МОРФО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУС БОЯРСКОГО (АРАЙ) МОГИЛЬНИКА IV-V ВВ. В СРЕДНЕМ ПРИКАМЬЕ

Научная статья
Выпуск: № 9 (40), 2015
Опубликована:
2015/10/15
PDF

Голдина Е.В.1, Черных Е.М.2

1Кандидат исторических наук, доцент, 2Кандидат исторических наук, профессор, Удмуртский государственный университет

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта  № 15-11-18003

МОРФО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУС БОЯРСКОГО (АРАЙ) МОГИЛЬНИКА IV-V ВВ. В СРЕДНЕМ ПРИКАМЬЕ

Аннотация

В статье приведены результаты морфо-технологического анализа коллекции бус, происходящих из Боярского (Арай) могильника – одного из новых памятников мазунинского времени в Среднем Прикамье.

Ключевые слова: Среднее Прикамье, бусы, морфология, технология изготовления.

Goldina E.V.1, Chernych E.M.2

1Candidate of history, associate professor, 2Candidate of history, professor, Udmurt State University

MORPHO-TECHNOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE BEADS OF THE BOYARKA (ARAY) CEMETERY IV-V CENTURY A.D. IN THE MIDDLE KAMA REGION

Abstract

The article presents morphological and technological analysis of beads collection from the Boyarka (Aray) burial ground – one of the new monuments of the mazunino time in the Middle Kama region.

Key words: The Middle Kama region, beads, morphology, technology

Боярский («Арай») могильник расположен в Каракулинском районе Удмуртской Республики, 4 км к западу от д.Боярка. Занимает узкий мыс высотой 13 м, коренной террасы правого берега р. Камы, протекающей в настоящее время в 5 км к югу. Сведения о могильнике были получены в 2002 г. от сотрудника Сарапульского краеведческого музея Н.Л. Решетникова, которому житель д. Боярка С. Хвостовцев передал ряд вещей, происходивших с его слов из разрушающегося кладбища в окрестностях деревни. Раскопки могильника с 2002 по 2009 гг. осуществлялись к.и.н., профессором кафедры археологии и истории первобытного общества Удмуртского государственного университета Е.М. Черных, при активном участии научных сотрудников университета Т.А. Лаптевой, С.Е. Перевощикова, О.А. Карпушкиной. В результате было обнаружено 183 погребения, вещевой комплекс которых, по предварительным данным, датирован IV-V вв. н.э. и соответствует мазунинскому этапу чегандинской культуры пьяноборской культурно-исторической общности [11-14]. Всего же с площади могильника были собраны останки 217 человек (учитывая могилы, разрушенные черными копателями).

Объектом данного исследования является морфо-технологический анализ бус. Методической основой работы является учение о системах, предложенное Ю.Л. Щаповой и разработанное в рамках семинара «Морфология древностей» на кафедре археологии МГУ под ее руководством [16]. На основе данной методики были проведены исследования коллекций бус нескольких памятников Верхнего и Среднего Прикамья первой половины I тысячелетия н.э. [1-6].

Бусы обнаружены в 40 погребениях из 183 (22%) и насчитывают 2028 экземпляров, 3 экземпляра собраны на поверхности.

Материал

Почти все бусы в коллекции являются стеклянными (2011 экз., 99%), за исключением двадцати, выполненных из раковины (табл.1).

Таблица 1 - Распределение бус по материалу

05-10-2015 16-45-42

Форма

По форме поперечного сечения все бусы округлые. По форме продольного сечения выделено 9 видов форм, среди которых наиболее распространены: зонные (1550 экз., 76,32%), бочонкообразные (401 экз., 19,74%) и цилиндрические (62 экз., 3,05%). Бусы иных форм немногочисленны (табл.2). Бусы из раковины имеют форму цилиндра.

