РАЗВИТИЕ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ КАНАДЫ

Научная статья
Выпуск: № 9 (40), 2015
Опубликована:
2015/10/15
PDF

Треглазова Е.В.

аспирантка кафедры международных отношений, политологии и мировой экономики, Пятигорский Государственный Лингвистический Университет

РАЗВИТИЕ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ КАНАДЫ

Аннотация

Статья посвящена анализу современного состояния партийной системе Канады. Акцент делается на исследование партийных доктрин Либеральной и Консервативной партий. Непосредственное внимание уделяется выборам в стране и роли в них политических партий в период с 1870г. по 1950г.

Ключевые слова: Канада, партия, партийная система, выборы.

Treglazova E.V.

Graduate student of chair of the international relations, political science and world economy, Pyatigorsk State Linguistic University,

DEVELOPMENT OF PARTY SYSTEM OF CANADA

Abstract

Article is devoted to party system of Canada, Liberal and Conservative parties. The direct attention is paid to elections in the country during the period from 1870 to 1950.

Keywords: Canada, party, party system, elections.

Несмотря на то, что Либеральная партия доминировала на выборах в двадцатом веке, за этот период она сталкивалась с большим количеством конкурентов. По факту, существовало три различные партийные системы, так же как и переходных периодов между ними. К. Карти в 1992 году обозначил первую партийную систему, где либералы столкнулись с Консервативной партией в классическом двухпартийном сражении без участия других достойных конкурентов. Обе партии в основном представляли собой прагматический  организм, а отличия были лишь в ранге [1,18]. Эта система перестала существовать с появлением еще одной партии. Прогрессивная партия, по сути являясь популистской группой западных аграриев, сделала вызов  двухпартийной  модели на федеральных выборах 1921 года и, несмотря на то, что оказалась «транзитной», ее возникновение и исчезновение привели к появлению второй партийной системы, в которой доминировали либералы, но им пришлось упорно соперничать на выборах не только с консерваторами, но также с партией Социального Доверия и Объединенной партией Кооперативов.

Эти новые партии получили свое первое парламентское представление во времена Великой Депрессии и последовательно поставляли представителей в Палату общин после ее окончания. Вторая партийная система видела в появлении разобщенной оппозиции определенные плюсы для партий, которые подходили к политике с точки зрения идеологии. Во время этого периода Либеральная партия редко сталкивались с перспективой поражения на выборах, хотя уровень поддержки электората не был настолько высок, как во времена существования первой партийной системы.

Таблица 1.  показывает средний процент федерального голосования за каждую партию.

Таблица 1 - Процент федерального голосования, с 1870 г. по 1950г.

01-10-2015 16-15-22

Источник: данные предоставлены старшим директором по фандрайзингу Либеральной партии Канады.

Господство Либеральной партии в течение большей части прошлого столетия частично базировалось на поддержке со стороны провинции Квебек.

Третья партийная система появилась после того, как консерваторы при Джоне Дифенбэйкере удивили либералов, возглавив правительство меньшинства в 1957 году, а затем получили неоспоримое большинство в 1958 году. Третий период характеризовался постепенным спадом влияния партии социального доверия в западных областях и в Квебеке и преобразованием Партии объединенных кооператив в Новую Демократическую партию. Это был период, в котором Либеральная партия усилила свое господство в Квебеке и получила достаточно голосов, чтобы занять большинство мест в Палате общин [1,23].

При Джоне Дифенбейкере партия консерваторов стала самой популярной за пределами Квебека, и этот статус они сохраняли за собой до 1993 года. Если бы не подавляющая поддержка в Квебеке, либералы получали бы только меньшинство на всех выборах, а консерваторы последовательно занимали большинство в других областях страны на выборах 1968 года, и с этого времени начинается так называемый период «Трюдомании». Как и вторая партийная система, третья закончилось победой Консервативной партии с беспрецедентным отрывом в 1984 году, который возвестил о начале следующего переходного периода. Консервативная партия под руководством Брайана Малруни достигла замечательного прогресса и выиграла большинство мест в Квебеке, а затем и во всех остальных регионах. Партия фактически сформировала национальное большинство.  В 1993 году, который, К. Карти, У. Кросс и Л. Янг описывают как «первый шаг в создании четвертой канадской партийной системы», Правительство консерваторов было болезненно смещено, получив после статуса правительства большинства только два места в Палате общин [2,69].

Чтобы понять крах Тори и текущее состояние канадской партийной политики, нужно смотреть на результаты выборов 1988 года. На них  консерваторы добились успеха, потому что получили поддержку со стороны Квебека и западной Канады.

Но стали возникать моменты несогласованности. Это заключалось в том, что голоса Квебека были получены в основном от большого количества избирателей-националистов, в то время как многие западные канадские сторонники партии были убеждены, что на правительство оказали влияние в пользу центральной Канады, поэтому, столько времени и было посвящено проблемам, окружающим место и роль Квебека в Канаде.

