«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ» КАК ЯВЛЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ (ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ТРУДОВ XX-XXI ВЕКОВ)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.100.10.050
Выпуск: № 10 (100), 2020
Опубликована:
2020/10/16
PDF

«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ» КАК ЯВЛЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ (ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ТРУДОВ XX-XXI ВЕКОВ)

Научная статья

Кудашов В.Ф.1, Джинджолия Д.Р.2, *

1, 2 Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия

* Корреспондирующий автор (jjp95[at]mail.ru)

Аннотация

Статья посвящена вопросам семантики понятия театрализация. Цель статьи – обновлённая трактовка данного явления с учетом современных тенденций в режиссуре театрализованных представлений и праздников. Методология исследования базируется на культурно-историческом и сравнительном методах, а его результаты позволяют проследить эволюцию понятия «театрализация», зафиксировать произошедшие с течением времени изменения, а также прояснить понятийную картину данного явления сегодня. Следует отметить, что понятие «театрализация» рассматривается нами только в контексте использования данного термина в профессиональной режиссерской среде сферы театрализованных представлений и праздников.

Ключевые слова: праздник, праздничная культура, театрализация, театрализованное представление, театр масс.

THEATRICALIZATION AS FESTIVE CULTURE PHENOMENON. CONCEPT EVOLUTION (HISTORICAL AND COMPARATIVE ANALYSIS OF THEORETICAL WORKS OF THE XX-XXI CENTURIES)

Research article

Kudashov V.F.1, Dzhindzholia J.R.2, *

1, 2 St. Petersburg State Institute of Culture, St. Petersburg, Russia

* Corresponding author (jjp95[at]mail.ru)

Absrtact

The paper is devoted to the semantics of the theatricalization concept. The goal of this work is to update the interpretation of this phenomenon, taking into account modern trends in the direction of theatrical performances and celebrations. The research methodology is based on cultural, historical, and comparative methods, and its results allow tracing the evolution of the theatricalization concept, fixing the changes that have taken place over time, and also clarifying the conceptual picture of this phenomenon today. It should be noted that the theatricalization concept is considered only in the context of using this term in the professional director's environment in the sphere of theatrical performances and holidays.

Keywords: celebration, festive culture, theatricalization, theatrical performance, theater of the masses.

Введение

С каждым годом всё больше праздников, представлений, фестивалей проходит на территории России, и всё чаще в названиях афиш мы сталкиваемся с понятием ‹‹театрализация››: ‹‹театрализованное Dinner-show››, ‹‹театрализованный ужин в белом››, «театрализованное представление, посвященное празднованию Дня Победы», «театрализованный бал» и другое. Однако мы встречаемся с понятием «театрализация» не только в индустрии праздников, но и наблюдаем, как данное явление стремительно входит в употребление представителей разных сфер, зачастую не всегда связанных с праздничной культурой и театром (эту тенденцию театрализации в различных сферах, отмечает исследователь А.А. Мордасов в статье "Всеобщая театрализация" в межвузовском сборнике научных трудов "Праздник как пространство социально-художественных смыслов" 2018 г.).

Так сегодня театрализацию можно встретить: в музейном пространстве, где она является «формой взаимодействия с посетителями» (Щепеткова И.А., 2006 г.); в образовательной сфере, где все чаще театрализацию стали использовать, как средство активизации в обучении школьников (Михалева О.А., 2006 г.) и как «педагогический прием» (Т. В. Голубева, 2002 г.), построенный на игре, так как он значительно облегчает процесс усвоения информации детьми и подростками; в политике (Коваленко В.А. 2006), в индустрии моды (Мильман А.Л. 1998, Бакеркина О.А. 2012), где показы приобретают форму представлений и рассматриваются как форма театрализации жизни.

Акцент на понятие «театрализация» в разных сферах приводит к возникновению новых определений и толкований данного термина (с уклоном в особенности сферы применения) и, в то же время, размывая границы между ними. Такое смешение «форм и стилей» мешает с научной точки зрения определить, чем театрализация является сегодня в контексте именно праздничной культуры, а это, в свою очередь, является фактором, затрудняющим работу практиков – режиссеров-постановщиков.

Театрализованные представления не являются новым явлением в праздничной культуре России. Своё рождение и наибольшее развитие они получили еще в советский период. Однако, сегодня, всё возрастающий интерес к данной форме массового искусства несет за собой необходимость более конкретного изучения, с учетом развития общества и технологий, внедряемых в работу над театрализованным представлением, требует нового – актуального – взгляда на данное явление.

