Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217

DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.029

Скачать PDF ( ) Страницы: 53-57 Выпуск: № 3 (45) Часть 5 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Баранова О. К. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СТИЛЯ УНИСЕКС В СОВРЕМЕННОМ ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ / О. К. Баранова, М. В. Домашняя // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 3 (45) Часть 5. — С. 53—57. — URL: https://research-journal.org/art/tendenciya-razvitiya-stilya-uniseks-v-sovremennom-yuvelirnom-iskusstve/ (дата обращения: 28.06.2017. ). doi: 10.18454/IRJ.2016.45.029
Баранова О. К. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СТИЛЯ УНИСЕКС В СОВРЕМЕННОМ ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ / О. К. Баранова, М. В. Домашняя // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 3 (45) Часть 5. — С. 53—57. doi: 10.18454/IRJ.2016.45.029

Импортировать


ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СТИЛЯ УНИСЕКС В СОВРЕМЕННОМ ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ

Баранова О.К.1, Домашняя М.В.2

1 ORCID: 0000-0003-3861-2064, Аспирант, Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна, 2 ORCID:0000-0002-4244-0499, Студент, Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна

ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СТИЛЯ УНИСЕКС В СОВРЕМЕННОМ ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ

Аннотация

В статье рассмотрена взаимосвязь культуры и моды. С разных точек зрения рассмотрены понятия моды и стиль и найдена их связь. Рассмотрена корреляция моды и ювелирной моды. Также рассмотрены некоторые гендерно-маркированные стили  середины XX – начала XI века и условия их возникновения. Дано современное определения стиля унисекс, рассмотрены особенности его возникновения, развития и становления как гендерно-нейтрального стиля, актуального во всех областях человеческой деятельности. Конкретно рассмотрена актуализация и тенденции развития данного стиля в ювелирном искусстве.

Ключевые слова: история искусств, ювелирные украшения, стиль, мода, гендер, унисекс.

Baranova O.K.1, Domashnyaya M.V.2

1 ORCID: 0000-0003-3861-2064, Postgraduate student, St. Petersburg University of Industrial Technology and Design,2 ORCID: 0000-0002-4244-0499, Student, St. Petersburg University of Industrial Technology and Design

TREND OF DEVELOPING UNISEX STYLE IN THE MODERN JEWELLERY ART

Abstract

Connection between culture and fashion is reviewed in the article. From different points of view the concept of fashion and style is reviewed and their interrelation is found. Correlation of fashion and jewellery fashion is considered. As well, some gender-marked styles of middle XX and beginning of XXI century and their origin are reviewed. The modern definition of unisex style is given, some features of its origin are considered, as well as features of it to become gender-neutral style, trendy in all human activity fields. Its actualization and trends of development in jewellery art is considered concretely.

Keywords: history of art, jewelery style, fashion, gender, unisex.

Как известно, культура является совокупностью текстов. Любой культурный феномен, образ или предмет, при определенных условиях и подходе, может быть прочитан как текст. Рассматривая тексты культуры не традиционными способами и методами анализа текстов культуры, а в контексте дискурсионного подхода, можно увидеть зависимость способов организации знаний о тех или иных явлений культуры от систем социокультурных предписаний, запретов и властных стратегий, реализуемых в обществе. Таким образом, культурные феномены предстают не совокупностью знаков, а культурными практиками (репрезентациями), конструирующими объекты, о которых они повествуют. Данное явление присутствует как в элитарной, так и в массовой культуре, при этом заметнее и сильнее в массовой культуре[1].

Гендерное  измерение культуры и личности – наиболее острая социальная проблема жизни. В данный момент, с одной стороны,  в обществе можно наблюдать явление толерантности, согласно принципам демократии и гуманизма. С другой стороны, практики социокультурного контроля гендерного индивида в обществе не только не исчезают, но и становятся более гибкими и разнообразными. В мире и обществе присутствует гендерная ассиметрия.

Генезис и историческую динамику гендерного дискурса условно можно разделить на 3 этапа:

  1. Онтологический (гендерно-нейтральный). Тип дискурса преобладал в

период доминирования мифологического мышления и длился от эпохи первобытного общества до Античности.

  1. Аксиологический (маскулинный, рационально – оппозитивный). Тип

дискурса доминировал в эпоху традиционного, иерархического мироощущения и длился, по временным периодам от  эпохи античности до начала эпохи постмодернизма.

