УРБАНИЗАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

Научная статья
Выпуск: № 9 (40), 2015
Опубликована:
2015/10/15
PDF

Бусыгина А.Ф.

Аспирант, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

УРБАНИЗАЦИЯ КАК ТЕНДЕНЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

Аннотация

В статье рассматривается процесс урбанизации и развития системы мегаполисов как необходимое условие модернизации Китая с одной стороны, и как тенденция социокультурной трансформации китайского общества, с другой.

Ключевые слова: урбанизация, мегаполис, современный Китай, социокультурная трансформация

Busygina A.F.

Postgraduate student, Leningrad State University named after A.S. Pushkin

URBANIZATION AS A TENDENCY OF SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT IN MODERN CHINA

Abstract

The article examines the process of urbanization and development of megalopolises as a necessary condition of China's modernization on the one hand, and as the trend of social and cultural transformation of Chinese society, on the other.

Keywords: urbanization, metropolis, modern China, socio-cultural transformation

На сегодняшний день Китайская Народная Республика является одним из самых динамично развивающихся государств мира, играющим важную роль в условиях глобализации. За относительно небольшой отрезок времени в Китае произошли существенные изменения, поднявшие экономику страны на второе место в мире, уступая только экономике США. Однако для этого стране пришлось пройти трудный путь.

Как известно, после окончания «культурной революции» правительство Китая приняло решение о модернизации страны. На тот момент времени чуть более 80% населения составляли малообеспеченные сельские жители. В связи с этим, первый этап реформ (1978-1984 гг.) был направлен на модернизацию сельского хозяйства, что существенно увеличило производство зерна. К основным итогам этого периода относят: замену коммун семейным подрядом, увеличение хозяйственной самостоятельности предприятий, возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и др.[1,10].

Второй этап (1984-1992) начинается с постановления правительства о начале экономической реформы в городах. Несмотря на значительные успехи, развитие страны к началу 1990-х все еще находилось на достаточно низком уровне (сопоставимо с уровнем развития  США и Британии конца XIX в.)[1,11]. Вместе с тем, эти изменения послужили толчком к перемене мировоззрения как в партийных кругах, так и в обществе (что привело к событиям на площади Тяньаньмэнь в 1989 г.).

К  началу 1990-х уже была подготовлена почва для перехода к рыночным ценам. В этот период Китай приступает к переходу государственного сектора промышленности на путь рыночной экономики. Этот процесс оказался особенно трудным: «В государственном секторе на промышленных предприятиях было занято около трети рабочих и служащих, каждый шестой являлся скрытым безработным. Попытки закрытия нерентабельных предприятий были очень болезненны, поскольку в старых промышленных районах и некоторых городах почти 80% населения занято на государственных предприятиях»[1,20]. Вместе с тем, снижение доли государственного сектора в экономике и возрастание частного владения происходило в замедленном темпе и финансово поддерживалось за счет бюджета страны. Это позволило снизить ущерб и избежать массового сворачивания промышленных производств.

Основой экономической политики Китая с конца 1990-х годов стало стимулирование общественного спроса во всех направлениях (потребительский, инвестиционный, экспортный). С целью расширения потребительского спроса приоритетными направлениями развития экономики становятся пищевая промышленность, телекоммуникации, информационные технологии, расширение и переориентация потребления в деревне. Большой объем рынка в условиях достаточно низкого уровня доходов населения, по мнению ряда специалистов, послужил основой для массового производства «копий» разнообразных товаров со всего мира. Такой подход позволил не только насытить собственный рынок, но и выйти за его пределы[1,22].