Основной текст

В обще-театрально-эстетическом ключе «театрализация» берет свое начало в обрядовых формах Древней Греции и развивается в мистериальных действах средневековых празднований. Однако сегодня можно говорить, что данный термин живет двойной жизнью. В данном исследовании нас интересует понятие театрализации, сформированное режиссерами практиками в XX веке, и его употребление именно в парадигме театрализованных представлений и праздников.

Исторический подход к изучению явления театрализации позволяет проследить происходящие изменения и выявить картину сегодняшнего дня. Следует отметить, что явление театрализации осваивалось эмпирическим путем: возникавшие теоретические труды основывались на собственной практике авторов и их подходах к процессу создания театрализованного праздника, которые с течением времени эволюционировали.

Обращаясь к поэтапному развитию данного понятия в контексте режиссуры массовых праздников, следует выделить в качестве точки отсчета начало XX века, так как именно в этот период театрализация получает широкое распространение и применение на практике, в том числе, в связи с известными историческими событиями (возникновение новой советской республики). Стоит так же отметить, что в данный период оно фиксируется в научных и методических трудах исследователей и режиссеров-практиков в контексте режиссуры театрализованных представлений и праздников в РСФСР и СССР.

Изучением театрализации на протяжении всего XX века занимался достаточно широкий круг исследователей: от театроведов до режиссёров; от художников до педагогов, которые изучали и описывали данное явление и его технологические аспекты: в начале века это П.М. Керженцев и Г.А. Авлов, А.И. Пиатровский и А.А. Гвоздев, В.Э. Мейерхольд и Н.В. Петров; в послевоенные годы в более узком ключе театрализацию рассматривали И.Г. Шароев и И.А. Богданов, О.И. Марков и С.М. Макаров, А.И. Чечетин и И.М. Туманов, О.Л. Орлов и А.П. Обертинская, Е.В. Руденский, В.Я.Суртаев и В.Г. Шабалин. Однако нас, прежде всего, интересуют труды, касающиеся именно сущностного понимания театрализации.

Одним из первых отечественных исследователей, выделивших в своих работах рассматриваемое нами явление и закрепившим за ним понятие «театрализация», был режиссер, драматург, историк театрального искусства Н.Н. Евреинов, который писал о «театрализации жизни», рассматривая данное понятие совместно с термином «театральность», акцентируя внимание на том, что «театрализация свойственна человеческой природе» ("Театр как таковой" 1912).

Массовая инсценировка "Взятие Зимнего" (1920 год), где Николай Николаевич Евреинов был режиссером-постановщиком, является хрестоматийным примером практического применения «театрализации жизни», рассматриваемой режиссером как «подмена действительности». В скором времени концепция Н.Н.Евреинова о театрализации становится всеобъемлющей и выходит за пределы массового театра.

В этот же период массовые праздники как «комплексное явление», включающее в себя «проявление общественно-политической активности масс и пропаганду через зрелища» [9, С. 267], рассматривают историки-театроведы А.И. Пиотровский и А.А. Гвоздев. Авторы отмечают две основные линии, господствующие в революционную эпоху: народный репертуар и массовые политические зрелища. Описывая такие масштабные постановки 1920-го года, как "Мистерия-буфф", "Первомайская мистерия", "К мировой коммуне", "Взятие Зимнего", "Блокада России", исследователи отмечают массовость (в качестве исполнителей выступала армия, студенты, пролетариат), присущую постановкам, включение в действие зрителя как участника и использование реального места действия в качестве сценической площадки.

Важное значение в развитии явления театрализации и ее первичном становлении как метода имеют творческие эксперименты режиссера В.Э. Мейерхольда. Исследователи отмечают его «стремление найти путь к сближению с сегодняшним днем, с широким зрителем», что в свою очередь, обусловило выйти на путь подлинно народного театра. На создание именно такого театра направит свои силы В.Э. Мейерхольд в первые послереволюционные годы, где, по замечанию автора, будет царить «мысль о театре, органически соединяющем в себе качества «кафедры» и «празднества» (курсив наш) [8, С. 22-23].

Режиссер использовал в своих спектаклях, как выразительное средство: гимнастические приемы, акробатические трюки, цирковую эксцентрику (спектакль "Великодушный рогоносец", 1922 г.). Постановка "Зори" (1920 г.) и в особенности "Мистерии-буфф" (1920 г.) положили в творчестве В.Э. Мейерхольда начало тому типу агитационного, остроактуального спектакля-плаката, формы которого усложнялись и менялись в каждом отдельном случае. В одной из своих заметок Мейерхольд пишет: «Слияние зрительного зала со сценой (курсив наш) всегда интенсивнее бывает именно в такие моменты, когда народ сильно чем-нибудь потрясен или сильно чем-нибудь взволнован» [8, С. 24-25].

