ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ СОЗДАНИЯ МУЗЕЕВ ПЕТЕРБУРГА В ИМПЕРАТОРСКИЙ ПЕРИОД

Научная статья
Выпуск: № 9 (40), 2015
Опубликована:
2015/15/10
PDF

Девейкис М.В.

Студентка магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета (направление – «музееведение»)

ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ СОЗДАНИЯ МУЗЕЕВ ПЕТЕРБУРГА В ИМПЕРАТОРСКИЙ ПЕРИОД

   Аннотация

В статье выполнен в хронологическом порядке обзор истории возникновения петербургских музеев, выявлены предпосылки, тенденции музейного развития и предложена типовая схема создания музеев в рассматриваемый период.

Ключевые слова: музей, профильные группы, функция, эволюция.

Deveykis M.V.

Master's student at St. Petersburg State University (direction - " Museology ")

FEATURES AND TENDENCIES OF CREATING MUSEUMS OF ST. PETERSBURG IN THE IMPERIAL PERIOD

Abstract

This article gives an overview of the chronological history of the museums of St. Petersburg, identified the prerequisites of development and trends of the museum offered a typical scheme of creating a museum in the period under review. Keywords: museum, profile group, function, evolution.

История всей совокупности музеев Петербурга, в том числе малоизвестных и незаслуженно забытых, является малоизученной темой и требует дальнейшего исследования. Для изучения истории музейного дела исследователи использовали формационную модель, основанную на смене общественно-экономических формаций. В 2000-х годах от такого подхода отказались[1]. В 2005 году была рекомендована схема, основанная на генезисе культурной формы[2]. Такой подход к решению проблемы является плодотворным – найти какой-то универсальный показатель (категорию), с помощью которого можно рассмотреть историю музейного дела. Однако, по-нашему мнению, «культурная форма» – это абстрактная, неподлежащая измерению, не до конца теоретически разработанная концепция. Для решения исследовательских задач, поставленных в статье, нами предлагается следующая схема: императорский, советский, федеративный периоды. Основой схемы служит смена государственного устройства в стране. Каждый период является самостоятельным, связан с историей Петербурга, страны и отличается новым качеством развития музейного дела. С целью более глубокого изучения динамики возникновения музеев целесообразно разделить первый период на два этапа: феодальный и капиталистический.

   В императорский период в России вся законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках императора. Монархи – умные, образованные и культурные люди, интересующиеся отечественной историей и разбирающиеся в искусстве, которые наряду с экономическими и политическими задачами активно принимали участие в музейной жизни. Начало этому процессу положил царь-реформатор Пётр I. Его реформаторская деятельность не ограничилась сферой государственного управления, военного дела, сословной политикой, преобразованиями в промышленности и торговле, но и охватила культуру. Пётр I интересовался, как поставлено музейное дело в европейских странах. Назревала потребность в создании музеев, собрания которых говорят порой более простым языком, чем книги. И такой музей появился. Датой основания первого музея города и страны, названного Кунсткамерой, принято считать 1714 год. Именно тогда “Пётр I распорядился перевезти из Москвы все свои личные коллекции, включавшие предметы культуры и быта из стран Европы и Азии, минералы, зоологические и медицинские препараты, разные инструменты и станки, собрания Аптекарской канцелярии”[3]. Вход в музей был бесплатным. «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились», - говорил царь. Петербургский музей был последней Кунсткамерой, созданной в Европе. Отличие её заключалось в том, что она создавалась не в репрезентативных, а в просветительных и научных целях. На наш взгляд, Кунсткамера уже тогда выполняла одну из важнейших функций современного менеджмента по привлечению посетителей – для заинтересованности на их угощения из казны отпускали 400 рублей в год.

   Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) характеризуется борьбой за власть и созданием небольшого количества музеев. Это музей Первого Кадетского корпуса, Достопамятный зал и музей Академии художеств. В стране за 37 лет сменилось 6 императоров, причём четверо оказались на престоле в результате переворотов, т.е. время не до создания музеев.

