НАРУШЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГА ПОКОЛЕНИЙ: ДИНАМИЧЕСКИЙ И СТАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.75.9.042
НАРУШЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГА ПОКОЛЕНИЙ: ДИНАМИЧЕСКИЙ И СТАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Научная статья
Ростова А.Т.*
Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал), Северо-Кавказский федеральный университет, Пятигорск, Россия
* Корреспондирующий автор (tonik-ra[at]bk.ru)
Аннотация
Процесс социального воспроизводства, связанный с передачей моделей поведения, ценностных установок и векторов развития, чрезвычайно важен для сохранения стабильности и целостности социальной структуры. Молодежь является наиболее активной, динамично развивающейся социальной группой, и от ее характеристик во многом зависит будущее общества. В статье проводится аналитическое рассмотрение основных проблем, связанных с реализацией процесса социального воспроизводства. Рассмотрено значение индивидуалистических и коллективистских социальных установок, как факторов передачи социальных традиций. Определены статические и динамические факторы нарушения преемственности социальных ценностей. Проведен общий обзор текущих тенденций развития общества и определены приоритетные направления оптимизации ситуации.
Ключевые слова: общество, социальное воспроизводство, нарушение преемственности, индивидуализм, коллективизм, социальная динамика, социальная статика, диалог поколений.
VIOLATION OF SOCIAL VALUES CONTINUITY IN PROCESS OF GENERAL DIALOGUE: DYNAMIC AND STATIC ASPECTS
Research article
Rostova A.T.*
Institute of Service, Tourism and Design (Branch), North-Caucasian Federal University, Pyatigorsk, Russia
* Corresponding author (tonik-ra[at]bk.ru)
Abstract
The process of social reproduction associated with the transfer of behavior models, values and vectors of development is extremely important for maintaining the stability and integrity of social structure. Young people are the most active, dynamically developing social group and the future of society largely depends on the characteristics of youth. The article analyzes the main problems associated with the implementation of the process of social reproduction. The importance of individualistic and collectivist social attitudes as factors of social traditions transfer is considered. Static and dynamic factors of continuity violation of social values transfer are determined. A general review of current trends in the development of society was conducted and priority directions for optimizing the situation were identified.
Keywords: society, social reproduction, continuity violation, individualism, collectivism, social dynamics, social statics, dialogue of generations.
Диалог поколений – сложный процесс уже как минимум по той причине, что речь идет о взаимодействии членов общества, обладающих различной социальной определенностью. Это связано как с различиями в ролевой определенности членов семейной группы и моделями взаимодействия «родители – дети», так и с различиями в уровне и характере опыта социального становления, характерного для представителей различных возрастных групп. Одна из основных проблем, которые связаны с характером протекания диалога поколений состоит в оценке эффективности передачи социальных ценностей, моделей поведения и векторов развития. И здесь проблема приобретает двойственный характер: с одной стороны, проблематично само эффективное построение взаимодействия, которое гарантировало бы эффективное воспроизводство социальных ценностей, с другой – неоднозначны применяемые критерии оценки уровня преемственности. Последнее связано с тем, что в процессе оценки личного пути, проходимого молодыми людьми, представители старшего поколения ориентируются на результат собственного развития, конечную форму мировоззрения. Социальная прагматика взрослого человека отличается от области приоритетов молодежи, и потому актуализирующиеся противоречия зачастую объясняются не усугублением ситуации, но неприятием отдельных характеристик молодых людей, как социальной группы, обладающей собственной спецификой развития [6].
Вместе с тем, необходимо признать, что проблема воспроизводства социальных ценностей стоит чрезвычайно остро. И причина подобной констатации заключается не в личных оценках представителей старшего поколения: скорее можно было бы сказать о том, что современный этап развития общества предполагает интенсивное изменение всех социальных сфер, и молодежь, как наиболее пластичная в мировоззренческом плане социальная прослойка, оказывается в наибольшей степени подвержена тенденциям деформации общественного сознания [5]. В этом смысле категория преемственности социальных ценностей, обеспечивающая эффективность воспроизводства структуры социальных отношений, актуализируется прямо пропорционально росту деформирующих тенденций.
Следует сказать несколько слов о том, почему так важно сохранение системы социальных ценностей и ее воспроизводства на уровне младших поколений. Общество представляет собой сложную систему, в которой процесс регуляции осуществляется на институциональном уровне (имеется ввиду самостоятельное развитие отдельных социальных институтов), реализуется в рамках управленческой деятельности государственных структур, а также производится на уровне социальных установок отдельных людей [3]. И от того, насколько соответствуют друг другу институциональная сфера, характер государственного регулирования и социальные установки граждан, во многом зависит стабильность и целостность общественной структуры. Кардинальное изменение какой-либо одной из перечисленных сфер неминуемо влечет за собой необходимость адаптации двух других, в противном случае возникнут противоречия, выраженные в снижении эффективности общественного процесса, росте конфликтности и актуализации широкого спектра социальных проблем.