Следует отметить, что идея массового театра реализовывается в период 1920-х годов не только в России. Интерес вызывает одна из работ советского государственного общественного деятеля, журналиста и революционера П.М. Керженцова "Творческий театр" (1919 г.) В своем труде автор рассматривает народный театр за рубежом. Описывая зарубежные постановки, исследователь выделяет такие черты, как: массовость (участники поселки, города), активизация зрителей (которая происходила путем приобщения максимального количества людей к работе над спектаклем и во время него). Автор отмечает, что такой народный театр «уничтожал вынужденную и вредную пассивность зрителя и превращал всю залу - и артистов, и зрителей - в единое целое, слитое вместе творческим порывом» [6, С. 39] (курсив наш).

Новый виток исследований театрализации в сфере науки о праздниках – эортологии (в связи с военно-политическими и социальными и событиями в стране) – приходится на 1960-70 гг. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем Д.М. Генкина, впервые определившим данное явление как творческий метод.

В своих трудах Дмитрий Михайлович подробно раскрыл сущностные особенности массового театрализованного праздника и теоретизировал процесс его создания. Исследователь утверждал, что «Театрализация реального праздничного действа выступает как его организация по законам театра». Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей… а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое неповторимое документально-художественное действие» [4, С. 91]. И, как отмечает автор, в нем «благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, … действуют не рассуждением, а живым показом жизни в образах» [4, С. 91]. Отметим, образное решение темы, считал автор, и есть суть театрализации.

В своих работах исследователь-практик, автор замыслов, сценарист и постановщик крупнейших массовых празднеств СССР Д.М. Генкин выделяет важные компоненты театрализованного действия, среди которых:

  1. Документальность, «чтобы на этом близком к людям материале раскрыть важнейшие общеполитические вопросы, сделать доходчивее и понятней проблемы, задачи, стоящие перед страной». Документальность, по замечанию автора, предполагает «привлечение к действию не вымышленных, а реальных героев…». [3, С. 39]
  2. Активизация зрителя. Д.М. Генкин утверждает, что «Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссерской разработке нужно предусмотреть пути его активизации, каналы по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время праздника» [4, С. 99-100].
  3. Художественный материал в синтезе с документальным, выстроенный по законам драматургии, рождает собой художественно-образное решение. Сценарий театрализованного действа, замечает Д.М. Генкин, при наличии художественного образа превращается в «специфический способ обработки социальной информации». В других случаях это уже не театрализация, пишет автор [5, С. 13].

По мнению исследователя, суть театрализации как метода заключается «в показе, оживлении, художественном осмыслении того или иного факта, документа, события» [5, С. 6] «…театрализация выступает не только как специфический образный способ обработки информации, но и как особая организация поведения и действия массы людей» (курсив наш) [5, С. 13].

Изучив работы Д.М. Генкина с 1967 по 1987 г, можно прийти к выводу, что все выделенные автором элементы театрализованного действия (документальность, активизация зрителя и синтез материалов) имеют важное значение в структуре театрализованного праздника и неразрывно связаны между собой, что являет собой театрализацию именно как творческий метод в режиссуре массовых праздников с его социально-педагогическими и культурно-просветительскими функциями.

Вслед за своим коллегой по первой в стране кафедре культурно-просветительской работы и постановкам массовых праздников Д.М. Генкиным режиссер-практик Э.В. Вершковский продолжает разрабатывать теоретический базис понятия «театрализация», однако его подход к данному явлению несколько отличается (Режиссура массовых клубных представлений 1981 г.).

Эльмир Викторович так же определяет театрализацию как художественный метод режиссера – «Театрализовать материал, пишет автор, значит выразить его содержание средствами театра». Исследователь обращает внимание на два главных условия, продиктованных театром: «организация сценического действия и создание художественного образа…» [2. С. 7] (курсив наш).

Но если Д.М. Генкин пишет о значимости и равнозначности каждого элемента театрализованного действия, то Э.В. Вершковский в своих работах уделяет большее внимание художественно-образной стороне праздника. Исследователь акцентирует внимание на том, что театрализация предполагает «емкий образ-обобщение, эмоционально раскрывающий через выразительные средства мысль режиссера» [2, С. 11]. Основываясь также на практическом опыте постановок на базе Ленинградского института культуры, Э.В. Вершковский впервые предпринимает попытку классификации театрализации, разделяя её на сценарную и режиссерскую, а также выделяет два основных направления театрализации: одно из которых связанно с «рекреативной функцией» и второе с «превращение жизни в художественную ценность, путем создания на ее основе (на основе жизни) художественного образа» [2, С. 11].