   В 1762 году к власти приходит Екатерина II, которая объявляет политику «просвещённого абсолютизма». Она заявляет о себе как о мудрой правительнице, которая следит за новинками в искусстве. В. Ф. Левинсон-Лессинг в своей книге «История картинной галереи Эрмитажа»[4] писал «Мы не знаем сейчас, когда и как зародилась мысль о создании эрмитажной галереи». Мне представляется, что эта мысль зародилась у Екатерины II, как только она вступила на престол. Во-первых, как человек образованный и пытливый Екатерина II общалась с людьми, любившими и понимающими искусство, заражёнными коллекционерской страстью (Дидро, И. И. Шувалов, Вольтер, А. С. Строганов и др.), в беседах с которыми, несомненно, затрагивались вопросы красоты и значимости галерей, уже имеющихся в Европе. Во-вторых, в то время пышность и великолепие европейских дворов оценивались не только по роскоши приёмов, но и по наличию художественных коллекций. Екатерина II как человек государственный и как женщина не хотела отставать от моды и, несомненно, мечтала о необычной галерее. Здесь её личные интересы совпадали с государственными. С чего-то надо было начинать. Неожиданно представился случай (1763 г.) с покупкой коллекции Гоцковского (225 картин), – и Екатерина II не упустила его. В 1764 году коллекция прибыла в Зимний дворец, и этот год принято считать датой основания императорского музея «Эрмитаж». Появление после возникновения Эрмитажа следующего музея через 41 год (исключение составляет музей Горного училища) мы считаем, обусловлено тем, что это случилось во время правления Екатерины II, которая направляла значительные средства на развитие только одного музея – Эрмитажа, а для создания других музеев средств не оставалось. В дальнейшем, как показывает анализ, музеи возникали в среднем через 4 - 5 лет.

   В 1805 году император Александр I подписал указ об учреждении «Морского музеума». Его история связана с Петром I, по инициативе которого была основана Модель-камера, где собирались различные чертежи и модели судов. В начале она разместилась в специально для неё построенном здании, а затем была переведена в помещение Адмиралтейства. В связи с ростом масштабов транспортного строительства в Петербурге появилась потребность в создании учебных заведений для подготовки инженеров-транспортников и инженеров-строителей. В 1809 г. император издал указ о создании Института корпуса инженеров путей и сообщения. В его структуре в 1813 году был образован музей. После победы в Отечественной войне 1812 года, в связи с ростом национального самосознания, у правящей элиты появилась потребность в создании памятника воинской славы. В 1826 году состоялась торжественная церемония открытия в Эрмитаже Галереи 1812 года. Появление следующей группы музеев связано с развитием Кунсткамеры. После того как она стала одним из подразделений Академии наук (1824 год), она превратилась в подлинно научное учреждение с систематизированными коллекциями. Из неё начали постепенно выделяться самостоятельные специализированные музеи. Структурные изменения требовали новых штатов, помещений, ассигнований. В январе 1830 года Академия обратилась к Николаю I о выделении дополнительных средств. Первоначально ей было отказано, но затем необходимые средства были выделены, и образовалось семь самостоятельных музеев: Минералогический, Ботанический, Зоологический, Азиатский, Нумизматический, Египетский и Этнографический. В 1836 году все они открыли свои экспозиции для посетителей. В 1844 г. по распоряжению Николая I был создан Музей фарфоровых изделий при Императорском Фарфоровом заводе. Таким образом, на стадии феодального этапа в Петербурге появились музеи основных профильных групп (естественнонаучные, военно-исторические, художественные, технические). Они уже выполняли важную роль в сохранении культурного наследия страны, в формировании источниковой базы для развития науки, в образовательном и просветительном процессах. Музей начал закрепляться в качестве важного элемента культурной жизни столицы.

