КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.51.078
Выпуск: № 9 (51), 2016
Опубликована:
2016/09/19
PDF

Ерохина Л.Д. 1, Тиманчук А.С.2, Ерохин А.К.3

1ORCID: 0000-1178-1825-697Х, Кандидат философских наук, Дальневосточный федеральный университет, 2Магистрант кафедры социальных наук, Дальневосточный федеральный университет, 3ORCID: 0000-0001-6420-3040 Кандидат философских наук, Федеральный Тихоокеанский государственный медицинский университет

КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

Представлены результаты эмпирических исследований отношения к экстремизму среди молодежи Приморского края. Анализируется понятие молодежного экстремизма, факторы, влияющие на его распространение, частота встреч с экстремистскими настроениями, способы предупреждения экстремизма. Обобщены результаты исследований и сделан вывод о региональных особенностях молодежного экстремизма. Результаты исследований предлагаются для формирования молодежной политики в регионе.  

Ключевые слова: экстремизм, идеология экстремизма, конфликтогены, молодежь.

Erokhina L.D.1, Timanchuk A.S.2, Erokhin А.К.3

1ORCID: 0000-1178-1825-697Х, PhD in Philosophy, Far Eastern Federal University, 2Postgraduate student, department of social sciences, Far Eastern Federal University, 3ORCID: 0000-0001-6420-3040, PhD in Philosophy, Federal Pacific State Medicine University

CONFLICT FACTORS OF EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE

Abstract

Results of empirical researches developed for study relation young people of Primorsky Krai to extremism are presented. The concept of youth extremism, factors influencing its developing, the frequency of meetings extremist moods, ways for prevention of extremism is analyzed. Results of researches are generalized and the conclusion is drawn on regional features of youth extremism. Results of researches are offered for formation of youth policy in the region. 

Keywords: extremism, extremism ideology, conflict factors, youth.

Значительные политические, экономические и социальные преобразования происшедшие в мире и в частности в России в  ХХ создали благоприятную почву для широкого распространения экстремизма во всех областях частной и общественной жизни. Опасность экстремизма заключаются в его разрушительном влиянии на нормативную систему, социальные и государственные институты, права и свободы граждан, на сознание личности и социальных групп.

Особое внимание в научной литературе уделяется молодежному экстремизму. Молодежь в обществе объективно занимает промежуточное место, оставаясь в нем на вторых ролях, пребывает в зависимости и подчинении от взрослого поколения, является объектом социализации, находится в состоянии недостаточной определенности и незавершенности выбора смысложизненных ценностей, а потому не может в полной мере реализовать свой ресурсный потенциал [1, с. 10-11]. В результате молодых людей легко спровоцировать на протестные движения, которые могут принимать крайние формы.

В настоящей статье рассматривается понятие молодежного экстремизма в контексте общих теоретических дискуссий о природе экстремизма, который до настоящего времени не имеет четкого смыслового определения. В самом общем значении его представляют в различных словарях как «приверженность к крайним взглядам и действиям», которая может иметь место в любой сфере общественной жизни, где сталкиваются различные взгляды и точки зрения на решение тех или иных проблем. При этом исследователи отмечают различия в степени накала и масштабах экстремистских настроений и действий в зависимости от региональных объективных и субъективных факторов, влияющих на положение молодежи как внутри России, так и за ее пределами.

Изучение молодежного экстремизма к настоящему времени позволило выделить некоторые конфликтогены, его порождающие: 1) маргинальность социальной среды, влияющая на неопределенность убеждений;  2) отсутствие в обществе четких ценностных норм и установок; 3) низкий уровень самоуважения или же наличие условий способствующих игнорированию прав личности в обществе или в отдельных группах; 4) нарастание в обществе деформированной, разорванной культуры, лишающей индивида идентичности; 5) принятие индивидом или группой идеологии насилия и неразборчивостью в средствах достижения целей [2, с. 35; 3, с. 168].

Присущая молодости категоричность суждений в сочетании с недовольством своим статусом, стремлением к самовыражению и поиском собственных жизненных путей в условиях рассогласования экономических, политических или иных факторов  легко приводит к  взглядам и убеждениям радикального толка. В случае реализации радикальных намерений и негативного протестного потенциала, разрушается моральная ответственность и возрастает уровень агрессии, вслед за чем, возникает разрыв между общественно значимыми, одобряемыми социальными и правовыми нормами и ценностями группами и личности.  Как замечает Р.Г. Абдулатипов, «преступления, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества, совершаются, как правило, на бессознательном уровне, то есть, сознание индивида находится под контролем идеологии экстремистской деятельности, им манипулируют организации экстремистской направленности» [4, с. 74].

Таким образом, молодые граждане становятся кандидатами на пополнение  рядов экстремистских и террористических организаций, активно использующих молодежь в своих интересах. По данным МВД РФ, около 80% участников экстремистских групп составляют люди в возрасте 20-30 лет, свыше 10% – в возрасте 16-19 лет [5, с. 22].