Раскрывая сущностные особенности театрализованного действия, Э.В. Вершковский не раз акцентирует наше внимание на «важнейшем компоненте массового представления зритель, коллективный герой» [2, С. 11]. Специфика массового действия, пишет исследователь, являет собой «особую художественную организацию материала» и «организацию самой массы участников» [2, С. 13]. Особенность режиссуры массовых праздников заключается в «сценарно-режиссерской обработке реальных эпизодов жизни, подчинении их сценарно-режиссерскому замыслу и включению зрителей в действие» [2, С. 12].

Новый виток изысканий и расширение понятия «театрализация» происходят в начале 1980-х годов, когда аспирант, коллега Д.М. Генкина, режиссер-практик и педагог-теоретик А.А. Конович, обобщая предшествующий теоретический и практический опыт, выскажет мысль, что особенность метода театрализации заключается в «художественном осмыслении того или иного события в жизни государства, трудового коллектива, личности».

И обновлённое понятие Театрализации как метода, с позиций Аскольда Аркадьевича – это «организация материала (документального или художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации» [7, С. 7]. Исследователь обращает внимание, что театрализация может быть применена «в особых условиях, соотносящих то или иное реально отмечаемое событие, к которому причастна конкретная аудитория. Как с созданным ею образом этого события, так и с его художественной интерпретацией» [7, С. 12].

Важно отметить, что весь теоретический базис, разрабатываемый исследователями во второй половине XX века, всегда находил применение в праздничной культуре советского периода и проверялся его авторами на практике – в ходе подготовки и реализации таких крупнейших праздничных советских мероприятий как Празднование 1500-летия Киева (1983 год) и церемония открытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1985 года, где в программках впрямую значатся такие специалисты, как «режиссеры по театрализации» (риc. 1).

m_merged45

Риc. 1 – Разворот программки Праздника, посвященного 1500 летию Киева (1982 год)

 

Подводя промежуточный итог в анализе генезиса понятия «театрализация», мы можем отметить, что, возникнув в начале XX-ого века в контексте режиссуры массового театра, «театрализация» первоначально описывается как подражание действительности. Далее явление театрализации в массовых праздниках осмысляется и теоретизируется уже в послевоенный период: понятие, сформированное Д.М. Генкиным в 1970-х годах, определяет компоненты, включенные в процесс создания театрализованного праздника, формирующие его целостность; в определении Э.В. Вершковского идёт смещение акцентов между составляющими элементами на активизацию зрителя («зритель - актер, действующее лицо») и на художественно-образное решение театрализованного праздника; а общее определение театрализации этого периода, объединяя два предыдущих понятия и дополняя их, формирует А.А. Конович.

Своеобразным теоретическим итогом дискуссии по этому вопросу можно считать сборник научных трудов "Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы", под редакцией Д.М. Генкина, который был опубликован в 1982 году на базе Государственного института культуры имени Н. К. Крупской. В нем в материалах статей Д.М. Генкина, Э.В. Вершковского, А.А. Коновича и ряда других режиссеров-практиков, театрализация была рассмотрена именно как комплексное явление и как творческий метод (курсив наш).

Исследуя явление театрализации в XXI веке, можно наблюдать, как в погоне за модным словом термин «театрализация» стали использовать повсеместно. Однако фундаментальных теоретических работ по изучению данного явления сегодня не написано. Появляющиеся труды носят чаще обобщающий или дополняющий характер, и зачастую лишь цитируют труды Н.Н.Евреинова, Д.М. Генкина и Э.В. Вершковского.

Одной из последних работ, касающихся исследований, посвященных театрализации в работе режиссера массовых праздников, является сборник статей 2020 года: IX Лазаревские чтения. "Театрализация как феномен художественного мышления режиссера представления и праздника". Анализ данной работы позволяет обосновать выводы, приведенные в завершении статьи.

Важно отметить, что за всю историю существования теории режиссуры театрализованных представлений и праздников в России было создано и опубликовано всего два сборника. Первый - "Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы" - как уже упоминалось, был выпущен в 1982 году в Ленинграде. Второй был составлен на базе докладов, прозвучавших на всероссийской конференции "Театрализация как феномен художественного мышления режиссера представления и праздника", состоявшейся в рамках IX Лазаревских чтений (Челябинск, 26 февраля – 2 марта 2020 г.).