   В 1856 году после коронации на престол вступил император Александр II, который вошёл в историю как проводник Великих реформ. Это было благоприятное время для появления музеев. Уже в 1857 г. был основан Конюшенный музей, который помещался на Конюшенной площади, как хранилище образцов средств передвижения монархов. В связи с предстоящей крестьянской реформой «в 1859 г. при Лесном Институте был учреждён Отечественный сельскохозяйственный Музей»[5]. В 1861 году было отменено крепостное право, проведены реформы в различных сферах, которые создали условия для формирования гражданского сознания и демократизации общества. Важной особенностью этой эпохи явилась также реформа в сфере образования, которая привлекла общественность к изменению всей системы просвещения в стране. В этой связи начали формироваться музеи, ориентированные на педагогическую деятельность (новый тип музея) - Педагогический музей военно-учебных заведений (1864 г.). Со сменой способа производства Россия стала на капиталистический путь развития, произошли сдвиги в науке, и начался промышленный подъём. Это привело к образованию нового профиля музеев – промышленных (Музей прикладных знаний, Телеграфный музей). В это время появились первые литературные музеи. Так, при Александровском Лицее в октябре 1879 года был открыт незаслуженно забытый Пушкинский музей. Идея по его созданию родилась в среде бывших лицеистов, которые хотели увековечить память поэта. В 1881 году был создан Лермонтовский музей, основателем которого был директор Николаевского кавалерийского училища генерал-майор А.А. Бильдерлинг. На этом этапе становятся доступными ранее рассматриваемые нами музеи. Так, в 1865 году был разрешён свободный доступ в Эрмитаж. Происходит систематизация коллекций, разрабатываются каталоги, некоторые музеи объединяются. В 1867 году на основе модель-камеры Адмиралтейства и музея Морского флота был открыт Военно-морской музей. С 1868 года коллекции Достопамятного зала были переведены в помещение Арсенала Кронверка, и зал стал называться Артиллерийским музеем.

   Время правления Александра III (1881-1894 гг.) характеризуется как эпоха контрреформ и реакции, однако и тогда проводились определённые преобразования в социальной и экономической сферах. Культурная жизнь столицы несколько замедлилась, однако музеи продолжали возникать по инициативе учителей, учёных, врачей (музей Сравнительной экологической морфологии животных, Мясной музей, Подвижной музей наглядных пособий и др.). Следует заметить повышение интереса общественности к музею, и что он способствует приобщению к культуре самые широкие слои населения. Музей активно участвует в образовательном процессе, изготовляет наглядные пособия, проводит экскурсии.