Таблица 2 - Форма тулова стеклянных бус

05-10-2015 16-46-05

Размеры

Измерение бусины произведено по следующим параметрам: диаметр, высота и диаметр отверстия. Для упорядочения полученных данных была использована шкала, предложенная Ю. Каллмером [17, p.35], в которой величины диаметров разбиты на группы через каждые 2 мм. Пропорции бусины определены соотношением диаметра к высоте и в зависимости от этого бусы отнесены к группам: короткие – Н/D≤0,5; средне-короткие – 0,5<Н/D≤1; средне-длинные – 1<Н/D<1,5; длинные – Н/D≥1,5. Данные о размерах бус нами объединены в единую таблицу, в которой по горизонтали размещены величины диаметров, а по вертикали – информация о пропорциях бус. В результате каждая бусина получает код размера, который обозначен цифрой с апострофом (табл.3). Стеклянные бусы имеют диаметр от 2 до 18 мм. Абсолютно доминирует бисер диаметром 3-5 мм (1883 экз., 92,6%), а также встречаются экземпляры менее 3 мм (54 экз., 2,7%). Стеклянные бусы иных диаметров редки. По пропорциям почти все стеклянные бусы являются средне-короткими (1979 экз., 97,4%). Бусы из раковины имеют диаметр 5-7 мм и относятся по пропорциям к средне-коротким.

 

Таблица 3 - Корреляция диаметров и пропорций стеклянных бус

05-10-2015 16-46-57

Цвет

Цвет бусины определен с помощью шкалы цветов, которая насчитывает 21 цветовой тон, каждый из которых имеет 8 различных оттенков по интенсивности и светлости. Шкала цветов была разработана на кафедре археологии МГУ на основе атласа цветов [10].

У одноцветных бус без декора и бус с декором определен цвет основы бусины, для бус с металлической прокладкой дается цвет внешнего слоя стекла. На памятнике встречаются декорированные бусы, у которых нельзя однозначно определить цвет основы и декора. Такие экземпляры названы многоцветными и для них отдельно проанализированы сочетания цветов.

Цветовая гамма стеклянных бус, найденных на Боярском (Арай) могильнике, насчитывает 13 цветов и оттенков (табл.4). Одноцветные бусы без декора преобладают (2017 экз., 99,3%) и окрашены, преимущественно, в бирюзовый, синий и желто-зеленый цвета. Другие расцветки встречаются единично. Бусы с металлической прокладкой редки (12 экз., 0,6%) и, как правило, имеют желтый слабый (бесцветный) внешний слой (9 экз., 0,4%). Таким бусам желтый оттенок придает, по-видимому, цвет металлической прокладки, изготовленной из золотой фольги. Способ украшения бус золотой или серебряной фольгой был изобретен в Александрии в III-II вв. до н.э. и применялся в течение всего I тысячелетия н.э. По наблюдениям В.Б. Деопик в первой половине I тысячелетия бытовали бусы с золотой фольгой, в VI-IX вв. – с серебряной [цит. по 8, с.100-101].

На памятнике выявлено лишь две декорированные бусины (0,1%), которые являются многоцветными. Один экземпляр окрашен в красно-коричневый, белый, бирюзовый цвета (тип VIВ6а, рис.1). Другая бусина относится к пятицветным и имеет черный, белый, красно- коричневый, желтый, бирюзовый цвета (тип VIВ7а, рис.1).

Таблица 4 - Цвет стеклянных бус

05-10-2015 16-47-13

 

Декор

Основа декорированных бус изготовлена методом сварки из многоцветных стеклянных палочек, а затем согнута. Одна бусина изготовлена из палочек двух видов, которые чередуются и расположены в несколько рядов (тип VIВ6, рис.1). Другая бусина сварена из трех многоцветных палочек, каждая их которых представляет собой совокупность разноцветных квадратиков, которые образуют геометрический узор в виде цветка (тип VIВ7а, рис.1). Обе бусины относятся к мозаичным.

05-10-2015 16-47-41

Рис. 1 - Боярский (Арай) могильник. Типы бус

Прозрачность

По прозрачности выделяют бусы прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные (табл.5). В данной коллекции непрозрачные экземпляры преобладают (1782, 87,7%). Присутствуют также бусы, у которых не определена прозрачность. В эту группу вошли сильно коррозированные (30, 1,5%) и многоцветные экземпляры, изготовленные из стёкол различной прозрачности (2, 0,1%). Все изделия из раковины непрозрачные.