Следует обратить внимание, что авторы первого сборника, вышедшего в 1982 году не только теоретики, заложившие теоретическую базу в РТП, но и практики, работавшие над созданием крупных театрализованных представлений и праздников государственного и мирового значения (как, например, Олимпийские игры 1980 года в Москве) и проверявшие сформулированную теорию на практике. Открыв же заключительные страницы сборника, выпущенного в 2020 году, мы находим «сведения об авторах», ознакомившись с которыми, можем констатировать, что часть из них не имеет прямого отношения к режиссуре театрализованных представлений и праздников, исследователи не являются действующими режиссерами теоретиками и практиками (кандидаты культурологии, кандидаты педагогических наук, доктора философских наук, кандидаты искусствоведенья), однако все авторы, как указанно в сборнике, являются преподавателями «кафедр режиссуры театрализованных представлений и праздников вузов культуры России» [1, С. 3].

Анализ профессиональных биографий показал, лишь малая часть авторов, представленных в сборнике 2020 года, обладают значительным практическим опытом и работают на ведущих площадках страны. Как было определено в ходе выше представленного анализа, теоретизация процесса постановки театрализованного действия требует постоянного практико-теоретического обогащения, иначе существует вероятность вывести ошибочную теорию, не работающую при постановочной деятельности.

Сравнительный анализ оглавления двух сборников показал существенные различия в подходах. Так если темы, обозначенные в сборнике 1982 года, непосредственно связанны с театрализацией ("Театрализация как творчески метод культурно-просветительной работы", "Возможности использования художественных выразительных средств в методике театрализации"), то в сборнике 2020 года часть тем связанна с театрализацией и работой над театрализованными представлениями и праздниками, с процессом ("Театрализация: сущностные и понятийные основы", "Драматургический ход в сценариях театрализованных представлений", "Проблемы реализации метода театрализации в сценарном творчестве"), а часть из них имеют весьма опосредованное отношение ("Значение обрядов и праздников для формирования народного танца", "Повседневное звуковое пространство на сценических площадках театров современности: обзор, инновации, особенности"). Однако, чтобы не быть без основательными, следует более подробно опереться в своих выводах на содержание статей.

Анализируя содержание исследовательских работ, можно встретить достаточно смелые и не всегда обоснованные выводы. Так, автор одной из статей [1, С. 66] утверждает, что «Внешняя зрелищность становится именно тропинкой к сердцу каждого, превращая зрителей в сотворцов представления...», однако в подтверждение исследователь не приводит подтверждающих примеров, аргументов. Проведенный же нами анализ практической деятельности ставит под сомнение данное утверждение. Следует обратить внимание на еще одну мысль, высказанную автором, которая, на наш взгляд, характеризует сегодняшнюю ситуацию в праздничной культуре России. «Театрализованное представление – явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие». Если в теоретических работах предшественники часто писали об осмыслении того или иного жизненного события, то сегодня, действительно, можно наблюдать тенденцию оформления, что было отмечено нами в рамках анализа театрализованных представлений и праздников современности.

Рассуждая на данную тему, на наш взгляд, правомерно провести параллель (связь) с политическими строем в стране в разные периоды. Политика советского союза, как известно, была нацелена на коллективное, комплексное, что отражалось на всей жизни и процессах, происходящих в стране. В сборнике 1982 года театрализация в режиссуре массовых праздников рассмотрена как комплексное явление. Сегодня в XXI веке, когда мы нацелены на индивидуальное, частное, во многих процессах жизни страны можно наблюдать похожее явление. Большая часть авторов сборника 2020 года сфокусирована на рассмотрении частных аспектов театрализованного действия, не рассматривая их взаимодействия.

Тенденцию узкого, частного рассмотрения элементов театрализации мы наблюдаем на протяжении изучения всего сборника 2020 года. Однако, как мы видим в ходе анализа как практической, так и теоретической деятельности, театрализованное представление и праздник — это комплексное явление, в следствии чего «Комплексный характер и поли функциональность театрализованных форм массовой культурно-просветительной работы накладывают отпечаток на всю методику их организации» [5, С. 74].

Следует отметить, что если в научном сборнике 1982 года театрализация рассматривается как режиссерский процесс, как комплексный творческий метод, можно наблюдать взаимосвязь наук (авторы опираются на труды социальных педагогов, психологов, на труды общественных деятелей и зарубежных философов), то сегодня в данном сборнике рассмотрение театрализации происходит обособленно, не наблюдается взаимосвязи между науками и комплексного подхода в рамках режиссерского процесса. Еще одной «особенностью» сегодняшнего сборника является то, что большинство авторов не опираются на практическую деятельность в сфере режиссуры массовых праздников, что, на наш взгляд, является не правомерным.

В статье, расположенной на странице 120, автор аргументирует тезисы примерами из постановок звуковых театров, примерами поставленных в театрах пьес («пьеса Александра Железцова «Красной ниткой»; «Один из героев пьесы вспоминает свою фольклорную экспедицию»; «Первый спектакль звукового театра «Фазы быстрого сна» и другое) [1, С. 120-126]. Если раннее авторы писали о тенденциях в режиссуре театрализованных массовых праздниках, фиксировали и теоретизировали новые явления в праздничной культуре, то сейчас исследование театрализации как явления праздника (режиссуры праздника) размывается и начинает применяться ко всему явлению театра в самом широком смысле.

