ТЕОРИЯ ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.050
Выпуск: № 5 (95), 2020
Опубликована:
2020/05/18
PDF

ТЕОРИЯ ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Научная статья

Лисова Е.В. *

ORCID: 0000-0001-9380-7310,

Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Липецк, Россия

* Корреспондирующий автор (dmlvbo[at]mail.ru)

Аннотация.

Статья посвящена анализу воздействия события черного лебедя на региональные социальные и экономические процессы. Описана теория черного лебедя, выделяется роль ее автора Насима Талеба. Приведены примеры наиболее известных событий данной теории. Отмечается, что на сегодня COVID-19 является наглядным событием теории Талеба. Анализируется воздействие пандемии вируса на мировую экономику, ее влияние на социальные и экономические процессы на макро-, мезо- и микро- уровнях. Делается вывод о приоритетной роли деятельности органов муниципальной власти в борьбе с последствиями коронавируса

Ключевые слова: теория черного лебедя, событие черного лебедя, COVID-19, пандемия, социальные и экономические процессы, мировая экономика, экономика Российской Федерации, региональная экономика.

BLACK SWAN THEORY IN CONTEXT OF REGIONAL ECONOMY

Research article

Lisova E.V. *

ORCID: 0000-0001-9380-7310,

Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk Branch, Lipetsk, Russia

* Corresponding author (dmlvbo[at]mail.ru)

Abstract.

The paper is devoted to the analysis of the impact of the black swan event on regional social and economic processes. The authors describe the black swan theory, the role of its author Nasim Taleb and provide examples of the most famous events of this theory. It is noted that a modern COVID-19 pandemic is a visual event of Taleb’s theory. The author analyzes the impact of this virus on the world economy, its effect on social and economic processes at macro, meso, and micro levels. They draw the conclusion on the priority role of the activities of municipal authorities in combating the consequences of coronavirus

Keywords: black swan theory, black swan event, COVID-19, pandemic, social and economic processes, world economy, Russian economy, regional economy. 

Возникновение теории черного лебедя связано с именем ливанского ученого, бывшего трейдера с Уолл-стрит Нассима Николаса Талеба. В 2007 году была опубликована его книга «Черный лебедь: влияние невероятного» [1].

В основу данной теории заложены события, наступление которых считается крайне маловероятным. Такие труднопредсказуемые явления обязательно приводят к тяжелым последствиям. Их значимость настолько велика, что они наносят огромный ущерб экономике, социуму и населению в масштабе всей планеты, отдельных государств или территорий.

Сам Талеб выделял три основных ключевых фактора, сопровождающих данные события:

  • вероятность наступления события настолько мала, что никто не может его предвидеть;
  • последствия наступления события катастрофичны;
  • само событие считается предсказуемым задним числом.

Необходимо также заметить, что термин «черный лебедь» является метафоричным. До 1697 года бытовало мнение об отсутствии черных лебедей в природе, пока их популяция не была обнаружена в Западной Австралии [2]. Талеб первым стал использовать данный термин для характеристики редких и неожиданных событий, сопровождающихся значительными последствиями.

По иронии судьбы, книга «Черный лебедь: влияние невероятного» была опубликована всего за год до события, явившегося наглядной ее иллюстрацией. Речь идет о глобальном финансовом кризисе 2008 года [3]. Все три принципа, заявленных Талебом в своей теории, полностью подтвердились.

Во-первых, мировое экономическое сообщество оказалось не готово к такому развитию событий. Во-вторых, потери только мировых фондовых рынков составили сумму порядка $10 трлн. В-третьих, после событий 2008 года многие эксперты заявляли, что характерные признаки наступающего кризиса появились задолго до самой катастрофы.

В своей теории Талеб говорил о том, что смягчить событие черного лебедя возможно не за счет попытки предугадать его, а за счет выработки мероприятий, позволяющих снизить вероятность наступления такого события. Наглядным примером в банковском мире можно признать стресс-тесты, которые представляют собой симуляции финансового кризиса.

Помимо этого, существует несколько способов извлечь положительную выгоду из наступающих событий черного лебедя. К основным из них, исследователи относят [4]:

  • признание факта обязательного наступления событий черного лебедя дает возможность адекватной реакции на изменившуюся ситуацию;
  • последствия наступления события черного лебедя открывают новые возможности (например, покупка активов по минимальной цене);
  • диверсификация активов дает возможность минимизировать потери, а иногда получить прибыль.