  1. Антропологический (феминный, аппелирующий к телесному опыту).

Тип дискурса, оформившийся в современную эпоху постмодернистского алюрального мироощущения.

На протяжении многих веков в обществе преобладала идея о неравноценном статусе полов, выраженном мужском доминировании в общественной жизни и культуре. Радикальные изменения произошли с развитием движения феминизма – общественно-политического движения, целью которого является предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав.

Мода занимает особое место в ряду современных гендерных репрезентаций. Мода может рассматриваться как гендерно-маркированный текст культуры, насыщенный образами мужественности и женственности и  имеющий первостепенную роль по воздействию в массовой культуре. При этом она, имея внешнюю симулятивность, представляет собой одну из форм дискурса власти. Явление моды способствует насаждению форм гендерного контроля. Моду также можно рассматривать как периодическую смену образов культуры и массового поведения в такой сфере человеческой деятельности и культуры, как формирование внешности человека.

В свою очередь, внешность человека включает в себя следующие параметры:

– собственные признаки внешности человека, отражающие неотъемлемые черты конкретного человека, такие как общефизические признаки (пол, возраст и т.д.), анатомические признаки (характеризуют строение тела человека в целом), функциональные признаки (двигательные, вербальные и иные особенности человека);

– сопутствующие признаки внешности человека, которые лишь дополняют внешность. К сопутствующим элементам относятся одежда, обувь, украшения, аксессуары и иные постоянно используемые предметы и их технологические и эксплуатационные признаки.

Из истории ювелирного искусства видно, что мода всегда оказывает влияние на дизайн драгоценных изделий. Ювелирное искусство теснейшим образом связано с меняющимися условиями исторического быта, например со спецификой стиля одежды. Следует помнить, что стилем является устойчивое единство образов системы, выразительных средств и художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства. Термин стиль может употребляться по отношению к образу жизни человека, характеризуя особенности общения, поведения и склада мышления; как совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру автора; как совокупность приёмов использования языковых средств.

В каждой эпохе, вплоть до XX века, был тесно связанный с костюмом набор украшений, в облике которых находили отражение художественные вкусы определенного времени. Ювелирное искусство оставалось одним из средств формирования художественной среды. При этом одной из властных стратегий моды является  в основном упор на привлекательность конкретно женщины.

В смене же доминирующих модных парадигм середины XX – начала XI века отражены глубинные смысловые сдвиги и изменения, произошедшие в рамках гендерного дискурса. Они закреплялись посредством культурных практик, в том числе новых направлений и стилей в моде: произошло появление стилей нью-лук и пин-ап, как культурных репрезентаций с маскулинным типом организации дискурса и стилей унисекс, нью-рейв и метросексуализм, как культурных репрезентаций с феминным типом организации дискурса. Маскулинный тип – иерархичен и утверждает одну возможную истину: традиционный взгляд на гендерные отношения; феминный тип – плюрарен и демонстрирует множество возможных истин. В феминный тип входят стили, иллюстрирующие гендерные мутации и феминные результаты деконструкции традиционных гендерных установок.

Одной из таких практик является стиль унисекс. Этот стиль – интертест, появляющийся в результате считывания других дискурсов и являющиеся также точкой пересечения этих самых дискурсов. Именно в середину XX – начало XI века благодаря интеллектуальным усилиям теоретиков постструктуализма и постмодернизма была поставлена под сомнение правомерность патриархатного (логоцентричного) взгляда на социокультурный статус полов, а понятие мужественность и женственность не только перестали ограничиваться биологическими характеристиками, но и вышли за границы традиционных символьных параметров.

Единой точки относительно времени появления стиля нет, чаще всего в источниках упоминается о 1970х годах. При этом условно можно выделить 4 основных этапа развития данного стиля: 1920е, 1970е, 1990е, 2000е года [1]. При этом хронологически первые 3 волны актуализации данного стиля в одежде совпадают с 3 волнами феминизации. 1920е годы характеризуются протестом против традиционного взгляда на распределение гендерных ролей, что в первую очередь проявилось в смене женского облика.

