ON THE CRITERION OF THE "SANCTITY OF LIFE" IN JOHN BRECK'S ORTHODOX MODEL OF BIOETHICS

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.115.1.144
Issue: № 1 (115), 2022
Published:
2022/01/24
PDF

КРИТЕРИЙ «СВЯЩЕННОСТИ ЖИЗНИ» В ПРАВОСЛАВНОЙ МОДЕЛИ БИОЭТИКИ ДЖОНА БРЕКА

Научная статья

Швец Н.В.*

ORCID: 0000-0002-5142-8192,

Сретенская духовная академия, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (moscowseminarist[at]mail.ru)

Аннотация

Биоэтический подход характеризуется системностью, в которую входит этическая составляющая, апеллирующая к разуму и совести ученых и медиков. На этом этапе решения биоэтической проблемы определяющую роль играет мировоззренческая позиция, аккумулирующая содержание оценочного суждения. В статье рассматривается биоэтическая точка зрения православного специалиста области биоэтики, профессора семинарий в Джорданвилле (США) и св. Сергия в Париже (Франция) протопресвитера Джона Брека. Проанализирована сущность биоэтики Джона Брека, ее основные принципы, регулятивные составляющие, механизмы функционирования. Автор рассматривает богословский аспект православной модели биоэтики Джона Брека, который связан с ключевым вопросом о человеческом бытии: кто есть человек, каково его положение в мире и каково его предназначение? По мнению автора, это может способствовать более глубокому пониманию мировоззренческой позиции Православия в современных биоэтических дискуссиях о праве человека на смерть.

Ключевые слова: православная биоэтика, священность жизни, качество жизни, христианская нравственность, богословские принципы.

ON THE CRITERION OF THE "SANCTITY OF LIFE" IN JOHN BRECK'S ORTHODOX MODEL OF BIOETHICS

Research article

Shvets N.V.*

ORCID: 0000-0002-5142-8192,

Sretensky Theological Seminary, Moscow, Russia

* Corresponding author (moscowseminarist[at]mail.ru)

Abstract

The bioethical approach is characterized as systemic, which includes an ethical component that appeals to the mind and conscience of scientists and physicians. At this stage of solving the bioethical problem, the determining role is played by the ideological position accumulating the content of the value judgment. The article discusses the bioethical point of view of an Orthodox specialist in the field of bioethics, professor of seminaries in Jordanville (USA) and Paris (France), protopresbyter John Breck.  The study analyzes the essence of John Breck's bioethics, its basic principles, regulatory components, and functioning mechanisms. The author examines the theological aspect of John Breck's Orthodox model of bioethics, which is related to the key question of human existence: who is a person, what is their position in the world and purpose? According to the author, this can contribute to a deeper understanding of the worldview position of Orthodoxy in modern bioethical discussions about the human right to death.

Keywords: Orthodox bioethics, sanctity of life, quality of life, Christian morality, theological principles.

Содержание концепта биоэтики обуславливает формирование единого взгляда на массив биоэтических проблем. Как известно, это достигается путем выбора цельной философской позиции. Среди биоэтических моделей мировых религиозных течений отличительными особенностями православной биоэтики является её духовно-терапевтическая природа. Ее цель – исцеление души от греха и воссоединение с Богом. Её источник – Священное Предание, выраженное в Писании, святоотеческой традиции и постановлениях соборов.

Православная модель, находящая свое выражение в трудах протопресвитера Джона Брека, отличается пастырским критерием в вопросах биоэтики. Этот подход может быть назван телеологическим, поскольку отталкивается от сугубо христианского понимания предназначения человеческой жизни. По этой причине любая биоэтическая коллизия ставит вопрос о том, какое значение медицинское вмешательство в жизнь человека будет иметь для его будущей участи в вечности за порогом смерти. Православная модель биоэтики Джона Брека выводит ценность жизни из перспективы вечности, не замыкаясь на имманентности земного существования.