Таблица 5 - Прозрачность стеклянных бус

05-10-2015 16-48-01

Технология изготовления

Программа изучения технологии изготовления стеклянных бус и приемов наложения декора основана на методике З.А. Львовой, которая составила детальный список технологических приемов, используемых древними мастерами [7, с.90-103]. Бусы из раковины изготовлены методом вырезания с последующим сверлением отверстия и шлифованием.

Стеклянные бусы Боярского (Арай) могильника выполнены в четырех техниках (табл.6). Бусы из тянутой трубочки доминируют (1947 экз., 95,9%). Этим способом изготовлена преобладающая часть одноцветных бус (1935 экз.) и все бусы с металлической прокладкой (12 экз.).

Методом разрезания одноцветной палочки с последующим проколом выполнено 34 бусины (1,7%). На памятнике выявлены изделия, изготовленные способом навивки (17, 0,8%). Метод сгибания полосы зафиксирован на одной одноцветной и двух многоцветных бусинах. Техника изготовления 30 бусин (1,5%) не установлена.

Вслед за Н.А. Школьниковой [15], выявленные технологические схемы были распределены на группы по принципу изготовления:

I – массовое (серийное) изготовление – к данной группе нами отнесены бусы из тянутой трубочки (1947 экз.; 95,9%);

II – индивидуальное изготовление – бусы, выполненные способом навивки (17 экз., 0,8%).;

III – серийно-индивидуальное изготовление – бусы, выполненные методом разрезания тянутой палочки (как одноцветной, так и многослойной), а также методом сгибания полосы (37 экз., 1,8%).

Таблица 6 - Технология изготовления стеклянных бус

05-10-2015 16-48-19

 

Таким образом, бусы обнаружены в каждом пятом погребении Боярского (Арай) могильника и почти все они изготовлены из стекла. Доминирует бисер, выполненный массовым (серийным) способом производства (разрезание тянутой трубочки): зонный, бочонкообразный или цилиндрический из непрозрачного или полупрозрачного бирюзового (типы IА8, IА7, IА32), синего (типы IА59, IА1) или желто-зеленого (тип IА6) стекла. Немногочисленны по количеству, но часто встречаются как в женских, так и в мужских погребениях крупные бесцветные (оливкового слабого оттенка; типы IVА24, IVА66) или зеленые (тип VIIIА1) экземпляры. В целом, коллекция бус Боярского (Арай) могильника обладает характеристиками, свойственными памятникам Среднего Прикамья первой половины I тыс. н.э.: доминирование стеклянного бисера (прежде всего бирюзового цвета), изготовленного методом разрезания тянутой трубочки; доля бус, выполненных из тянутой палочки не превышает 10%; применение бус и бисера в женском костюме в качестве украшения головного убора, пояса, височных подвесок; присутствие бус и бисера в составе подарочных наборов, уложенных в могилу [2; 9, с.55-57]. Особенностью памятника является малое количество бус и бисера с металлической прокладкой и бус, выполненных методом разрезания одноцветной палочки.