Трудное стало невозможным, поскольку Правительство консерваторов столкнулось с проблемами  двух главных столбов своей поддержки. На выборы 1988 года баллотировалась новая партия под названием «Партия реформ», которая проводила свою предвыборную кампанию под девизом «Хотим на Запад» и раскритиковала Правительство консерваторов за то, что-то было недостаточно внимательно к западным потребностям. Однако, главной Консервативной темой была свободная торговля, и она была популярна на большей части запада. Желание бросить эффективный вызов консерваторам было очевидным и неприкрытым.

К 1993 году партия Реформ была готова начать еще более мощную кампанию. Их популистский акцент, который включал протест по Шарлоттаунскому Соглашению, которое выдвигало Правительство, и не было признано большинством канадцев, а также их продвижение парламентских реформ и оппозиция по отношению к системе налогов на товары и услуги делали их шансы высокими. Кроме того, их усилия в 1990 году в отношении спасения Мичлейкского соглашения 1987 года привели к выходу члена кабинета министров от консерваторов в Квебеке, так же как и многих других националистических членов парламента. Эти участники объединялись в создании еще одной новой политической партии, Объединения жителей Квебека, которые направили кампанию в сепаратистскую платформу.

В 1993 году либералы заняли правительство большинства, в то время как партия Объединения жителей Квебека сформировала официальную оппозицию. Партия реформ получила больше голосов, чем какая-либо партия, кроме либералов (и 52 места). Либеральное большинство в Палате общин было получено за счет высокой поддержки избирателей в Онтарио, занявшей теперь место Квебека. Результаты выборов 1997 года подтвердили либеральное большинство и региональную природу партийной политики в Канаде. Либералы выиграли почти все места в Онтарио, но были неспособны обеспечить поддержку большинства в остальной части страны. Партия Объединения продолжала оставаться самой популярной в Квебеке, в то время как партия Реформ доминировала в частях западной Канадой. Партия консерваторов пришла в себя после полного забвения, чтобы выиграть 20 мест, главным образом в Атлантической Канаде, в то время как Новые демократы представили 21 члена (8 в Атлантической Канаде и 13 на западе).

Преимущество на выборах Либеральной партии частично относилось к факту, что существовало разделение в голосовании среди консерваторов. Особенно в Партии реформ полагали, что Либеральная партия проявила инициативу, чтобы объединить правых. Было предложено объединить Партию реформ и активистов и избирателей от консерваторов и препятствовать получению либералами мест. Консерваторы отказались участвовать в данном проекте, однако утверждали, что только их партия могла бы обратиться к избирателям по всей Канаде и бросить серьезный вызов либеральной гегемонии. Партия реформ, тем не менее, была преобразована в канадский Союз и довольно успешно попыталась обратиться к провинциальным представителям Консерваторов, убеждая их поддержать Союз, а не федеральных Консерваторов.

Только в крупных партиях (КПК и ЛДП) членство на уровне провинции автоматически означает и членство в партии и на федеральном уровне. В остальных партиях внутрипартийные связи между федеральным уровнем и провинциальными партиями выражены довольно слабо. Каждая провинциальная партия самостоятельно формирует собственные финансы, выдвигает кандидатов, политическую позицию и, в сущности, является автономным институтом [3,56].

Непрочность связей, существующих между федеральным и провинциальным отделениями партий, порождает определенный характер представительства в партии, который способствует формированию порою враждебного отношения к партийному руководству. Лозунги, взятые партией на вооружение, могут приобретать различный смысл на разных уровнях. А избиратели в такой ситуации могут отдать предпочтение одной партии для представления своих интересов на федеральном уровне и другой - на уровне провинции. Они могут идентифицировать свои интересы с политикой одной партии на провинциальном уровне, и с политикой другой в контексте федеральной политики. Нередки случаи, когда правительство провинции, отстаивая собственные интересы, прибегает к помощи федерального правительства, хотя последнее контролируется партией иного направления. Бывают и такие ситуации, когда провинциальное отделение какой-либо партии может находиться в таких плохих отношениях со своим федеральным центром, что не проявляет никакого энтузиазма в проведении федеральных предвыборных кампаний.

Литература

  1. Carty R. Three  Canadian Party  Systems: An Interpretation of the Development  of National  Politics / Party Politics in Canada. Ed bу H.G. Thornburn and A. Whitehorn. 8 th   edition.- Toronto:  Prentice Наll, 2001.- Р.16-32.
  2. Carty, R.K, William Cross, and Lisa Young. Rebuilding Canadian Party Politics. Vancouver: UBC Press. 2000.
  3. Siegfried A. The Race Question in Canada. – Toronto: McClelland & Stewart, (originally published in French, 1906) – P.136.