Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217, 16+

Пред-печатная версия

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.97.7.085 - Доступен после 17.07.2020

() Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Магомедов А. Дж. ДАГЕСТАНСКИЕ ТРАДИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РОГА И КОСТИ / А. Дж. Магомедов, Х. А. Юсупов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — №. — С. . — URL: https://research-journal.org/art/dagestanskie-tradicii-xudozhestvennoj-obrabotki-roga-i-kosti/ (дата обращения: 06.08.2020. ). doi: 10.23670/IRJ.2020.97.7.085

Импортировать


ДАГЕСТАНСКИЕ ТРАДИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РОГА И КОСТИ

ДАГЕСТАНСКИЕ ТРАДИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ РОГА И КОСТИ

Научная статья

Магомедов А.Дж. 1, *, Юсупов Х.А.2

1 ORCID: 0000-0001-7852-3766;

2 ORCID: 0000-0003-3195-722 X;

1, 2 Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, Махачкала, Россия

* Корреспондирующий автор (amirbek.49[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассматривается художественная обработка рога и кости, которая была широко распространена в искусстве Дагестана. Однако в исследовании традиций этнографического и современного периода по обработке кости и рога в Дагестане, а также в характеристике современных промыслов художественной обработки рога и кости остаются пробелы. Этим определяется актуальность настоящей статьи.

Особое внимание уделяется характеристике традиций художественной обработки рога и кости, изготовления изделий из них, развитию декоративных техник их украшения в исторической и современной культуре, а также на инокультурные влияния в их развитии.

Статья опирается на принципы историзма, объективности, системного подхода к изучаемой проблеме и написана по литературным, полевым этнографическим и историко-искусствоведческим, а также музейным материалам известных промыслов республики Дагестан.

Прослеживая основные направления обработки рога и кости, а также пути развития техники инкрустации золотом по слоновой кости, делаются выводы о том, что, во-первых, обработки рога и кости в Дагестане получила большое развитие. Во-вторых, техника украшения золотом вставок слоновой кости в ювелирных изделиях, исторически распространенная в искусстве Кубачи, малоизвестна в других регионах страны и странах зарубежья.

Ключевые слова: традиционные промыслы обработки рога и кости, инкрустация по слоновой кости, ювелирное искусство с. Кубачи.

DAGESTAN TRADITIONS OF ART WORK WITH HORN AND BONE

Research article

Magomedov A.J. 1*, Yusupov H.A. 2

1 ORCID: 0000-0001-7852-3766;

2 ORCID: 0000-0003-3195-722 X;

1, 2 Institute of Language, Literature, and Art named after G. Tsadasi, Makhachkala, Russia

* Corresponding author (amirbek.49[at]mail.ru)

Abstract

The traditions of both the ethnographic and modern periods in bone and horn processing in Dagestan have not yet been studied. Therefore, this article is devoted to the poorly studied problem of the artistic crafts of Dagestan. It is written based on the field, ethnographic, historical-art, and museum materials of famous crafts.

The paper describes the main directions of horn and bone processing, foreign cultural influences that affected their development, modern crafts of art work with a horn. Particular attention is paid to the characterization of the traditions of the art work with horn and bone, manufacturing products made of them, the development of decorative techniques for their processing in historical and modern culture. The authors trace the development paths, the technique of inlaying gold on ivory. Ivory inlaid gold, historically common in the art of vil. Kubachi is little known in the world as a decorative technique or as one of the additional jewelry techniques.

Keywords: traditional crafts, processing of horns and bones, ivory inlaid with gold, jewelry art in vil. Kubachi, processing bones and horns in vil. Harbuk.

Введение

Художественная обработка рога, кости – явление, широко распространенное в мире. Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости; остатки этих произведений не сохранились до наших дней, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами [6]. Со временем, особенно популярными стали мелкие изделия из рога, слоновой кости (гребенки, иконки, скульптурные фигурки, шкатулки и др.). Значительное развитие получила художественная резьба кости после ХVI в., когда она распространилась в Европе [3].

Центры обработки кости и рога были известны и в России. Сегодня среди них можно назвать такие промыслы резной кости, как холмогорская, хотьковская, варнавинская, тобольская и якутско-чукотская. Есть и публикации новейшего времени, касающиеся традиций данных регионов, свидетельствующие о возрастании научного интереса к этой теме [4].