До этого времени мужской костюм подчинялся общей властной иерархичной мускулинной стратегии: ношение мужского костюма и мужская форма поведения – прерогатива исключительно мужчин. Переломный момент наступил в XX веке в связи с радикальными переменами в обществе, спровоцированными Первой мировой войной. Во время местонахождения на фронте значительной части мужского населения, женская часть общества была вынуждена массово заменить мужчин в их профессиональной деятельности.

Это повлекло за собой изменения как внешнего порядка: женщины надели униформу и начали работать в различных отраслях легкой и тяжелой промышленности, в сфере обсуживающего труда, так и внутреннего: женщина начинает чувствовать себя значимым членом общества, равным мужчине.

Именно в этот период сложился образ костюма, который женщины будут носить в XX в.: удобный, простой и функциональный. Высокая мода была вынуждена приспосабливаться к условиям военного времени.

В это время известный модельер Коко Шанель сняла с женщин обременяющий корсет и ввела в моду укороченные до колен юбки, а также взятые из мужского гардероба предметы: белую сорочку, брюки, мужской костюм и мужскую стрижку, которая также отвечала требованиям военного времени.

После окончания войны женщины XX века стали активно участвовать в экономических, общественных, политических сферах общества и им потребовалось соответственный внешний облик и образ для соответствия изменившимся реалиям.

С развитием различных сфер производства появляется одежда, которую можно назвать одеждой унисекс: различные виды спортивной одежды, спец. одежда и униформа на различных видах производства и сферы услуг, различные женские вариации мужского делового костюма и верхней одежды. Украшения также претерпели изменения: яркие, дорогие, подиумные и вечерние украшения стали не актуальны при изменившихся реалиях жизни[2].

1970е и 1990е годы XX века уже свидетельствуют о произошедших изменениях в гендерном дискурсе. После Второй мировой войны роскошь моды и мода роскоши, главенствующие на тот момент в обществе, не пользовались большой популярностью: во многом сказывалась нехватка сырья и не актуальность идей моды идеям патриотизма. Женщина активно участвует во многих сферах деятельности. С 1950 года начинает формироваться индустрия моды и Дома моды из ателье превращаются в крупные промышленные и торговые корпорации. Именно в 1950-е гг. возникло новое явление — молодежная мода, где молодое поколение стремится всем своим поведением и внешним обликом отвергнуть догматы старого мира. Появляется явление молодежной культуры, кумиры молодежи (Элвис Пресли, Studio 54 и многое другое.) Представители молодого поколения, тинейджеры, превратились в потребителей и, тем самым, в мощную силу на рынке, которая уже могла диктовать свои законы и лидерами моды становятся не представители элиты, а массовый потребитель, и, соответственно, модным становиться то, что уже соответствует массовым вкусам и тенденциям [5]. И, несмотря на привлекательность рекламируемого Домами мод, сопротивляющихся потере статуса законодателей моды, образа женщины-украшения, женщина во второй половине XX в. становится все более независимой и самостоятельной, что в свою очередь, требует продуманный образ, что и показал костюм от “Шанель”.

А в 1960-е гг. встала проблема социальнокультурного и психологического разрыва между поколениями. Мода 1960-70х устала от моральных и этических ценностей прошлого. Спад мировой экономики, “Берлинская стена”, война во Вьетнаме, международный нефтяной кризис, волна терроризма, захлестнувшая Италию, Война в Чехословакии: все это способствует разочарованию, особенно у представителей молодого поколения, и женщин и мужчин, в социальных идеалах этого времени.

Общество устремилось к поиску альтернативных сообществ и созданию иной территории существования, при этом особым толчком к быстрой смене взглядов в обществе послужило активное развитие массового производства и средств массовой коммуникации и новый виток развития дискурса сексуальности – так называемая “сексуальная революция”  XX века. 60-70 годы XX века также отличаются развитием и большим разнообразием субкультур, самые заметные из которых: хиппи, панки, готы, байкеры, моды, стиляги и многие другие. При этом именно хиппи официальная мода обязана появлением множества стилей: этнического и фольклорного, стиля ретро и «стиля лохмотьев и дыр», унисекс и диффузного.

Символом  же протеста против буржуазной стиля в одежде, против догматов официальной власти, против гендерной ассиметрии и патриархальной концепции “мира мужчин”  стали джинсы, которые из одежды американских фермеров и ковбоев превратились в одежду протеста левых студентов и хиппи, а затем к 1972 г. — в самую популярную массовую моду в стиле “унисекс”.