Последнее десятилетие XX в. в Китае отмечается не только подъемом экономических показателей, но и существенным ростом социальных проблем: финансовое расслоение на богатых и бедных, проблема низких доходов, безработицы и многие другие. Развитие главным образом приморских районов и концентрация торгово-производственных предприятий вокруг нескольких городов (таких как Шанхай, Гуанчжоу и т.д.), создание мощных агломераций усиливает финансовое и социальное расслоение, как между различными регионами страны, так и в рамках одного мегаполиса. Рост городов и привлечение в них рабочей силы из регионов при существующей системе прописки по месту постоянного жительства, а не пребывания, создали проблемы в получении гражданами социальных льгот (например, образование, здравоохранение, кредитование и многое другое).

Проблема безработицы и непрерывного наращивания рабочих мест во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер является одной из важнейших для дальнейшего развития экономики страны. В ходе реформ, в Китае образовался значительный объем избыточной дешевой рабочей силы. По мнению ряда специалистов, этот недостаток обернулся во благо для развития таких отраслей промышленности как текстильная и легкая. Наличие дешевой рабочей силы не только способствует постоянному увеличению объемов производимой продукции, но, в купе с реформами в области инвестиций, создает привлекательные условия для привлечения иностранного капитала. Поэтому в Китае наблюдался быстрый рост числа открывающихся совместных предприятий, способных выпускать продукцию самого высокого качества.

Приросту, так же способствовало и вступление Китая в 2001 г. во Всемирную торговую организацию. Для этого в стране пришлось ускорить процесс преобразований, но этот шаг позволил увеличить объем иностранных инвестиций и экспорта. Кроме того, вступление в ВТО дало толчок развитию и некоторых других отраслей, например автомобильной промышленности. Так, по мнению журнала «Fortune» за 2008г., 35 ведущих китайских предприятий включены в рейтинг 500 крупнейших компаний мира, а по объему экспорта КНР занимает 2 место в мире[1,31].

В отличие от Японии, имевшей похожий путь развития, Китай не утратил свое главное преимущество, заключающееся в наличии дешевой рабочей силы. Этому способствует активный процесс урбанизации страны. В плане модернизации КНР поставлена задача увеличения доли городских жителей до 56% к 2020г[1,31]. Однако, уже к концу 2014 г. доля городского населения составила 54,8%[4]. Согласно данным Национального бюро статистики Китая, за период 1982 – 2014 гг. численность жителей городов увеличилась на 534 млн. человек[4].

 Важнейшим фактором современной китайской экономики можно назвать зависимость от внешнего рынка: «По объему экспорта КНР занимает 1-е место в мире. Экспорт дает 80% валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн. человек. На внешний рынок вывозится 20% валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс. наименований. КНР поддерживает торгово-экономические отношения со 182 странами и районами мира… Основными торговыми партнерами Китая являются развитые капиталистические страны, прежде всего Япония, США, западноевропейские государства, на которые приходится 55% внешнеторгового оборота. Самой конкурентоспособной продукцией пока остаются обувь, одежда и игрушки, но все активнее развивается экспорт электроники, вело-, мото- и автотехники, транспортного и строительного машиностроения»[1,32].

Ни для кого не секрет, что текстильная продукция Китая занимает лидирующее место в мире. Продукция, выпускаемая этой отраслью, экспортируется в большинство стран мира. Наиболее крупные текстильные фабрики сосредоточены в агломерациях Шанхая и Гонконга, а так же в Харбине. Продукция этих фабрик имеет высшие стандарты качества и поставляется в США, страны Западной Европы, Японию и другие. Конечно, все так же, имеет место и достаточно большой объем контрафактной продукции, однако его доля должна снижаться за счет увеличения объемов качественной продукции, роста доходов населения в самом Китае, что в результате повышает спрос на качество продукции и на внутреннем рынке.

Сегодня большинство мировых брендов имеют свои производственные площадки в Китае (400 из 500 брендов). Но речь идет не только о более дешевом производстве, с ростом доходов населения увеличивается и потребление китайским рынком дорогих западных брендов.

