ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ШАХТНОГО ФОНДА В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Научная статья
Выпуск: № 9 (40), 2015
Опубликована:
2015/15/10
PDF

Шулятьева Людмила Ивановна

доктор технических наук, профессор, Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ШАХТНОГО ФОНДА В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 Аннотация

Целью настоящего исследования является выявление проблем, возникающих при формировании и реализации эффективной инвестицион-ной политики воспроизводства, модернизации и реконструкции шахтного фонда России. Доказывается актуальность решения этой проблемы. Устанавливаются основные положения, требующие проработки при  формировании стратегии эффективного развития предприятий угольной промышленности. Основные положения в дальнейшем будут использованы при разработке нового методологического подхода, обеспечивающего повышение эффективности проектных решений при строительстве, модернизации и реконструкции шахтного фонда.

Ключевые слова: новое строительство, модернизация шахтного фонда

Shulyatieva Liudmila Ivanovna

doctor of technical sciences, professor, Murom Institute of Vladimir State University

THE PROBLEMS OF FORMING THE EFFECTIVE INVESTMENT POLICY OF THE FUND REPRODUCTION OF COAL MINE IN COAL INDUSTRY

Abstract

The purpose of this study is to identify the problems arising during the formation and implementation of effective investment policy issues of reproduction, modernization and reconstruction of the mine. It proves the urgency of solving this problem. Establishes the basic provisions requiring elaboration in the formation of strategy of efficient development of the coal industry. The main provisions will be further used in the development of a new methodological approach to increase the efficiency of design solutions in the construction, modernization and reconstruction of mining assets.

Keywords: new construction, modernization of mining assets.

В июне 2014 г. принята новая Программа развития угольной промышленности на период до 2030 года [1]. Программа ориентирована на более интенсивную отработку освоенных месторождений и на вовлечение в отработку новых месторождений. При этом доля добычи новых месторождений остаётся до 2030 г. незначительной.

Из всех проектов, представленных в Программе, преобладают проекты шахт мощностью 2,5 – 4,5 млн. тонн. Десять наиболее крупных проектов строительства, которые должны быть сданы в эксплуатацию в течение 2015-2030 годов общей мощностью более 39 млн. тонн потребуют инвестиций в ценах периода реализации на сумму около 146 млрд. рублей. Вследствие разновременности реализации проектов сопоставлять единичные показатели стоимости невозможно, но эти данные характеризуют масштабы системных изменений в угольной промышленности, цель которых состоит в обеспечении конкурентоспособности угля как энергетического и химического сырья, повышения инвестиционной привлекательности отрасли и активности потенциальных инвесторов.  Требуемые частные инвестиции в основной капитал составят за период 2014-15 г.г. 565 млрд. руб. Предполагается, что производительность труда работников, занятых в угольной промышленности вырастет в 5 раз. Такой прирост, скорее всего будет обеспечен за счёт роста добычи открытым способом. На подземных работах такой прирост маловероятен. Реализация Программы даст прирост поступлений в федеральный бюджет в размере 1706,6 млрд. рублей.

Угольная промышленность России в постсоветский период прошла несколько этапов реструктуризации шахтного и карьерного фонда, что обеспечило определённый рост эффективности работы угледобывающих предприятий.  Так только за период с 2010 по 2014 г.г. число шахт снизилось с 91 до 86 единиц. При этом объём добычи угля вырос на 9 %, в том числе коксующегося – на 10,3 %, каменного – на 13,5 %. Однако среднегодовая производственная  мощность шахт остаётся в пределах 1300-1500 тонн. Если сравнивать этот показатель  в России с показателями других стран – экспортёров угля, то он остаётся на низком уровне.  Тенденция роста объёмов добычи угля в сложных горно-геологических условиях остаётся неизменной. Рост глубины отработки, состояние шахтных пластов по опасности выбросов, высокой газоносности не позволяет с максимальной эффективностью использовать высокопроизводительное оборудование на основных процессах. Ретроспективный анализ показал, что неготовность российской промышленности выпускать высокопроизводительные очистные и проходческие комбайны, связана и с тем, что на большинстве шахт их использование в значительной степени ограничено газоносностью и взрывоопасностью пластов. В настоящее время доля импортного оборудования на основных подземных процессах составляет 49,6 %, в том числе комбайнов 75,1 % [1]. Создание высокопроизводительных комбайнов в США было ориентировано на простые горно-геологические условия. Известно, что угольные пласты бассейнов США обладают низкой газоносностью, что в значительной степени обеспечивает высокие скорости подвигания забоев. Ровные без нарушения поля позволяют разрабатывать пласты длинными очистными забоями и столбами. В России производительность очистных комбайнов из-за сложных условий эксплуатации остаётся низкой. Покупка дорогостоящего импортного оборудования в условиях нестабильности валютного курса делает применение его в сложных условиях нерентабельным. Увеличение нагрузки на забой приводит к росту его газообильности, а, следовательно, вероятности взрывов метана. Необходимо создать российские аналоги очистной техники, которая была бы более приспособленной к условиям основных бассейнов страны. Опыт работы шахт Карагандинского бассейна с использованием высокопроизводительного оборудования показал, что обеспечение высокой производительности возможно при условии длительной дегазации выемочного столба скважинами, пробуриваемыми с поверхности, а также в горизонтальной плоскости пласта. Такая подготовка длится до 9-12 месяцев.

Освоение новых месторождений требует значительных капитальных вложений в создание необходимой инфраструктуры. Горно-геологические условия залегания пластов на новых месторождениях, требующих подзем-ного способа выемки во времени будут ухудшаться хотя бы из-за углубления горных работ и требовать новых капитальных вложений. Поэтому, вовлечение в отработку новых месторождений должно быть обосновано либо необходимостью роста добычи, либо значительным приближением сырья к потребителю.

