СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
Галкина Е.В.
доктор политических наук, доцент, Северо-Кавказский Федеральный университет
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
Аннотация
В статье рассмотрено состояние политических механизмов противодействия коррупции и указаны пути их совершенствования на основе зарубежного опыта. Значительное место в статье отводится положительному опыту борьбы с коррупцией в Сингапуре.
Ключевые слова: противодействие коррупции, политические механизмы, международный опыт, Сингапур.
Galkina E.V.
Doctor of political sciences, associate professor, North-Caucasian Federal University
PERFECTION OF POLITICAL MECHANISMS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION IN RUSSIA ON BASIS OF FOREIGN EXPERIENCE
Abstract
In the article it is considered is the state of political mechanisms of counteraction of corruption and the ways of their perfection are indicated on the basis of foreign experience. A considerable place in the article is taken to positive experience of fight against a corruption in Singapore.
Keywords: counteraction of corruption, political mechanisms, international experience, Singapore.
В современной России в последние годы заметно активизируется борьба с коррупцией: появляются новации в законодательстве, разрабатываются более эффективные политические механизмы на основе Стратегии и Национальных планов, участились аресты публичных лиц.
В Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, в Национальном плане борьбы с коррупцией на 2014-2015 гг. противодействие коррупции отнесено к одной из первоочередных задач государства и общества. Однако, судя по результатам (Россия по борьбе с коррупцией всё ещё находится во второй сотне стран), политические механизмы, применяемые до настоящего времени для противодействия масштабной коррупции, нуждаются в совершенствовании.
Немалую роль в повышении эффективности политических механизмов, в усилении борьбы с коррупцией в России может сыграть международный опыт, так как в государственной антикоррупционной политике и в применении политических механизмов противодействия коррупции других стран были похожие периоды. В целях развития политических механизмов противодействия коррупции в России на основе зарубежного опыта автор проанализировал комплекс мер, приемов и способов, применяемых для снижения уровня коррупционных практик в ряде цивилизованных государств, сумевших на практике доказать их эффективность. В современном мире известны примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Дания, Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия и др. Представляется важным внимательное изучение «сингапурского чуда», позволившего через успешную борьбу с коррупцией в кратчайший исторический срок покончить с вековой отсталостью и попасть в группу самых развитых стран планеты.
Анализ показал, что благодаря политическим механизмам, реализованным в Сингапуре, чиновники сегодня не берут взяток, судьи судят по закону, а бизнесмены не занимаются подкупом и откатами. Разработанные и неотвратимо применяемые жесткие антикоррупционные законы, предусматривающие уголовные наказания коррумпированным чиновникам, очень высокое жалованье для судей, министров и государственных служащих (до 1 млн. долларов США в месяц), эффективное функционирование специального института по борьбе с коррупцией, личные примеры руководителей высшего звена – все эти и другие факторы объясняют, каким образом произошло «сингапурское чудо» [1].
Решающую роль в резком снижении масштабов коррупции в высших эшелонах власти Сингапура сыграл специальный орган – «Бюро по расследованию коррупции», директор которого подчиняется непосредственно премьер-министру страны. Агенты Бюро проверяют банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жён, родственников и даже друзей. Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает проверять факты, и никто не вправе приказать ему прекратить начатое расследование.
Для закрепления нужных кадров во власти и выработки у них своего рода иммунитета к коррупционным практикам, в Сингапуре применялся испытанный метод достойной оплаты труда. После полной замены всего судейского корпуса судьям резко повысили зарплату, доведя ее в месяц до астрономической суммы – 1000000 долларов США, что сегодня по курсу ЦБ РФ превышает 65 млн рублей. (Думается, что при такой зарплате и российские судьи наотрез отказались бы от коррупционных сделок). Достойной сделали и оплату труда государственных служащих. Например, министерские оклады довели до 100 тыс. долларов в месяц [2].
Таким образом, антикоррупционная политика стала более результативной после существенного (в разы) повышения зарплаты чиновникам. Подобную практику применяли и другие Западные страны. Во Франции, например, зарплата университетского профессора превышает 500 тыс. рублей, что позволяет безбедно жить и не участвовать в сомнительных сделках со студентами. Чего не скажешь о российских профессорах, оклады которых в государственных университетах не превышают 25 тыс. рублей, что в 20 раз меньше зарплаты французского коллеги. По этой причине всё еще высока коррупционная составляющая в российских вузах.
Антикоррупционное законодательство США также характеризуется жёсткостью по отношению к тем, кто пытается совершать коррупционные сделки и незаконно обогатиться. Так, за различные виды коррупции предусмотрены кратные штрафы или тюремное заключение от 15 лет, либо то и другое одновременно, а при отягчающих обстоятельствах – лишение свободы до 20 лет. В США выстроена достаточно эффективная система, создающая условия для действенной борьбы с коррупцией. Предотвращение незаконного обогащения государственных служащих осуществляется посредством проверки сведений о доходах и имуществе, а также обязательствах имущественного характера или применения жестких мер налогового администрирования и противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных коррупционным путем. За коррупционные преступления обязательно следует наказание по принципу неотвратимости. Перед законом о противодействии коррупции равны все граждане США, независимо от занимаемого поста. В Южной Корее по обвинению в коррупции был осужден на 22 года лишения свобод президент этой страны.
Таким образом, чтобы эффективно противостоять «расползанию» коррупции в современной России, необходимо тщательно изучать зарубежный опыт на предмет его творческого использования в современных политических механизмах противодействия.
Литература
- Билинская М.Н., Моисеев В.В., Ницевич В.Ф. Современная коррупция: отечественная специфика и зарубежный опыт противодействия: Монография. – Орел: Изд-во ОРАГС. – 2011. – С. 341-343.
- Моисеев В.В. «Сингапурское чудо»: как стать процветающей страной // Человек и труд. - 2011. – № 3 . – С. 16-17.
References
- Bilinskaya M.N., Moiseev V.V., Nizevich V.F. Sovremennaya korrupziya: otechestvennaya spezifika i zarubezhnyi opyt protivodeistviya: Monografiya. - Or'ol: Izd-vo ORAGS. – 2011. – S. 341-343.
- Moiseev V.V. “Singapurskoye chudo”: kak stat' prozvetayushhei stranoi // Chelovek I Trud. – 2001. - № 3. – S. 16-17.