РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.55.094
Выпуск: № 1 (55), 2017
Опубликована:
2017/01/25
PDF

Роженцов И.С.

Соискатель кафедры философии, Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА  

 Аннотация

В условиях экономической неопределенности российской экономики проблема повышения эффективности инвестиционных проектов приобретает еще большую актуальность. Цель данной статьи – разработка финансовых моделей реализации строительных проектов государственно-частных партнерств (ГЧП) на основе анализа предпроектной документации. Сделан вывод о том, что осуществление инвестиционных проектов в формате государственно-частного партнерства и расширение предоставленных государственных гарантий позволят привлечь финансовые средства российских страховых компаний и иных финансовых игроков, включая средства пенсионных фондов. Результаты данной работы, связанные с государственным участием при строительстве объектов, будут полезны органам государственной и муниципальной власти, частному бизнесу, а также специалистам, осуществляющим научные исследования в сфере государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, проект, управление, эффективность, финансирование, моделирование

Rozhentsov I.S.

Postgraduate student, Ural Federal University of a name of the first President of Russia of B.N.Yeltsin

DEVELOPMENT OF FINANCIAL MODEL IN PROJECT PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

 Abstract

In the context of economic uncertainty, the Russian economy the problem of increasing the efficiency of investment projects has become even more urgent. The purpose of this article - the development of financial models construction projects of public-private partnerships (PPP), based on the analysis of project documentation. It was concluded that the implementation of investment projects in the form of public-private partnership and the expansion of the provision of state guarantees will attract the funds of Russian insurance companies and other financial players, including pension funds. The results of this work, related to the state co-financing of construction projects, will be useful to state and municipal authorities, private business, as well as experts engaged in research in the field of public-private partnership.

Keywords: public-private partnerships, project management, efficiency, financing, modeling

 

Накопленный мировой опыт и складывающаяся российская практика хозяйствования свидетельствует о том, что «стержнем» экономики страны являются крупные интегрированные (корпоративные) структуры, в том числе и государственно-частные партнерства [2], которым легче противостоять натиску конкурентов и удерживать позиции на рынке в силу наличия у них особых потенциальных возможностей. К таким возможностям относятся получение государственных гарантий, поддержки и льгот, государственного заказа, наличие более эффективной системы управления, что повышает привлекательность указанных структур для инвесторов, имеющих свободный капитал и стремящихся повысить его доходность [2].

Основными факторами, позитивно влияющими на развитие процесса экономической интеграции и формирования интегрированных структур в виде государственно-частных партнерств, являются следующие факторы:

-    конкуренция за привлечение интеграционных образований на территорию и реализация крупных социальных инфраструктурных проектов в пределах конкретного региона;

-   развитие законодательной базы в целях расширения возможностей реализации механизмов интеграции государства и частного бизнеса, реализация ограничений монополистической деятельности. 

Мировой опыт реализации инвестиционных проектов, связанных с развитием инфраструктуры, проектированием, реконструкцией, строительством спортивных сооружений или с эксплуатацией объектов капитального строительства, а также с возведением социально значимых объектов, также показывает, что наиболее эффективной формой является государственно-частное партнерство (ГЧП). Как правило, такие проекты сопровождаются подписанием концессионного соглашения или соглашения о ГЧП. С принятием в России федерального закона о государственно-частных партнерствах [1], развивается нормативно-правовая база реализации проектов в условиях ГЧП на основе вышеуказанных соглашений.

В российской практике на сегодняшний день к одной из форм ГЧП относится концессия, регулирование которой осуществляется Федеральным законом. Концессия предполагает, что концессионер (частный партнер) обязан реализовать в установленные договором сроки создание или реконструкцию объекта такого соглашения. Иными словами, данная форма ГЧП позволяет государству делегировать концессионной компании функции строительства, финансирования и управления строительным объектом (автомобильные дороги, коммунальные системы и т.д.). При этом право собственности на создаваемое (реконструируемое) имущество принадлежит концеденту (государству), который с учетом наличия определённых условий получает вознаграждение в предусмотренной законодательством форме, в том числе в виде единовременных или периодических платежей, вносимых в соответствующий бюджет. В рассматриваемом случае, как правило, реализация проекта основывается на модели «контракта жизненного цикла», широко распространенной в развитых странах.

Основной нерешенной проблемой остается поиск оптимальных моделей финансирования инвестиционных проектов с участием государства.

В целях решения обозначенной проблемы реализация и управление проектами ГЧП должны базироваться на учете их специфики, поскольку проекты в различных сферах (жилищно-коммунальное хозяйство, промышленное и гражданское строительство и пр.) являются специфичными как по правовой форме договора о ГЧП (соглашения о ГЧП), так и по внутреннему наполнению самого проекта (социальная значимость проекта, финансовая модель, определение показателей социально-экономической эффективности проекта).