Художественная обработка кости и рога также была известна и в Дагестане. Археологические материалы, связанные с художественной обработкой кости и рога, уже привлекали внимание исследователей [8, С. 132-142]. В Дагестане были распространены два направления обработки кости и рога: 1) обработка кости-цевки и рога для изготовления бытовых изделий (расчески, рукояти кинжалов, шашек, костяные накладки для наборных поясов и др.); 2) работа со слоновой и моржовой костью (рукояти кинжалов, шары для рукоятей кавказских пистолетов, пластины для торцевых концов прикладов ружей, львиные головки для рукоятей сабель, вставки в специальные картуши ножен холодного оружия и др.). В советский период в Дагестане получила развитие традиция по художественной обработке рога на госпредприятиях народных художественных промыслов (НХП).

Основная часть. Традиции обработки кости и рога в промыслах Дагестана

  1. Обработка кости и рога с. Харбук

Подробный материал по работе с костью-цевкой и рогом в 60-70-е годы ХХ в. был собран в с. Харбук. Здесь из кости и рога мастера изготавливали «свадебные большие роги», «маленькие роги», «чашки-рожки», женские гребни, детские расчески, накладки-боковины к рукояткам пистолетов, рукояти кинжалов, накладные ручки для ножей, рожки для набивки колбас, чернильницы, газыри, пуговицы, музыкальные инструменты типа зурны, ногайки, ручки для инструментов и другие мелкие изделия. Однако позже, в 1990-е годы, в селе работала только одна мастерица Патимат Ахмедханова, которая изготавливала костяные гребни [14, С. 113-114].

При работе с рогом харбукские мастера использовали приемы чистки, резки, выправления рога, распиливания, обточки, беления, шлифовки, выпиловки узоров, приемы плоскорельефной резьбы и др. В 1940–1960-е годы Патима Османова изготавливала перочинные и кухонные ножи. Она использовала рога для накладных ручек ножиков. Для этого она их нагревала в духовке печи, разрезала на половинки, ставила между стальными пластинками (къалиппе «формовки») и зажимала в тисках. Так получались ровные пластинки для ручек ножиков. Все это делалось не только из-за отсутствия или дефицита оргстекла и традиционно используемой в прошлом для этих целей слоновой кости, но и потому что такие ручки выглядели красиво. Слоновую кость харбукские мастера называли магьи. Сегодня уже любую пластмассу или оргстекло называют этим же словом.

В 1970-е годы в Харбуке можно было наблюдать и другие приемы использования рога при изготовлении традиционных изделий. Так, мастер Абдулмажид Юсупов делал кнуты-ногайки. Основу кнута составлял металлический прутик с заострённым концом для рукояти, которую он ковал в кузнице. Дети собирали ему куски разноцветной пластмассы. Он их нагревал, вырезал из них кружочки и вперемежку с кружочками из пластинок рога нанизывал на рукоять. Потом все это стачивалась рашпилем (ликкалукан) и напильником с грубой насечкой (бубха мегьлукан). После этого кнут шлифовали. Получалась красивая полосатая ручка. Абдулмажид Юсупов продавал их даже в Средней Азии, куда иногда ездил на заработки.

  1. Обработка кости и рога в с. Кубачи

Основным центром обработки кости и рога в Дагестане был Кубачи. В прошлом здесь так же, как и в Харбуке обрабатывали кость-цевку и рог. Ассортимент изделий из них был примерно таков, как и в Харбуке.

а) Инкрустация золотом

Наиболее известной традицией кубачинских мастеров была инкрустация золотом по слоновой, моржовой кости и буйволовому рогу. Главный ассортимент изделий в этой технике были накладки на ножны и рукояти оружия. Инкрустацией золотом по слоновой кости в Кубачи занимались мастера А. Гасанов, Шапи Хартумов, Гаджиахмед Абдурахманов, Имима Абдалов и др. Яркий иллюстративный материал по этой теме представлен в альбоме Р.А. Алиханова и А.А. Иванова «Искусство Кубачи» [1, ил. 89-91, 98-104].

Истоки традиции инкрустации золотом по слоновой кости и буйволовому рогу по имеющимся источникам (интернет, альбомные издания по искусству, другие публикации) достаточно трудно проследить. Характер узоров, приемов инкрустации, возможно скопированных с насечки золотом по железу, позволяют предполагать самобытность кубачинской традиции. С другой стороны, мы не можем исключить и определенное влияние восточных традиций. О возможности такого влияния на развитие кубачинской техники свидетельствует уникальный экспонат 1525 г. – ятаган турецкого правителя Сулеймана Великолепного [12]. Его рукоять выполнена из слоновой кости и украшена различной техникой в три слоя, в том числе техникой, напоминающей кубачинскую.