Следует отметить, что тенденция приводить аргументы посредствам практических работ, не относящихся к массовым театрализованным праздникам, присуща многим авторам. Один из исследователей на странице 253 рассказывает: «Приступая к изучению раздела о том, как сделать фрагментом действия (конфликта) песню или танец, мы обязательно знакомимся с опытом киномюзикла» [1, С. 253-270]. На наш взгляд, с учетом богатого опыта праздничной культуры, оставленного предшественниками и сегодняшними праздниками, проходящими в стране, которые можно посмотреть в записи (часть из которых находиться в свободном доступе в интернете), правомерней было бы обратиться к нему. Использование в качестве примера создания театрализованных представлений и праздников кино и кино-мюзиклов ведет к возникновению ряда проблем, в первую очередь, к формированию клипового мышления у будущих режиссеров. На наш взгляд, абсолютно не приемлемо разбирать драматургию театрализованных представлений и праздников только лишь на примерах других жанров и видов искусств [1, С. 253-270].

Изучая работы, представленные в сборнике 2020 года, нельзя не отметить, что авторы в тексте часто опираются на теоретические труды 70-х 80-х годов, совершая попытки переформулировать сформированные ранее понятия (вероятно, в надежде объяснить по-новому сегодняшнее явление театрализации), при этом опираясь то на практический опыт праздничной культуры прошлого века, то на праздники, проходящие сегодня [1, С. 16, С. 33, С. 167, С. 187, С. 253, С. 271, С. 218] или вовсе не на праздники. Однако следует выделить, что теоретический базис, сформулированный и сформированный режиссерами практиками в 70-80-х годах XX века полностью перенести на сегодняшнюю практическую деятельность невозможно, так как, позволим себе повториться, теория существует совместно с практикой. Усовершенствование инструментария, появление новых средств выразительности, общекультурные процессы приводят к изменению подхода создания театрализованных представлений и праздников, что, в свою очередь, ведет к изменению теории режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Часто базируясь на понятиях, сформированных предшественниками, авторы не упоминают о них и не рассматривают изначальный контекст, либо осуществляют это не полностью [1, С. 243] ("Условия адекватного восприятия речевого действия в контексте праздничной ситуации"). Следует выделить частое отсутствие прямой связи между темой, раскрываемой исследователями, и театрализацией. Встречаются работы, в которых авторы неверно трактуют предшественников [1, С. 33], вследствие чего иногда на страницах научных издании появляются диалоги ("Сценарная культура" Марков О.И. 2014г). Часть исследователей опирается лишь на труды одного из предшествующих теоретиков в области режиссуры массовых праздников, вовсе не упоминая, упуская или опуская более ранние работы, что, на наш взгляд, также противоречит главному принципу научно-исследовательских работ - объективности. Так автор статьи, опубликованной на странице 253, пытаясь разобраться в сущности театрализации, пишет: «Что такое театрализация в театре массовых форм? Что означают эти непонятные начинающим сценаристам слова – «театрализовать материал»? «Ответы на все эти вопросы более сорока лет тому назад (вскоре после создания нашей кафедры) дал первый ее заведующий Эльмир Викторович Вершковский». Здесь, во-первых, мы встречаем историческую ошибку: первым заведующим кафедры в 1971 году стал Д.М. Генкин, что указанно на официальном сайте Санкт-Петербургского государственного института культуры, а во-вторых продолжение этой фразы: «…Театрализовать материал – значит выразить его содержание средствами театра»; «"секрет" в кавычки, потому что «секрета» никакого нет, он давно раскрыт и описан после Э. В. Вершковского многократно разными авторами» также неточно отражает реалии. Следует отметить, что исследованием в области режиссуры массовых театрализованных праздников и сценарной культуры режиссуры театрализованных представлений занимался еще ряд более ранних исследователей (И.М. Туманов, Д.М.Генкин) на которых, следует заметить, Э.В. Вершковский опирается в своей работе и ряд исследователей в этот же период рассматривающих сценарную культуру театрализованных представлен и праздников (Д.Н. Аль, А.И.Чечетин и другие).

