ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СИСТЕМЫ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ АУТОСЕГМЕНТНОЙ ФОНОЛОГИИ
Халина Н.В.
ORCID: 0000-0002-1825-0097, Доктор филологических наук, Алтайский государственный университет
ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СИСТЕМЫ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ АУТОСЕГМЕНТНОЙ ФОНОЛОГИИ
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты тональной геометрии китайского языка, позволяющей создать адекватную формализованную презентацию звуковых единиц китайской речевой культуры. Анализ feature geometry (функциональной геометрии) воспроизводит в линеарной графической форме коннективную − основанную на связях и зависимостях − или сегментную, структуру звуковой единицы китайского языка. Основное направления, в рамках которого рассматривается фонология китайского языка, – аутосегментная фонология, представляющая собой на современном этапе развития теоретической лингвистики продолжение идей генеративной фонологии.
Ключевые слова: аутосегментная фонология, функциональная геометрия, тональная геометрия, система произношения китайского языка.Khalina N.V.
ORCID: 0000-0002-1825-0097, PhD in Philology, Altai State University
PHONETIC SYSTEM-LEVEL CHINESE LANGUAGE IN THE CONTEXT OF AUTOSEGMENTAL PHONOLOGY
Abstract
The article discusses the aspects of the tonal geometry of the Chinese language, allowing you to create adequate formal presentation of the sound units of the Chinese language culture. Feature geometry analysis reproduces in a linear graph form connectiou − based on relationships and dependencies, or segmental, pattern of sound units of the Chinese language. The main directions in which we consider the phonology of the Chinese language – phonology autosegmental, representing at the present stage of development of theoretical linguistics is a continuation of the ideas of generative phonology.
Keywords: autosegmental phonology, feature geometry, tonal geometry, Chinese spelling system.
Аутосегментная фонология (autosegmental phonology), в контексте которой предполагается рассматривать тоны китайского языка, представляет собой новую фазу развития генеративной фонологии, связанную с функциональной геометрией (feature geometry). В задачи аутосегментной фонологии входит рассмотрение фонологических репрезентаций, состоящих из параллельных связей линеарно организованных сегментов [1].
Сегменты объединяются ассоциативно графическими линиями, что позволяет создать вариант упрощенного способа представления зависимости и линеарной развертки звуковой субстанции, многомерно организованной в пространстве. Особой областью представления становятся пространство тона, параметризация которого особенно важна при овладении «тональными» языками, к числу которых принадлежит, прежде всего, китайский язык.
Одной из основных характеристик тона, как считают исследователи, работающие в парадигме общей тональной геометрии, М. Яп [2], С. Дуанму [3], З. Бао [4], Р.С. Лэвина [5], является регистр. Работы этих исследователей основываются на результатах полученных Чао Юань-Реном [6], представившем достаточное количество очевидных подтверждений, которые позволили сделать корректные выводы, касающиеся констатации значимости регистра при описании тона. Р.С. Лэвин создал обобщающую схему, в которой объединены аргументы ученых, выдвинутые относительно регистровой характеристики тона и построенные на исследованиях сандхи тонов в китайском языке − изменений звуков в зависимости от их места в отрезке текста (при ознакомлении с обобщающей схемой Р.С. Лэвина необходимо учесть, что TBU – тоноперемещающая единица, T – основа тона, r – регистр):
Рис. 1 - Тональная геометрия, построенная на основе исследований, Япа (1989), Дуанму (1990), Бао (1999) (Lavin Richard. S.)
Аутосегментная фонология, в частности, ее составляющая – функциональная геометрия − позволяет более четко оформить изменение фонологических спецификаций и при этом продемонстрировать отличие правил функционирования единиц фонетического уровня тонального языка от общепринятых правил, регулирующих использование языка и поведение языкового знака. Геометрия фонологических репрезентаций необходима для понимания того, что обеспечивает качество оформления фонологических репрезентаций. По утверждению В. Позера [7], привлекательность аутосегментной фонологии состоит в том, что она придает целевую ориентированность в целом фонологии – минимизировать средства представления характеристик звучащей речи и звука как ее единицы − и предлагает элегантную операциональную теорию, основывающуюся на двух дихотомиях ‘тон − связь’ и ‘добавить − убрать’. Комбинирование элементов двух оппозиций позволяет описать четыре основные операции: 1) добавить тон, 2) добавить связь, 3) убрать тон, 4) убрать связь.