Техника инкрустации золотом по слоновой (или моржовой) кости в литературе отражена скудно. Основным источником, откуда такая информация кочует без ссылок в Инет и другие материалы, является описание этнографа Е.М. Шиллинга в его книге о Кубачи [13]. В свое время сведения об этой технике оставил и художник-прикладник А.М. Абдурахманов, выучившийся этому делу в 20-е годы ХХ века от своего дяди.

Кубачинская инкрустация золотом по кости – бищибзиб магье – и насечка по рогу – бищибзиб ликка, – как пишет Е.М. Шиллинг, «в общем одна специальность» [13, С. 104]. Такая работа, из-за свойств используемых материалов (кость, рог), имела в промысле «весьма ограниченные возможности и считалась не такой трудной, как насечка по металлу» [13, С. 104]. Кроме того, надо учесть, что эта специальность была не основной в ювелирном деле, а являлась дополнительной к таким видам техник, как гравировка по серебру с чернью, насечка по железу, а в наше время гравировка по золоту. Дело в том, что на кости или роге не может получиться заусенцев и зазоров, которые придерживали бы золотую нить в канальцах. Поэтому уже вырезанный орнамент прорезается специальным резцом еще несколько раз со специальным «внутрь режущим резцом». Мастер плавным движением проходит резцом по всем линиям орнамента, подрезая сбоку под кость, сначала в одну сторону, а затем дважды в другую, чтобы сечение каждой линии давало фигуру, подобную миниатюрной трапеции с широким основанием внизу. Золотая проволока, вбитая в это ложе, расплющивается в глубине костяного слоя и тем самым удерживается от выскакивания. Узор на кости и роге по самим свойствам этих материалов не заполняет фона почти сплошь, как на металле. При этом инкрустация по кости несколько прочнее инкрустации по рогу, обладающему свойством гигроскопичности и могущему с течением времени ссыхаться или разбухать. Мастера понимали, что хрупкость и ломкость кости мешает обеспечить разнообразие насекаемых узоров [13, С. 105].

Традиция инкрустации золотом по слоновой кости в Кубачи прервалась в 50-е годы ХХ века (хотя отдельные мастера продолжали работать в этой технике до конца 1950-х гг.). Для созданной в селе артели эта техника, как и насечка золотом по железу, оказались «неудобными» для определения расхода материала. К тому же Кубачинская артель не получала по разнарядке и золото для работ.

Таким образом, в 1960–1980-е годы в Кубачи ни один мастер уже не работал в этой технике. И только в постсоветский период с развитием рыночных отношений стали возрождаться многие забытые промыслы и декоративные техники народного искусства. Сегодня инкрустацией золотом по кости занимаются молодые мастера Абдулгамид Канаев, Абдулла Гасанов, Абдулла Пашаев. Хотя эти виды технологий еще «не выросли» до промыслового уровня, но уже возрождены многие секреты исторических традиций. Так, например, в справочнике музееведа Д. Дагировой представлены работы Абдула Канаева (шашка и кинжал), украшенные вставками из буйволового рога с золотой насечкой [11, С. 218].

б) Рельефная резьба

В кубачинском промысле в 1930–1940-е годы начала развиваться техника рельефной резьбы. Вероятно, это произошло под влиянием холмогорских традиций резьбы по кости. Важную роль в этом сыграло сотрудничество кубачинских мастеров с художниками НИИ художественной промышленности и их работа в Кисловодской артели им. Первого мая (позже Кисловодская фабрика сувениров).

Кисловодская артель специализировалась на выпуске изделий из рога, кости и металла. Деятельность артели с самого начала была успешной. В 1937 году 12 изделий из кости, выполненных ее мастерами, выставлялись на Парижской выставке. После окончания Великой Отечественной войны на базе артели был создан отдельный цех по художественной обработке кости [5]. Здесь с 1930-х годов трудились и кубачинские мастера (Абдулжалил Ибрагимов, Ахмедхан Шамов и др.).

В технике рельефной резьбы по кости выполнялись «актуальные» в то время (1930–1950-е годы) портреты вождей, руководителей страны, гербы страны и союзных республик, барельефные изображения символов-достижений новой эпохи (ГЭС-ы, домны, колхозные поля, самолеты в небе, виды Кремля и Красной площади и др.). Эти новации хорошо представлены в фотоколлекции альбома О.И. Брюзгиной [2, ил. 146, 150, 151, 153]. Вместе с тем это направление обработки слоновой кости в кубачинском ювелирном деле в дальнейшем (1960-1980-е гг.) не получило развития. Мастера и сегодня применяют его редко.

