АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В МИГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
Маслова Т.Ф.1, Нестеров А.С.2
1Доктор социологических наук, 2Кандидат исторических наук, Ставропольский государственный педагогический институт
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №15-03-18041
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В МИГРАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье рассмотрены – социальный контекст, методологическая составляющая миграционных процессов, технология социологического сопровождения отношений субъектов миграции в местном сообществе.
Ключевые слова: миграционные процессы, социологическое сопровождение, конфликт, социальный контекст.
Maslova T.F.1, Nesterov A.S.2
1Doctor of Sociology Sciences, 2Candidate of History Sciences, Stavropol State Pedagogical Institute
THE ANALYSIS OF SOCIAL INTERACTION OF ACTORS IN THE MIGRATION PROCESS
Abstract
The article considers the social context, the methodological component of the migratory processes, the technology of sociological support relations of the subjects of migration in the local community.
Keywords: migration processes, social support, conflict, social context.
При проведении анализа социального взаимодействия субъектов в миграционном процессе важно учитывать социальный контекст и методологическую ситуацию как необходимые условия для данного процесса. Под социальным контекстом следует понимать среду, в которой разворачиваются процессы соорганизации, согласования и формирования целого как принципа установления порядка. Контекст фиксирует, прежде всего, акцент ограниченности, локальности, «местного» происхождения порядка. Следует отметить, что миграционные процессы в XX-XXI вв. представляют одну из типичных примет времени и характеризуются рядом особенностей. Среди них можно выделить следующие: усиление миграционных потоков населения, изменение природы миграции, ставшей одним из факторов, определяющих социально-экономическое и культурное развитие практически любой страны; изменение мотивов и характера миграции [6,36] и другие. В российских условиях согласно прогнозу Росстата миграционный прирост в 2011-2030 гг. составит 10,5 млн. чел. по «высокому варианту» и 7 млн. чел. - по «среднему», что существенно выше современных масштабов [7]. Региональная специфика отражает ряд особенностей, которые актуализируют исследовательские задачи миграционных процессов с учетом их влияния на социум. Характерным примером для анализа данных особенностей выступает Ставропольский край. Его национальный и конфессиональный состав отличается большим разнообразием. Согласно Всероссийской переписи 2010 года в крае проживает более 100 национальностей, наблюдается некоторый отток русского населения, численность которого превышает 80%; и выделяются районы, где она составляет 50% (Курский, Нефтекумский), а также те, которые отличатся достаточно высокой миграционной подвижностью [4]. На Ставрополье преобладают внутренние мигранты, то есть граждане России, имеющие право свободного выбора места жительства на территории России. Согласно статистике, в среднем ежегодно в Ставропольский край из республик Северного Кавказа прибывает около 6 тысяч граждан Российской Федерации. Данная ситуация наполняет своим особым содержанием жизнь регионального социума. В нем наблюдается увеличение числа молодежи, покидающей территории своего постоянного проживания для получения профессионального образования в центральной части региона, прежде всего Ставрополя, что характеризует особенности миграционных процессов, включая характеристики взаимодействия между субъектами.
Миграция как динамичный, многовекторный процесс пространственных перемещений лиц через границы государств, иные территориальные образования, вне зависимости от причин перемещений и их длительности, в целях перемены постоянного места жительства или временного проживания выделяет определенные компоненты: факторы, субъекты, объекты, условия и результаты. С позиций человеческого измерения данного процесса центральной проблемой его анализа выступает взаимодействие субъектов миграции, которое может приобретать конструктивный и деструктивный характер.
Взаимозависимость множества факторов и структур человеческой жизнедеятельности (социальные, духовные, экономические, психологические и иные) определяют феномен современной миграции, прежде всего, как социокультурного явления, раскрывающего новые формы взаимодействия в
«мы-они» отношениях [11,96]; свойства субъектов, основы и характер их коммуникационных связей и отношений.
В качестве необходимой методологии анализа, возможно, рассматривать, прежде всего, социокультурный подход, который совмещается с другими подходами: структурно-функциональным, исходящим из понимания человека как активного субъекта действия (П.Сорокин, Т.Парсонс); с системным, принимающим во внимание функции и структуры социальной системы, влияющей на ход адаптации и интеграции субъектов; с гуманистическим и антропологическим, рассматривающим социокультурные установки в обществе во благо человека и учитывающим человеческое измерение результаов миграции
Познание взаимодействия в ходе миграции соотносится также с парадигмой символического интеракционизма (Дж.Мид, Ч.Кули), где акцент переносится со стандартизированного ролевого поведения на процессы выработки значений, интерсубъективного определения и переопределения ситуации в ходе социального взаимодействия; с семиотическим, отражающим смысл обмена в знаках, символах (Э. Гуссерль), что актуально для рассмотрения поведения индивидов и групп, участвующих в миграционных процессах.