Следующее утверждение автора статьи, на наш взгляд, характеризует картину сегодняшнего дня: «Специфика действия в театрализованном представлении и празднике как раз и заключается в его так называемой фрагментарности» [1, С. 253-270]. Однако это явно противоречит теории Э.В.Вершковского, на которого автор опирается и ссылается в своем исследовании, который пишет, что «важнейшая особенность театрализации-предполагающая органический синтез средств идейно-эмоционального воздействия…»; «имеет свою специфику в сценарно-режиссерской обработке реальных эпизодов жизни, подчинении их сценарно-режиссерскому замыслу…» [2, С. 12-14], в этом случае фрагментарности быть не может. Фрагменты жизни, факты искусства в рамках театрализованного представления или праздника становятся элементами единого целого действия. Если присутствует фрагментарность, значит драматургии нет, нет целостности, вследствие чего получается коллаж или в лучшем случае клип. В статье достаточно часто автор апеллирует понятием фрагмент в рамках массового праздника, однако сам исследователь пишет о сплаве «На практических занятиях студенты-сценаристы учатся создавать этот «сплав», учатся выстраивать единое действие из отдельных его фрагментов, выполняя целый ряд упражнений и творческих заданий», вероятно, употребление слова фрагмент не совсем уместно. Фрагмент – часть чего-то целого, вырванный из контекста (если мы говорим о множестве фрагментах, соединенных в новое целое), на наш взгляд, в рамках РТП он из фрагмента превращается в элемент, как часть будущего произведения [1, С. 253-270].

Анализ сборника 2020 года показал, что многие из представленных работ имеют опосредованное отношение к теме театрализации и художественного образа в массовом театрализованном празднике. Учитывая постоянный теоретико-практический обогатительный процесс в режиссуре массовых праздников, сегодня можно констатировать не соответствие. Следует отметить, что в большинстве своем авторы опираются на теоретический базис, заложенный в 1960-70 годах, и призывают его использовать студентам, забывая, что живут и осуществляют свою практическую деятельность уже в другом веке. Нельзя не отметить частый акцент на художественный образ, который остается лишь в теории или в формулировке темы статьи, практического применения которого достичь удается меньшинству и чаще всего только в конкретном эпизоде или номере. Но, если в сборнике 1982 года авторы рассматривают и описывают комплексный процесс создания театрализованного действия, то сегодня исследователи анализируют сами средства выразительности отдельно от режиссерского процесса, комплексный подход на сегодняшний день отсутствует.

В сборнике 2020 года, к сожалению, присутствует лишь несколько работ, в которых авторы рассматривают конкретные постановочные примеры театрализованных представлений и праздников. Сегодня театрализация не регулируется практической деятельностью, теория не проходит апробацию в режиссуре массовых праздников. Недопустимо говорить о технологии, не проверяя ее практически.

Сборник "Театрализация как феномен художественного мышления режиссера представления и праздника", опубликованный в 2020 году, действительно обладает характеризующими чертами сегодняшнего дня в области режиссуры массового праздника, однако его ценность в рамках процесса режиссуры массовых праздников мы вынуждены поставить под сомнение. Мы можем наблюдать, как процесс режиссуры постепенно отстраняется от творческого процесса создания на основе синтеза искусств массового театрализованного праздника, теряя свою художественную ценность, рискуя перейти из категории искусства в потребительский продукт развлекательного характера.

Заключение

Проанализировав теоретический аспект режиссуры массовых театрализованных праздников сегодня, можно прийти к ряду выводов: явление театрализации в режиссуре массовых праздников сегодня требует, в первую очередь, осмысления и создания актуальной доступной и понятной теории, которая качественно улучит уровень проводимых мероприятий и их эффективность; исключения популяризации «сомнительных и методологически» ошибочных, неверных теоретических источников, во избежание путаницы среди студентов и будущих педагогов-практиков вузов.

На наш взгляд, теоретизация в рамках технологии создания праздника должна проводиться ведущими режиссерами практиками и опираться на всемирно известный предшествующий опыт, сохраняя лучшие традиции и адаптируя сегодняшние новинки, инструментарий, с осознанием всей ответственности за будущее профессии «Режиссер театрализованных представлений и праздников».

А значит, необходим всесторонний анализ современных практических работ в области режиссуры «театра масс» и сбор размышлений-мнений специалистов-постановщиков сегодняшних – современных театрализованных представлений и праздников. Чтобы, как и век назад, «практика стала мерилом истины». 