Протопресвитер Джон Брек в своих рассуждениях о православной биоэтике исходит из двух предпосылок. Во-первых, по его мнению, биоэтика – секулярное явление и зиждется на такой же этике. Последняя в светском понимании – описательная наука о поведении человека, и потому не ставит целью предлагать императивы. Однако «если она отважится на область предписаний, нравственные директивы ее будут определяться личными философскими взглядами конкретных носителей» [1, С. 26]. Другими словами, и регламентирующая этика, и производная от нее биоэтика – явления всегда относительные. По этой причине православная этика, а, следовательно, и биоэтика, по своей сути, имеют отличия от светских эквивалентов. Они всегда обладают непреложной ценностной системой, ориентированной на Бога и Истину, открытую в Святой Церкви, а потому тождественны.

В книге «Священный дар жизни» он дает очертание православной модели биоэтики, затрагивая актуальные проблемы технологического посягательства на жизнь человека. Джон Брек рассматривает православное отношение к болезни и смерти и соотносит позиции, которые основаны на принципах священности жизни и качества жизни, считая, что именно они и определяют, в конечном счете, то или иное отношение к смерти.

Клятва Гиппократа гласит: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости» [2]. Здесь усматривается двоякий принцип и двоякое обязательство: благодеяния, т.е. защиты жизненных интересов больного и непричинения вреда, т.е. заботы о ненанесении больному преднамеренного или случайного ущерба [3]. Такой двоякий принцип, заложенный в клятве Гиппократа вместе с шестой библейской заповедью «Не убий» является философской гарантией против активной эвтаназии, или «убийства из милосердия» и отражает убеждение о приоритете священности жизни над качеством жизни.

Стремительное развитие современного общественного прогресса и связанные с ним новые открытия и достижения в области медицины и биотехнологий (диализ, химиотерапия, искусственные легкие, трансплантации органов) обусловили возможность искусственной и долговременной поддержки биологического существования в ситуациях, не оставляющих надежды на выздоровление. Возникают новые морально-этические проблемы, которые обязывают заново ставить вопросы о священности или святости жизни и качестве жизни. Исходя из этого, основным исходным пунктом размышлений американского протопресвитера выступает критерий «священности жизни» [1, С. 18]. Он эффективно отсеивает разнообразные биоэтические подходы от христианских. В частности, оперируя указанным критерием, он обнаруживает несовместимость с православным вероучением внешне приемлемого понятия «святости жизни». Проблема заключается в том, что сторонники такого понятия стремятся сохранить биологическую жизнь любой ценой [4]. Джон Брек подчеркивает, что такая форма боготворения жизни по сути упраздняет ее «священность», поскольку богоданная жизнь достигает своей наивысшей полноты именно за пределами земного существования. Он говорит о том, что «современные биомедицинские технологии демонстрируют чудеса, за которые многие из нас всегда будут им благодарны. Но, как всякое человеческое изобретение, эти технологии и практическое их применение должны все время оцениваться в свете Священного Предания» [1, С. 13].

Учитывая приведенные позиции, протопресвитер Джон Брек выводит следующие предпосылки православной биоэтики:

1) Жизнь человека дана Богом, потому абсолютная власть над ней – от зачатия до смерти и рождения в новую жизнь – принадлежит Ему. Эта власть требует от человека отвергать всякое действие, подразумевающее, что его жизнь и смерть в его же собственных руках (Втор. 30:19) [5, С. 270].

2) Мерило отношения к ближнему – Святая Троица и безграничная любовь, Ее осуществляющая. Благодаря этому христианскому чувству разрешается проблема формализма принципиального подхода [6, С. 177-178]. На место механического соблюдения прав биоэтического агента приходит христианское восприятие больного, как иконы Божьей, которой нанесено повреждение физическим увечьем и грехом. Добавим, что это почитание образа и подобия Божия не самодостаточно, но выражается в служении, которое отождествляется со служением Христу (Матф.25:36) [7, С. 57].

3) Христианская этика телеологична, т.е. «сосредоточена на осуществлении здесь и теперь красоты, истины и совершенства жизни в Царстве Небесном» [1, С. 27]. Поэтому уход за здоровьем тела должен быть соразмерен с заботой о душе человека и его духовном возрастании.