Следует отметить, что дальнейшие перспективы развития Китая обуславливаются, так же, развитием системы образования и науки. Без этого невозможно ожидать дальнейшего прогресса. «По данным Международной организации экономического сотрудничества и развития (OECD) за 2006 г. Китай потратил на научные исследования 136 млдр. долл. и вышел на второе место в мире после США (330 млрд. долл.), обогнав Японию, потратившую около 130 млрд. долл. Если в 1995 г. уровень расходов на науку составлял 0,6% ВВП, то в 2005 г. – 1,2%. Характерный для развитых стран уровень  – около 2,5% – планируется достичь к 2020 г. Число ученых в Китае с 1995 по 2004 годы выросло на 77%, достигнув 926 тысяч человек. Число ученых в США – 1,3 миллиона человек, Россия на 4 месте – около 500 тысяч»[1,39]. Конечно, соотношение ученых к общему населению еще не столь велико, однако работа ученых оплачивается достаточно высоко.

В Китае различными способами поощряется получение образования, развитие науки. Внедрение западных экономических стратегий делало ставку на привлечение значительного числа иностранных специалистов на руководящие должности. Однако теперь, правительство пришло к выводу, что лучше всего с поставленными задачами справятся китайские специалисты, имеющие опыт работы за рубежом. Поэтому, руководство страны поощряет возвращение китайских специалистов на родину и предлагает им самые выгодные условия.

Привлечение иностранных инвестиций играет важную роль и в научной сфере. Создание различных международных исследовательских центров призвано стимулировать достижение высоких результатов. Наиболее приоритетными направлениями можно обозначить информационные технологии, а так же био- и нано-технологии.

Говоря об экономическом и социокультурном развитии современного Китая, следует уделить особое внимание вопросам урбанизации, вне рамок которой невозможно было бы мыслить современные достижения КНР. Быстрый рост числа городов и доли городского населения при глобальном охвате всех регионов мира, можно назвать существенными характеристиками XX в. Это явление еще называют «городской революцией». Однако уже в конце прошлого века этот процесс переходит в новую стадию: рост больших городов (по крайней мере, в развитых капиталистических странах) значительно снижается, при этом заметно увеличивается рост числа мегаполисов. Этот феномен обусловлен процессом глобализации экономики и вхождением в информационное общество. Мегаполисы сегодня зачастую воспринимают как «новую пространственную форму» существования социальных, культурных, экономических, географических пространств[2,5].

Мегаполисы рассматриваются многими в качестве движущей силы глобальной экономики. Эти гигантские города концентрируют в себе не только производственно-экономические и научно-технические мощности, но и социокультурные. Они эффективно управляют потоками товаров, населения, знаний по всему миру. На сегодняшний день 20% мирового ВВП создается всего десятью мегаполисами[2,11]. Глобальные города способны конкурировать на международном уровне. В экономиках своих стран они часто занимают ведущую роль и способны к международной конкуренции. Следует отметить, что в Китае развитие системы мегаполисов инициировано правительством как одно из приоритетных направлений модернизации, и переориентация аграрной страны в урбанизированное государство происходит стремительными темпами.

Вместе с тем для большинства мегаполисов, характерно сильное социально-экономическое расслоение в среде городских жителей. Качество жизни значительной части населения в этих городах зачастую находится на крайне низком уровне, и расслоение населения только увеличивается. Поэтому мегаполисы называют «новыми очагами бедности»[2,13].

К вопросам качества жизни можно отнести и такие направления городского хозяйства, как проблемы канализации и водоснабжения, экологическая обстановка, здравоохранение и безопасность и др.

Возьмем, к примеру, Шанхай (стремительно развивающийся мегаполис на юго-востоке Китая, субсидируемый правительством), сталкивающийся с серьезными проблемами водоснабжения. Река Хуанпу является основным источником воды для Шанхая. Однако на ее берегах расположено значительное число промышленных производств, сбрасывающих отработанные воды в реку. Одновременно с этим, на сельскохозяйственных угодьях с целью повышения показателей урожайности обильно используют удобрения, которые в купе с промышленными стоками загрязнили реку настолько, что «… уже два десятилетия в ней отсутствуют все формы водной флоры и фауны»[2,25]. В другом источнике воды для Шанхая, реке Янцзы, в результате строительства плотины «Три ущелья» снизился уровень воды, что ведет к постоянному повышению концентрации соли как наземных, так и подземных вод в устье реки. «Эксперты ООН называют Шанхай в числе одного из шести крупнейших мегаполисов мира, которые столкнутся с проблемой обеспечения питьевой водой уже в XXI в.»[2,25].