Необходимо отметить, что в настоящее время в России объем частных инвестиций в инфраструктурные проекты ГЧП составляет менее 1 % от внутреннего валового продукта. Практика свидетельствует, что для эффективного развития института ГЧП указанный показатель должен составлять 4-5 % от ВВП [5].

Согласно исследованиям, проведенным Центром развития ГЧП, были определены основные «точки роста» реализации инвестиционных проектов в условиях ГЧП:

  1. Развитие финансового моделирования и инструментария привлечения инвестиций за счет выпуска специализированных проектных облигаций негосударственных пенсионных фондов.
  2. Привлечение финансовых средств российских страховых компаний и пенсионных фондов.
  3. Расширение государственных гарантий и преференций в целях снижения рисков публичного и частного партнера, софинансирующих проект.
  4. Разработка специальных механизмов субсидирования субъектов РФ и муниципальных образований с целью реализации социальных инфраструктурных проектов ГЧП и их учет в финансовых моделях проектов.
  5. Разработка методических рекомендаций по применению финансовых моделей в инвестиционном проектировании ГЧП, учитывающих специфику отрасли и региона.
  6. Создание информационных базы данных реализации социальных инфраструктурных проектов ГЧП.
  7. Дальнейшее совершенствование федерального законодательства, учитывающего опыт практической реализации финансовых моделей в проектах ГЧП и правоприменительную практику.

По нашему мнению, этому может способствовать повышение внутренней эффективности системы управления государственно-частным партнерством за счет разработки адекватных финансовых моделей при реализации конкретного проекта ГЧП.

На первоначальном этапе осуществляется техническое сопровождение проекта ГЧП со стороны консалтинговой компании, разработка технико-экономического обоснования эффективности проекта. Под техническим сопровождением понимается совокупность работ или услуг по консультационному и экспертному сопровождению инвестиционного проекта строительства спортивных сооружений с точки зрения технических особенностей объекта, включая сбор и анализ исходных данных, разработку подробного технико-экономического описания объекта.

Разработка финансовой модели предполагает экспертное сопровождение по финансово-экономическим аспектам, включая составление пояснительной записки к модели, корректировку и внесение изменений в указанную финансовую модель проекта. Кроме того, со стороны исполнителя проекта осуществляется постоянное юридическое сопровождение проекта, включая правовое структурирование и подготовку предложений о заключении концессионного соглашения / соглашения о ГЧП с лицом, выступившим с инициативой заключения такого соглашения. Юридическое сопровождение включает также разработку всех форм и документации, пояснений и необходимых приложений.

Далее заказчик проекта (как правило, это публичный участник ГЧП – государство), передает исполнителю градостроительную документацию и все необходимые документы по планировке и подготовке территории под строящийся объект, инвестиционные и финансовые планы строительства.

Финансовая модель проекта разрабатывается в целях обоснования эффективности проекта как для инвестора, так и государства (включая обоснование расчетов и показателей) для осуществления предварительного обсуждения. Модель должна сопровождаться четкими инструкциями по ее применению, описанием алгоритмов и методов расчета показателей социально-экономической эффективности инвестиционного проекта, обоснованием выбора исходных данных и произведенных допущений, применяемых в указанной модели.

После выполнения отдельных этапов работ исполнитель должен предоставить для утверждения заказчику соответствующие отчеты с необходимыми графическими, презентационными, картографическими и иными обосновывающими и сопроводительными материалами. Результаты работ должны быть оформлены в электронном виде на отдельных электронных (оптических) носителях.  Непосредственно финансовая модель инвестиционного проекта в целях удобства визуального восприятия результатов расчетов. Финансовая модель может содержать варианты адекватных и разумных проверок и в зависимости от обстоятельств при каждом обновлении фин. модели после ее первоначальной версии, все последующие изменения как в структуре самой финансовой модели, так и в представленных данных, должны быть переданы заказчику. С целью прогнозирования риска возникновения случая неплатежеспособности (неполной платежеспособности) концессионера (частного партнера) вследствие различной цикличности финансирования и осуществления платежей и поступлений временной интервал моделирования должен быть равен одному календарному месяцу. При этом период финансового моделирования должен начинаться с первого числа календарного месяца, в котором заключено концессионное соглашение / соглашение о ГЧП и включать следующие периоды:

1) прогнозный, состоящий из двух периодов:

- инвестиционный – равный сроку проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию (в том числе и при вводе объекта строительства очередями);

- эксплуатационный – в котором осуществляется эксплуатация объекта концессии до окончания срока концессионного соглашения;

2) постпрогнозный период, равный 12 месяцам с момента окончания эксплуатационного периода.