Традиционно к примерам теории черного лебедя относят террористический акт по разрушению башень-близнецов в Нью-Йорке в 2011 году, голосование Великобритании за выход из Евросоюза, победу Дональда Трампа на президентских выборах 2016 года. С точки зрения российской экономики наглядным примером видится введение санкционного режима со стороны западных государств [5].

На сегодня достаточно явным примером события черного лебедя является затронувшая всю планету пандемия коронавируса COVID-19. Ее специфичность проявляется в неопределенном сроке воздействия, принципиальной невозможности описать все грядущие последствия.

На сегодня Всемирная организация здравоохранения определяет COVID-19 как заболевание, вызываемое специфическим вирусом (SARS-CoV-2). В средствах массовой информации наиболее популярными являются термины «коронавирус» или «новый коронавирус».

Эксперты выделяют три основных способа  воздействия COVID-19 на мировую экономику [6].

  1. Прямое воздействие на производство.

Китайское производство уже серьезно пострадало от остановки в провинции Хубэй и других районах. Некоторые другие государства также начинают ощущать непосредственное влияние, поскольку их власти вводят аналогичные меры.

  1. Обрыв цепочки поставок.

Многие фирмы-производители полагаются на импортируемые подсобные материалы из Китая и других стран, затронутых вирусом. Другие компании также полагаются на продажи в Китае для достижения своих финансовых целей. Замедление экономической активности и транспортные ограничения в затронутых странах, вероятно, окажут влияние на производство и прибыльность конкретных глобальных компаний.

Для компаний, которые рассчитывают на подсобные товары из затронутых COVID-19 регионов и которые не могут быстро изменить поставщиков, размер воздействия может зависеть от того, как быстро пандемия пойдет на спад. Малые и средние фирмы могут столкнуться с большими трудностями. Туристические фирмы несут убытки, которые, скорее всего, невозможно будет возместить.

  1. Финансовое воздействие на компании и финансовые рынки.

Временные перебои с производственными ресурсами и самим производством могут привести к краху и банкротству некоторых фирм.

Наиболее вероятным видится значительное снижение на рынках акций и корпоративных облигаций, поскольку инвесторы предпочитают владеть государственными ценными бумагами из-за неопределенности, вызванной пандемией.

С точки зрения макроэкономики, вполне понятно, что на ликвидацию или смягчение негативных последствий воздействия COVID-19 реагируют все государства. По оценкам экспертов Российская Федерация не сможет потратить на борьбу с последствиями коронавируса как США около 10% ВВП, но объем в пределах 3-4% ВВП видится достаточно реальным [7].

На сегодня можно отметить введение первого пакета антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса из отраслей, которые в первую очередь, по оценкам властей, пострадали от введения карантинных ограничений. В него входят [8]:

  • отсрочка в течение шести месяцев по уплате всех налогов (кроме НДС), по кредитным платежам, а также по арендным платежам за использование не только государственного, но и коммерческого имущества;
  • краткосрочные целевые кредиты и займы малому и среднему бизнесу на льготных условиях для выплаты зарплаты сотрудникам и других неотложных нужд;
  • снижение в два раза, с 30 до 15% ставки страховых взносов во внебюджетные фонды на зарплаты выше минимального размера оплаты труда. Двукратное понижение ставки будет бессрочным.

Необходимо заметить, что существует значительная дифференциация убытков от последствий коронавируса в зависимости от сферы деятельности [9]. В связи с этим, на мезоуровне экономики прослеживается взаимосвязь действий властей регионального уровня и возможными последствиями  COVID-19.

Не случайно президент РФ на совещании с губернаторами 8 апреля 2020 года [10] призвал их к принятию индивидуальных решений в отношении функционирования предприятий региона и установления режима самоизоляции. Вполне понятно, что и режим государственной поддержки должен носить адресный характер с выделением регионов максимально пострадавших от последствий вируса в силу специализации на конкретных видах экономической деятельности.

Наступившее событие черного лебедя – пандемия коронавируса COVID-19 безусловно приведет к значительным разрушительным последствиям на уровне мировой экономики. Процессы социального и экономического развития на макро-, мезо- и микро- уровнях находятся сегодня в условиях неопределенности, демонстрируя различные негативные тенденции.