С. Дуанму [3] создает функциональную геометрию, основанную на артикуляционных характеристиках, и использует ее при анализе нормированного китайского языка.
Рис. 2 - Функциональная геометрия для анализа нормированного китайского языка (Duanmu S., 2000)
Звук в фонологической геометрии С.Дуанму соотносится с единицами, параметры которых определяются нечетко, границами сегмента, точнее, контурами последнего, определяющими местоположение звукового феномена в пространстве, в общем, и тональном пространстве, в частности. Подобная концепция позволяет синтезировать различные подходы к анализу фонетического уровня, прежде всего, тонального языка и согласовать различные уровни фонологического анализа.
Дж. Голдсмит [1] отмечает, что мультиуровневые репрезентации аутосегментной фонологии обеспечивает решение концептуальных проблем, поднимаемых функциональной асинхронией (feature asynchrony) в связи с матричным формализмом. Если мы признаем функции не матричными сущностями, а независимыми группировками или сегментами с их собственными правами, определенными специфическими принципами объединения в группы и правилами соотнесенности с акустическими эффектами, то вполне естественно предположить, как полагает Дж. Голдсмит, что они могут иллюстрировать поведение реальных звуковых объединений и вовлекаться в такие процессы, как расширение, сокращение, стирание и вставка.
Фонетическое содержание сегмента – исходной единицы рассмотрения фонетической языковой системы в функциональной геометрии − развертывается на двух уровнях: уровне функции и уровне класса (включая, уровень корневой). Уровень класса состоит из корневого уровня (the root tier), ларингального уровня (the laryngeal tier), сверхларингального уровня the (supralaryngeal tier), уровня «места», уровня «манеры» и тонального уровня. Г. Клеменц [8] представляет фонетическое содержание в геометрической форме, при интерпретации которой следует учесть, что aa' = корневой уровень, bb' = ларингальный уровень, cc' = суперларингальный уровень, dd' = уровень «манеры», ee' = уровень места.
Рис. 3 - Геометрическое представление о структуре речепорождающего аппарата человека (Clements G., 1985)
Существенной характеристикой человеческой речи М. Халле и Г. Клеменц [9] признают ее компонентную природу, включая координацию одновременных и частично перекрывающих друг друга артикуляционных движений, которые демонстрируют разную степень взаимной независимости порождаемых звуков. Многое при производстве звука, как считают М. Халле и Г. Клеменц, зависит от возможностей – геометрии ротовой и назальной полостей – субъекта, порождающего некоторое речевое единство. Например, кто-то может фиксировать определенное положение артикуляционного аппарата – геометрию ротовой полости произнесения согласного, чтобы соответствующим образом подготовиться к произнесению гласного [a], при этом варьируя тип ларингальной (гортанной) конфигурации или позицию носовой перегородки. Кто-то может фиксировать гортанную «конфигурацию», изменяя внутреннюю геометрию ротовой полости. Следуя этому направлению мысли, возможно идентифицировать, по крайней мере, следующие артикуляционные параметры, каждый из которых демонстрирует высокую степень независимости от других параметров. М. Халле и Г. Клеменц предлагают классификация геометрий-конфигураций ротовой и носовой полостей при формировании звука, включающую четыре категории-параметра:
а. гортанная конфигурация (laryngeal configuration);
б. степень задействования глубины носовой полости (открытая/закрытая) (degree of nasal cavity stricture (open/closed);
в. степень и тип задействования глубины ротовой полости (degree and type of oral cavity stricture);
г. соединение активных и пассивных артикуляционных органов (a pairing of an active and a passive articulator).