в) Выпиловка

Еще одним направлением художественной обработки кости кубачинских мастеров стала выпиловка. В послевоенные годы выпиловка с созданием ажура ювелирного узора становится популярной техникой обработки слоновой кости. Так они украшали серебряные поверхности изделий, украшенных гравировкой с чернью или насечкой. По выпиловке мастера Кубачи со временем стали виртуозами. На начальном этапе освоения техники гравировщики сами занимались выпиливанием по кости.

Это новое направление обработки кости сохраняется в Кубачи и сегодня. Работающие в этом деле мастера (братья Магомед, Закария, Рабадан, Ильяс Маммагаджиевы, Зубайру Абдуллаев) выполняют работы по заказам.

г) Известные работы кубачинских мастеров

Мастер Ахмедхан Шамов в годы войны из Кисловодска вернулся в Кубачи и стал работать в местной артели. Здесь он выполнял высокохудожественные работы из слоновой кости с рельефной резьбой. Особенно выразителен его портсигар «День Победы» [2, С. 92, 94-95]. Эта работа ярко показывает влияние холмогорских традиций резьбы по кости. Портсигар «День Победы» содержит ряд многофигурных композиций, выполненных резьбой по слоновой кости. Здесь и ажурный орнамент, похожий на кубачинский узор растительного типа. Здесь и барельефный портрет И.В. Сталина в обрамлении цветочного узора. А «костяные створки изделия покрыты барельефными картинами. На одной из них – скачущий во весь опор гонец, несущий людям добрую весть о Великой Победе. На боковых – две одинокие женские фигуры, застывшие в вечном ожидании: мать на пороге отчего дома, и любимая с кувшином свежей родниковой воды на плече». На внутренней поверхности крышки – панорама аула Кубачи «в лучах восходящего солнца» [2, С. 95].

«Искуснейшим косторезом» назвал Ахмедхана Шамова в своей книге журналист Дмитрий Трунов [9, С. 19].

Виртуозом выпиловки был мастер Абдулжалил Ибрагимов. Его «Рамка для фотографий М календаря» (1936), выполненная для Парижской выставки (1937) – шедевр ювелирного искусства той эпохи [2, ил. 124]. Олени, жар-птица, птицы у гнезда в сочетании с кубачинским ювелирным узором, создают сказочный ажур-паутину на слоновой кости.

Абдулжалил Ибрагимов и Ахмедхан Шамов, основываясь на эффектах инкрустации золота по слоновой кости, решаются подкрашивать ажур выпиленного узора «золотой краской» [2, ил. 124, 146], используемой в 1930-е годы, возможно, в фарфоровом производстве Кисловодской артели. Так возникает новая технология в обработке слоновой кости. Конечно, такая подкраска не давала эффекта инкрустированного в слоновую кость золота. Такой поиск не получил дальнейшего применения в ювелирном деле Кубачи.

  1. Художественная обработка рога на предприятиях НХП

В 1960–1980-е годы обработка рога получила промышленное развитие на ювелирных предприятиях НХП Дагестана. Так, на Кубачинском и Гоцатлинском художественных комбинатах Дагестана роги-бокалы украшались серебряными оправами с гравировкой и чернью. Выпускались роги-бокалы и с оправами из цветных металлов. Они были дешевле и потому их массовое производство было налажено и на новом предприятии, созданном в столице республики – Махачкалинском комбинате художественных изделий.

Участниками этого процесса были и авторы настоящей статьи. В 70-е годы они ряд лет работали на Махачкалинском комбинате художественных изделий Министерства местной промышленности ДАССР в ювелирном цехе, где и изготавливали роги-бокалы. Они освоили здесь приемы переработки рогов, получаемых с сельхозпредприятий Дагестана. Роги обжигали и шлифовали. Затем для рогов-бокалов вытачивались на токарном станке мельхиоровые оправы. А металлические заготовки, так называемые «утиные головки», которыми заканчивались концевые чехлы-шейки изделий штамповались. В завершение процесса металлические оправы рогов-бокалов украшались гравировкой типа дражировки. Кроме партий в виде штучных изделий в этом же цеху изготавливались небольшими партиями также наборы для напитков из нескольких единиц таких рогов. Сувенирные роги-бокалы, как кавказские, дагестанские сувениры, шли в эти годы даже на экспорт. Позже в ювелирном цеху комбината был внедрен и ассортимент сувениров из рога – фигурные композиции на темы: «кавказский орел», «козлик», «ослик» и др.