4) В дополнение к трем изложенным у протопресвитера Джона Брека пунктам можно добавить еще один: этические дилеммы, возникающие перед человеком – это результат греха. Они возникают в местах разрыва воли Божьей с волей христианина, которого «обезумевшая самовластная воля» уводит от повиновения Творцу [1, С. 32]. По этой причине христианский подход к разрешению биомедицинских коллизий – распознавание воли Божьей и возвращение к ней на основании духа Священного Писания. Православная этика – это не прецедентное право, а «жизнь, проживаемая в свободе Духа» [1, С. 37]. Быть полноценной и эффективной при разрешении различных дилемм ей позволяет привязанность к богословским корням – фундаментальным для христианской нравственности догмам.

Дополнением и своеобразным доказательством мысли американского исследователя может послужить и христианское осмысление биоэтики одним из наиболее известных в этой области специалистов Х.Т. Энгельгардта. По мнению Энгельгардта, при разрешении нравственных коллизий нужно размышлять в духе святых отцов. В частности, в вопросе о пассивной эвтаназии – следует ли отключать человека в коме от аппарата искусственного поддержания жизни – Энгельгардт рекомендует опираться на 55-ый вопрос святителя Василия Великого. «Эвтаназия является эвтаназией только тогда – комментирует Энгельгардт, – когда мы действуем, либо, наоборот, бездействуем с намерением отнять жизнь. Действуя же с целью контролировать боль (даже если это каким-то образом увеличит опасность смерти), поскольку под воздействием сильных страданий люди могут отчаяться и согрешить или прекращая лечение, поскольку оно может нанести вред духовной жизни больного, мы в своих действиях руководствуемся долгом духовно оградить больного» [8, С. 76].

Протопресвитер Джон Брек подчеркивает, что контекстуальный подход христианина при разрешении биоэтической проблемы всегда сопряжен с верой в Промысел Божий. Он дает пояснение того, как именно выстраивается отношение Бога и человека в трудной биоэтической ситуации. Доверие Творцу подсказывает, что человек и те, кто его окружают, не остаются наедине с проблемой, но пребывают в рамках Божьего замысла и попечения (Пс. 54:23) [9, С. 37]. Одновременно, упование на Промысел – это возможность избежать однобокости поиска буквального ответа на все современные биоэтические коллизии в Писании. «Важно другое, – подчеркивает протопресвитер Джон Брек, – во всех этически трудных ситуациях (например: как наладить уход за смертельно больным отцом? как реагировать на деструктивное поведение наркомана?) отвергать горделивый соблазн самому «управлять ситуацией» и вместо этого предавать «себя самих, друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу» [1, С. 76]. В этом плане автор видит близкой биоэтическую позицию американского доктора философии Джона Пэриса: «В чем, согласно христианской традиции, состоит смысл жизни? В том, что она посвящена Богу. Конечная ее цель — воссоздание Царства Божия. Итак, главное не жизнь сама по себе, а жизнь вечная» [10, С. 152]. В таком рассуждении проявляется добродетель смиренномудрия. Она не отвергает дела бескорыстной любви как бесполезные, но наделяет их значением орудия Божия, через которое совершается замысел Творца о человеке.