   Осенью 1894 года императором стал Николай II. Эпоха Николая II характеризуется как нестабильная в экономическом и политическом отношении, особенно это касалось Петербурга, который находился в центре всех событий. Как на стыке наук часто рождаются открытия, так и на стыке веков наблюдается бурный расцвет культуры. Происходит дальнейшая демократизация всей системы просвещения, появляются различные направления в русской философии, идёт острая борьба идей и течений. Совершаются новые открытия в области различных наук. Все эти изменения оказали положительное действие на создание музеев Петербурга: увеличивается их количество, расширяются функции, издаются каталоги, музеи становятся центрами культуры во многих областях. Немалую роль в появлении музеев сыграли научные общества. В 1897 году был открыт музей Н.И. Пирогова, учредителем которого было Русское хирургическое общество Пирогова. Цель создания музея – увековечить память великого хирурга. История Русского музея, открытого в 1898 году, широко освещена в печати. Выделим важнейшие, на наш взгляд, предпосылки его появления: обсуждение общественностью представленных проектов музея, наличие большого количества художественных коллекций, находящихся в разных местах Петербурга, совпадение интересов демократической общественности и правящего монарха, стремление увековечить память царской семьи. Заслуживает также внимания основательная подготовка к открытию музея. Так, заранее было приобретено здание Михайловского дворца, уникального архитектурного ансамбля, которое стали приспосабливать для нужд музея, был выделен кредит, создана Комиссия, разработано Положение о музее, Правила служащих музея, утверждён штат, разработано Положение о церкви при музее и другие нормативные документы. В 1900 году был открыт Музыкальный музей при придворном оркестре. Представляет интерес история Музея императора Николая I, сыгравшего большую роль в появлении первых железных дорог. Во время празднования юбилея 100-летия со дня рождения императора министр путей сообщения М.И. Хилков предложил основать в Петербурге музей для железнодорожных моделей, сооружений и машин. Государственный совет выделил средства, в 1901 году в Юсуповом саду состоялась закладка здания музея. В 1903 году музей был открыт для осмотра широкой публики. Большинство музеев этой эпохи посвящены выдающимся деятелям науки, культуры и военного дела. По инициативе общественности, группы военных историков для увековечения памяти генералиссимуса Суворова была предложена идея построить музей. Она нашла поддержку широких масс и императора Николая II. Был организован сбор средств, выделено место, построено специальное здание. Торжественное открытие состоялось 13 ноября 1904 года, в присутствии императора, представителей полков, которыми командовал Суворов, создателей музея и гостей. В этом же году был открыт первый в России и мире уникальный Музей почвоведения при Вольном экономическом обществе. Его история связана с именем известного геолога, исследователя и почвоведа Докучаева В.В. В 1905 году появился Пушкинский дом как музейное хранилище литературного наследия поэта, как музей - памятник Пушкину. Идея создания музея Л.Н. Толстого возникла во время его 80-летия, когда на съезде писателей «В.Я. Богучарским было указано, что лучшей формой ознаменования юбилея было бы создание в Петербурге литературного Дома – Музея имени Л.В. Толстого»[6], который был открыт для посетителей в 1911 году. В этом же году создан музей, посвящённый Д.И. Менделееву, учёному, химику, член-корреспонденту Академии наук. Цель его – собрать и сохранить материалы, приборы, печатные и рукописные труды учёного. В 1916 году в столице появился Еврейский музей. Предпосылки для создания такого музея следующие: значительная еврейская диаспора в Петербурге, активное функционирование научных структур (Еврейское историко-этнографическое общество, Общество Еврейской народной музыки, Еврейское литературное общество и др.), наличие научного издания «Еврейская старина». В эпоху правления Николая II была окончательно сформирована музейная сеть в Петербурге, включающая более 50 музеев (без учёта полковых, заводских, библиотечных и других музеев «местного характера»). Капиталистический этап представляет важную веху в развитии музейного дела и завершающую стадию эволюции музеев императорского периода. Музей прочно закрепился за учреждениями, работающими во всех сферах города, появились новые типы и виды музеев, расширились их функции, музей стал востребован и более доступен.

   Следует отметить, что на становление музеев Петербурга в императорский период оказывали значительное влияние труды петербургских авторов: Бакмейстера И.Г., Георги И.Г., Беляева О.П., Огородникова С.Ф. и других. К сожалению, в этих работах больше внимания обращалось на образование и состав коллекций и значительно меньше уделялось причинам возникновения музеев. Тема музея широко освещалась в периодической печати Петербурга: статьи в журналах «Нива», «Исторический вестник», «Русская старина» и др. Так, в журнале «Русская старина» была опубликована статья об истории создания малоизвестного Музея гвардейской артиллерии[7], а в журнале «Нива» напечатана статья о необычном Мясном музее[8].

   Подводя итоги хронологическому обзору истории появления музеев Петербурга можно сделать следующие выводы.

1. Первые музеи Петербурга были созданы по инициативе верховной власти, затем в их организации приняли активное участие научные общества и интеллигенция, при этом монархи выделяли средства, дарили коллекции, давали Высочайшее соизволение. Развитие музеев на первых порах отличалось прерывистым характером, в дальнейшем музеи возникали в среднем через 4-5 лет.

2. Количество созданных в императорский период музеев характеризуется следующими данными: феодальный этап – 16, капиталистический этап – 35. Ведущее место занимают музеи исторического профиля (22,5 %), второе - художественные (20 %) и третье – естественнонаучные (17,5 %).