На предприятиях НХП были освоены также приемы изготовления оправ из латуни. Отдельными, эксклюзивными экземплярами изготавливались «свадебные бокалы» из рогов горных туров. Такая практика сохраняется и сегодня на Гоцатлинском художественном комбинате [7, С. 96].

Заключение

Таким образом, исторические традиции обработки рога и кости в Дагестане возникли давно и местный их характер не вызывает сомнений. Позднее под влиянием восточных традиций в Дагестане формируются более сложные техники – рельефная резьба и инкрустация золотом по слоновой кости и буйволовому рогу. В советскую эпоху (конец 1950-х годов) кубачинская техника инкрустации золотом по слоновой кости и буйволовому рогу забылись. В постсоветское время в условиях роста интереса к историческим традициям художественной культуры, ликвидации запретов советского времени на обработку драгметаллов в частной сфере многие забытые традиции народного искусства Дагестана стали возрождаться. Возродились также приемы инкрустации золотом по слоновой кости и буйволовому рогу. Сегодня активно развиваются и другие приемы – выпиливание и скульптурная резьба по слоновой кости, зародившиеся в промыслах Дагестана под влиянием холмогорской резьбы по кости в 30-е годы ХХ века.

С 1960-х годов в Дагестане на предприятиях НХП стали развиваться и новые направления обработки рога – изготовление рогов-бокалов с накладками из драгоценных и цветных металлов. Развитие получает и практика изготовления так называемых «свадебных бокалов» из рогов горных туров. Мастера изготавливают их с отделкой из цветных (латунь, мельхиор) и драгоценных металлов (серебро).

В эти же годы забываются традиции изготовления из рога и кости «классического» ассортимента бытовых мелочей: расчески, застежки, пуговицы, накладки наборных поясов и др.