Оценка социального контекста и методологической ситуации исследования отношений субъектов миграции определяет содержание данной модели, которое может складываться в русле комплекса направлений. Это: - анализ отношений субъектов миграционного процесса; изучение специфики управления их взаимодействием в целях снижения конфликтогенности социума и позитивного социального самочувствия индивидов и групп; исследование особенностей адаптации и интеграции специфических категорий мигрантов и т.д.
Следует отметить тот факт, что субъекты и факторы миграционного процесса представляют коммуникации, оценки, взгляды, формируемые в ходе взаимодействия в социуме групп «пришлых» и «местных», в результате чего формируется соответствующее пространство отношений в континууме - «местные», кто считает себя полноправными хозяевами территории, связанными с нею правами, культурными нормами, и - «чужие», связь которых с территорией имеет культурные и/или правовые ограничения, то есть пространство отношений, основанных на неравноправии и неравнозначности.
Ролевые характеристики мигрантов, с одной стороны включают привычные им образцы поведения, а с другой, содержат предписание осваивать культурные образцы нового сообщества. Создается ситуация нормативного порядка, включающая формальные и неформальные ценностные ожидания к поведению мигрантов; правила, которые выступают регуляторами отношений между местными и прибывшими [9,26]. Нарушение этих правил ведет к столкновениям между ними, а неприятие чужого на психологическом уровне создает напряженность.
Но чаще всего связь с местными для мигрантов является основной жизненной потребностью, поскольку, взаимодействуя с ними, они скорее реализуют свои интересы, отношения могут развиваться в сторону сотрудничества. Очевидно, что в социальном пространстве «местные»-«чужие» фигурируют два фактора – фактор «риска» конфликта и фактор паритета как состояния относительного равновесия ресурсов, равноценности целей, равенства прав и обязанностей и т.д., что обусловливает два типа социальных отношений (М. Дойч): кооперации и конфликта [1].
Для кооперативного типа характерно более эффективная внутригрупповая коммуникация; в них достигается большее согласие с идеями других, большее чувство сходствах в базисных убеждениях, ценностях, большее доверие друг к другу. В конкурентных группах, где присутствуют конфликтные отношения, цель участников – усиление собственных позиций за счет ущемления интересов другой стороны; конкуренция увеличивает масштаб проблемы; в попытках повлиять на других, используются принудительные средства воздействия друг на друга. Если факторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными [10], а отношения содержать подспудно назревающий конфликт.
В такого рода ситуации определяющее значение имеет технология социологического сопровождения отношений субъектов миграции в местном (принимающем) сообществе. Технология социологического сопровождения мер предупреждения конфликтных отношений между субъектами миграции в местном (принимающем) сообществе представляет собой процесс создания информации, анализирующей условия и формы взаимодействий мигрантов и местных жителей в принимающем сообществе, определяющей осложняющие его факторы. Объектами технологии могут быть: взаимодействующие группы, институты, связанные с проблемами миграции.
Процесс создания информации в технологии социологического сопровождения определяется направленностью взаимозависимых и согласованных по целям, задачам, месту и времени этапов получения информации. В него входит:
- Диагностика реального состояния субъектов, отношений между «своими» и «чужими» в условиях социальной среды.
- Прогнозирование изменений отношений, свойств субъектов миграции, социальной среды и форм их взаимодействия.
- Проектирование развития направлений отношений и взаимодействий объектов социологического сопровождения.
Технология социологического сопровождения отношений субъектов миграции в местном (принимающем) сообществе на основе объективных данных опирается на ряд основных принципов:
- контекстности, предполагающей анализ конкретной ситуации и определение стратегий исследования.
Социологическая информация по предупреждению конфликтных отношений мигрантов локализуется в рамках определенного (местного) пространства. На этом уровне развертываются реальные процессы общения и взаимодействия, определяются различные формы отношений, осознается потребность в сотрудничестве и солидарности, возникают социальные коллизии и конфликтные ситуации. Именно здесь, в первую очередь, должно происходить практическое решение управленческих задач; формирование атмосферы межкультурных отношений без преувеличения этничности, так как ключевые маркеры отношений «свой»-«чужой» лежат не только в сфере этнической принадлежности, но и в сфере гражданской солидарности, права и безопасности.