* цифра с апострофом означает код размера бусины

Литература

  1. Голдина Е.В. Бусы могильников неволинской культуры (конец IV – IX вв.). Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2010. 264 с.
  2. Голдина Е.В. Характеристика бус Тураевского I могильника (бескурганная часть) // Голдина Р.Д., Бернц В.А. Тураевский I могильник – уникальный памятник эпохи великого переселения народов в Среднем Прикамье (бескурганная часть): Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Т.17. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2010а. С.462-474.
  3. Голдина Е.В. Бусы Бартымского I селища и Бартымского I могильника // Голдина Р.Д., Пастушенко И.Ю., Черных Е.М. Бартымский комплекс памятников эпохи средневековья в Сылвенском поречье: Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Т.13. Ижевск, Пермь: Удмуртский государственный университет, 2011. С.307-321.
  4. Голдина Е.В. Бусы городища Лобач и могильника Сухой Лог // Городище Лобач и его окрестности в эпоху средневековья / Р. Д. Голдина, И. Ю. Пастушенко, С. А. Перевозчикова [и др.] Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Т.23. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. С.237-255.
  5. Голдина Е.В., Бернц В.А. Бусы Заборьинского могильника IV в. н.э. в Среднем Прикамье // Евразийский союз ученых (ЕСУ). – 2015. – №4 (13), часть 10. – С. 131-135. // http://issuu.com/euroasiascience/docs/evro_13_p10.
  6. Голдина Е. В., Кузьминых Н.В. Особенности бус Тарасовского могильника I-V вв. на Средней Каме // Переходные эпохи в археологии: Материалы Всеросс. археологической конф. с международным участием «XIX Уральское археологическое совещание». Сыктывкар: ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2013. С. 59-61.
  7. Львова З.А. Технологическая классификация изделий из стекла (по материалам раннесредневековых стеклянных украшений) // АСГЭ. Вып.20. Л.: Искусство, 1979. С.90-103.
  8. Львова З.А. Типологизация по технологическому основанию стеклянных бус Варнинского могильника как основа их относительной и абсолютной датировки // АСГЭ. Вып.24. Л.: Искусство, 1983. С.90-107.
  9. Останина Т.И. Население среднего Прикамья в III-V вв. Ижевск, 1997. 327 с.
  10. Рабкин Е.Б. Атлас цветов. М: Государственное издательство медицинской литературы, 1956. 210 с.
  11. Черных Е.М., Красноперов А.А., Лаптева Т.А., Перевощиков С.Е. Исследования Боярского (Арай) могильника // Археологические открытия 2003 года. М.: Наука, 2004. С. 344.
  12. Черных Е.М., Карпушкина О.А., Перевощиков С.Е. Исследования могильника Боярский (Арай) // Археологические открытия 2004 года. М.: Наука, 2005. С. 377-378.
  13. Черных Е.М., Карпушкина О.А., Перевощиков С.Е. Исследование Боярского (Арай) могильника // Археологические открытия 2007 года. М.: Языки славянской культуры, 2010. С. 393-394.
  14. Черных Е.М., Карпушкина О.А., Перевощиков С.Е. Исследование Боярского (Арай) могильника // Археологические открытия 2008 года. М.: Институт археологии РАН, 2011. С. 389-390.
  15. Школьникова Н.А. Стеклянные украшения конца I тыс. н.э. на территории Поднепровья // Советская археология. –  – №1. – С.97-104.
  16. Щапова Ю.Л. Древнее стекло. Морфология, технология, химический состав. М.: МГУ, 1989. 120 с.
  17. Callmer J. Trade Beads and bead Trade in Skandinavia ca 800-1000 A.D. Acta Archaeologia Lundensia. Series in 4. Nr.11. Bonn-Lund: Habelt, 1977. 229 р.