Инокультурные влияния в области художественной обработки рога и кости перерабатывались дагестанскими мастерами с учетом местных традиций, и потому здесь сформировались свои самобытные традиции техник художественной обработки рога, ассортимента и стиля украшения таких изделий.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Алиханов Р.А. Искусство Кубачи / Р.А. Алиханов, А.А. Иванов. – Л.: Художник РСФСР, 1976. – 208 с.
  2. Брюзгина О.И. Ювелирное искусство Кубачи / Вступ. слово С.А. Ниналалова. – М.: Интербук-бизнес, 2006. – 160 с.
  3. Врезная инкрустация (Федотов Г.А. Дарите людям красоту, 1985) [Электронный ресурс] – URL: http://metallurgu.ru/books/item /f00/s00/ z0000027/st007.shtml (дата обращения 26.04.2020).
  4. Задраускайте Н.О., Когтева В.А. Анализ развития художественной обработки кости // Прорывные научные исследования: Проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2017. – С. 73-75.
  5. Кисловодская фабрика сувениров [Электронный ресурс] – URL: https://farfor-antik.ru/factories/kislovodskaya-fabrika-suvenirov/ (дата обращения 26.04.2020).
  6. Лаптиева Т. Резьба по кости в мире: происхождение, история [Электронный ресурс] – URL: https://www.colors.life/post/500146/ (дата обращения 26.04.2020).
  7. Магомедов А.Дж. Гоцатль: традиционные промыслы, судьба художественного комбината // Вестник ИЯЛИ им. Г. Цадасы. – 2019. № 19. С. 89-96.
  8. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. – Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. – С. 132-142.
  9. Трунов Д.И. Дагестанские умельцы. – М.: КОИЗ, 1959. – 83 с.
  10. Холмогорская резная кость [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 26.04.2020).
  11. Художники Дагестана: Декоративно-прикладное искусство Дагестана ХVIII – ХХ вв.: Библиографический иллюстрированный справочник / автор-составитель Д.А. Дагирова. – Махачкала: Лотос, 2009. – 248 с.
  12. Чем знаменит ятаган Сулеймана Великолепного. 2018 г. [Электронный ресурс] – URL: https://zen.yandex.ru/media/id/ 5ab101ad51aa4d06269c5ba2/chem-znamenit-iatagan-suleimana-velikolepnogo-5b0e16aec71a92ba5f3d4e61 (дата обращения 26.04.2020).
  13. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура: Историко-этнографические этюды / отв. ред. П. И. Кушнер. – М.; Л., 1949 (Переиздано А. Д. Канаевым – Махачкала: Юпитер, 2012. – 240 с.).
  14. Юсупов Х.А., Муталимов М.А. Харбукцы: история и культура. – Махачкала: Юпитер, 1997. – 592 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Alikhanov R.A., Ivanov A.A. Iskusstvo Kubachi [The art of Kubachi] / R.A. Alihanov, A.A. Ivanov. – L.: Artist of the RSFSR, 1976. – 208 p. [in Russian]
  2. Bryuzgina O.I. Yuvelirnoye iskusstvo Kubachi [Jewelry art of Kubachi] / Introduction by S.A. Ninalalova. – M.: Interbook-business, 2006. – 160 p. [in Russian]
  3. Vreznaya inkrustatsiya (Fedotov G.A. Darite lyudyam krasotu, 1985) [Mortise inlay (Fedotov G.A. Give beauty to people, 1985)] [Electronic resource] – URL: http://metallurgu.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st007.shtml (accessed: 26.04.2020 ) [in Russian]
  4. Zadrauskayte N.O., Kogteva V.A. Analiz razvitiya khudozhestvennoy obrabotki kosti [Analysis of artistic bone processing development] // Proryvnyye nauchnyye issledovaniya: Problemy, zakonomernosti, perspektivy: sbornik statey VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Breakthrough scientific research: Problems, patterns, prospects: a collection of articles from the VIII International Scientific and Practical Conference]. – Penza, 2017. – P. 73-75. [in Russian]
  5. Kislovodskaya fabrika suvenirov [Kislovodsk Souvenir Factory] [Electronic resource] – URL: https://farfor-antik.ru/factories/kislovodskaya-fabrika-suvenirov/ (accessed: 26.04.2020). [in Russian]
  6. Laptieva T. Rez’ba po kosti v mire: proiskhozhdeniye, istoriya [Bone carving in the world: origin, history] [Electronic resource] – URL: https://www.colors.life/post/500146/ (accessed: 26.04.2020). [in Russian]
  7. Magomedov A.J. Gotsatl’: traditsionnyye promysly, sud’ba khudozhestvennogo kombinata [Gotsatl: traditional crafts, fate of art factory] // Vestnik IYALI im. G. Tsadasy [Bulletin of the ILLA named after. G. Tsadas]. – 2019. – No. 19. – P. 89-96. [in Russian]
  8. Mammaev M.M. Dekorativno-prikladnoye iskusstvo Dagestana: istoki i stanovleniye [Decorative and applied art of Dagestan: sources and formation]. – Makhachkala: Dagknigoizdat, 1989. – P. 132-142. [in Russian]
  9. Trunov D.I. Dagestanskiye umel’tsy [Dagestan craftsmen]. – M.: KOIZ, 1959. – 83 p. [in Russian]
  10. Kholmogorskaya reznaya kost’ [Kholmogorsk carved bone] [Electronic resource] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed: 26.04.2020). [in Russian]
  11. Khudozhniki Dagestana: Dekorativno-prikladnoye iskusstvo Dagestana KHVIII – KHKH vv.: Bibliograficheskiy illyustrirovannyy spravochnik [Artists of Dagestan: Decorative and Applied Art of Dagestan XVIII – XX centuries: Bibliographic illustrated guide] / D.A. Dagirova. – Makhachkala: Lotus, 2009. – 248 p.
  12. Chem znamenit yatagan Suleymana Velikolepnogo. 2018 g. [What is scimitar of Suleiman the Magnificent famous for?] 2018. [Electronic resource] – URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab101ad51aa4d06269c5ba2/chem-znamenit-iatagan-suleimana-velikolepnogo-5b0e16aec71a92ba5f3d4e61 (accessed: 04/26/2020). [in Russian]
  13. Shilling E.M. Kubachintsy i ikh kul’tura: Istoriko-etnograficheskiye etyudy [Kubachintsy and their culture: Historical and ethnographic studies] / Ed. by P.I. Kushner. – M.; L., 1949 (Reprinted by A.D. Kanaev – Makhachkala: Jupiter, 2012. – 240 p.). [in Russian]
  14. Yusupov H.A., Mutalimov M.A. Kharbuktsy: istoriya i kul’tura [Harbuktsy: history and culture]. – Makhachkala: Jupiter, 1997. – 592 p. [in Russian]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.