Однако в начале 1960-х гг. официальная мода почти не реагировала на рождение молодежной культуры.  Однако в  1962 г. Мэри Квант показала первую коллекцию с мини-юбками. А известный модельер Руди Гернрейх  в своих коллекциях 60-х годов отразил идею отказа от половой принадлежности, явив миру унисекс-купальники, а в 1970 г. коллекцию женской одежды в военизированном стиле и коллекцию мужской и женской одежды в стиле “унисекс”. Стиль унисекс пропагандирует и массовая культура: адрогинные девушки в модельном бизнесе, такие как Твигги; Девид Боуи и его образ на сцене.

Расцвет стиля унисекс приходится на 90-е годы, когда известный модельер Кельвин Кляйн и его модель Кейт Мосс продемонстрировали миру знаменитую коллекцию для тинейджеров, включавшую растянутые свитера, джинсы и другие вещи, одинаково подходящие как девушкам, так и парням. Стиль унисекс проник и в область парфюма: Кельвин Кляйн выпустил первый унисекс-аромат Ck Оne. Однако стиль “унисекс”, ставший одним из симп­томов стирания границ между пола­ми, не привел к реальному равнопра­вию, а скорее к “уравниловке” в одеж­де. “Унисекс” 1990-х уже не обладал обаянием новизны, которое было характерно для начала 1970-х гг, однако стиль унисекс уже проник во все сферы жизни и моды, включая деловой мир, спорт, армию сферу обслуживания (спортивная одежда Олимпийских игр, военная униформа, униформа сферы услуг). Стиль унисекс проявляется в это время во всех категориях внешнего облика человека: унисек-одежда, унисекс-обувь, унисекс-ароматы. И для гармоничного завершения облика – унисекс украшения и акссесуары. Более того, унисекс стиль также нашел отражение в субкультурной стилистике, продолжающей развиваться с 60х годов XX века: украшения в стиле рок, готические или с этническими мотивами,

2000е  ознаменовали новый виток развития стиля. Унисекс до этого времени больше расширял границы феминности, а не тенденцию к единству полов, что, в том числе, позволяет считать его  феминным стилем, несмотря на то, что он во многом связан с репрезентацией новых характеристик маскулинности. Последняя же волна свидетельствует о пересмотре образа мужественности, что, в том числе обуславливает популярность такого феминного стиля как метросексуализм. Однако в последнее время, в связи с всеобщей глобализацией мира и  очередной волной феминизма наблюдается становление стиля унисекс уже как гендернонейтрального стиля

На данный момент определение стиля унисекс звучит следующим

образом: унисекс – стиль, стирающий гендерные различия; унисекс – единый пол. Стиль, одинаково подходящий, каких бы сфер жизни это не касалось, обоим полам. Данный термин применим как к внешнему виду человека, собственных и сопутствующих признаков, так и к области искусства и дизайна (унисекс-речь, унисекс-одежда, унисек-украшения и др.).

Особенностью стиля унисекс можно считать его унифицированность, способность подходить как мужчинам, так и женщинам, тем самым стирая границы понятий “мужественность” и “женственность” и обеспечивая их взаимное диффузионное проникновение  друг в друга, своеобразное дополнение, с целью рождения новой гендерной практики. Сейчас уже можно говорить о стиле унисекс, как о гендернонейтральном стиле.

Современная мода изменчива и динамична, что определяется высокими темпами жизни, новыми информационными технологиями, научными открытиями и т.д. В ней сочетаются и существуют множество стилей, в том числе сочетаются различные направления XX века, основным из которых, особенно в массовой культуре, является стиль унисекс, характерный как для одежды, обуви, украшений, аксессуаров, ароматов,  иных постоянно используемые предметов, таких как, например гаджеты различной сферы применения.