3. В истории музеев Петербурга отразились следующие тенденции: тенденция влияния государственной политики на создание петербургских музеев (промышленная реформа – промышленные музеи, образовательная реформа – педагогические музеи); тенденция отражения в музеях становления национального самосознания, которое проявлялось через интерес к прошлому, к своей истории, патриотизм (Галерея 1812 года в Эрмитаже, Русский музей, музей Суворова); тенденция воздействия императорской идеологии на создание и функционирование музеев (музей Николая I, музей князя Михаила Николаевича и др., в коллекциях всех музеев присутствуют портреты семей монархов и элиты); тенденция сохранения (увековечивание) кумиров, выдающихся деятелей науки, культуры, военного дела (Лермонтовский музей, Толстовский музей, Музей Д.И. Менделеева и др.).

4. Прослеживается общая схема создания музеев Петербурга: появление и обсуждение мысли о музее, сбор денежных средств, приобретение экспонатов и создание коллекций, подборка помещения или земельного участка для строительства, согласование проекта с органами власти, подготовка нормативных документов (устав, положение), строительство (переоборудование) здания, укомплектование штатов музейных работников, объявление об открытии музея.

5. Петербург внёс весомый вклад в развитие музейного дела страны. Именно здесь возникли: первый публичный музей, первые педагогические музеи, первые мемориальные музеи, первые литературные музеи и, наконец, первые в России и в мире Музей почвоведения, Еврейский музей.

   Таким образом, следует особо отметить важное значение императорского периода в развитии музейного дела для последующих этапов. Он явился экспериментальной базой для дальнейших теоретических изысканий и становления музееведения как науки.

Литература

1. Итс Р.Ф. Кунсткамера. – Л., 1974. 2. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985. 3. Мясной патологический музей в Петербурге // Нива. – СПб., 1898. № 40. 4. Потоцкий П.П. Исторический музей гвардейской артиллерии // Русская старина. – СПб., 1892. Т. LXXIII. февр. 5. Путеводитель по С.–Петербургу. – СПб., 1903. 6. Российская музейная энциклопедия. – М., Т. 1. 2001. 7. Срезневский В.И., Тукалевский В.Н. Толстовский музей в С.-Петербурге. – СПб., 1912. 8. Сундиева А.А. Культурная форма как категория истории музейного дела // Триумф музея? – СПб., 2005.

References

1. Its R.F. Kunstkamera. – L., 1974. 2. Levinson-Lessing V.F. Istorija kartinnoj galerei Jermitazha. – L., 1985. 3. Mjasnoj patologicheskij muzej v Peterburge // Niva. – SPb., 1898. № 40. 4. Potockij P.P. Istoricheskij muzej gvardejskoj artillerii // Russkaja starina. – SPb., 1892. T. LXXIII. fevr. 5. Putevoditel' po S.–Peterburgu. – SPb., 1903. 6. Rossijskaja muzejnaja jenciklopedija. – M., T. 1. 2001. 7. Sreznevskij V.I., Tukalevskij V.N. Tolstovskij muzej v S.-Peterburge. – SPb., 1912. 8. Sundieva A.A. Kul'turnaja forma kak kategorija istorii muzejnogo dela // Triumf muzeja? – SPb., 2005. [1] Российская музейная энциклопедия. – М., Т. 1. 2001. С. 7. [2] Сундиева А.А. Культурная форма как категория истории музейного дела // Триумф музея? – СПб., 2005. С. 107. [3] Итс Р.Ф. Кунсткамера. – Л., 1974. С. 11. [4] Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985. [5] Путеводитель по С.–Петербургу. – СПб., 1903. С. 81. [6] Срезневский В.И., Тукалевский В.Н. Толстовский музей в С.-Петербурге. – СПб., 1912. С. 5. [7] Потоцкий П.П. Исторический музей гвардейской артиллерии // Русская старина. – СПб., 1892. Т. LXXIII. февр. С. 516. [8] Мясной патологический музей в Петербурге // Нива. – СПб., 1898. № 40. С. 795.