Поскольку экстремистские молодежные группы и организации избирают радикальные пути для решения проблем, постольку всем ими свойственна антиобщественная направленность, разрушающая установленные в обществе нормы и правила поведения [6, с. 115; 7, с. 139-141].   При этом многие из членов таких объединений плохо представляют, какова на самом деле идеология экстремистских движений, в которые они входят или же которые поддерживают. В большей степени их привлекает внешняя атрибутика: громкие лозунги, различные формы выражения протеста,  пересечение границ дозволенного и т.п. резкие проявления агрессии.  Пребывание в экстремистских группах они воспринимают как приятельское общение в кругу сверстников или как способ самовыражения.

С целью выявления отношения молодых людей к экстремизму был проведен социологический опрос среди молодежи Владивостока и городов Приморского края. Изучение вопроса проводилось в период марта и апреля 2016 г. методом социологического опроса в Интернет-пространстве. В опросе участвовали 310 молодых людей, посетивших страницы социальной сети «Вконтакте» на которых была размещена анкета для заполнения.

Большую часть респондентов составили молодые люди в возрасте от 21 до 25 лет (50%), немного меньше (41%) – от 26 до 30 лет, меньше всего респондентов в возрасте от 16 до 20 лет (10%). Большинство из них работают (66%), еще четверть учатся (25%) и остальные (9%) указали, что они ни чем не заняты. Респондентов мужского пола оказалось 59%,  женского – 41%.

Большая часть респондентов (20%) считает, что экстремизм это приверженность каких-либо крайних взглядов. Чуть меньшая часть (17%) – что это готовность применять насилие для достижения своих целей, 13%  сводят экстремизм к разжиганию межэтнической и межрелигиозной розни (рис. 1).

21-09-2016-10-28-43

Рис. 1 - Определение понятия экстремизм

При попытке выявить понимание актуальности проблемы экстремизма в России, выяснилось, что большинство респондентов (59%), считают, что есть и более актуальные проблемы, часть (18%) не считают проблему актуальной. И только 23% опрошенных молодых людей посчитали экстремизм актуальной проблемой. В целом соотношение удручающее: 77% респондентов предпочитают не замечать опасности экстремизма.

В то же время молодые люди пытаются осмыслить факторы, влияющие на его появление. Большинство респондентов считает, что экстремизму способствует низкий уровень образования и культуры среди населения (22%) и пропаганда насилия, национализма, экстремизма в СМИ (19%). Вторыми по популярности стали ответы: растущее количество мигрантов (15%), пренебрежительное отношение к культуре, обычаям других народов (13%), многонациональный состав населения (12%) и высокий уровень криминальности среди представителей некоторых национальностей (10%) (рис.2).

21-09-2016-10-30-16

Рис. 2 - Факторы, способствующие росту экстремизма

Что касается экстремизма в молодежной среде, то большинство (42%) не считают молодежный экстремизм серьезной проблемой, 24% затруднились с ответом, а 30%  утверждают, что для России это очень актуальная в наше время проблема. Практически все респонденты отмечают постоянство экстремистских настроений на протяжении ряда лет. При этом все респонденты знакомы с материалами экстремистского содержания. Учитывая массовый доступ молодежи к интернет-пространству, неудивительно, что подавляющее большинство из них сталкивались с экстремистскими материалами в интернете (49%). В фильмах экстремизм обнаружили 12%, 7% –  в телевизионных   передачах, 4% нашли экстремистское содержание в листовках, плакатах, уличных граффити, 2% читали книги с экстремистскими проявлениями, 26% утверждают, что с экстремистские материалы им никогда не попадались на глаза (рис. 3). Подавляющее большинство (70%) возлагают вину за распространение экстремистских материалов на средства массовой информации, 24% полагают, что СМИ никак не влияют на экстремизм, 6% уверены, что СМИ скорее препятствуют распространению экстремизма.

21-09-2016-10-31-48

Рис. 3 - Форма экстремистских материалов

Наиболее распространенными формами молодежного экстремизма респонденты называют экстремистские идеи, взгляды (32%), рост преступности, насилия в молодежной среде (30%), членство в экстремистских группах и организациях (рис. 4).

21-09-2016-10-33-24

Рис. 4 - Наиболее распространенные формы молодежного экстремизма

 

44% опрошенных не слышали о существовании экстремистски настроенных молодежных организаций во Владивостоке, 27% слышали, но лично не сталкивались, и среди 30% иногда встречают их представителей или затруднились ответить.

С точки зрения политической или социальной активности подавляющее большинство опрошенных респондентов крайне индифферентны. Не испытывают желания участвовать и  не являются участниками какой-либо общественной организации или движения 82% респондентов, 10% затруднились ответить и 8% являются участниками религиозных, волонтерских или молодежных движений.

Основная причина отказа от активной социальной жизни – отсутствие интереса к общественной жизни и признание бесполезности деятельности молодежных движений.

Часть молодых людей знакомы с людьми, состоящими в партиях и группировках, которые можно назвать экстремистскими (14%),  половина твердо заявили об отсутствии таких знакомых, а 36% затруднились с ответом. Можно предположить, что либо эти респонденты плохо понимают что на самом деле представляет собою экстремизм, либо уклоняются от прямого ответа.