 При этом финансовая модель должна предусматривать возможность проведения анализа чувствительности на влияние различных факторов в течение всего прогнозного периода путем изменения вводных данных. Все финансовые показатели должны быть представлены в национальной валюте (в рублях). В случае применения показателей в иностранной валюте, в финансовой модели необходимо указать обменный курс иностранной валюты. Все расчетные прогнозные затраты должны быть представлены для каждого календарного месяца, а включающие в себя НДС, должны сопровождаться соответствующими пояснениями, свидетельствующими о включении в их суммы НДС.

 Методы для вычисления значений показателей должны отвечать принципам единообразия и иметь одинаковую структуру.  Финансовая модель должна иметь визуальное (цветовое и стилевое) оформление, для удобства ее интерпретации и понятия логики расчета. Различные типы данных (вводные данные, расчетные, итоговые и суммарные величины) должны иметь различное цветовое решение. Аналитические таблицы должны иметь понятную и логичную структуру для удобства проверки правильности расчетов.

Структура финансовой модели должна иметь следующую структуру:

1)  все исходные данные по проекту (за исключением данных окружения и графика капитальных вложений);

2) макроэкономические показатели окружения проекта, включая прогноз индексов-дефляторов, ставок налогов и сборов, других показателей, влияющих на налогообложение и т.д.;

3) график капитальных вложений, связанных с проектно-изыскательскими, строительно-монтажными и работами по вводу объекта концессии в эксплуатацию в реальном и номинальном выражении;

4) прогнозы всех операционных затрат частного партнера на весь прогнозный период (сопутствующие затраты инвестиционного и эксплуатационного периода, включая затраты на персонал);

5) прогноз затрат, связанных с содержанием и ремонтом сооружений, входящих в объект концессии;

6) график предоставления и обслуживания заемного финансирования и других затрат;

7) затраты по уплате налогов и сборов;

8) формирование балансовой стоимости объекта концессии и его амортизации;

9) операционные доходы концессионера / частного партнера, соответствующих конкурсному предложению;

10) прогнозирование форм бухгалтерской отчетности;

11) расчет показателей эффективности проекта.

В прогнозе показателей финансовой эффективности необходимо указать традиционные показатели финансово-экономической эффективности для инвестиционного проекта в целом, а также аналогичные показатели для   частного партнера.  Все вышеуказанные прогнозы должны быть представлены в пошаговых и суммарных значениях. В составе допущений в финансовой модели должны быть указаны базовая дата, сроки прогнозных периодов, параметры обеспечения обязательств (данные для расчета расходов на страхование) концессионера / частного партнера и предоставления заемного финансирования, затраты прогнозного периода в реальном выражении.

В случае необходимости проведения оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства и определения его сравнительного преимущества, в качестве требований к финансовой модели применяются требования, установленные законодательством.

В заключении необходимо отметить, что реализация приоритетных государственных инвестиционных проектов в рамках такого института, как государственно-частное партнерство, расширение предоставленных государственных гарантий при проведении всех этапов строительства объектов позволят привлечь дополнительные финансовые возможности российских частных игроков (частный капитал) и проводить государственно-частный финансовый мониторинг эффективности инвестиционных проектов. Это является основой для разработки мероприятий, повышающих эффективность финансовой деятельности частного партнера, а также эффективность принимаемых управленческих решений в ходе реализации приоритетных инфраструктурных проектов ГЧП.

Список литературы / References

  1. Российская Федерация. Законы. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон : [принят Гос. Думой 1 июля 2015 г., одобр. Советом Федерации 8 июля 2015 г.]. – [1-е изд.] – М. : КонсультантПлюс, 2016. – 40 с.
  2. Dedicated Public-Private Partnership Units. A Survey of Institutional and Governance Structure OECD. Paris. 2010. URL : www.oecd.org/publishing. (дата обращения 22.04.16) [in English]

Список литературы латинскими символами / References in Roman script

  1. Rossijskaya Federaciya. Zakony. O gosydarstvenno-chastnykh partnerstvakh, o municipal`nykh partnerstvakh v Rossijskoy Federacii i vnesenii izmeneniy v otdel`nye zakonodatelnye akty Rossijskoy Federacii[Russian Federation. Laws. About a Public-private partnerships, municipal-private partnership in the Russian Federation and the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation] : federal law : [accepted by State Duma on July 1, 2015: approved by the Federation Council on July 8, 2015]. – [first edition].– M. : , 2015. – 40 p. [in Russian]
  2. Dedicated Public-Private Partnership Units. A Survey of Institutional and Governance Structure OECD. Paris. 2010. URL : www.oecd.org/publishing. (дата обращения 22.04.16) [in English]