Стиль же украшений, как драгоценных, так и бижутерии, в настоящее время определяется не канонами и стандартами, а личностью и индивидуальностью. Современная тенденция состоит в создании изделий, ценность которых определяется не стоимостью материала, сколько эстетической значимостью. Ювелирная мода может быть краткосрочной или долгосрочной, но она всегда отражает вкусы потребителя. В современной ювелирной индустрии многие известные фирмы в своих коллекциях создают разнообразные изделия, которые могут считаться украшениями в стиле унисекс[3]. Однако из-за предубеждений различного плана против этого стиля, основанных, в частности, на регрессионном доминировании традиционного, иерархического мускулинного мироощущения, общая тенденция разделения драгоценных изделий и аксессуаров по категориям гендера сохраняется. В том числе это обуславливается и тем, на какой социальный уровень потребителей направлена выпускаемая такими фирмами продукция. Официальная ювелирная мода повторяет историю моды 50-60 годов, когда высокая мода сопротивлялась модным массовым тенденциям, присутствующим на тот момент в обществе. При этом фирмы  могут создать ювелирное изделие в стиле унисекс по индивидуальному заказу потребителя. А некоторые фирмы, при общей гендерной ассиметрии сортамента продукции, создают ювелирные изделия, которые могут считать ювелирным изделием противоположного гендера (например, украшения фирмы Stephen Webster)

С другой стороны, сейчас довольно легко найти бижутерию в стиле унисекс, как через розничные магазины, так и через интернет ресурсы. Бижутерия и ювелирные изделия с применением недорогих драгоценных материалов, в том числе имеющие отношение к явлению субкультуризма, пользуются популярность у подростков и молодежи. Современные возрастные границы социально-демографической группы молодежи: от 14 до 35 лет, что позволяет считать молодежную моду массовой.

Общая характеристика украшений в стиле унисекс может считаться следующей: украшения в стиле унисекс простые, удобные, гендернонейтральные. Они могут изготавливаться как с применением драгоценных, так и не драгоценных материалов, включающих в себя материалы органического и неорганического происхождения.

При этом драгоценные и редкие материалы могут гармонично комбинироваться с недрагоценными материалы в одном изделии. Украшения унисекс не содержат в себе чрезмерной декоративности. Основное требование к таким украшениям — это качество и долговечность.

Многие известные модельеры говорят об унисексе, как о стиле будущего, поскольку он прост и удобен. И как показывает практика, простое не значит незначительное. Секрет и ценность гендернонейтрального стиля в его универсальности, основная идея украшений в стиле унисекс заключается в акцентировании внимания на внутренних качествах человека, а не на внешнем виде; когда украшение олицетворяет функцию личного символа, удовлетворяет эстетические вкусы носителя, а не является показателем статуса или исключительно декоративного объекта.

Украшения в стиле унисекс  не  стирают грань между мужчиной и женщиной, они просто не акцентируют внимания на гендерных различиях, как дополнительно акцентируют многие украшения в других стилях, при уже имеющемся биологическом различии.

Литература

  1. Малыгина А. В.- Гендерные репрезентации как тексты культуры :-Автореф. дис. на. канд. филос. наук: –  Москва, 2008 – 23 с.
  2. Яковлева М. В.- Динамика образов “мужественности” и “женственности” в европейском костюме XX века: гендерный подход: Автореф. дис. на. канд. .культ. наук: – СПб, 2003– 20с.
  3. Аксенова М., Дукельская Е.,. Евсеева Т., Мода и стиль. Современная энциклопедия, – Аванта,2002 – 482с.
  4. Шаталова И.В. – Стили ювелирных украшений, –Издательский дом “6 карат”, 2004– 154 с.
  5. Масленцева Н. Ю. – Молодежная мода в одежде в условиях современной России: Автореф. дис. на канд. соц. наук: – Екатеринбург, 2003– 23 с.

References

  1. Maligina A. V., Gendernie reprezentacii kak teksti kulturi, – Avtoref. dis. na. kand. filos. nauk–  Moskva 2008 – 23 p.
  2. Yakovleva M. V., Dinamika obrazov “mujestvennosti” i “jenstvennosti” v evropeiskom kostyume XX veka gendernii podhod – Avtoref. dis. na. kand. .kult. nauk – SPb 2003– 23p.
  3. Aksenova M., Dukelskaya E., Evseeva T., Moda i stil. Sovremennaya enciklopediya– Avanta, 2002 – 482p.
  4. Shatalova I.V., Stili yuvelirnih ukrashenii –Izdatelskii dom “6 karat” 2004– 154 p.
  5. Maslenceva N. Yu. _ Molodejnaya moda v odejde v usloviyah sovremennoi Rossii. Avtoref. dis. na kand. soc. Nauk – Ekaterinburg, 2003– 23 p.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.