Общественное сознание, поскольку оно в существенной мере связано с динамичной информационно-коммуникативной средой, представляет собой один из наиболее подверженных изменению аспектов общественной жизни [1]. И тот факт, что молодежь обладает высокой степенью пластичности мировоззрения, актуализирует необходимость вытеснения сторонних социальных установок принятыми в обществе ценностями, приоритетами и моделями взаимодействия. При этом глубина укорененности социальных установок, соответствующих принятой в обществе системе отношений, определяет устойчивость социальной системы к внешним воздействиям. И в этом отношении чрезвычайно важно понимать, какие факторы и условия способствуют нарушению процесса воспроизводства структуры социальных отношений. Это знание имеет приоритетное значение для формирования конструктивных регулятивных действий, направленных на улучшение ситуации. По этой причине нами будет проанализирована проблема нарушения процесса воспроизводства социальных ценностей в ходе взаимодействия старшего поколения и молодежи, как одна из наиболее приоритетных в современном социальном процесса.
Первое, на что необходимо обратить внимание – это основания расхождения в мировоззренческих установках старшего поколения и молодежи. Схематически можно выделить две основные разновидности факторов, определяющих нарушение процесса воспроизводства социальных ценностей. Это статические факторы, присущие большинству социальных систем независимо от структуры и динамики общественного процесса, и динамические факторы, связанные с изменением характеристик общества, а также реализуемых на его уровне процессов и явлений.
В первую очередь рассмотрим те факторы усложнения реализации межпоколенческого диалога, которые не связаны с изменением общества. Первое, на что необходимо обратить внимание – это различия в статусно-ролевой определенности представителей молодежи и старшего поколения. Констатируемый с завидной регулярностью упадок нравов, отход от традиций и общее падение качества воспитания представляет собой явление, характерное для многих исторических этапов развития общества, в том числе и характеризующихся стабильностью и отсутствием значимых социальных сдвигов. В данном случае определяющее значение приобретает то, что социальные модели, приемлемые для молодежи, зачастую проходят стадии деактуализации для взрослых людей, оценивших как положительные, так и отрицательные их стороны. В результате то, что воспринимается на уровне личного опыта как пройденный этап, может однозначно оцениваться как ошибочный путь. Вторым значимым моментом является то, что задачи, стоящие перед представителями различных поколений, также существенно различаются: в то время как задачей старших членов семьи является направление, оказание конструктивного формирующего воздействия, одна из основных целей молодых людей – обретение самостоятельности, освобождение от внешней социальной определенности. Это определяет конфликт, основание которого лежит в стремлении старшего поколения к сохранению влияния и, в частности, возможности определять выбор направления развития молодых людей, и одновременно – в наличии у представителей молодежи стремления к самоутверждению личности через обретение личной свободы. В данном случае самостоятельность рассматривается как атрибут взросления, становления личности.
Следует обратить внимание на то, что передача моделей социальной активности производится не только напрямую, в процессе реализации внутрисемейных механизмов социального контроля, но и посредством постепенной смены характера ролевой определенности молодых людей, результатом которой становится актуализация необходимости соответствия выполняемой роли. Это является тем основанием, которое определяет сохранение структуры социальных отношений, поскольку приобретение новых ролей приводит к актуализации переданного в ходе межпоколенческого диалога социального опыта.
Рассматривая конфликт, связанный со стремлением к достижению самостоятельности молодыми людьми, следует обратить внимание, что характер его протекания и, в частности, интенсивность, во многом зависят от культурных установок, принятых в обществе. Сама по себе идея социального становления через обособление характерна для индивидуалистической традиции, в которой преобладающее значение приобретают интересы отдельной личности и степень ее веса в общественной среде. С точки зрения индивидуализма быть зависимым от внешней оценки, не проявлять самостоятельность в принятии решений – значит, быть инструментом, служащим целям другой личности и, следовательно, самоопределяться через нее, что не рассматривается в качестве сильной позиции. Индивидуализм предполагает момент обособленности, отделенности личности от ее социального окружения. Это противопоставление человека миру определяет интенсивность стремления к обособлению, которое активно проявляет молодежь в обществах, в которых индивидуализм представляет собой развитую культурную установку. В этом отношении закономерно, что индивидуализм противоречит идее сохранения социальных традиций, поскольку ориентирован на самостоятельное, критическое отношение к общественной реальности.