Человеческая жизнь священна по самой своей природе, она несет и являет в себе образ Божий и замысел ее Творца. Православие начинается с утверждения, что человек создан «по образу Божию» (Быт. 1, 26–27). Каждый человек, от зачатия до смерти и перехода в вечную жизнь, остается носителем священного образа Божия. Таким образом, православная модель биоэтики Джона Брека, в основе которой заложен принцип «священности жизни», выводит ценность жизни из перспективы вечности, не замыкаясь на имманентности земного существования.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Брек Иоанн. Протопресвитер. Священный дар жизни. [Православное христианство и биоэтика] / И. Брек; [пер. с англ. Ю. С. Терентьева ; вступ. слово. В. Свешникова]. – М.: Паломник, 2004. – 398 с.
  2. Клятва Гиппократа. Официальный сайт компании РЛС [Электронный ресурс]. URL: https://www.rlsnet.ru/library/books/klyatva-gippokrata/tekst-klyatvy-gippokrata-(s-kommentariyami) / (дата обращения 09.12.2021)
  3. Weir R. Selective Non-Treatment of Handicapped Newborns / R.Weir. – New York. Oxford Univ. Press. 1984. – 199 p.
  4. Quality of life: the new medical dilemma / Walter J.J., Shannon T.A. editors. – New Jersey: Paulist Press; 1990. – 368 p.
  5. Лопухин А. Толковая Библия / А. Лопухин. – М. ЭКСМО. 2018.– 640 с.
  6. Булгаков С., протоиерей. Православие. Очерки учения Православной Церкви / Сергий Булгаков. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, «Сатисъ», 2011. – 224 с.
  7. Новый Завет. Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. – Киев. Киевский Дом Книги.– 2016.–316 с.
  8. Энгельгардт, Х.Т. Мудрые ответы на сложные вопросы / Герман Тристам Энгельгардт // Богослов.Ru. – 2009. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/415620.html (дата обращения: 12.11.2021)
  9. Псалтирь на церковнославянском и русском языках. Пер. П. А. Юнгерова. – М., Изд-во Московской Патриархии РПЦ. – 2021. – 400 с.
  10. Paris, J.J. «Terminating Treatment for Newborns: A Theological Perspective». Quality Of Life: The New Medical Dilemma / Paris, John J., S. J. ; edited by James J. Walter and Thomas A. Shannon, pp. 151-60.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Brek John. Protopresbyter. Svjashhennyj dar zhizni. (Pravoslavnoe hristianstvo i biojetika) [The sacred gift of life. (Orthodox Christianity and Bioethics)] / I. Brek; [trans. from the English Yu. S. Terentyev ; intro. the word. V. Sveshnikova]. - M.: Pilgrim, 2004. - 398 p. [in Russian]
  2. Kljatva Gippokrata. Oficial'nyj sajt kompanii RLS [The Hippocratic Oath. The official website of the radar company] [Electronic resource]. URL: https://www.rlsnet.ru/library/books/klyatva-gippokrata/tekst-klyatvy-gippokrata -(s-kommentariyami) / (accessed 09.12.2021) [in Russian]
  3. Weir R. Selective Non-Treatment of Handicapped Newborns / R.Weir. – New York. Oxford Univ. Press. 1984. – 199 p. [in Russian]
  4. Quality of life: the new medical dilemma / Walter J.J., Shannon T.A. editors. - New Jersey: Paulist Press; 1990. - 368 p.
  5. Lopukhin A. Tolkovaja Biblija [Explanatory Bible] / A. Lopukhin. - M. EKSMO. 2018.– 640 p. [in Russian]
  6. Bulgakov S., Archpriest. Pravoslavie. Ocherki uchenija Pravoslavnoj Cerkvi [Orthodoxy. Essays on the Teachings of the Orthodox Church] / Sergiy Bulgakov. - St. Petersburg: Publishing house of Oleg Abyshko, "Satis", 2011. - 224 p. [in Russian]
  7. Novyj Zavet. Svjatoe Evangelie ot Matfeja, Marka, Luki i Ioanna [The New Testament. The Holy Gospel of Matthew, Mark, Luke and John]. - Kiev. Kiev House of Books.- 2016.-316 p. [in Russian]
  8. Engelhardt, H.T. Mudrye otvety na slozhnye voprosy [Wise answers to difficult questions] / Herman Tristam Engelhardt // Theologian.Ru. - 2009– - [Electronic resource]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/415620.html (accessed: 12.11.2021) [in Russian]
  9. Psaltir' na cerkovnoslavjanskom i russkom jazykah [Psalter in Church Slavonic and Russian]. Per. P. A. Yungerova. - M., Publishing House of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church. - 2021. - 400 p. [in Russian]
  10. Paris, J.J. «Terminating Treatment for Newborns: A Theological Perspective». Quality Of Life: The New Medical Dilemma / Paris, John J., S. J. ; edited by James J. Walter and Thomas A. Shannon, pp. 151-60. [in Russian]