По уровню добычи угля Россия находится на пятом месте в мире. Обеспеченность разведанными запасами категории А+В+С1 составляет более 200 млрд. тонн, обеспеченность запасами угля России - 600 лет. Не смотря на изменение структуры потребления энергетического сырья, уголь остаётся востребованным как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В случае восстановления мировой экономики потребление его вырастет до 2030 г. более чем на 30 %. Наиболее крупные по величине производственной мощности шахты находятся в Кузнецком бассейне, который обладает около 21 % запасов. Удельный вес бассейна в добыче  РФ составляет более 50 %.  Согласно Программе [1] из общего числа проектов строительства новых объектов, реконструкции и модернизации действующих, большинство приходится на Кузнецкий бассейн и Восточно-Сибирский регион. В Кузнецком бассейне в период до 2030 г. ожидается довести объем добычи  до 238 млн. тонн, что в долевом соотношении к общей добыче составит 49,6 %.  Предполагаемый рост объёмов добычи угля, согласно Программе должен быть обеспечен за счёт ввода в эксплуатацию новых мощностей и модернизации действующего фонда.

Рост объёмов производства не обеспечивает роста конкурентоспособности угля, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Структурные изменения в потреблении энергоресурсов, увеличение доли потребления газа, как наиболее экологичного и дешёвого энергоресурса, требуют от угледобы-вающих компаний изыскивать резервы повышения конкурентоспособности своей продукции. Россия предполагает увеличить поставки угля в страны Азиатско-тихоокеанского региона на 13 %, а на внутренний рынок – на 32 %. Такие планы требуют реализации ряда мер по снижению затрат на добычу, повышения эффективности использования капиталовложений. По данным Госкомстата РФ [2] за период 2005-2013 г.г. цена на уголь от производителя (в том числе коксующийся) выросла более чем в 2 раза, на обогащённый  - в 2,8 раза. Индекс роста цен по сравнению с 2012 годом составил соответственно 0,7% и 21,3%. Это обусловлено ростом количества угля, требующего обогащения. Углубление горных работ на освоенных месторож-дениях, ряд социальных обязательств, увеличение цен на оборудование и материалы в значительной степени уменьшают внутренние резервы повыше-ния эффективности производства. В  течение многих лет идёт полемика о том, создавать ли предприятия по принципу шахта-лава или высокопроизводительные современные предприятия с годовым объёмом добычи 10млн. тонн и выше. Строительство шахты требует значительных первоначальных капитальных вложений, которые должны быть самортизированы на добытый уголь. Создание предприятий по принципу шахта-лава целесообразны на участках месторождений, ограниченных запасов угля, либо находящихся в зонах значительных тектонических нару-шений. Обоснование проектной мощности новых шахт на полях, не имею-щих таких ограничений должно осуществляться с учётом максимального использования главных вскрывающих выработок и максимального вовлече-ния в отработку запасов.  Обеспечение высокого уровня концентрации производства требует разработки математического аппарата как инструмента обоснования параметров технологических схем шахт, которые позволили бы  в значительной степени повысить конкурентоспособность угля на рынке энергоресурсов за счёт снижения удельных капитальных затрат.

Основной объём капитальных вложений при отработке шахтных полей приходятся на их вскрытие и подготовку. Амортизационные отчисления по вскрывающим и подготавливающим выработкам относятся только на извле-чённую часть запасов и являются возвратными финансовыми ресурсами, формирующими амортизационный фонд шахты, относящийся к собст-венным средствам или акционерному капиталу. Учитывая сроки строитель-ства новых шахт взамен выбывших из эксплуатации, и даже с учётом ежегодной переоценки основных фондов, происходит обесценение инвести-ций к моменту их возврата, и новое строительство требует дополнительных капитальных вложений, пополняющих амортизационный фонд.

Если рассматривать проблему развития угольной отрасли с точки зрения государственных, общенациональных интересов, то отработка запасов должна осуществляться с учётом максимальной полноты их выемки. Стимулом для принятия таких решений недропользователями в данном направлении должна служить эффективная система их налогообложения.

Экономическая эффективность реализации проектных решений оценивается путём расчёта эффективности инвестиционного проекта, когда вариантами являются не только эти решения, но и варианты финансирования проекта. Это определяет основу его инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.

Литература

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 года № 1099-р «О Программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года»
  2. Российский статистический ежегодник, 2014. – http://www.gks.ru
  3. Астахов А.С. Геоэкономика (системная экономика промышленного недропользования) - М.:МИГЭК, 2004. – 487 с.
  4. Угольная промышленность Российской Федерации в 2012 году. Москва, «Росинформуголь», 2013
  5. Шулятьева Л.И. Системный подход к оценке инвестиционной привлекательности отработки сложных угольных месторождений. - Горный информационно-аналитический бюллетень Московского государственного горного университета. Изд.-во «Мир горной книги», № 6, 2015. - с.231-239

References

  1. The order of the Government of the Russian Federation of 21 June 2014 No. 1099-R "On the Program of development of coal industry of Russia for the period till 2030"
  2. Russian statistical Yearbook, 2014. – http://www.gks.ru
  3. Astakhov A. S. Geo-Economics (economy of industrial system of subsoil use).: MIGAC, 2004. – 487 p.
  4. The coal industry of the Russian Federation in 2012. Moscow, "Rosinformugol", 2013
  5. Shulyatieva L. I. a Systematic approach to assessing the investment attractiveness of the mining complex coal deposits. - Mining information and analytical Bulletin of Moscow state mining University. Ed.-in "World of mining book", № 6, 2015. - S. 231-239