- системности, связанной с необходимостью систематического обращения к данным научного анализа и их последовательному использованию.
- комплексности. Социологическая информация формируется комплексно с учетом всех видов и источников сведений о положении мигрантов в местном сообществе, о взаимодействии с ними местного населения и др. Она (информация) классифицируется как первичная – сведения, получаемые от участников отношений; вторичная - сведения, которые содержится в разного рода документах.
Требуется регулярное изучение взаимодействия мигрантов с местным населением, без чего затруднительно предвидение последствий влияния миграции на социальную среду и, соответственно, – определение оптимальной миграционной политики [2]; осуществление непрерывного проведения и использования на практике данных конкретных социологических исследований.
Одним из способов получения необходимой информации для оптимизации действий по выявлению «рисков» конфликтных отношений выступает прикладное социологическое исследование (ряд исследований), которое регенерирует необходимую информацию в соответствии с определенной программой исследования.
Таким образом, анализ данных факторов составляет основу показателей и индикаторов, используемых при разработке программ социологического исследования (исследований) отношений субъектов в местном сообществе.
Литература
- Дойч М: Закон социальных отношений //ttp://studme.org/1874041423254/menedzhment/situatsionnye_podhody
- Бойков В.Э. Влияние миграции населения на социальные процессы // Современные миграционные процессы: состояние. Проблемы. Опыт государственного и общественного регулирования. - Ростов н/Д., 2008.
- Глушкова А. На Ставрополье увеличился поток мигрантов. [Электронный ресурс] //Комсомольская правда.- 2010. 11 декабря http://www.kp.ru. Дата обращения 30.12.2014.
- Как изменяется национальный состав на Кавказе [Электронный ресурс] http://voprosik.net/. Дата обращения 30.12.2014.
- Кун Т. Структура научных революций /Сост. В.Ю. Кузнецов. М.,2001. - С.17.
- Миграционные процессы на Юге России: реалии проблемы, перспективы. Материалы межд. научно-практической конференции 26-27 мая 2008 г. Ростов н/Дону: Изд-во СКАГС. 2008. С.36.
- Мукомель В. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики [Электронный ресурс]// Мир России. 2011. № 1 http://www.hse.ru/. Дата обращения 30.12.2014.
- Петров В.Н. Миграция населеня и этнические мигранты в современной России: Монография.Краснодар: КубГу, 2004С.26.
- Социальное взаимодействие /http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnoe-zaimodeystvie.html),
- Халий И.А. Местное сообщество в России: соотношение общего и специфического, традиций и инноваций // Региональная социология в России. – М., 2007. – С.96.
References
- Dojch M: Zakon social'nyh otnoshenij //ttp://studme.org/1874041423254/menedzhment/situatsionnye_podhody
- Bojkov V.Je. Vlijanie migracii naselenija na social'nye processy // Sovremennye migracionnye processy: sostojanie. Problemy. Opyt gosudarstvennogo i obshhestvennogo regulirovanija. - Rostov n/D., 2008.
- Glushkova A. Na Stavropol'e uvelichilsja potok migrantov. [Jelektronnyj resurs] //Komsomol'skaja pravda.- 2010. 11 dekabrja http://www.kp.ru. Data obrashhenija 30.12.2014.
- Kak izmenjaetsja nacional'nyj sostav na Kavkaze [Jelektronnyj resurs] http://voprosik.net/. Data obrashhenija 30.12.2014
- Kun T. Struktura nauchnyh revoljucij /Sost. V.Ju. Kuznecov. M.,2001. - S.17
- Migracionnye processy na Juge Rossii: realii problemy, perspektivy. Materialy mezhd. nauchno-prakticheskoj konferencii 26-27 maja 2008 g. Rostov n/Donu: Izd-vo SKAGS. 2008. S.36
- Mukomel' V. Integracija migrantov: vyzovy, politika, social'nye praktiki [Jelektronnyj resurs]// Mir Rossii. 2011. № 1 http://www.hse.ru/. Data obrashhenija 30.12.2014
- Petrov V.N. Migracija naselenja i jetnicheskie migranty v sovremennoj Rossii: Monografija.Krasnodar: KubGu, 2004S.26.
- Social'noe vzaimodejstvie /http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnoe-zaimodeystvie.html),
- Halij I.A. Mestnoe soobshhestvo v Rossii: sootnoshenie obshhego i specificheskogo, tradicij i innovacij // Regional'naja sociologija v Rossii. – M., 2007. – S.96.