [in Russian]
  9. Kulakova, A.B. Pokolenie z: teoreticheskij aspect [Generation Z: theoretical aspect] / A.B. Kulakova // Voprosy territorial'nogo razvitija [Territorial development issues]. – 2018. – № 2 (42). DOI: 10.15838/tdi.2018. 2.42. [in Russian]
  10. Uchebnik [Criminology. Textbook] // eds. N.F. Kuznecovoj, V.V. Luneeva, Matveeva A.A., Kuznecova N.F., Luneev V.V., et al. – M.: Volters Kluver, 2004. – 630 p. [in Russian]