Совершенно иная картина вырисовывается в ситуации, когда в обществе развиты установки коллективизма. Здесь процесс самоопределения реализуется через среду, в которую вписан человек. Соответственно, интересы семьи, как одного из базовых коллективных объединений, приобретают преобладающее значение, что определяет актуализацию идеи соответствия интересам, социальным оценкам и воле родственников. Что характерно, естественной установкой коллективизма является иерархичность социального статуса внутри коллектива, в соответствии с чем люди с более низким социальным статусом подчиняются воле тех, кто уже добился уважения и высокой внешней оценки. По этой причине в обществах с традиционным укладом (где в наибольшей степени сохранились коллективистские установки), проблема межпоколенческого диалога имеет значительно меньшую интенсивность, нежели, например, в западном обществе, для которого характерно преобладание индивидуалистической традиции.
Здесь мы переходим к рассмотрению динамического аспекта воспроизводства социальных ценностей в ходе диалога поколений. Как уже было показано выше, существуют значимые культурные детерминанты, которые определяют эффективность передачи знаний и социальных установок. Соответственно, чем выше уровень индивидуалистических установок, тем сильнее актуализируется проблема социальной преемственности и, напротив, чем более развиты коллективные установки, тем выше эффективность обозначенного явления [2], [4].
Очевидно, что общество меняется и изменения эти затрагивают как структуру социальной системы, так и характер культурных установок, активно транслируемых в ней. В этом отношении одним из факторов, существенно усложняющих процесс воспитания молодежи, является изменение актуального поля культуры, ввиду чего исходный базис мировоззрения молодых людей и старшего поколения существенно различаются. Примером подобного рода расхождения может являться проблематичность установления диалога между уроженцами СССР, получившими воспитание в советский период и детьми девяностых и «нулевых» годов, представления которых об окружающем социальном мире существенно различаются. Еще одним проблематичным моментом, связанным с бурным развитием общественной структуры, становится проблема сохранения старшим поколением авторитета. Последнее связано с тем, что активное изменение социальной среды приводит к изменению условий трудоустройства, повышению престижности одних профессий и деактуализации других. На этом фоне происходит возникновение широкого спектра областей профессиональной деятельности, имеющих высокую степень привлекательности, однако недоступных представителям старшего поколения ввиду отсутствия соответствующего образования. Актуальная для молодежи онлайн-коммуникация, знание разнообразных гаджетов – эти сферы интересов молодежи, зачастую, находятся за рамками понимания представителей старшего поколения, что приводит к снижению числа «точек пересечения».
Одной из основных проблем, связанных с социальным воспроизводством, является то, что интенсивность изменения основных сфер общественной жизни чрезвычайно велика, и потому социальные установки, актуальные на моменте личностного становления старшего поколения, утрачивают свою значимость на уровне текущей ситуации. В результате, чем более высокой становится интенсивность трансформационных процессов, тем более серьезная пропасть простирается между представителями старшего поколения и молодежью.
Здесь мы видим двойственный процесс: с одной стороны, высокий уровень социальной преемственности способствует снижению уровня динамики общественной трансформации. С другой стороны, чрезвычайно интенсивная социальная динамика приводит к нарушению преемственности социальных ценностей, принятию молодежью привнесенных извне социальных установок и, как следствие – усугублению текущей ситуации.
Помимо интенсивного изменения социальной среды в данном контексте следует обратить внимание на активную информационную коммуникацию, в результате которой члены общества приобретают возможность взаимодействия с носителями альтернативных культурных установок. В результате проникновение сторонних социальных установок становится чрезвычайно интенсивным, чему способствует активное возникновение информационной продукции и ее интенсивное распространение. Таким образом, по основным позициям обнаруживается неутешительная тенденция интенсификации факторов нарушения социальной преемственности.
В этих условиях приобретает актуальность обращение к основным факторам, определяющим сохранение социальных традиций. К их числу относится, с одной стороны, повышение значимости коллективных ценностей в общественном сознании (таких как патриотизм, семейные ценности, значимость дружбы и взаимопомощи в рабочем коллективе и т. д.), с другой – повышение гибкости социальной позиции представителей старшего поколения, что позволит частично нивелировать нарождающиеся конфликтные тенденции. Кроме того, необходимо внедрение в социальное мировоззрение установок, способствующих деактуализации ролевого конфликта между родителями и детьми.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Emirbekova Ye. E. Power as a social phenomenon: the nature and importance in the construction of the all-Russian identity / Ye. E. Emirbekova // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. Vol.9. №5. - P.87.
- Вассерман В. И. Трансформация ценностных ориентиров студенческой молодежи нового поколения / В.И.Вассерман // Вестник КазГУКИ. - 2014.- №№4-2. - С.54-58.
- Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 c.
- Нарыков Н. В. Ценностный и объективистский подходы в социологическом анализе явлений культуры / Н.В. Нарыков, Е. В. Фатальникова; М-во внутренних дел Российской Федерации, Краснодарский ун-т. - Краснодар: Краснодарский ун-т, 2006. – 129 с.
- Чупров В. И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Ульямс. - М.: Наука, 2001. - 125 с.
- Шурбе В. З. Диалог поколений: цели одни, а задачи разные? / В.З. Шурбе // Известия ВолгГТУ. - 2010. - №7. - С.55-59.
- Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: учеб. пособие для высших учебных заведений / Ю.М. Плотинский. - 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Логос, 2001. – 296 с.
- Разорвина А. С. Трансформация межпоколенческих связей в Российской семье [Электронный ресурс] / А.С. Разорвина // КПЖ. – 2016. – № 2-2 (115). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-mezhpokolencheskih-svyazey-v-rossiyskoy-semie (дата обращения 01.07.2018).
- Яковенко И. Г. Механизмы культурной динамики и смена поколений // Поколение в социокультурном контексте XX века / Отв. ред. Н.А. Хренов; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры и массовых коммуникаций РФ; Научный совет "История мировой культуры" РАН. М.: Наука, 2005. С. 112-129.
- Вдовина М. В. Межпоколенные конфликты в современной семье / М.В. Вдовина // Социологические исследования. – 2005. – № – С. 102–104.
Список литературы на английском языке / References in English
- Emirbekova Ye. E. Power as a social phenomenon: the nature and importance in the construction of the all-Russian identity / Ye. E. Emirbekova // Indiyskiy zhurnal po nauke i tekhnike [Indian Journal of Science and Technology]. – 2016. Vol.9. – No.5. – P.87. [in Russian]
- Vasserman V. I. Transformatsiya tsennostnykh orientirov studencheskoi molodezhi novogo pokoleniya [Transformation of Value Orientations of Student Youth of New Generation] / V.I. Vasserman // Vestnik KazSUCA [Bulletin of KazSUCA]. – No. 4-2. – P. 54-58. [in Russian]
- Merton, R. Sotsialnaya teoriya i sotsialnaya struktura [Social Theory and Social Structure] / Robert Merton. M.: ACT: ACT MOSCOW: KHRANITEL, 2006. – 873 p. [in Russian]
- Narykov N. V. Tsennostnyi i obiektivistskii podkhody v sotsiologicheskom analize yavlenij kultury [Value and Objectivistic Approaches in Sociological Analysis of Cultural Phenomena] / N.V. Narykov, E.V. Fatalnikova; Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar University. - Krasnodar: Krasnodar University, 2006. - 129 p. [in Russian]
- Chuprov V. I. Molodezh v obshchestve riska [Youth in Risk Society] / V.I. Chuprov, Yu. A. Zubok, K. Ulyams. - M.: Nauka, 2001. - 125 p. [in Russian]
- Shurbe V. Z. Dialog pokolenii: tseli odni, a zadachi raznye? [Dialog of Generations: Same Goals, but Different Tasks?] / V.Z. Shurbe // Novosti VolgGTU [News of VolgSTU]. – 2010. – No.7. – P.55-59. [in Russian]
- Plotinskii Yu.M. Modeli sotsialnykh protsessov: ucheb. posobie dlia vysshikh uchebnykh zavedenii [Models of Social Processes: Textbook for Higher Education Institutions] / Yu.M. Plotinsky. – 2nd ed. revised and compl. – M.: Logos, 2001. - 296 p.
- Razorvina A. S. Transformatsiya mezhpokolencheskikh sviazei v Rossiiskoi semie [Transformation of Intergenerational Relations in the Russian Family] [Electronic resource] / А.С. Razorvina // KPZh. - 2016. - №. 2-2 (115). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-mezhpokolencheskih-svyazey-v-rossiyskoy-semie (accessed 01.07.2018). [in Russian]
- Yakovenko I. G. Mekhanizmy kulturnoi dinamiki i smena pokolenii [Mechanisms of Cultural Dynamics and Generation Change] // Generation in Socio-cultural Context of XX Century / Ed. by N.A. Khrenov; State Institute of Art Studies of the Ministry of Culture and Mass Communications of the Russian Federation; Scientific Council “History of World Culture” RAS. M.: Nauka, 2005. P. 112-129. [in Russian]
- Vdovina M. V. Mezhpokolennye konflikty v sovremennoi semie [Intergenerational Conflicts in Modern Family] / M.V. Vdovina // Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research]. – 2005. – No. 1. – P. 102-104. [in Russian]