Китай, как и ряд других азиатских стран, использует экспортно-ориентированную стратегию развития, что способствует возникновению крупнейших промышленных зон вокруг мегаполисов, т. е. созданию агломераций. Это явление существенно меняет и процессы миграции. Развитие инфраструктуры, сферы услуг и т.д. способствуют увеличению ВНП страны и, как следствие, росту доходов населения, повышению уровня образования населения, увеличению численности среднего класса. Однако экономический рост в целом не снижает уровень социально-экономической поляризации, боле того, «в мегаполисах это проявилось в усугублении экономического и социального расслоения населения, территориальной сегрегации, росте преступности»[3,88].

Мегаполисы особенно нуждаются в развитой системе обслуживания. Речь идет об огромном количестве рабочих мест, где не требуется высшее образование и специализированные навыки (уборщики, официанты, охранники и т. п.). Этот труд, как правило, имеет очень низкую оплату. В результате, глобальные города по большей части состоят из районов «сосредоточения низкооплачиваемой рабочей силы, маргинальных иммигрантов, неимущих расовых и этнических меньшинств»[3,93].

Глобализация занимает лидирующую позицию в определении направления развития стран, городов, экономик, политик, культур. Вхождение современного КНР в глобальную экономическую систему сопряжено с ростом не только уровня урбанизации, но и с развитием системы глобальных городов. На сегодняшний день на территории КНР уже находятся несколько мегаполисов, играющих важную роль не только в экономике страны, но и являющиеся центрами социокультурной трансформации современного китайского общества.

Литература

  1. Киреев А.А. Социально-экономическое развитие КНР // Современный Китай: Социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология. – М.: КРАСАНД, 2013. – С. 5-42;
  2. Мегаполисы: Проблемы развития. // Мегаполисы в условиях глобализации: Сб. обзоров рефератов / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ.исслед. глобал. И регион. Пробл. Отд. Глобл. Пробл. – М., 2008. – С. 7-40;
  3. Пчелинцев В.С. Урбанизация в азиатском регионе на рубеже веков: от мегаполисов к «мировым» городам. // Мегаполисы в условиях глобализации: Сб. обзоров рефератов / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отд. глобл. пробл. – М., 2008. – С. 87-114;
  4. Национальное бюро статистики Китая [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://data.stats.gov.cn/tablequery.htm?code=AD03 (Дата обращения 12.09.2015).

References

  1. Kireev A.A. Social'no-jekonomicheskoe razvitie KNR // Sovremennyj Kitaj: Social'no-jekonomicheskoe razvitie, nacional'naja politika, jetnopsihologija. – M.: KRASAND, 2013. – S. 5-42;
  2. Megapolisy: Problemy razvitija. // Megapolisy v uslovijah globalizacii: Sb. obzorov referatov / RAN. INION. Centr nauch.-inform.issled. global. I region. Probl. Otd. Globl. Probl. – M., 2008. – S. 7-40;
  3. Pchelincev V.S. Urbanizacija v aziatskom regione na rubezhe vekov: ot megapolisov k «mirovym» gorodam. // Megapolisy v uslovijah globalizacii: Sb. obzorov referatov / RAN. INION. Centr nauch.-inform. issled. global. i region. probl. Otd. globl. probl. – M., 2008. – S. 87-114;
  4. National Bureau of Statistics of China [Electronic resource]. – Access mode: http://data.stats.gov.cn/tablequery.htm?code=AD03 (Date of access 12.09.2015).