При этом все регионы РФ находятся в различных условиях в зависимости от сложившегося спектра отраслей народного хозяйства и занятого в нем населения, степени распространения вируса. Приоритетным аспектом преодоления последствий наступившего события черного лебедя видится профессиональная деятельность муниципальных органов власти, принятие ими обдуманных решений в интересах населения регионов.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.
  

Список литературы / References

  1. Талеб Насим. Черный лебедь: влияние невероятного / Насим Талеб. - М.: КоЛибри, 2016. - 736 с.
  2. Аргументы и факты [Электронный ресурс]. – АиФ. – URL: https://aif.ru/dontknows/eternal/chto_takoe_teoriya_chernogo_lebedya. (дата обращения: 20.03.2020)
  3. РИА Новости [Электронный ресурс]. – РИА Новости. – URL: https://ria.ru/20130816/956672411.html.
  4. Currency.com [Электронный ресурс] / Currency.com. - URL: https://currency.com/ru/news/2019/10/07/black-swan. (дата обращения: 20.03.2020)
  5. Аксенов И.А. Санкционная политика США и стран Западной Европы в отношении России / И.А. Аксенов // Вестник университета. - 2019. - № 10. – С. 147-151.
  6. Center for strategic and international studies [Электронный ресурс] / Official website of CSIS. - URL: https:// csis.org/analysis/global-economic-impacts-covid-19. (дата обращения: 20.03.2020)
  7. РИА Калмыкия [Электронный ресурс]. – Республиканское информагентство. – URL: https://www.riakalm.ru. (дата обращения: 20.03.2020)
  8. Российский бизнес канал [Электронный ресурс]. – РБК. – URL: https://www.rbc.ru/economics/04/04/2020/.(дата обращения: 20.03.2020)
  9. Finexpertiza [Электронный ресурс]. – ФинЭкспертиза. – URL: https://www. finexpertiza.ru.
  10. Президент России. [Электронный ресурс]. – Стенограмма совещания с главами регионов. – URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-soveschanija-putina-s-glavami-regionov-08-04-2020.html. (дата обращения: 20.03.2020)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Taleb Nasim. Chernyy lebed': vliyaniye neveroyatnogo [Black swan: influence of incredible] / Nasim Taleb. – M.: Kolibri, 2016. – 736 p. [in Russian]
  2. Argumenty i fakty [Arguments and facts] [Electronic resource]. – AiF. – URL: https://aif.ru/dontknows/eternal/chto_takoe_teoriya_chernogo_lebedya. (accessed: 20.03.2020) [in Russian]
  3. RIA Novosti [Electronic resource]. – RIA News. – URL: https://ria.ru/20130816/956672411.html. (accessed: 20.03.2020) [in Russian]
  1. com [Electronic resource] / Currency.com. – URL: https://currency.com/en/news/2019/10/07/black-swan. (accessed: 20.03.2020) [in Russian]
  2. Aksenov I.A. Sanktsionnaya politika SSHA i stran Zapadnoy Yevropy v otnoshenii Rossii [Sanctions policy of the USA and Western Europe towards Russia] / I.A. Aksenov // Vestnik universiteta [University Herald]. – 2019. – No. 10. – P. 147-151. [in Russian]
  3. Center for strategic and international studies [Electronic resource] / Official website of CSIS. – URL: https://www.csis.org/analysis/global-economic-impacts-covid-19. (accessed: 20.03.2020)
  4. RIA Kalmykia [Electronic resource]. – Republican news agency. – URL: https://www.riakalm.ru. (accessed: 20.03.2020) [in Russian]
  5. Russian business channel [Electronic resource]. – RBC. – URL: https://www.rbc.ru/economics/04/04/2020/. (accessed: 20.03.2020) [in Russian]
  6. Finexpertiza [Electronic resource]. – FinExpertiza. – URL: https://www.finexpertiza.ru (accessed: 20.03.2020) [in Russian]
  7. President of Russia. [Electronic resource]. – Transcript of the meeting with the heads of regions. – URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-soveschanija-putina-s-glavami-regionov-08-04-2020.html. (accessed: 20.03.2020) [in Russian]