Вернуться к статье

Модель компетенций актера на киноплощадке

Таблица 1 - Компетенции актера на киноплощадке

Виды деятельности на киноплощадке

Действия /компетенции/ актера на киноплощадке

1. Использование профессионального языка на киноплощадке.

· Знать и уметь применять основные понятия, используемые для общения на съемочной площадке.

2. Соблюдение технических особенностей съемки. (Границы кадра, сложный ракурс съемки, чувствительность фокусного расстояния, выверенная работа осветительных приборов).

· Определять и корректировать свое положение относительно направления съемки.

· Чувствовать границы кадра.

· Точно и оправданно выходить в заданные точки.

· Распределять интенсивность движения и существования в зависимости от положения камеры и переброски фокуса.

· Оставаться (не «выпадать») из светового рисунка.

3. Соблюдение выверенных мизансцен, точное повторение порядка действий.

· Точно фиксировать заданную режиссером мизансцену.

· Запоминать и точно повторять все физические действия, пластические проявления, эмоциональный ряд, направление взглядов на конкретные объекты в строгой последовательности.

· Уметь быстро и точно вносить коррективы, в любую фазу действия, не разрушая общей последовательности.

4. Съемка в хромокейных студиях, в беспредметном пространстве и с воображаемым реквизитом.

· Понимать географию, форму, или свойства объекта, обозначенного меткой.

· Запоминать и фиксировать порядок и расположение меток в зависимости от поставленной задачи.

· Точно играть перемену отношения к метке в зависимости от ее значения, и присущих «ей» (метке-объекту) качеств.

5. Фрагментарное существование.

· Преодолевать фрагментарность киносъемочного процесса.

· Разработать внутреннюю линию роли, и определить на какой стадии развития находится персонаж в каждом заданном эпизоде. Зафиксировать внешние и внутренние нюансы этого развития.

· Точно понимать сюжетное положение эпизода. Определить или выяснить у режиссера, предполагаемое значение данного эпизода в контексте замысла картины.

· Внутренне стремиться к осуществлению сверхзадачи своего персонажа.

6. Работа без репетиций.

· Знать текст сцены и сценарий в целом.

· Быть готовым к импровизационному существованию в рамках предлагаемых обстоятельств и логики развития сюжета.

· Фиксировать и присваивать предложенные задачи.

7. Существование с минимальной подготовкой к актерской деятельности. Быстрая смена видов деятельности.

· Уметь концентрироваться и посредством воли и воображения приводить свое психофизическое самочувствие в соответствие с необходимой фазой внутреннего действия и эмоционального состояния роли.

8. Съемка без партнера или когда партнер находится в неорганичном положении.

· Знать и понимать направление взгляда.

· Относиться к камере или к метке, как к партнеру.

· Подробно и эмоционально прогнозировать поведенческую линию партнера.

· Точно распределить ритмы и качества реакций на поведенческую линию партнера.

· Сформулировать точный мотивационный действенный ряд по отношению к партнеру (цель и сценическая задача).

· Находиться в импровизационном самочувствии.

9. Актерское существование перед камерой. Работа на крупном плане.

· Работать на разных планах и «крупностях».

· Владеть эмоциональной выразительностью и мышечной свободой перед камерой.