Модель геометрии речепорождающего аппарата указывает на то, что варьируемая степень независимости фонетических качеств может быть выражена через иерархическую группировку, в которой категории расположенные выше имеют тенденцию к большей независимости, чем категории расположенные на более низком уровне иерархии. Более точно относительная независимость любых двух функций иди функциональных классов определяется количеством «узлов» графической модели, разделяющих эти функции или функциональные классы.
Геометрия структуры речепорождающего аппарата человека отражает классификацию геометрий-конфигураций ротовой полости, демонстрируя наивысшую степень независимости ларингальных качествами по сравнению со всеми остальными свойствами звука. На следующей ступени независимости находятся параметры «манеры» и «места» порождения, или производства звука.
Геометрические идеи также оказываются актуальными при характеристики слоговой структуры китайского языка. Описывая синхронную фонологию и создавая схему одной из традиционных для китайского языка слоговых моделей, Чжэн Чин-Чуан [10] опирается на функциональную геометрию. Что касается мандаринской китайской слоговой системы, то выделяется ученый считает необходимым говорить о существовании двух основных слоговых моделей:
а) Инициально-финальная модель (The Initial-Final model)
声母—韵母样式 shēngmǔ – yùnmǔ yàngshi
б) Модель невыраженного начала (The Onset-Rime model)
节首—韵基样式 jiéshǒu – yùnjī yàngshi
Китайская произносительная система пинин основывается на традиционной инициально-финальной модели (при ознакомлении с моделью Чжэн Чин-Чуан необходимо учесть, что C обозначает согласный звук, G – промежуточный звук, V – гласный, X – согласный или гласный):
Рис. 4 - Инициально-финальная слоговая модель с позиций функциональной геометрии (Cheng Chin-Chuan, 1973)
На уровне сегментов, самом низком уровне слоговой модели, появляются, как считает Чжэн Чин-Чуан, четыре компонента:
C инициальный 声母 shēngmǔ (инициальный консонантный)
G медиальный 韵头 yùntóu, 介音 jièyīn (промежуточный, предъядерный гласный)
V основной гласный 韵腹 yùnfù (ядро, ядерный гласный)
X финальный 韵尾 yùnwěi ( гласный или назальный консонантный ).
Г.Н Клеменц отмечает, что аутосегментная фонология обеспечивает фонологические репрезентации посредством простых математических структур, более удобных для аналитических и компьютерных манипуляций. Кроме того, аутосегментная фонология и функциональная геометрия обеспечивают абсолютно элегантную формализацию фонологических правил, разработанных в генеративной фонологии, прежде всего, благодаря генеративной грамматике Н. Хомского, и адаптирует эту систему правил в функционально-теоретическом плане к современным потребностям речевого синтеза.
Литература
- Goldsmith Autosegmental phonology. PhD dissertation, MIT. − New York: Garland, 1979.
- Yip M.J.W.The Tonal Phonology of Chinese. − Indiana University Linguistics Club, Bloomington, Indiana, 1980.
- Duanmu The Phonology of Standard Chinese. Phonology of the World's Languages. − Oxford University Press, Oxford ; New York, 2000.
- Bao Z. 1999. The Structure of Tone. − Oxford University Press, New York, 1999.
- Lavin R S. Issues in Chinese prosody: conceptual foundations of a linguistically-motivated text-to-speech system for Mandarin. URL: http://www.aclweb.org/anthology/Y02-1025
- Chao Y.R. A Grammar of Spoken Chinese.− University of California Press, Berkeley, 1968.
- Poser W.1984.The phonetics and phonology of tone an intonation in Doctoral dissertation, − Massachusetts Institute of Technology, 1984.
- Clements N. The Geometry of Phonological Features // Phonology Yearbook. − Vol. 2. − 1985, − Pp. 225-252
- Halle , Clements G. N. Problem book in phonology. − Cambridge, Mass.: MIT Press/Bradford Books, 1983.
- Cheng -Ch. A Synchronic Phonology of Mandarin Chinese. − The Hague: Mouton de Gruyter, 1973.