29%,  26% и 22% респондентов считают, что развитие нерадикальных молодежных движений, спортивная и культурная работа, духовно-нравственное и правовое воспитание с раннего детства  и работа правоохранительных органов соответственно, являются наиболее эффективными направлениями борьбы с экстремизмом (рис.5).

21-09-2016-10-34-36

Рис. 5 - Эффективные направления борьбы с экстремизмом

Итак, проведенное исследование показало, что характерными чертами для проявления экстремизма в молодежной среде являются протестный характер, преобладающие групповые формы, политическая индифферентность, повышенный уровень криминогенности, высокая неумеренность и эскалация насильственных форм, а также многообразие форм проявления [1, с. 10].

Большая часть респондентов под экстремизмом понимает приверженность каких-либо крайних взглядов или  готовность применять насилие для достижения своих целей. Проблема экстремизма актуальна, но есть и более актуальные, но при этом, проблему молодежного экстремизма респонденты актуальной не считают. В основном экстремизму способствует низкий уровень образования и культуры среди населения и пропаганда насилия, национализма, экстремизма в СМИ. Основными источниками доступа для молодежи к экстремистским материалам являются интернет, социальные сети и повседневное общение с друзьями, сверстниками. Что касается влияния СМИ на экстремизм, то, по мнению респондентов, они скорее способствуют его распространению.

С точки зрения респондентов, наиболее эффективными направлениями борьбы с молодежным экстремизмом являются развитие не радикальных молодежных движений, спортивная и культурная работа, духовно-нравственное и правовое воспитание с раннего детства  и работа правоохранительных органов.

В качестве вывода, можно сказать о необходимости, в целях противодействия экстремизму, постоянного мониторинга социальных явлений, порождающих рост экстремистских настроений, анализа причин и условий их возникновения, изучать структуру и динамику, разрабатывать более совершенные законодательные механизмы борьбы с данными проблемами, модели воспитания поликультурной позиции личности.

Литература

  1. Афанасьева Р.А. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ): автореф. дис. … к. философских наук. Москва, 2007. 22 с.
  2. Аристархова Т.А. Основные черты и особенности молодежного экстремизма // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. №1-2. С.35-36.
  3. Диль В.А. Тенденции развития современного экстремизма: молодежный и информационный экстремизм // Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 314. № 6. С. 167-170.
  4. Абдулатипов Р.Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама. 2002. №2. С.74-91.
  5. Антонян Ю.М., Гилинский Я.И., Ростокинский А.В. Экстремизм и его причины. М.: Логос, 2010. 285 с.
  6. Попов О.В., Попова О.О. Причины и особенности экстремизма в молодёжной среде. Меры противодействия молодёжному экстремизму // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2008. № 4 (44). С. 110-117.
  7. Хугаев Э.Е. Проблема выработки информационных мер, направленных на противодействие национальному экстремизму // Бизнес в Законе. 2013. № 2. С. 139-141.

 References

  1. Afanas'eva R.A. Sociokul'turnye uslovija protivodejstvija jekstremizmu v molodezhnoj srede (social'no-filosofskij analiz): avtoref. dis. … k. filosofskih nauk. [Sociocultural conditions of counteraction to extremism among young people (the social and philosophical analysis): Ph.D. thesis]. Moscow, 2007. 22 p. [in Rissian]
  2. Aristarhova T.A. Osnovnye cherty i osobennosti molodezhnogo jekstremizma [Main lines and features of youth extremism] //.// Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki. [News of the Tula State University. Economic and Jurisprudence]. 2014. №1-2. P.35-36. [in Rissian]
  3. Dil' V.A. Tendencii razvitija sovremennogo jekstremizma: molodezhnyj i informacionnyj jekstremizm [Tendencies of development of modern extremism: youth and information extremism] // Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta [News of the Tomsk Polytechnical University]. 2009. T. 314. № 6. P. 167-170. [in Rissian]
  4. Abdulatipov R.G. Problemy profilaktiki jekstremizma [Problems of prevention of extremism] // Jetnopanorama [Ethnic panorama]. 2002. №2. P.74-91. [in Rissian]
  5. Antonjan Ju.M., Gilinskij Ja.I., Rostokinskij A.V. Jekstremizm i ego prichiny [Extremism and its reasons]. M.: Logos, 2010. 285 p. [in Rissian]
  6. Popov O.V., Popova O.O. Prichiny i osobennosti jekstremizma v molodjozhnoj srede. Mery protivodejstvija molodjozhnomu jekstremizmu. [The reasons and features of extremism among young people. Measures of counteraction to youth extremism] // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. [Scientific sheets of the Belgorod state university]. 2008. № 4 (44). P. 110-117. [in Rissian]
  7. Hugaev Je.E. Problema vyrabotki informacionnyh mer, napravlennyh na protivodejstvie nacional'nomu jekstremizmu [Problem of development of the information measures directed to counteraction to national extremism] // Biznes v Zakone. [Business in Law]. 2013. № 2. P. 139-141. [in Rissian]