References

  1. Goldina E.V. Busyi mogilnikov nevolinskoy kulturyi (konets IV – IX vv.). Ijevsk: Udmurtskiy gosudarstvennyiy universitet, 2010. 264 s.
  2. Goldina E.V. Harakteristika bus Turaevskogo I mogilnika (beskurgannaya chast) // Goldina R.D., Bernts V.A. Turaevskiy I mogilnik – unikalnyiy pamyatnik epohi velikogo pereseleniya narodov v Srednem Prikame (beskurgannaya chast): Materialyi i issledovaniya Kamsko-Vyatskoy arheologicheskoy ekspeditsii. T.17. Ijevsk: Udmurtskiy gosudarstvennyiy universitet, 2010a. S.462-474.
  3. Goldina E.V. Busyi Bartyimskogo I selischa i Bartyimskogo I mogilnika // Goldina R.D., Pastushenko I.YU., CHernyih E.M. Bartyimskiy kompleks pamyatnikov epohi srednevekovya v Syilvenskom poreche: Materialyi i issledovaniya Kamsko-Vyatskoy arheologicheskoy ekspeditsii. T.13. Ijevsk, Perm: Udmurtskiy gosudarstvennyiy universitet, 2011. S.307-321.
  4. Goldina E.V. Busyi gorodischa Lobach i mogilnika Suhoy Log // Gorodische Lobach i ego okrestnosti v epohu srednevekovya / R. D. Goldina, I. YU. Pastushenko, S. A. Perevozchikova [i dr.] Materialyi i issledovaniya Kamsko-Vyatskoy arheologicheskoy ekspeditsii. T.23. Ijevsk: Udmurtskiy gosudarstvennyiy universitet, 2012. S.237-255.
  5. Goldina E.V., Bernts V.A. Busyi Zaborinskogo mogilnika IV v. n.e. v Srednem Prikame // Evraziyskiy soyuz uchenyih (ESU). – 2015. – №4 (13), chast 10. – S. 131-135. // http://issuu.com/euroasiascience/docs/evro_13_p10.
  6. Goldina E. V., Kuzminyih N.V. Osobennosti bus Tarasovskogo mogilnika I-V vv. na Sredney Kame // Perehodnyie epohi v arheologii: Materialyi Vseross. arheologicheskoy konf. s mejdunarodnyim uchastiem «XIX Uralskoe arheologicheskoe soveschanie». Syiktyivkar: IYALI Komi NTS UrO RAN, 2013. S. 59-61.
  7. Lvova Z.A. Tehnologicheskaya klassifikatsiya izdeliy iz stekla (po materialam rannesrednevekovyih steklyannyih ukrasheniy) // ASGE. Vyip.20. L.: Iskusstvo, 1979. S.90-103.
  8. Lvova Z.A. Tipologizatsiya po tehnologicheskomu osnovaniyu steklyannyih bus Varninskogo mogilnika kak osnova ih otnositelnoy i absolyutnoy datirovki // ASGE. Vyip.24. L.: Iskusstvo, 1983. S.90-107.
  9. Ostanina T.I. Naselenie srednego Prikam'ya v III-V vv. Izhevsk, 1997. 327 s.
  10. Rabkin E.B. Atlas tsvetov. M: Gosudarstvennoe izdatelstvo meditsinskoy literaturyi, 1956. 210 s.
  11. Chernyih E.M., Krasnoperov A.A., Lapteva T.A., Perevoschikov S.E. Issledovaniya Boyarskogo (Aray) mogilnika // Arheologicheskie otkryitiya 2003 goda. M.: Nauka, 2004. S. 344.
  12. Chernyih E.M., Karpushkina O.A., Perevoschikov S.E. Issledovaniya mogilnika Boyarskiy (Aray) // Arheologicheskie otkryitiya 2004 goda. M.: Nauka, 2005. S. 377-378.
  13. Chernyih E.M., Karpushkina O.A., Perevoschikov S.E. Issledovanie Boyarskogo (Aray) mogilnika // Arheologicheskie otkryitiya 2007 goda. M.: Yаzyiki slavyanskoy kulturyi, 2010. S. 393-394.
  14. Chernyih E.M., Karpushkina O.A., Perevoschikov S.E. Issledovanie Boyarskogo (Aray) mogilnika // Arheologicheskie otkryitiya 2008 goda. M.: Institut arheologii RAN, 2011. S. 389-390.
  15. Shkolnikova N.A. Steklyannyie ukrasheniya kontsa I tyis. n.e. na territorii Podneprovya // Sovetskaya arheologiya. – 1978. – №1. – S.97-104.
  16. Schapova YU.L. Drevnee steklo. Morfologiya, tehnologiya, himicheskiy sostav. M.: MGU, 1989. 120 s.
  17. Callmer J. Trade Beads and bead Trade in Skandinavia ca 800-1000 A.D. Acta Archaeologia Lundensia. Series in 4. Nr.11. Bonn-Lund: Habelt, 1977. 229 р.