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Березин А.И. IX Лазаревские чтения. Театрализация как феномен художественного мышления режиссера представления и праздника / А.И. Березин // Сборник научных трудов Всероссийской конференции. М-во культуры РФ, Учебно-методический совет по режиссуре театрализованных представлений и праздников. – Челябинск, 2020. – С. 300.
  2. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений / Э.В. Вершковский // Учебное пособие. Ленинград: Ленинградский ордена Дружбы народов государственный институт культуры им. Н.К. Крупской. – 1981. – С. 71.
  3. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба / Д.М. Генкин // Учебное пособие. Ленинград: Министерство культуры РСФСР, ЛГИК. – 1972. – С. 52.
  4. Генкин Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин // Учебное пособие. Москва: «Просвещение». – 1975. – С. 110.
  5. Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы / Д.М.Генкин, А.А. Конович // Сборник научных трудов. Ленинград: ЛГИК. – 1982. – С. 92.
  6. Керженцев П.М. Творческий театр. Пути социалистического театра. / П.М. Керженцев // 2-ое, доп. изд. Петроград: издательство «Книга». – 1919. – С. 84.
  7. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. / А.А. Конович // Научно-популярное издание. Москва: Высшая школа. – 1990. – С. 206.
  8. Мейерхольд В.И. Статьи, письма, речи, беседы / В.И.Мейерхольд // Часть первая (1891-1817). Москва: Искусство. – 1986. – С. 350.
  9. Пиотровский А.И. Петроградские театры и празднества в эпоху военного коммунизма. / А.И. Пиоттровский, А.А. Гвоздев // История советского театра. Ленинград: Государственное издательство художественной литературы. – 1933. – С. 403.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Berezin A. I. IX Lazarevskie chteniya. Teatralizatsiya kak fenomen khudozhestvennogo myshleniya rezhissera predstavleniya i prazdnika [IX Lazarev Readings. Theatricalization as a phenomenon of artistic thinking of the Director of a performance and holiday] /A.I. Berezin// Sbornik nauchnykh trudov Vserossiiskoi konferentsii. M-vo kultury RF, Uchebno-metodicheskii sovet po rezhissure teatralizovannykh predstavlenii i prazdnikov. [ Collection of scientific papers of the all-Russian conference (Chelyabinsk, February 28, 2020). Ministry of culture of the Russian Federation, Educational and methodological Council for directing theatrical performances and holidays, Chelyabinsk state Institute of culture ]. –2020. – P. 300. [in Russian]
  2. Vershkovsky E. V. Rezhissura massovykh klubnykh predstavlenii [Directing mass club performances] / E. V. Vershkovsky // Uchebnoe posobie. Leningrad: Leningradskii ordena Druzhby narodov gosudarstvennyi institut kultury im. N.K. Krupskoi. [A textbook. Leningrad: Leningrad order Of peoples ' friendship state Institute of culture named after N. K. Krupskaya]. – 1981. – P. 71. [in Russian]
  3. Genkin D. M. Teatralizovannye formy massovoi raboty kluba [Theatrical forms of mass work of the club] / D. M. Genkin // Uchebnoe posobie. Leningrad: Ministerstvo kultury RSFSR, LGIK [A textbook. Leningrad: Ministry of culture of the RSFSR, LGIK]. – 1972. – P. 52. [in Russian]
  4. Genkin D. M. Massovye prazdniki [Mass holidays] / D. M. Genkin – Training manual. Moscow: "Enlightenment". – 1975. – P. 110. [in Russian]
  5. Genkin D. M. Teatralizatsiya kak tvorcheskii metod kulturno-prosvetitelskoi raboty [Theatricalization as a creative method of cultural and educational work] / D. M. Genkin, A. A. Konovich // Sbornik nauchnykh trudov. Leningrad: LGIK. [Collection of scientific papers. Leningrad: LGIK]. – 1982. – P. 92. [in Russian]
  6. Kerzhentsev P. M. Tvorcheskii teatr. Puti sotsialisticheskogo teatra. [Creative theatre. Ways of the socialist theater]. / P. M. Kerzhentsev // 2nd, additional ed. Petrograd: «Kniga» publishing house. – 1919. – P. 84. [in Russian]
  7. Konovich A. A. Teatralizovannye prazdniki i obryady v SSSR. [Theatrical holidays and rituals in the USSR]/ A. A. Konovich // Popular science publication. Moscow: High school. – 1990. – P. 206. [in Russian]
  8. Meyerhold V. I. Stati, pisma, rechi, besedy. [Articles, letters, speeches, conversations]. / V. I. Meyerhold // Chast pervaya (1891-1817). Moskva: Iskusstvo [Part one (1891-1817). Moscow: Art]. – 1986. – P. 350. [in Russian]
  9. Piotrovsky A. I. Petrogradskie teatry i prazdnestva v epokhu voennogo kommunizma. Istoriya sovetskogo teatra. [Petrograd theaters and festivals in the era of military communism. History of the Soviet theater]. / A. I. Piotrovsky, A. A. Gvozdev // Leningrad: Leningrad: State publishing house of fiction. – 1933. – P. 403. [in Russian]